Педагогический проект на тему: «Формирование читательской компетенции младших школьников на уроках и внеурочной деятельности»
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
на тему:
«Формирование читательской компетенции младших школьников на уроках и внеурочной деятельности»
Содержание
1. Анализ ситуации.
2. Актуальность проблемы.
3. Выявление проблемы .
4. Перечень конкретных целей для решения проблемы, формулировка задач достижения поставленных целей.
5. Стратегия, методы и механизм реализации проекта.
6. Рабочий план реализации проекта.
7. Предполагаемые результаты
8. Механизм оценки результатов
9. Дальнейшее развитие проекта.
10. Библиографический список.
Анализ ситуации.
Россия, самая читающая в недавнем прошлом страна в мире, сегодня практически утратила интерес к этому базовому компоненту образования и развития культуры, к этому средству освоения и поддержания духовных и мировоззренческих ценностей общества. 35% населения - никогда (!) не читают, 43% - от случая к случаю, лишь 22% россиян читают каждый день. Если же и читают, то чаще всего массовую литературу или дешевые журналы, так как у населения деформировано представление о качественном тексте и правильном языке. К сожалению, читательская грамотность из разряда базовых перешла в разряд «элитарных» умений, которыми в совершенстве владеют лишь 3% россиян.
Оценивая сегодняшнее состояние чтения, эксперты, работавшие над Национальной программой поддержки и развития чтения, констатируют, что «современная ситуация в России может характеризоваться как системный кризис читательской культуры. Россия подошла к критическому пределу пренебрежения чтением».
Результаты исследований убедительно показывают, что России предстоит преодолеть ряд препятствий на пути к всеобщей читательской грамотности в ее сегодняшнем понимании.
Актуальность проблемы.
Проблемы грамотности, образования, культуры, чтения являются особенно значимыми в наши дни и выходят на уровень проблем, от которых зависит благополучие нации. Чтение – это функциональное, базовое умение для образования и жизни в современном обществе. Однако в этом перечне особую роль, являясь фактически "ключом к веку информации», во всем мире отмечаются общие тенденции: падение престижа чтения и сокращение времени, уделяемого чтению; ухудшение навыков чтения.
Современные дети в гораздо большей степени зрители, чем читатели и слушатели. Компьютерная эра принципиально меняет объемы, носители, форму существования, передачи и восприятия информации. Компьютеризация сама по себе не решает большинства информационно-образовательных проблем, поскольку главная преграда – низкий уровень читательской культуры, а читательская культура является фундаментом информационной культуры и общей культуры в целом. Читающая нация - нация развивающаяся. Не читающий ученик в младшем, среднем и старшем звене школы менее эрудирован, грамотен, успешен, чем его сверстник, уделяющий чтению достаточное количество времени. Словарный запас не читающих детей скуден, не выразителен. Отсюда проблемы в изучении таких предметов, как литература, история, география, биология, обществознание и т. д. На мой взгляд, можно провести такую аналогию: не читающий ученик впоследствии не читающий родитель. Согласно исследованиям, у не читающих родителей вырастают не читающие дети.
Для курса литературного чтения в качестве основной дидактической линии выделена читательская компетенция, включающая в себя развитие читательских умений младшего школьника. Выпускник начальной школы, с учётом пристрастий, соответствующих уровню его читательской компетенции, может самостоятельно, уверенно и бегло читать разнообразную художественную литературу, извлекать из прочитанного нужную информацию, различать и распознавать литературные стили и жанры, обсуждать прочитанное, анализировать детали сюжета, портретные черты героев произведения.
Поэтому необходимо формировать читательскую компетентность, т.е. необходимые знания, умения и навыки, позволяющие ребенку свободно ориентироваться в разнообразии книг, библиографическую грамотность, позитивное отношение к чтению.
3. Выявление проблемы.
Все, кто работает с младшими школьниками, знают, как нелегко обучить детей технике чтения, но еще труднее воспитать увлеченного читателя. Ведь научиться складывать из букв слова и овладеть скоростью и выразительностью чтения еще не значит стать настоящим читателем. Истинное чтение – это чтение, которое, по словам поэтессы М.Цветаевой, «есть соучастие в творчестве».
Необходимо развивать интеллект, эмоциональную отзывчивость, эстетические потребности и способности. Главное – организовать процесс так, чтобы чтение способствовало развитию личности, а развивающаяся личность испытывала потребность в чтении как источнике дальнейшего развития.
