12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Ускорцева Наталья Валерьевна25
1

Организация проектной деятельности учащихся в рамках предмета география

Организация проектной деятельности обучающихся в рамках предмета география

Ускорцева Наталья Валерьевна

учитель географии

МОУ "Средняя общеобразовательная школа №7"

г. Котлас

Согласно современным требованиям ФГОС целью образования является не только усвоение знаний, но и формирование у обучающихся умения учиться. Именно для этой цели в образовательных организациях стал широко распространен метод проектной деятельности, позволяющий школьникам самостоятельно приобретать знания и формировать навыки и умения.

Невозможно представить учебный процесс в современном образовательном учреждении без организации проведения проектной деятельности среди обучающихся.

Концептуальную основу метода проектов составляют идеи прагматистской педагогики (от лат. pragmatismus – дело, действие) - педагогического течения, известного также под названиями «прогрессивизм» (или «прогрессивное воспитание»), «инструментализм», «экспериментализм» .

Прагматистская педагогика зародилась в недрах философии прагматизма, связанного с именами Ч. Пирса и У. Джемса, и свое окончательное формирование получила в трудах Д.Дьюи и его последователей – У.Х. Килпатрика, Э. Коллингса.

Метод проектов как обучение в процессе «делания» возник во второй половине 19в. в сельскохозяйственных школах США и явился по существу альтернативой абстрактному, оторванному от жизни школьному обучению, поскольку осуществлял его связь с жизнью.

Метод проектов как система обучение получил распространение во многих странах. Так, в Великобритании он использовался в начальных школах в сочетании с другими методами обучения: дети выполняли конкретные задания, связанные с учебным материалом. В России идеи Д. Дьюи наиболее полно были реализованы в педагогической практике А.С. Макаренко. Однако отношение отечественной педагогики к методу проектов было далеко неоднозначным. Вначале метод был признан перспективным, и в 1929-30 гг. были разработаны комплекснопроектные программы, в которых систематическое усвоение знаний под руководством учителя подменялось работой по выполнению заданийпроектов, в том числе и таких как «Поможем ликвидировать неграмотность». 12 Современные исследователи отечественной педагогики отмечают, что чрезмерное увлечение в 20-е годы проектированием в ущерб другим методам обучения действительно привело к недопустимому падению качества обучения по причинам отсутствия педагогических кадров, способных работать с проектами, слабой разработанностью проектной методики и др. По этим причинам через пять лет метод проектов был объявлен «легкомысленным прожектерством», его универсализация признана «вредной», а использование в обучении запрещено Постановлением ЦК ВКП(б) «О начальной и средней школе» в 1931г. Переосмысление идей Д. Дьюи и его последователей, возрождение интереса к методу проектов в России произошло в 80-е годы XX века.

В своей деятельности учителя географии, опираясь на вышеизложенный материал, я решила одним из ведущих методов своей работы сделать работу с учащимися по написанию проектов.

Проектная деятельность в школе – это совместная деятельность обучающегося и педагога обусловленная общей целью, методами и способами деятельности, направленными на достижение определенного результата.

В моей работе по данному направлению можно выделить несколько этапов:

Во первых, основной задачей организации проектной деятельности учащихся в школе является подготовка учеников к написанию проектной работы. На начальном этапе своей работы, я знакомлю обучающихся 5 класса с уже написанными работами. В рамках урока географии предоставляю возможность обучающимся, участвующим в проектной деятельности прошлого года рассказать о своих результатах работы. В процессе выступления, обучающиеся видят все этапы работы и решают возможность участия в данном направлении работы. Помимо работы с детьми мною проводятся и выступления на родительском собрании, с целью знакомства родителей обучающихся с данным методом работы в рамках моего учебного предмета.

Вторым этапом моей работы является организация сбора заинтересованных обучающихся в неурочное время. В ходе первой встречи я еще раз проговариваю основные моменты при работе с проектом.

При последующей встрече - третий этап, уже индивидуально, я в форме беседы с обучающимся выделяю основные ключевые моменты интереса ребенка к предмету, в каком направлении он бы хотел проявить себя в исследовательской работе.

Четвертым этапом можно считать помощь в формулировании темы проекта, помочь сформулировать цель и задачи, а также спланировать деятельность в рамках проекта.

Пятый этап: после выбора темы обучающийся изучает теоретический материал по теме, необходимый для проведения проектной деятельности. Обучающийся учится ориентироваться в научных исследованиях в выбранной области и самостоятельно пополнять знания по изучаемому предмету путем проведения поиска и анализа информации в сети Интернет и в научной литературе.

Шестой этап: сбор всей имеющейся информации и ее оформление согласно требованиям написания проекта.

Седьмой этап: подготовка и проведение защиты своей проектной работы среди обучающихся работающих по данному направлению. В ходе защиты проекта обучающиеся учатся выступать перед аудиторией, находить ответы на поставленные вопросы, формулировать вопросы. На данном этапе возможна еще доработка конечного проектного продукта.

Заключительный, восьмой этап - презентация своего проекта в различных конкурсах научно - исследовательских работ. Сейчас достаточно хорошо работает система участия в заочных конкурсах, которые предусматривают защиту в дистанционном формате посредством использования средств для проведения видеоконференций.

Делая выводы хочется сказать, что совместная деятельность в написании проекта занимает особое место, обеспечивает сотрудничество взрослых и детей, способствует развитию самостоятельности, целеустремленности, ответственности, инициативности, толерантности, адаптации к современным условиям жизни.

Список литературы:

Байбородова Л. В. Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах: пособие для учителей общеобразовательных организаций / Л. В. Байбородова, Л. Н. Серебренников. – М.: Просвещение, 2013. – 175 с. – (Работаем по новым стандартам).

Громыко Ю. В. Понятие и проект в теории развивающего образования В. В. Давыдова // Изв. Рос. акад. образования.- 2000.- N 2.- C. 36-43.- (Филос.-психол. основы теории В. В. Давыдова).

Гузеев В.В. «Метод проектов» как частный случай интегральной технологии обучения. Директор школы. М., 1995, № 6, с.34-47.

Иванова, М.В. Опыт педагогического сопровождения проектной деятельности школьников // Школа и производство. – 2013. - № 4. – С. 3 – 7

Игнатьева, Г. А. Проектные формы учебной деятельности обучающихся общеобразовательной школы // Психология обучения. – 2013. - № 11. – С. 20-33

Кадыкова, О. М. Общешкольный проект – основа механизма управления проектно- исследовательской деятельностью учащихся // Эксперимент и инновации в школе. – 2013. - № 5. – С. 14-22

Каримуллина, О. В. Развитие проектно-исследовательской деятельности учащихся // Управление качеством образования. – 2013. - № 6. – С. 59-65

Круглова О.С. Технология проектного обучения//Завуч. - 1999.- №6

Кузнецова, С. И. Проектная деятельность как механизм развития детской одаренности // Управление качеством образования. – 2013. - № 7. – С. 80-84

Новикова Т.Д. Проектные технологии на уроках и во внеучебной деятельности. Народное образование. 2000, № 8-9, с.151-157.

Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя / К.Н. Поливанова. – М.: Просвещение, 2008. – 192 с.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.