12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Фатыкова Оксана Петровна303
Россия, Пермский край, с. Кыласово
2

Организация предметно-развивающей среды для учащихся ОВЗ классов

Утверждаю

Директор школы

______________Л.С.Ботова

ОРГАНИЗАЦИЯ предметно-развивающей среды

Большую часть своего времени ребёнок проводит в школе. В 1-4 ОВЗ классе 70% обучающихся проживает в близлежащих деревнях и до отправления автобуса до 15 -30 часов находятся в школе. Очень важно создать все условия, чтобы ребёнок чувствовал себя комфортно и при этом развивался как личность. В этом немаловажную роль играет предметно-развивающая среда. Я работаю над созданием комплекса эстетических, психолого – педагогических условий, необходимых для осуществления педагогического процесса, рационально организованного в пространстве и времени, насыщенного разнообразными предметами и игровыми материалами. Предметно - развивающая среда очень важна для ребёнка с ОВЗ, так как она способствует установлению, утверждению чувства уверенности в себе, дает возможность ребёнку испытывать и использовать свои способности, стимулировать проявление им самостоятельности, инициативности, творчества. Всё имеет значение: цвет стен, мебели, рациональное распределение пространства на зоны, наличие места для самостоятельных игр, уединения ребёнка. Правильная организация среды помогает ребёнку найти занятие по душе, проверить свои силы, способности в той или иной деятельности, взаимодействовать с одноклассниками, развивать умение работать в паре, группе, при этом понимать и принимать мнение окружающих, оценивая их слова и поступки, что и является основополагающим в развивающем обучении. Предметно-развивающая среда вызывает положительные эмоции у детей, развивает их воображение, творческое мышление, фантазию. Дети начинают положительно относится к школе, с удовольствием посещают учебные занятия, развиваясь интеллектуально. Здесь дети получают новые положительные впечатления, знания, умения, ведь у многих детей, проживающих в частном секторе, в доме порой нет благоустроенных удобств.

Создавая предметно-развивающую среду, руководствовалась следующими принципами:

  • многофункциональность помещений;
  • рациональность использования пространства;
  • взаимосвязь цветовой отделки и освещения;
  • целесообразность озеленения интерьера.

Предметно-развивающая среда обеспечивает разные виды деятельности ребенка – школьника и становится основой для его самостоятельной активности. Доминантный вид деятельности в образовательном учреждении - учебная деятельность. Но, как известно, для детей с ОВЗ преобладающим видом деятельности является игровая деятельность. Дети с ГУО очень длительно и проблематично перестраиваются на учебную деятельность, а в некоторых случаях, игровая деятельность остаётся у детей ведущей. Поэтому именно игровая зона будет им наиболее приемлема.
Цель: Создание предметно - развивающей среды, способствующей гармоничному развитию социально активной личности.

Задачи:

Организовать предметно-развивающую среду для успешного освоения обучающимися с ОВЗ начального малокомплектного класса НОО;

Формировать социальные связи через интеграцию в урочную, внеурочную, внешкольную деятельность.

создать благоприятные условия для разностороннего развития личности;

использовать здоровьесберегающие технологии.

В педагогической литературе, по мнению Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, Л. В. Занкова, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина и др., развивающая среда – это определенным образом упорядоченное образовательное пространство, в котором осуществляется развивающее обучение. Наиболее значимой является модель, предложенная А.Н.Тубельским, где он, рассматривая систему условий развития индивидуальности ребенка, описывает компоненты развивающей среды школы. Можно выделить следующие зоны:

  • учебную
  • информационную
  • игровую
  • художественного творчества
  • зелёную
  • коррекционную

Учебная зона представлена трёхуровневыми одноместными партами, которые легко можно переставить, объединить  и стульями трехуровневыми, которые регулируются в соответствии с ростом учащихся; рабочее место учителя. Создавая развивающую среду, я учитывала возрастные и индивидуальные особенности детей. Каждый стол промаркирован в соответствии с ростом детей ( фиолетовые, желтые и красные и круги). Оборудование учебной зоны также представлено трёхсекционной магнитной меловой доской, ноутбуком с экраном, телевизором со встроенным видеомагнитофоном ; 2 встроенных шкафа и один не встроенный, в которых находится дидактический материал, книги, детские журналы., рабочие тетради, папки с канцтоварами для уроков занимательного труда, альбомы, краски. Библиотека детских книг образует читательский уголок. Уголок чтения дает возможность детям систематически знакомиться с новыми для них книгами, формировать читательские умения и развивать навыки чтения. Все учащиеся класса читают необходимую норму слов. Наглядно-образное мышления достигается благодаря широкому использованию в обучении различных схем и моделей, опорных таблиц и алгоритмов.

Дежурные отслеживают порядок на полках шкафов. Оформление стен, пола учебного кабинета соответствует санитарно-гигиеническим, эстетическим и техническим требованиям. Класс небольшой, но уютный. Освещение кабинета также соответствует нормам, дополнительное освещение находится над настенной доской – софиты. В классе установлена умывальная раковина, с водонагревателем. В наличии всегда бумажные полотенца, дозированное мыло.