Современное общество ушло далеко вперед в развитии технического прогресса. В средствах массовой информации уделяется большое внимание формированию IT-компетентности и взрослых, и детей; в школах повсеместно внедряется раннее обучение компьютерным технологиям. Социологи, исследующие сферу интересов и картину занятости современных детей, утверждают, что телевидение и игры на компьютере – на первом месте в системе приоритетов современных детей. Но, к сожалению, данные технические новинки современного общества не способствуют развитию интеллектуальной личности, испытывающей потребность в чтении.
Удивителен и тот факт, что большинство современных детей овладевает чтением уже в раннем возрасте (4 – 6 лет), но не проявляют достаточного интереса к книге.
Это подтверждает и опрос среди учащихся класса проведенный в декабре 2016 года (1 класс). В анкетировании участвовало 12 учащихся. На вопрос «Чем ты любишь заниматься в свободное время?» были даны следующие ответы: гулять – 20% учащихся, смотреть ТВ – 30%, играть в компьютер – 40%, читать книги – 10%.
Кроме того, не способствует развитию чтения и уменьшение количества учебных часов на предмет «Литературное чтение» в начальных классах (1 кл. – 4ч, 2 кл. – 4ч, 3 кл. –3ч, 4 кл. – 3ч в неделю).
Налицо противоречие в педагогической практике: огромные возможности познания нового посредством ЦОР (CD, DVD и т.п), доступный широкий выбор детской литературы, кропотливая работа педагогов над развитием интереса к чтению у детей с одной стороны, и, с другой стороны, уменьшение учебного времени на чтение и, как следствие, явное нежелание детей читать книги.
Понимая огромную роль книг в развитии, как интеллектуальном, так и нравственном, каждого ребенка, мною было решено разработать педагогический проект, способствующий решению данной проблемы.
Проблема: Дети не хотят читать книги.
4. Перечень конкретных целей для решения проблемы, формулировка задач достижения поставленных целей.
Цель: формирование читательской компетентности, созданиe условий для развития читательского интереса у младших школьников.
Задачи:
1. Сформировать читательскую компетентность младших школьников.
2. Создать условия для развития читательского интереса.
3. Консолидировать усилия педагогов, родителей, библиотекарей в деле повышения престижа чтения, развивать семейное чтение.
5. Стратегия, методы и механизм реализации проекта.
Основные этапы реализации проекта:
1 этап – подготовительный:
Изучение психолого-педагогической литературы по данной теме;
разработка стратегии, методов реализации проекта;
сентябрь-октябрь 2016года.
2 этап – основной:
реализация проекта;
ноябрь 2016года – апрель 2020 год.
3 этап – заключительный:
подведение итогов, прогнозирование дальнейшего развития проекта.
май 2020 года.
Механизмы выполнения проекта:
Создание коллектива единомышленников из учителей, детей, родителей, библиотекарей.
Разработка программы поэтапной реализации проекта.
Первый шаг на пути приобщения детей к чтению должен быть направлен на овладение техникой чтения и, прежде всего, на запоминание учениками букв, своеобразия их сочетаний, на формирование умений быстро различать определенную букву среди других, соотносить ее со звуком, узнавать, что она обозначает, когда оказывается в цепочке других букв, образующих слово.
Учащиеся начинают воспроизводить звуковую форму слова, развивается навык плавного слогового чтения, читаются слоговые конструкции, слова, словосочетания, предложения, маленькие тексты. Так в результате систематической и целенаправленной работы происходит формирование навыка чтения.
Под навыком чтения подразумевают:
умение правильно прочитывать слова;
понимать смысл текста;
выразительно читать;
выдерживать оптимальный темп чтения.
Для совершенствования навыка чтения необходимо вызвать интерес к чтению у младшего школьника.
Учителю, с одной стороны, следует предложить ребенку высокохудожественные произведения, способные затронуть душу и ум, с другой – обеспечить комплекс читательских умений и навыков. При этом необходимо знать, на какой же основе рождается и укрепляется читательская компетентность, как происходит становление ребенка-читателя, какие этапы обучения необходимо пройти младшему школьнику, прежде чем стать настоящим читателем. Просматриваются такие этапы формирования читательских интересов:
6 – 7 лет, когда интерес к любой книге связан у детей с желанием и умением действовать самостоятельно. В это время детей в равной мере привлекают и стихи, и сказки, и рассказы, но стихи и сказки им читать значительно легче, чем рассказы, а так называемые «тонкие» книжки – («малышки») они неизменно предпочитают «толстым».
