Организация внеурочной деятельности по формированию читательской грамотности младших школьников
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №6 г. Артем»
Доклад
« Организация внеурочной деятельности по формированию читательской грамотности младших школьников, направленная на формирование мотивационной сферы обучающихся»
Выполнила:
Олейник Дина Владимировна
Учитель начальных классов
2024г
«Люди перестают мыслить, когда перестают читать»
Д.Дидро
«Не всякий, кто умеет читать, в чтении силу знает»
русская народная пословица
За время апробации и введения Федеральных образовательных стандартов начального образования и включения внеурочной деятельности в учебный план образовательных учреждений педагоги сталкивались с различными ситуациями, которые требовали своего разрешения.
Что понимается под внеурочной деятельностью, каковы цели и задачи внеурочной деятельности, какие нормативные документы необходимо изучить для введения внеурочной деятельности, какие локальные акты обеспечивают реализацию внеурочной деятельности в рамках ФГОС НОО, какое количество часов отводится на организацию внеурочной деятельности, все ли ученики должны посещать занятия - эти и другие вопросы уже были решены образовательными учреждениями в той или иной степени.
Сегодня мы поговорим о тех технологиях, которые помогут разнообразить занятия, сделать их более эффективными и позволят достичь наилучших результатов в переходе на Образовательные стандарты нового поколения.
Функциональная грамотность учащихся - это определенный уровень образованности учащихся на уровне общего среднего образования, выражающий степень овладения учащимися ключевыми компетенциями, позволяющий эффективно действовать в учебной деятельности и за ее пределами.
Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней. Основы функциональной грамотности закладываются при обучении различным видам речевой деятельности – письму и чтению, говорению и слушанию.
Чем понятие «чтение» отличается от понятия «функциональное чтение»?
Функциональное чтение – это чтение с целью поиска информации для решения конкретной задачи или выполнения определенного задания. При фунциональном чтении применяются приемы просмотрового чтения (сканирования) и аналитического чтения (выделение ключевых слов, подбор цитат, составление схем, графиков, таблиц).
То есть формирование читательской грамотности.
«Читательская грамотность — способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни».
Уметь читать в широком смысле этого слова – значит «… извлечь из мертвой буквы живой смысл, – говорил великий педагог К. Д. Ушинский. – Читать – это еще ничего не значит, что читать и как понимать прочитанное – вот в чем главное».
Сегодня учителя и родители недовольны тем, что дети не любят читать. Педагоги всерьез озабочены проблемой детского чтения. Заставить полюбить чтение нельзя, можно только увлечь, заинтересовать. Особую актуальность эта проблема приобретает в начальной школе, где закладывается основа воспитания компетентного читателя.
Приоритетной целью образования в современной школе является развитие личности, готовой к взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. Такое развитие личности обучающегося задает особые требования к образованию.
Обществом в последние десятилетия осознано значение непрерывного образования, связанного с необходимостью для человека сменить несколько видов деятельности в течение жизни. Умение читать уже не может считаться способностью, приобретенной в раннем школьном возрасте, и сводиться лишь к овладению техникой чтения. Теперь это постоянно развивающаяся совокупность знаний, навыков и умений, т.е. качество человека, которое совершенствуется на протяжении всей его жизни в разных ситуациях деятельности и общения.
Несмотря на то, что вопросам обучения чтению в образовании всегда придавалось большое значение, задача развития читательской грамотности является новой областью для современной школы, решающей задачи реализации требований ФГОС.
Именно внеурочная деятельность создаёт благоприятные условия для обеспечения:
- оптимизации учебной нагрузки обучающихся;
- развития интереса к процессу чтения;
- пробуждения потребности у школьников к самостоятельной исследовательской и проектной деятельности;
- формирования устойчивой мотивации к изучению русского языка и литературы;
- раскрытия творческого потенциала каждого ребёнка;
- совершенствования коммуникативной культуры учащихся;
- для реализации вопросов воспитания;
- культуры общения с книгой;
- культуры мышления;
- любви и уважения к родному языку, интереса к чтению разнообразной литературы.
В этом учебном году у меня 1 класс, 32 человека. После этапа адаптации и мониторингов готовности к школе стало ясно, что класс разноуровневый по подготовке.
18 детей читают ( 10 человек бегло, 8 по слогам), остальные 14 учатся читать. Для того , чтобы процесс обучения чтению был интересен каждому, я решила начать внеурочную деятельность по формированию читательской грамотности и разделить класс на группы:
- внеурочное занятие с читающими детьми;
- внеурочное занятие с детьми, которые учатся читать.
Этапы формирования читательской грамотности
Очень важно для разработки системы занятий по формированию читательской грамотности, выделение этапов формирования читательской самостоятельности младших школьников.
Запланированные занятия я провожу в соответствии со следующей структурой:
1. Создание психологического настроя
2. Подготовка учащихся к восприятию произведения (2 мин). Рассматривание книги.
2.Выразительное чтение педагогом и восприятие его учащимися на слух (5-7 мин) ( в группе с читающими детьми это делают дети)
3. Коллективное обсуждение прочитанного (7-10 мин). Применяются беседы, вопросы, иллюстрации, игра, этюд и т.д.
4. Рассматривание книг: обложка, заглавие, фамилия автора, иллюстрации внутри книги.
Таким образом, организация занятий — это сложная, многообразная система. Она складывается из работы: повседневной (руководство внеклассным чтением), эпизодической (читательские конференции, утренники, вечера, экскурсии), циклической (работа кружков, объединений, клубов, музеев и др.).
Она может быть индивидуальной, групповой и массовой.
Организация таких занятий является своего рода продолжением уроков литературного чтения, в свою очередь, обогащает их, расширяя и углубляя знания учащихся. Занятия дают возможность все время опираться на багаж самостоятельного чтения учеников; учитывать знания, приобретённые раньше.
В первом классе в организации такой работы мне помог учебник Функциональная грамотность. 1 класс. Тренажер для школьников / М.В. Буряк, С.А. Шейкина. – М.: Планета, 2022. – 104 с. – (Учение с увлечением)
Приведу примеры занятий.
Так же я уже заплпнтровала работу по УМК О.Н.Крыловой «Чтение. Работа с текстом» 1 класс.
Итак, использование этих и других приемов помогает нам:
-научить детей ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл;
-находить в тексте требуемую информацию;
-выделять не только главную, но и второстепенную информацию;
-читать внимательно и вдумчиво.
И работая в этом направлении начиная с 1 класса, мы сможем подготовить ребят к изложению в 9 классе и к сочинению в 11 классе. Обучающиеся смогут легко находить ключевые слова в текстах, выделять главную мысль, извлекать информацию из текста для осознанного построения речевого высказывания.
А закончить свое выступление мне хотелось бы опять словами К.Д.Ушинского
«Читать –это еще ничего не значит, что читать и как понимать прочитанное – вот в чем главное дело» И наша главная задача на сегодня научить этому ребят.
Список литературы
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования /М – во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011–48 с.
2. Тренажер для школьника / Буряк М.В., Шейкина С.А.
3. Учебно-методический комплект О.Н.Крылова « Чтение. Работа с текстом»
ИНТЕРНЕТ –РЕСУРСЫ
http://pedsovet.org/
http://nsc.1september.ru/
http://schoollessons.narod.ru/