12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Плотникова ОА29
ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО – ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ С ДЕТЬМИ С ОСОБЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ И ЧЛЕНАМИ ИХ СЕМЕЙ

("Пока молоды, сильны, бодры - не уставайте делать добро!").

Автор:

Плотникова О.А. преподаватель педиатрии

ГБПОУ «СМК им. Н. Ляпиной» Филиал «НМК»

В данной статье представлен опыт организации социально – профилактической работы студентов с детьми с особыми потребностями и членами их семей.

На современном этапе развития российского общества не вызывает никакого сомнения огромный педагогический потенциал волонтёрского движения в воспитании современных подростков. Как известно, волонтёрство – это добровольная деятельность людей на безвозмездной основе, направленная на достижение социально – значимых целей и решение проблем общества. А волонтёры – люди, работающие в какой – либо области по своей воле, а не по принуждению, на благо других людей без материального вознаграждения. В основе этого движения лежит старый, как мир, принцип: «Хочешь почувствовать себя человеком – помоги другому». В России волонтёрское движение стало зарождаться в конце 80-х годов. Хотя, если заглянуть в историю, следует признать, что оно существовало всегда, например, в виде службы сестёр милосердия, тимуровского и пионерского движения, всевозможных обществ охраны природы и памятников.

Деятельность добровольцев направлена в первую очередь на помощь остронуждающимся слоям населения, не имеющим возможности помогать себе самим (старость, беспризорность, инвалидность, стихийные бедствия и др.). Несмотря на то, что волонтёрский труд не оплачивается, отношения между волонтёром и соответствующей организацией регулируется договорами, строго определяющими объём работы. По оценкам исследователей около половины взрослого населения США посвящает волонтёрскому труду 2-4 часа в неделю. Во Франции 60% населения отдают волонтёрскому труду более 20 часов в месяц. Немцы для «получения уникального жизненного опыта и знаний» выделяют около 15 часов в месяц.

Существует множество причин, в силу которых люди становятся волонтёрами. В первую очередь, это идея и психологическая потребность быть нужным, необходимым. Благородная цель определяет, будет ли человек понимать, что он делает и зачем, появляется ли у него гордость, самоуважение и удовлетворение от работы и результатов деятельности. Ещё одна важная причина – возможность улучшить своё социальное положение в карьерной или межличностной сфере. Будучи волонтёром, можно установить новые связи, научиться новому, и за счёт этого приобрести уважение и вес в обществе.

В нашем колледже была организована работа в рамках экспериментальной площадки: «Организация социально-профилактической работы студентов с детьми с особыми потребностями и членами их семей как один из аспектов реабилитации». Основное направление деятельности площадки: «Создание модели организации кружковой работы студентов как одного из аспектов формирования общих и профессиональных компетенций и духовно – нравственного становления личности». Студены под руководством преподавателя осваивали одно из направлений экспериментальной площадки – методику иппотерапии как одного из методов реабилитации детей с особыми потребностями и детей – инвалидов.

Поворот общества к Человеку, его нуждам и интересам обострил проблему гуманизации здравоохранения.

Педагогический процесс в медицинском колледже требует критического осмысления форм и методов учебной и воспитательной работы. Этот процесс закономерен, так как всякое количественное изменение ведут к качественному изменению. Таким средством обновления педагогической деятельности является организация учебно-исследовательской и научно-исследовательской работы студентов.

Предложенная тема исследования и сама форма организации внеаудиторной работы студентов выбраны не случайно.

Разработанная программа исследования позволит привлечь внимание к проблемам и возможностям детей с особыми потребностями, так как основными целями программы является живое общение, в ходе которого студенты узнают об условиях жизни и конкретных проблемах детей-инвалидов и детей с особыми потребностями. Очень важно, чтобы эти встречи носили открытый, конкретный, позитивный характер. Смысл этих посещений - способствовать более раскрепощенному и откровенному общению студентов с детьми с особыми потребностями, дети - инвалиды и членами их семей.

Для того, чтобы получить результат предполагается проделать следующую работу:

-предоставить студентам медицинского колледжа общую информацию о детях-инвалидах и детях с особыми потребностями

-обеспечить студентам приобретения навыков иппотерапии как одного из методов реабилитации детей с особыми потребностями и навыков общения с ними и членами их семей.

-информировать будущих медицинских работников о возможностях инвалидов, а также о тех трудностях и проблемах, с которыми сталкиваются они и члены их семей.

-устранить психологические барьеры, препятствующие общению здоровых молодых людей, инвалидов и члены их семей

-познакомить студентов колледжа с существующей системой оказания услуг детям-инвалидам т детям с особыми потребностями.

-привлечь студентов к проведению научно-исследовательской работы.

Практическая значимость:

1.Создание модели организации внеаудиторной работы студентов с детьми с особыми потребностями и детьми-инвалидами с применением иппотерапии как одного из методов реабилитации.

2 Пропаганда метода иппотерапии среди населения и медицинского сообщества.