8 – 9 лет, когда учащиеся особенно увлекаются книгами о природе. Это вызвано тем, что дети, становясь старше, хотят поскорее выступить в роли взрослых, а мир природы, в частности животные и окружающие детей растения, это как раз и есть та область жизни, где ребенок 8 – 9 лет чувствует себя свободно. Книги о животных и растениях привлекают ребенка тем, что помогают познать этот зависимый от него мир, а также понять, как в нем можно и нужно действовать.
9 – 10 лет, когда характерен глобальный интерес к миру людей, к историческим событиям, к личностям, к приключениям и путешествиям и особенно - к сказочным, фантастическим.
Этапы формирования читательской компетентности младших школьников
подготовительный,
начальный,
основной,
заключительный.
Они представлены в таблице.
Этапы читательской подготовки. |
Класс |
Подготовительный. |
1 класс |
Начальный. |
2 класс |
Основной. |
3 класс |
Заключительный. |
4 класс |
Формы проведения:
дискуссия;
коллективное чтение;
беседа;
беседа-"приманка";
состязание чтецов;
реклама книги;
литературный праздник;
литературная игра;
литературная гостиная;
театральный фестиваль;
библиотечный час;
час "тихого чтения".
6. Рабочий план реализации проекта.
Работа по формированию читательской компетенции, читательского интереса осуществляется через уроки литературного чтения, внеклассное чтение, внеурочную деятельность, сотрудничество с родителями и библиотекой.
Программа деятельности.
Урочная деятельность.
Название этапа |
Сроки реализации. |
Что формируется |
Подготовительный |
2016г- 2017г |
овладение техникой чтения, совершенствование навыка чтения, умения самостоятельно работать с текстом. |
Начальный |
2017-2018г |
совершенствование читательской самостоятельности, развитие оперативной памяти, формирование оптимальной скорости чтения; |
Основной |
2018-2019г |
формирование навыков, характеризующих настоящего читателя, умеющего самостоятельно и квалифицированно читать доступные книги и другой печатный материал для расширения и пополнения своих знаний, формирование умения извлекать из текстов интересную и полезную информацию, работать с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе и на электронных носителях); |
Заключительный |
2019-2020 г |
формирование у детей читательских предпочтений и интересов на базе полученных за годы обучения знаний о книгах и умений с ними самостоятельно действовать, формирование умения извлекать из текстов интересную и полезную информацию, работать с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе и на электронных носителях); |
Интерес к чтению, желание читать самостоятельно возникает в том случае, когда читатель-первоклассник свободно владеет осознанным чтением и у него будут развиты учебно-познавательные мотивы. Поэтому одним из способов повышения качества чтения необходимо признать целенаправленное управление обучением чтению. Эффективной может быть система специальных упражнений и разнообразных вариантов действий, активно влияющих на основные параметры чтения, способствующие формированию навыка осознанного чтения и умения самостоятельно работать с текстом.
Для совершенствования навыка чтения первоклассников на уроках обучения грамоте и уроках литературного чтения используются следующие виды упражнений:
упражнения в орфоэпическом произношении (чистоговорки, скороговорки );
упражнения, вырабатывающие внимание к слову и являющиеся предпосылкой правильного чтения (методика развития техники чтения по системе Эдигей);
упражнения, развивающие оперативное поле зрения и память (жужжащее чтение, зрительные диктанты по системе Федоренко);
упражнения, развивающие гибкость и скорость чтения вслух и про себя.
С целью выработки навыка слитного прочтения слов и развития артикуляции при выполнении данных упражнений применяются различные техники игрового обучения:
«игра в прятки»,
«мнимое слово»,
чтение за «диктором»,
синхронное чтение «буксиром»;
«подскажи словечко».
Поддержать интерес первоклассников к чтению и выработать общие учебные умения, необходимые для работы с книгой на этом этапе, помогают различные средства обучения:
наглядные пособия;
демонстрационные картины;
учебные таблицы,
иллюстрационный материал для словарно-логических упражнений; альбомы сюжетных картинок;
книги;
электронные презентации.