По периметру кабинета на стенах представлена информационная зона.  

Отдельный стенд отражает информацию о временах года, дети заполняют «Календарь погоды», это помогает им ориентироваться в температурном режиме, самостоятельно одеваться в соответствии с сезоном года. Информационная зона представлена: таблицами сложения и умножения, математические единицы измерения, основные правила орфографии и пунктуации, алфавит, В нашем классном уголке отражается вся значимая информация для детей: рубрики: «Разрешите представиться», «Кто дежурный?», «Для вас, родители», «Это важно», «Поздравляем», «Наши достижения», «Эти интересные животные», «Правовой уголок», «Очумелые ручки», «На повестке дня», «ПДД», «ОБЖ». Стенды оформляются в цветном варианте, что притягивает взгляды детей, вызывает у них желание познакомиться с информацией. На стендах также размещены детские творческие работы. Родители имеют возможность увидеть проявление творческих способностей своих детей. Каждый ребёнок уникален, важно это помнить и принимать во внимание.

 

У нас классе много комнатных цветов, в этом большая заслуга самих детей, а в весенний период дети самостоятельно выращивают цветочную рассаду бархатцев, астр, цинний. Весной дети ставят в воду луковицы, веточки деревьев, веточки вербы, наблюдают, оформляют и защищают свои минипроекты. Неоднократно я с учащимися класса готовила и реализовывала проект «Украсим школу своими руками», «Зелёное ожерелье», «Зелёный коридор». Вот так представлена зеленая зона. Ухаживая за комнатными цветами, цветочной рассадой, у детей воспитываются такие качества личности, как трудолюбие, ответственность, уважение, любовь к природе. Немаловажное обстоятельство – дети приобретают необходимые жизненные навыки, социальный опыт, особенно при выращивании рассады. Приобретённые ЗУНы помогут в жизни. Наличие комнатных цветов придаёт классной комнате уют, комфорт, домашнюю обстановку. Аквариум позволяет привить обучающимся знания, умения, навыки ухаживания за животными.Так как классная комната небольшой площади игровая зона находится в игровой комнате. Сюжетно-ролевые игры создают условия для творческой деятельности детей, развития фантазии, формирования игровых умений, реализации игровых замыслов, воспитания дружеских взаимоотношений между детьми. В центре игровой зоны на полу находится ковёр – место сбора всех детей. Сюжетно – ролевые игры, подобраны с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей, куклами,  машинами, игрушечными дикими и домашними животными (мягкие игрушки), герои сказок на магнитах. Обучающие с удовольствием там проводят время, играют в настольные игры, читают журналы, детские книги, устраивают ролевые игры с мягкими игрушками. Все игрушки, игровой материал размещён таким образом, чтобы дети могли свободно им играть и убирать на место. Для этого имеются стеллажи, шкафы, ящики. Игровой материал и игрушки соответствуют возрасту детей и требованиям СанПиНа. Наша развивающая среда соответствует интересам мальчиков и девочек. Для девочек есть куклы, пупсы, кошечки, собачки; для мальчиков – наборы инструментов, машины. Игровая зона способствует релаксации, снимает усталость, агрессивность, усталость, мышечное и психоэмоциональное напряжение, что является необходимым условием для сохранения и улучшения здоровья младших школьников. Здесь очень уютно, комфортно.
Организация и использование игровой зоны является необходимым условием для сохранения и улучшения здоровья младших школьников.
 

 

Зона художественного творчества предназначена для развития художественного вкуса, фантазии. Обучающие рисуют, не только кисточками, но и пальчиками, делают поделки из природного материала, пластилина, лепят из солёного теста, используя бархатную, гофрированную и цветную бумагу, пластиковую посуду.

Ведущей задачей образовательной организации является коррекция нарушений психических процессов обучающихся. Коррекционная работа ведётся как на уроках, так и во внеурочное время. Коррекционная зона или зона развивающих игр занимает несколько полок мебельной стенки. Здесь размещены различные игры на развитие сенсомоторных процессов, дидактические игры, развивающие познавательные процессы, мозаика, пазлы, игры с сыпучими материалами. Дети сами выбирают игру или игру предлагает педагог с учётом индивидуальных потребностей ученика. Игры предназначены как для индивидуальной, так и для групповой работы. Дети играют, выполняют задания, конструируют сидя за партой или в игровом уголке. Все компоненты развивающей среды сочетаются между собой по содержанию, художественному решению, обеспечивают содержательное общение взрослых и детей.

Подводя итог вышеизложенному, можно отметить следующие положительные результаты предметно-развивающей среды, сделанные на основе наблюдения и анкетирования обучающихся и их законных представителей:

  • улучшение взаимоотношений между учащимися класса, комфортная психологическая атмосфера
  • здоровьесберегающий аспект
  • развитие мышления, памяти, внимания
  • успешная социализация выпускников начальных классов.
  • рост саморазвития и повышение самооценки обучающегося
  • рост профессионализма педагога, применяющего развивающие технологии в учебно-воспитательном процессе.
  • создание банка методических материалов по вопросам психологического сопровождения детей с ОВЗ.

Учитель коррекционных классов Шатова О.П.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.