Организация рабочего места по системе 5 S: кабинет психолога
ПАСПОРТ ПРОЕКТНОЙ РАБОТЫ
НАЗВАНИЕ ПРОЕКТА: «Организация рабочего места по системе 5 S: кабинет психолога»
РУКОВОДИТЕЛЬ ПРОЕКТА: Панкратова Надежда Николаевна
МЕСТО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА: МБДОУ детский сад №27 «Сказка»
№ п/п | Содержательный блок паспорта проекта | Описание блока |
Целевая группа проекта | Кабинет педагога-психолога. | |
Команда проекта | Педагог-психолог Панкратова Н.Н. | |
Тип проекта | По продолжительность выполнения – долгосрочный (3 месяца) По характеру деятельность – практико-ориентированный По характеру управления - непосредственный | |
Актуальность | «Сегодня, чтобы создать условия для постоянного повышения производительности труда необходимо отбросить устаревшие традиции и освоить современные методы, соответствующие новым потребностям. Одним из наиболее простых и эффективных инструментов повышения производительности труда в сочетании с культурой бережливого производства является система 5S. Один из ключевых инструментов производственной системы, 5S, направлен, прежде всего, на устранение потерь, лишних движений за счет эффективной организации нашего рабочего пространства. Правильно применяя 5S, мы экономим до 15 % нашего рабочего времени, и это уже доказанный факт. Во-первых, инструмент прост и понятен, а во-вторых, единственное, что нужно сделать, это взять и сделать. Сделать один раз, и потом поддерживать заведенный порядок». Николай Соломон Генеральный директор АНО «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЦЕНТР КОМПЕТЕНЦИЙ В СФЕРЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА» | |
Заказчик | Администрация МБДОУ детского сада № 27 «Сказка» | |
Цели и задачи проекта | Цель: Использование принципов организации и рационализации рабочего места. Задачи: Изучить и внедрить в практику инновационные подходы бережливого производства Повысить эффективность образовательной деятельности посредством реализации принципов бережливости | |
Проблема, которую решает проект | Нерациональное использование времени и ресурсов | |
Теоретическое обоснование | ГОСТ Р 56020 Бережливое производство. Основные положения и словарь ГОСТ Р 56404 Бережливое производство. Требования к системам менеджмента ГОСТ Р 56407 Бережливое производство. Основные методы и инструменты ГОСТ Р 56906 Бережливое производство. Организация рабочего пространства (5S) | |
Основные принципы реализации проекта | доступность – подача материала с учетом возможностей и особенностей восприятия целевой группы; адресность – учет психологических особенностей целевой группы проекта; позитивность – положительный эмоциональный настрой на себя и окружающих. | |
Механизм реализации проекта | Этапы проекта: I. Подготовительный этап (октябрь 2023г.) Подготовка Определение темы и целей проекта Планирование Определение источников информации; определение способов её сбора и анализа. Определение способа представления результатов (формы отчета). Установление процедур и критериев оценки результата и процесса разработки проекта. Исследование Сбор информации. Анализ и выявление наиболее проблемных зон. Решение промежуточных задач. II. Основной этап (ноябрь 2023г.) Реализация проекта - Разработка и внедрение плана проекта - Проведение мероприятий в рамках проекта III. Заключительный этап (декабрь 2023г.) Анализ и обобщение - Анализ информации - Формулировка выводов Представление проекта - Отчет в педагогическом интернет-сообществе. - Участие в конкурсе Оценка результата и процесса Анализ выполнения проекта; причины успехов и неудач. | |
Формы и методы работы | Инструменты бережливого производства – 5S
- в шкафах, -на рабочем столе компьютера
| |
Продукт проекта | Продуктом проекта являются
| |
Календарный план реализации проекта | 3 месяца Октябрь-декабрь 2023 года | |
Ожидаемые результаты | Повышение компетентности по применению принципов бережливого производства 5S и получение практических навыков по использованию бережливых технологий | |