Занятия по внеклассному чтению на подготовительном этапе обучения строятся по следующему алгоритму:
показ учащимся книги, которую предстоит читать;
подготовка детей к восприятию избранного произведения;
чтение учителем этого произведения вслух;
рекомендации к самостоятельной работе дома.
Было замечено, что метод «чтения-рассматривания» возбуждает у первоклассников интерес к объектам обучения (к книгам, вызывающим коллективное переживание).
Подготовительный этап – это этап обучения детей читательской азбуке. На этом этапе дети учатся воспринимать содержание детских книг на слух, рассматривать книги, устанавливать простейшие взаимосвязи между их содержанием и оформлением, приучаться выделять важнейшие надписи на обложке (заглавие книги, фамилию автора) и сразу же применять полученные знания в самостоятельной деятельности с книгой: складывать из знакомых букв слоги, слова, читать надписи.
В течение подготовительного этапа учащиеся под руководством учителя осваивают следующее содержание обучения:
Круг чтения: детская художественная книга объемом 8 – 30 страниц в типовом оформлении;
- равномерно представленная тематика чтения: о Родине, о ее героях, о детях, о животных, о растениях, о приключениях и волшебстве;
- произведения для чтения учителем вслух: сказки, стихи, рассказы, загадки объемом 1 – 2 страницы.
Правила и приемы самостоятельной читательской деятельности: восприятие и воспроизведение содержания прослушанного произведения с помощью учителя;
- ориентировка в одной книге по обложке и иллюстрациям внутри книги после ее прочтения вслух;
- освоение закономерной связи: содержание книги – иллюстрации, заглавие, автор;
- узнавание прочитанных на уроке книг не менее чем по двум из этих показателей.
Внеурочная деятельность.
№ |
Тема мероприятия. |
Сроки проведения |
|
1. |
Кружок «Петрушка» |
1.Кукольный спектакль «Теремок» |
Сентябрь- октябрь |
2.Выступление перед родителями и дошкольниками |
Ноябрь |
||
3.Кукольный спектакль « Лиса и заяц» |
Декабрь-январь |
||
4.Выступление перед родителями и дошкольниками. |
Февраль |
||
5.Кукольный спектакль « Маша и Медведь» на новый лад. |
Март- апрель |
||
6.Выступление перед родителями и дошкольниками |
Май |
||
2. |
Кружок Спешите делать добро» ( проектная и общественно- полезная деятельность) |
1. Проект « Читательский дневник» |
В течение года. |
2.День проектов «Сочини загадку». |
Октябрь |
||
3. Рейд «Береги учебник». |
Ноябрь |
||
4.Книжкина больница 5.Проект «В гостях у сказки». |
Январь Март |
||
3. |
Классные часы |
1.« Книга в нашей жизни». |
Октябрь |
2.« Мои любимые сказки». |
Ноябрь |
||
3.« Как хорошо уметь читать!». |
Январь |
||
4.« Моё любимое занятие». |
Февраль |
||
5.« Что читать летом». |
Май |
||
4. |
Общешкольные мероприятия |
1.Театральная неделя |
Январь |
5. |
Работа библиотеки |
1.Библиотечные часы. |
1 раз в месяц |
2. Конкурсы сочинений и рисунков. |
По плану работу библиотеки |
||
3. Конкурсы чтецов стихотворений. |
По плану работу библиотеки |
||
6. |
Работа с родителями |
1.Круглый стол «Секреты для взрослых, или как стать родителями читающего ребёнка». Обмен опытом работы по совершенствованию чтения своих детей. |
Февраль |
2.Организация семейного чтения книг. |
Март |
||
3. Семинар «Как бы мы жили без книг» |
Апрель |
||
4.Совместное собрание « Как интересно читать!» |
Май |
Начальный этап – это этап накопления уровня минимального литературного развития и пробы детьми сил в самостоятельном чтении разных книг под руководством и наблюдением учителя. К этому времени дети уже стали грамотными и приступили к освоению собственного чтения, т. е. овладевали умением сознательно воспринимать и воспроизводить не слова и предложения, а тексты небольших литературных произведений. Попутно у детей закреплялись навыки техники и выразительности чтения. А на уроках внеклассного чтения дети учились применять приобретенные умения при самостоятельном чтении книг.
