12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
ШАЛЫГИНА О.В.91
Россия, Ханты-Мансийский АО, Нефтеюганск
1

Методические рекомендации на тему «Организация предметно-развивающей среды патриотической направленности»

Шалыгина Оксана Владимировна,

воспитатель общеразвивающей группы,

МБДОУ Детский сад №13 «Чебурашка»

г. Нефтеюганск

Организация предметно-развивающей среды патриотической направленности

 

«Любовь к родному краю, к родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству»

 

Л.С. Лихачев опрос организации предметно-развивающей среды ДОО на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной обще- образовательной программы дошкольного образования.

В соответствии с ФГОС, программа должна строиться с учетом принципа инте- грации образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов. Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом де- ятельности для них является игра. Именно поэтому педагоги-практики испытывают повышенный интерес к обновлению предметно-развивающей среды ДОО.

Понятие предметно-развивающая среда определяется как «система материаль- ных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития» (С.Л. Новоселова).

Требования ФГОС к развивающей предметно-развивающей среде:

Предметно-развивающая среда обеспечивает максимальную реализацию об- разовательного потенциала.

Доступность среды, что предполагает:

доступность для воспитанников всех помещений организации, где осуществ- ляется образовательный процесс;

свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды деятельности.

Организация развивающей среды в ДОО с учетом ФГОС строится таким обра- зом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.

Необходимо обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей.

Необходимыми в оборудовании старших дошкольников являются материалы, стимулирующие развитие широких социальных интересов и познавательной актив- ности детей. Это детские энциклопедии, иллюстрированные издания о животном и растительном мире планеты, о событиях в России и своего региона, исторических датах, о жизни людей разных стран, детские журналы, альбомы, проспекты.

Насыщенная предметно-развивающая и образовательная среда становится ос- новой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Развивающая предметная среда является основным сред- ством формирования личности ребенка и является источником его знаний социаль- ного опыта.

В последнее время используется принцип интеграции образовательных обла- стей с помощью предметно-развивающей среды групп и детского сада в целом, спо- собствующий формированию единой предметно-пространственной среды.

Создавая предметно-развивающую среду, необходимо помнить:

Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.

Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.

Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.

Элементы декора должны быть легко сменяемыми.

В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской эксперимен- тальной деятельности.

Организуя предметную среду в групповом помещении, необходимо учиты- вать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизио- логические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоционально-потребностной сферы.

Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.

При создании развивающего пространства в групповом помещении необхо- димо учитывать ведущую роль игровой деятельности.

Предметно-развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.

Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ре- бенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста. Работа в нашем детском саду по созданию предметно-раз- вивающей среды, соответствующей ФГОС, идет довольно успешно, охватывая все возрастные группы.

Сегодня мы говорим о нравственно-патриотической направленности развиваю- щей среды. Помимо традиционных «уголков патриотизма» (портрет президента, флаг, гимн), мы решили создать проект «Народы Поволжья», сначала внутри до- школьного учреждения, затем вышли с этим проектом на городской (II место), а за- тем и на территориальный уровень (II место).

Огромную роль в успешности этого проекта, конечно же, сыграла развивающая среда. В группах были устроены мини-выставки народных промыслов различных

национальностей Поволжья, представлены вниманию родителей блюда националь- ной кухни и многое другое, направленное на воспитание гордости за свою малую Родину.

Следующим долгосрочным проектом по нравственно-патриотическому воспи- танию стал проект «Без подвига лишь одного солдата, Победы б не было большой Страны». И тут воспитателями, детьми с родителями была создана великолепная раз- вивающая среда, ставшая основой мини-музея, были подготовлены папки-пере- движки о героях войны из семей как самих сотрудников, так и воспитанников. Изго- товленные макеты-реконструкции великих сражений ВОВ смогли рассказать о со- бытиях тех дней. Этот проект занял 1 место по городу.

Надеемся, что наш опыт поможет вам разнообразить и обогатить развивающую среду в ваших дошкольных учреждениях.

 

Список литературы:

Дошкольникам о защитниках отечества: методическое пособие по патриотическому воспита- нию в ДОУ / под. ред. Л.А. Кондрыкинской. М.: Сфера, 2006. 192 с.

Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников: практическое пособие для воспитателей и методистов. Воронеж: Учи- тель, 2005. 205 с.

Новицкая М.Ю. Наследие: патриотическое воспитание в детском саду / М.Ю. Новицкая. М.: Линка-Пресс, 2003. 200 с.

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.