3.Обобщение и распространение опыта работы студентов и преподавателей медицинского колледжа с детьми с особыми потребностями и детьми-инвалидами через средства массовой информации и интернет ресурсы.

Результаты исследования

1.Программа позволит студентам в ходе живого общения самим узнать, как живут инвалиды, чему они способны научится и что они сами думают о своей жизни.

2.Программа позволит освоить методику иппотерапии как одного из методов реабилитации детей с особыми потребностями и детей- инвалидов.

3.Программа позволит в ходе организации работы в не учебного заведения воспитать терпение, но и сформировать профессиональные компетенции.

4.Программа позволит сформировать банк данных о волонтерах - студентах колледжа и зарегистрировать полученные данные в Молодежном информационно-культурном центре г.Новокуйбышевска для работы с детьми с особыми потребностями и детьми-инвалидами.

Программа по привлечению внимания к проблемам и возможностям детей с особыми потребностями для учебных заведений медицинского профиля состоит из четырёх ключевых компонентов:

Первоначальный анализ осведомлённости и отношения студентов к детям-инвалидам на основе анонимных анкет.

Выступление в образовательном учреждении. Целью этого визита является «живое» общение, в ходе которого учащиеся узнают об условиях жизни и проблемах детей подростков-инвалидов.

Посещение группой студентов детских домов или школы для детей-инвалидов, что позволит учащимся встретиться с детьми-инвалидами на их «территории», что может способствовать более раскрепощённому и откровенному общению.

Окончание работы: подготовленная студентами презентация о полученном опыте, о своих чувствах и о том, что изменилось в их отношении к детям-инвалидам. Целью данного компонента – оценить силу воздействия проведённой работы на учащихся.

После проведения анонимного анкетирования учащихся мы обобщили информацию по основным разделам и хотим представить результаты по некоторым вопросам. В анкетировании участвовало 20 человек.

Степень информированности студентов оценивалась по следующим вопросам:

Как вы считаете, что чувствует Российское общество по отношению к детям инвалидам и почему? (Жалость, потому, что они неполноценные дети – 30%; Сострадание, потому что государство сострадает, а ничего не делает – 60%; Ничего, потому что каждый сам за себя – 5%; Раздражение, потому что это лишние заботы – 5%; Что-то другое, не знаю – 20%).

Какие могут быть причины такого количества инвалидов? (Экологические условия -45%; Плохое медицинское обслуживание – 40%; Наркомания, алкоголизм – 100%; Несчастный случай – 15%; Другое – 15%).

Знания о бытовых условиях детей-инвалидов студенты оценили таким образом:

Где по- вашему живут дети-инвалиды в нашей стране? (Со своими родителями – 65%; В специальных учреждениях -25%; В детских домах – 10 %).

Где по вашему мнению должны они жить? (Со своими родителями – 75%; В специальных учреждениях, т.к. там лучше уход – 35%).

Как вы думаете, какие условия для детей-инвалидов и сирот созданы в специальных учреждениях? (Плохие – 30%; Хорошие – 40%; Не знаю – 30%).

Социальные проблемы детей с особыми потребностями и детей-инвалидов.

Какие наиболее часто встречаются ограничения в обычной жизни? (Физические ограничения – 80%; Социальные ограничения – 55%; Функциональные ограничения – 55%; Не знаю – 5%).

Как вы думаете, можно ли решить проблему ограниченных возможностей? (Да – 90%; Нет – 10%).

Как вы думаете, можете ли вы помочь в решении проблем, связанных с ограничениями?

( Нет возможности – 35%; Да, у меня есть возможности – 45%; Другое -20%).

Такие взгляды высказывали учащиеся в начале работы экспериментальной площадки. Как изменятся взгляды студентов на данную проблему, и какие будут результаты, можно проследить в процессе работы. Студенты принимали активное участие в проведении иппотерапии детям с ограниченными возможностями, проводили творческие встречи с детьми и их родителями (студенты участвовали в театрализованной постановке).

Организация работы вне учебного заведения позволяет воспитывать у студентов не только нравственные качества, такие как милосердие, сострадание, терпение, но и формировать профессиональные компетенции. Подведение промежуточных результатов уже дало возможность оценить силу воздействия проделанной работы на самих студентах, внести коррективы в организацию и направления деятельности студентов, а в дальнейшем сформировать Модель личности современного медицинского работника, обучить преподавателей и студентов по вопросам реабилитации и возможностях иппотерапии у детей с особыми потребностями.


При выполнении работы были использованы источники:

Зарубина Ю.Г., Константинова И.С., Бендарь Т.А. Адаптация ребенка в группе и развитие общения на игровом занятии круг.

Лильин Е.Т. Иппотерапия МВЕ. Методические рекомендации.

Попова Е.А., Сладкова Н.А. Иппотерапия. Учебно – методическое пособие по курсу иппотерапии.

Цверава Д.М. профилактика и лечение сколиоза конным способом. Методическое пособие.



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.