Рассмотрим, как изменится содержание обучения на начальном этапе читательской подготовки учащихся.
Круг чтения: детская художественная и научно-художественная книга объемом 8 – 30 страниц с усложненным оформлением;
- дифференциация тематики чтения по жанрам;
- произведения для самостоятельного чтения учащимися: сказки, рассказы, стихи объемом от 140 до 400 слов;
- произведения для чтения вслух учителем: сказки, рассказы, стихи, статьи объемом от 500 до 1500 слов.
Правила и приемы самостоятельной читательской деятельности: ориентировка в книге и в группе книг (2–4) до чтения
Эффективность обучения учащихся самостоятельному чтению на данном этапе находится в прямой зависимости от соблюдения в педагогическом руководстве ряда организационно-методических правил.
1) оценивание результатов читательской деятельности как в безотметочном варианте, так и с помощью отметки.
2) подбор книг по теме
Второй год работы с детьми должен быть посвящён активным и продуктивным способам совершенствования читательской самостоятельности.
Особое внимание уделяляется развитию оперативной памяти. Это связано с тем, что во втором классе ребенок при чтении предложения из 8-10 слов, дочитав до середины, часто забывает первое слово, в результате чего не может уловить смысл предложения – увязать все слова воедино.
Наиболее эффективным средством развития оперативной памяти второклассников могут быть зрительные диктанты по текстам И.Т.Федоренко.
Формированию оптимальной скорости чтения способствует применение приёма жужжащего чтения, заимствованного в школах Монгольской республики. Приём основывается на утверждении, что запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет, поэтому любой урок (чтение, музыка, рисование) начинается с того, что дети открывают книгу и читают в режиме жужжащего чтения. И так - 5 дней в неделю; недельный тренаж получается в объеме 5х4х5=100 минут.
Развивая оперативную память и оптимальную скорость чтения, удаётся развить читательскую активность и самостоятельность учащихся.
Третий, основной этап – это этап непосредственного формирования навыков, характеризующих настоящего читателя, умеющего самостоятельно и квалифицированно читать доступные книги и другой печатный материал для расширения и пополнения своих знаний.
Задача учителя на основном этапе обучения состоит в том, чтобы, предельно расширяя для детей возможный круг чтения, увлекая детей чтением все новых и новых книг, обучить их приемам отыскания и использования доступной литературы разных видов и жанров для самостоятельного приобретения знаний по заранее указанной теме.
На данном этапе самостоятельный выбор и чтение детских книг будут обязательными для учащихся во внеурочное время. Однако цель самостоятельного чтения от урока до урока детям по-прежнему предлагает учитель, указывая признаки книг, предпочтительных при выборе. Естественно, что в процессе самостоятельного чтения детских книг дома и работы с ними под руководством учителя на уроке учащиеся опираются на все знания, умения и навыки по чтению, приобретенные к моменту деятельности с книгой, и таким образом закрепляют их.
Содержание обучения на основном этапе расширяется и углубляется.
Круг чтения: русская, современная и зарубежная детская книга, художественная и научно-познавательная, объемом от 16 – 18 до 150 страниц, всех объемом от 16 – 18 до 150 страниц, всех основных типов и структур (от 150 страниц – только книги-сборники, включающие отдельные короткие произведения);
-детский журнал, газета (по выбору учителя);
вся традиционная для младших школьников тематика чтения; особо выделяются книги о смелых и умных людях, о жизни ребят-сверстников, детей интересуют книги познавательного характера о жизни животных и растений, учащиеся начинают обращаться к энциклопедической литературе для детей, для многих детей любимыми являются сказки народов разных стран.
Правила и приемы самостоятельной читательской деятельности: ориентировка в книгах одного автора или разных авторов в соответствии с заданной уроком целью;
- воспроизведение избранной и прочитанной книги по эпизодам;
- освоение закономерных связей: автор – книги, тема – авторы, тема – книги, жанр – книги, жанр – авторы.
К концу основного этапа интерес к самостоятельному чтению детских книг по собственному выбору в соответствии с поставленной учителем целью у большинства детей станет устойчивым.
В читательском кругозоре, кроме заданной обучением широты (от 50 до 70 книг авторов и 10 тем чтения), наметится известная глубина, проникновение в смысл книги.