Практическая значимость и результативность | Проект «помог решить задачи по • Улучшению развивающего пространства • Создание благоприятных условий для решения психолого-педагогических задач • Создание рабочего пространства, отвечающего современным требованиям • Расширение и углубление системы знаний по теме | |
Смета проекта | Папка-скоросшиватель – 3 шт Папка-уголок – 10 шт Бумага для заметок - 1 блок | |
Опыт реализации проекта | Проект реализуется в МБДОУ детский сад № 27 «Сказка» | |
Степень применения проекта | Возможно использование проекта педагогами-психологами различных ДОУ. |
ПЛАН-ГРАФИК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
№ п/п | Мероприятие | Дата | Ответственный |
Подготовительный этап | |||
1.1. | Знакомство и изучение практических методов внедрения принципов бережливого производства (методические пособия, опыт работы коллег) | Октябрь 2023 | педагог-психолог |
1.2. | Изучение психолого–педагогической и методической литературы по теме | Октябрь 2023 | педагог-психолог |
1.3. | Консультация «Инструменты бережливого производства – 5S» | Октябрь 2023 | Ст. воспитатель |
1.4. | Консультация «Разработка и реализация проектов по бережливым технологиям» | Октябрь 2023 | Ст. воспитатель |
1.5. | Тематическая выставка «Бережливые технологии в детском саду» | Октябрь 2023 | Ст. воспитатель |
1.6. | Составление плана работы над проектом | Октябрь 2023 | педагог-психолог |
1.7 | Закупка материала | Ноябрь 2023 | педагог-психолог |
Основной этап | |||
2.1. | Анализ рабочего места | Ноябрь 2023 | педагог-психолог |
2.2. | Сортировка Цель шага – сортировка всего содержимого на рабочем месте на нужное/ненужное, удаление ненужного, создание условий для эффективного труда, высвобождение площадей. | Ноябрь 2023 | педагог-психолог |
2.3. | Самоорганизация (соблюдение порядка) Цель шага – повышение эффективности работы за счет устранения потерь времени при поиске нужных предметов, их использовании и перемещении с места на место. | Ноябрь 2023 | педагог-психолог |
2.4. | Систематическая уборка (содержание в чистоте) Цель шага – создание условий, позволяющих вовремя обнаруживать и устранять потенциальные проблемы, неисправности или любые иные несоответствия рабочего места стандарту. Уборка совмещается с проверкой, выявлением и устранением любых несоответствий рабочей среды | Ноябрь 2023 | педагог-психолог |
2.5. | Стандартизация Цель шага – документальное оформление и последовательное развитие правил, выработанных при выполнении трех предыдущих шагов. | Ноябрь 2023 | педагог-психолог |
2.6. | Совершенствование Цель шага – постоянное повышение эффективности и безопасности рабочих мест, а описывающие их правила и стандарты улучшаются. Совершенствование обеспечивается за счет: - регулярной проверки состояния организации рабочих мест на соответствие установленным правилам (стандартам); - циклического выполнения первых 4-х шагов инструмента 5 S; - сбора и реализации предложений по улучшению. | Ноябрь 2023 | педагог-психолог |
| Мониторинг состояния рабочего пространства Еженедельно осуществляется оценка состояния рабочего места с оформлением «чек-листов» | Ноябрь 2023 | педагог-психолог |
3. Итоговый этап | |||
3.1. | Подготовка и предоставление итогового отчёта по проекту в педагогическом интернет-сообществе | Декабрь 2023 | педагог-психолог |
3.2. | Участие в конкурсе «Лучшая организация рабочего места в соответствии с принципами бережливого производства» | Декабрь 2023 | педагог-психолог |
3.3. | Анализ результатов. | Декабрь 2023 | педагог-психолог |
Приложение 1
Словарь терминов
в соответствии с ГОСТ Р 56020, ГОСТ Р 56407, ГОСТ Р 56906
Система 5 S – это система мероприятий по созданию, поддержанию и постоянному улучшению рабочего пространства, которые должны обеспечивать повышение производительности труда, качества и безопасности.
Рабочее пространство – территория, где осуществляется трудовая деятельность.
Рабочее место – часть рабочего пространства, оснащенная необходимыми техническими средствами, в которой совершается трудовая деятельность.
Стандарт рабочего места – документ, содержащий перечень оборудования, предметов и документов на рабочем месте.
