Доклад «Особенности организации развивающей предметно пространственной среды»
Особенности организации развивающей предметно
пространственной среды
Основным средством организации образовательного процесса является развивающая предметно-пространственная среда, которая позволяет педагогам осуществлять на практике цели и задачи Программы.
Целесообразно помещение группы разделить на небольшие уголки активности, содержание которых зависит от возможностей помещения и возраста детей: кунацкая; уголок искусства народов Дагестана; литературный уголок; уголок сюжетно-ролевых (драматических) игр; уголок дагестанской кухни.
Рекомендуется также организовать в каждой группе так называемый «уголок уединения», позволяющий детям отдохнуть, отвлечься.
Для решения задач Программы возможно использование в группах тема-тических стендов («Наш день», «Я горжусь своим папой», «Моя семья», «Мой самый лучший друг» и т.д.), где прослеживаются и фиксируются познания и достижения детей. Такая среда способствует навыкам коммуникативно-го общения, работы в группе, дает практику взаимопомощи и развивает навыки социального взаимодействия.
В основу организации образовательного процесса определен комплексно-тематический и деятельностный принципы (с ведущей игровой деятельно-стью). Решение программных задач предполагает осуществление разных форм совместной деятельности взрослых и детей, а также организацию самостоя-тельной деятельности детей. Необходимо учитывать принципы интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями дошкольников.
Организация образовательного процесса предусматривает:
– игровую деятельность (сюжетно-ролевые, театрализованные и режис-серские игры) на темы социализации и интеграции в дагестанскую культуру, приобщение к традициям и нормам дагестанского этикета; – творческие задания, предполагающие организацию разных видов художественно-творческой деятельности детей (изобразительной, музыкально-
исполнительской, театрально-игровой, двигательной, речевой) с элементами сюжетов дагестанского фольклора и произведений дагестанских авторов;
– экскурсии (в Дагестанский музей изобразительного искусства, Дагестанский государственный объединенный историко-архитектурный музей, Музей города Махачкалы, (родного села), Центр народного творчества);
– развлечения (организация постановок, отображающих народные праздники, бытовые сценки жизни дагестанской семьи – встреча гостей, про-воды отца в дальнюю дорогу); – проектирование решения проблемы (по смысловому содержанию дагестанских пословиц, поговорок, народных песен, проектирование ситуаций из народных сказаний); – познавательные беседы (с примененем разнообразного наглядно-иллюстративного материала, изображающего быт и деятельность дагестанцев; музыкального сопровождения, художественного слова – по произведениям фольклора дагестанских авторов); – посещение гостей (соседней группы, школьного класса, малого семейно-го предприятия); – чтение произведений дагестанских авторов, пересказывание и аудиопрослушивание дагестанских народных сказок, просмотр мультфильмов с сюже-том, раскрывающим быт, традиции, этические нормы и способы социального взаимодействия народов Дагестана;
– использование сказкотерапии как техники диагностики и коррекции нару-шений социализации и коммуникации дошкольников. Применение педагогом разнообразных организационных форм предполагает реализацию методов, максимально активизирующих возможности детей в их взаимодействии со взрослыми и сверстниками. При этомпедагог максимально использует краеведческий материал.
Решение поставленных задач предусматривает применение:
– игровыхмотиваций и сюрпризных моментов;
–сказочных персонажей дагестанского фольклора и произведений даге-станских авторов;
–произведений дагестанских композиторов, народной музыки, соответ-ствующих характеру и содержанию осуществляемой деятельности, дизайн-проектов на тему быта и традиций, культуры дагестанского народа как сред-ства, обеспечивающего «эмоциональное погружение» в тему, в содержание изучаемого явления;
–художественного слова (коротких фольклорных рассказов, познава-тельных дагестанских сказок, стихотворений дагестанских авторов, загадок, пословиц, поговорок, примет и т.д., отражающих особенности быта и поведе-ния дагестанского народа, его этические нормы и духовные традиции);
–ситуаций взаимодействия в ходе игр и творческой деятельности, преду-сматривающих участие родителей и детей других групп, в ходе чего осознается принадлежность к своей семье, своему тухуму, роду, селу, городу, республике;
– имитации характерных особенностей изучаемых семейно-бытовых норм и правил несемейных взаимодействий, отношений в других значимых социальных группах, существенных коммуникациях;
– поощрения детей за внимательность к младшим, уважительное отношение к старшим, гостям, доброжелательность, сотрудничество