Развитие читательской памяти и кругозора позволит детям в случае необходимости действовать в мире книг уверенно, со знанием дела, то есть проявлять читательскую компетентность.
Заключительный этап – это этап формирования у детей читательских предпочтений и интересов на базе полученных за годы обучения знаний о книгах и умений с ними самостоятельно действовать.
Ни на одной из предшествующих ступеней обучения читательской самостоятельности такой формулировки не было и не могло быть, так как наличие читательских интересов – это не просто активная познавательная направленность детей на книгу-объект, который вызывает у юных читателей положительные эмоции, а желание действовать с книгой: рассматривать ее, листать, читать.
Круг чтения: русская, современная, зарубежная детская книга – художественная, научно-познавательная и справочная литература для младшего школьного возраста, без ограничения в объеме, всех видов и структур;
- детская периодическая печать;
- вся традиционная для младших школьников тематика чтения; особо выделяются исторические повести и рассказы, автобиографические повести о детстве и повести с документальной основой (о Великой Отечественной войне, о героях, о замечательных людях), приключенческая детская книга, книги о писателях, художниках.
Правила и приемы самостоятельной читательской деятельности: ориентировка в доступном круге чтения в соответствии с темой чтения и личной целью;
- воспроизведение содержания самостоятельно избранной и прочитанной книги по плану;
- обращение к справочной литературе и материалам из периодики;
- освоение закономерных связей: автор – темы, вопрос – тип книги.
Заключительный этап имеет своей целью, кроме стремления предельно расширить читательский кругозор детей, углубление работы по формированию навыка анализа и оценки содержания книги. Часто младшие школьники приносят на уроки дополнительную литературу, выбранную самостоятельно, без рекомендации учителя. Для уроков литературного чтения и природоведения дети делают выписки из прочитанных книг, журналов, газет. Внимание учащихся будет направлено на осознание значимости чтения для личного развития, успешности обучения по всем учебным предметам, формирование потребности в систематическом чтении, достижение необходимого уровня читательской компетентности. Все это требует новых форм работы.
Новыми формами работы стали:
дискуссии;
диспуты;
литературные праздники;
встречи с интересными людьми,
конкурсы сочинений на заданную тему
Организация разнообразных форм работы с родителями
Успех развития читательского интереса у детей зависит и от участия в решении этой задачи родителей. Детям требуется «читающая» среда, книжное окружение. Только на этой основе возникает желание читать, перерастающее в глубокую духовную потребность. «Читающая» среда должна быть создана прежде всего в семье.
Своевременный и тесный контакт с родителями учащихся позволяет обрести в их лице необходимых и надежных помощников, углубляющих у детей интерес к чтению. Можно использовать следующие формы работы с родителями:
коллективная (родительское собрание, беседа, дискуссия, лекция, круглый стол, литературный праздник);
групповая (тематическая консультация);
индивидуальная (консультация).
7. Предполагаемые результаты.
Научатся:
- осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения (удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации);
- осознанно воспринимать (при чтении вслух и про себя, при прослушивании) содержание различных видов текстов, выявлять их специфику (художественный, научно-популярный, учебный, справочный), определять главную мысль и героев произведения, отвечать на вопросы по содержанию произведения, определять последовательность событий, задавать вопросы по услышанному или прочитанному учебному, научно-популярному и художественному тексту;
- читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяющей осознавать (понимать) смысл прочитанного;
- читать осознанно и выразительно доступные по объёму произведения;
- ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами;
- ориентироваться в построении научно-популярного и учебного текста и использовать полученную информацию в практической деятельности;
- ориентироваться в книге по названию, оглавлению, отличать сборник произведений от авторской книги, самостоятельно и целенаправленно осуществлять выбор книги в библиотеке по заданной тематике, по собственному желанию;
- составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) литературного произведения по заданному образцу;
- самостоятельно пользоваться алфавитным каталогом, соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.
Получит возможность научиться:
- воспринимать художественную литературу как вид искусства;
- осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение;
- осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое) в зависимости от цели чтения;
- определять авторскую позицию и высказывать своё отношение к герою и его поступкам;
- доказывать и подтверждать фактами (из текста) собственное суждение;
- на практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героя);
- писать отзыв о прочитанной книге;
- работать с тематическим каталогом;
- работать с детской периодикой.