Зона «красных ярлыков» (зона карантина) – зона, в которую при «Сортировке» (удалении ненужного) помещают предметы до принятия решения об их дальнейшем использовании. Примечание – Срок хранения предметов в карантине рекомендуется ограничить до одного месяца.
Сортировка (удаление ненужного) – первый шаг, на котором осуществляется разделение предметов на нужные и ненужные, удаление ненужных предметов.
Самоорганизация (соблюдение порядка) – второй шаг, на котором осуществляется размещение нужных предметов на рабочем месте (пространстве) таким образом, чтобы максимально снизить потери при их использовании и поиске персоналом организации.
Систематическая уборка (содержание в чистоте) – третий шаг, на котором осуществляется постоянное поддержание рабочих мест/пространств, предметов и др. в чистоте и постоянной готовности к использованию.
Стандартизация – четвертый шаг, на котором устанавливаются стандарты по выполнению первых трех шагов (стандарты рабочих мест, иные регламентирующие документы) Примечание – Важными отличиями понятия «Стандартизация» являются установление локальных требований для конкретных условий для каждого рабочего места и обязательное постоянное улучшение, т.е. пересмотр установленных правил через промежутки времени.
Совершенствование – пятый шаг, при котором осуществляется процесс непрерывного поддержания и развития результатов, достигнутых с помощью первых 4 шагов.
Приложение 2
Чек - лист внутреннего 5S - аудита (помещения кабинетов узких специалистов)
Кабинет: (наименование):
Прошлый результат: | Дата аудита: | |||||||
Сотрудник (ФИО):: | ||||||||
5S | № | Критерии оценки | Результат | Примечание: | ||||
1 S - Сортировка | Нет - 0 | Да- 1 | ||||||
1 | Рабочее место сотрудника, соответствует утвержденному стандарту рабочего места | | | | ||||
2 | Все ненужные вещи/предметы и т.д. удалены из углов, зазоров между шкафами и столами | | | | ||||
3 | Картины, фото и т.п., не имеющие отношение к функционалу структурного подразделения, удалены из кабинета | | | | ||||
4 | Неиспользуемые предметы/оборудование удалены | | | | ||||
5 | Ненужные файлы (папки, ярлыки) удалены с рабочего места | | | | ||||
6 | Зона карантина содержит предметы, которые обозначены «красными ярлыками», ведется контроль за сроком их нахождением | | | | ||||
2 S - Соблюдение порядка/Самоорганизация | 1 | Рабочее место сотрудника эргономично (предметы, используемые часто, на расстоянии вытянутой руки, достаточное освещение) | | | | |||
2 | Рабочее место сотрудника безопасно (провода аккуратно соединены и не мешают движению или случайному повреждению) | | | | ||||
3 | Содержимое шкафов, тумб, папок, лотков для документов, ящиков, столов визуализировано полностью | | | | ||||
4 | В кабинете имеется информация по 5S, график уборки с закрепленными ответственными и территорией | | | | ||||
5 | Запасы, хранящиеся на виду, организованы аккуратно и помечены | | | | ||||
3 S - Содержание в чистоте/Систематическая уборка | 1 | Рабочие поверхности компьютера, клавиатуры, мышки, коврика для мышки, принтера, телефона, другой оргтехники содержатся в чистоте | | | | |||
2 | Пол, шкафы, окна, подоконники, столы, стулья, стены, выключатели света и т.д. содержатся в чистоте | | | | ||||
3 | Места коллективного пользования и проходы чистые | | | | ||||
4 | Огнетушители, эвакуационные выходы и распределительные щиты не загромождены | | | | ||||
5 | Компьютеры проверяются на наличие вирусов, существует постоянно действующая система защиты от вирусов | | | | ||||
4 S - Стандартизация | 1 | Есть единый для кабинета/СП стандарт информационных табличек и указателей (табличек на двери кабинетов, куверт на столах работников, навигационных табличек и наклеек и т.д.) | | | | |||
2 | Есть утвержденный стандарт рабочего места сотрудника и располагается в доступном месте | | | | ||||
3 | Есть стандарт/памятка идентификации и визуализации информации (папки, цветовая кодировка, размещение). Указатели мест хранения предметов соответствуют их месторасположению | | | | ||||
4 | Есть стандарт/памятка/алгоритм работы с оборудованием (принтер, сканер т.д.) | | | | ||||
5 | Есть стандарт/памятка/алгоритм работы с оборудованием в кофе-зоне | | | | ||||
6 | Все стандарты/памятки/алгоритмы наглядны, находятся в зоне видимости, доведены до сведения сотрудников | | | | ||||
5S - Совершенствование | 1 | Организованы места для подачи ППУ | | | | |||
2 | ППУ подаются согласно разработанному Регламенту и по установленной форме | | | | ||||
3 | Организована работа по учету ППУ в соответствующих журналах | | | | ||||
4 | ППУ в соответствии с Регламентом рассматриваются, по ним принимаются соответствующие решения и доводятся до сведения сотрудников, подавших ППУ | | | | ||||
5 | ППУ реализуются как в текущей деятельности, так и в форме проектов | | | | ||||
6 | Проводятся регулярные внутренние проверки выполнения 5S | | | |
Приложение 3
Памятка
Организация рабочего места педагога-психолога
1.Стандартизация.