Личностные УУД:
- осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения по другим предметам, формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя;
- полноценно воспринимать художественную литературу, эмоционально отзываться на прочитанное, высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника;
-получит возможность познакомиться с культурно-историческим наследием народов России и общечеловеческими ценностями, произведениями классиков российской и советской детской литературы о природе, истории России, о судьбах людей, осмыслить этические представления о понятиях «добро», «зло», «справедливость», «отзывчивость», «честность», «ответственность», «норма», «идеал» и т. д., на основе чего у обучающегося начнётся формирование системы духовно-нравственных ценностей;
- начнёт понимать значимость в своей жизни родственных, семейных, добрососедских и дружественных отношений, получит возможность осмыслить понятия «дружба», «взаимопонимание», «уважение», «взаимопомощь», «любовь» и познакомится с правилами и способами общения и выражения своих чувств к взрослым и сверстникам, на основе чего у обучающегося будет формироваться умение соотносить свои поступки и поступки героев литературных произведений с нравственно-этическими нормами;
-освоят восприятие художественного произведения как особого вида искусства, научится соотносить его с другими видами искусства;
-полюбит чтение художественных произведений, которые помогут ему сформировать собственную позицию в жизни, расширят кругозор;
- приобретёт первичные умения работы с учебной и научно-популярной литературой, научится находить и использовать информацию для практической работы.
Метапредметные результаты:
Познавательные УУД:
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения;
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать тему и цели урока, занятия;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
Коммуникативные УУД:
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.
8. Механизм оценки результатов.
Результаты сформированности читательской компетенции будут проверяться диагностикой.
Диагностика.
Название этапа. |
1 класс |
2 класс |
3 класс |
4 класс |
Стартовая |
декабрь 2016г |
сентябрь 2017 г |
сентябрь 2018 г |
сентябрь 2019 г |
Промежуточная |
март 2017г |
декабрь 2017г март 2018г |
декабрь 2018г март 2019г |
декабрь 2019г март 2020г |
Итоговая |
май 2017г |
май 2018г |
май 2019г |
май 2020г |
9. Дальнейшее развитие проекта.
Выводы:
1) Работа по формированию читательской компетентности учеников начальных классов должна вестись систематически;(на уроках чтения, во внеклассной работе, в работе с родителями);
2) Учитель и библиотекарь работают со списком рекомендованной литературы в каждой возрастной категории учащихся;
3) Работа с родителями по пополнению семейных библиотек, осознанного подбора книг для детского чтения;
4) Пополнение фондов школьных библиотек новинками современной детской литературы, классики детской литературы;
Помочь ребенку осознать необходимость чтения, пробудить интерес к чтению лучших книг и талантливо их прочесть — задача взрослых (будь то родитель, писатель, издатель, учитель, библиотекарь, воспитатель), задача всех, кто верит в силу чтения и болеет душой за возрождение культуры и интеллектуальной мощи страны.
На МО учителей школы и педсоветах обобщить работу по формированию читательской компетенции младших школьников и спланировать работу по данному направлению в среднем звене.
Литература
Национальная программа поддержки и развития чтения.// Школьная библиотека.- 2006.- № 9, 10.
Актуальные проблемы методики обучения чтению в начальных классах/ Под ред. М.С. Васильевой, М.И. Омороковой, Н.Н. Светловской. – М.: Просвещение, 1997.
Горецкий В.Г., Оморокова М.И. Вопросы методики чтения в начальной школе. – М.: Просвещение, 1984.
Джежелей О.В. О творческом подходе учителя к урокам внеклассного чтения// начальная школа. – 1994. – №6.
Зарольская Л.И. Дидактический материал для уроков литературы.// Начальная школа. – 2001. – №7.
Калашникова Т.В. Как воспитать у детей интерес к чтению.// Начальная школа. – 2005. – №7.
Основина В.А. Проектирование и организация учебного процесса на компетентностной (деятельностной) основе: учебное пособие.- Ульяновск: УИПКПРО,2009.
Светловская Н.Н. Обучение детей чтению. Практическая методика. – М.: Просвещение, 2006.
Короткова Л.Д. Семейное чтение как средство духовно-нравственного становления личности / Л.Д. Короткова // Начальная школа. – 2007. -№11. - С.15-17.
Кадырова Ольга Игоревна
Карине Рафаеловна
Андреева Наталья Николаевна