Узким специалистам ДОУ (педагогу-психологу) приходится работать за письменным столом. Рабочее место должно быть специализировано для выполнения функций, согласно должностной инструкции: оформления соответствующих документов, подготовке отчетов и т.п.
Размещение всех предметов оснащения рабочего места узкого специалиста ДОУ должно наилучшим образом отвечать своему назначению и обеспечивать при этом выполнение основных и вспомогательных работ с наименьшими затратами труда.
Рабочее место должно быть оборудовано специализированной мебелью и соответствовать действующим стандартам, нормам и правилам.
На рабочем месте или рядом с ним должны находиться аптечка первой медицинской помощи, углекислотный огнетушитель для тушения пожара.
2.Совершенствование.
Организация рабочего места должна обеспечить максимальные удобства при выполнении обязанностей.
Правильная планировка рабочего места позволяет устранить лишние трудовые движения и непроизводительные затраты энергии воспитателя, эффективно использовать производственную площадь при обеспечении безопасных условий труда.
Грамотный дизайн пространства не только настроит на деловой лад, но и сбережет здоровье сотрудника.
Рабочее место должно быть комфортным и достаточно освещённым, лучи света не должны попадать прямо в глаза.
3.Сортировка
Проектируя рабочее место нужно предусмотреть комплексное оснащение этого места необходимыми средствами труда.
Ничто не должно отвлекать от работы, ничто не должно вредить здоровью.
Рабочий стул имеет спинку. Сиденье средней жесткости.
Рабочий стол может быть любой конструкции, отвечающей современным требованиям эргономики и позволяющей удобно разместить на рабочей поверхности оборудование с учетом его количества, размеров и характера выполняемой работы.
Рабочая поверхность стола делится на две части:
- С правой стороны расположен ноутбук, телефон.. Под столом –урна для бумаг.
- Слева рабочая поверхность стола свободна. Здесь складываются папки с документами, журналы регистрации.
На столе должны находиться только те предметы, которые нужны для работы. Они должны быть расположены с учетом характера работы:
- Ящики стола следует оборудовать приспособлениями для удобного расположения материалов. Желательно, чтобы на каждом ящике была карточка с перечнем содержимого.
Для канцелярских принадлежностей на столе должны быть предусмотрены специальные органайзеры.
Во вспомогательном секторе кабинета расположены специальные шкафы для хранения папок с документами и вспомогательной литературой:
- Для хранения специальной, справочной литературы и документов, в частности, нормативно-методические документы, должен быть шкаф или полка. Должен быть алфавитный указатель материалов или картотека.
4. Содержание в чистоте
Уборка должна быть систематической. Уборка совмещается с проверкой, выявлением и устранением любых несоответствий рабочей среды, позволяющих вовремя обнаруживать и устранять потенциальные проблемы, неисправности или любые иные несоответствия рабочего места стандарту.
5.Совершенствование
Совершенствование обеспечивается за счет:
- регулярной проверки состояния организации рабочих мест на соответствие установленным правилам (стандартам);
- циклического выполнения первых 4-х шагов инструмента 5 S;
- сбора и реализации предложений по улучшению.