Урок «Осевая и центральная симметрия (подготовка к ВПР)»
|
|
Пояснительная записка |
|
ФИО автора полностью |
Романова Елена Александровна |
Должность |
Учитель математики |
Квалификационная категория |
1 категория |
Место работы |
МБОУ «Устино-Копьёвская СОШ» |
Предмет |
математика |
Тема урока |
Осевая и центральная симметрия (подготовка к ВПР) |
Класс |
6 |
УМК |
Математика. 6 класс: учебник: в 2 частях/Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков и др. –Москва: Просвещение, 2022 |
Цель урока |
создание благоприятных условий для формирования первичного представления об осях симметрии, центра симметрии, симметричных фигур и её использовании при решении задания ВПР |
Задачи урока |
Образовательные: создать организационные и содержательные условия для формирования умений определять симметрию точек (фигур) относительно прямой, строить симметричные точки относительно прямой, формировать навыки самостоятельного приобретения знаний; Развивающие: развивать логическое мышление, умений анализировать, сравнивать, сопоставлять, делать выводы; Воспитательные: воспитывать трудолюбия, целеустремленность, положительное отношение к предмету |
Оборудование, оформление |
мультимедиа проектор, презентация, компьютер, карточки, чертежные инструменты. |
Используемые технологии |
технология коллективного взаимодействия, информационно-коммуникационные технологии, проблемное обучение, педагогические мастерские |
Формы организации деятельности |
фронтальная, групповая, парная, индивидуальная |
Конспект урока
Этап урока |
Действия учителя |
Действия учащихся |
Формируемые УУД |
1 этап. Орг.момент. Цель: создание атмосферы |
Учитель приветствует учащихся, контролирует подготовленность к уроку. «Изучать – значит совершать открытия для себя» В буквах, в словах и стихах, В зданиях, предметах и лицах, В мордочках, звёздах, воздушных шарах, Её обнаружить можно даже в самой малой частице. СЛАЙД 1 |
Проверяют готовность к уроку.
Слушают стихотворение на фоне музыки |
Регулятивные: саморегуляция, самоконтроль. |
2 этап. Актуализация знаний Цель: мотивация учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки |
Ставит проблему -Как вы думаете, о чем это стихотворение? Задание парам, формулируются условия выполнения, фиксируются результаты СЛАЙД 2 |
Слушают высказывания, обдумывают их.
Работа в парах.
Вспоминают правила. Соотносят вопрос с ответом.
|
Познавательные (поиск нужной информации, умение анализировать условие, устанавливать причинно - следственные связи, выстраивать логическую цепочку); Коммуникативные (умение вести диалог, учитывать разные мнения в сотрудничестве) Личностные (формирование способности к эмоциональному восприятию материала) Регулятивные (способность к самооценке) |
3 этап. Постановка учебной задачи. Цель: формирование у учащихся способностей к самостоятельному построению новых способов действия на основе метода рефлексивной самоорганизации |
Возьмите чистый лист бумаги. Начертите на нем фломастером какую-нибудь фигуру, а карандашом вне ее- произвольную прямую. Затем, не давая фломастеру высохнуть, перегните лист бумаги по этой прямой так, чтобы одна часть листа налегла на другую. На другой части листа, таким образом, получится отпечаток данной фигуры. Если затем опять лист бумаги распрямить, то на нем окажутся две фигуры. -К какой группе его можно отнести? Почему? -Можно ли сказать, что левая и правая часть фигуры симметричны? Относительно чего эта симметрия? Вводит понятие осевой симметрии. -Линию симметрии в таком случае называют осью симметрии, а саму симметрию осевой. Предлагает учащимся сформулировать тему урока. -Итак, сегодня тема нашего урока …. -Все фигуры обладают симметрией относительно прямой. СЛАЙД 3-8 |
Выполняют задание, сравнивают, анализируют объекты, высказывают гипотезы о их возможных свойствах.
Фиксируют новое знание в устной и письменной форме.
Формулируют тему урока, записывают тему в тетради.
|
Познавательные (самостоятельно выделять познавательную цель, умение анализировать условие, устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать логическую цепочку); Коммуникативные (умение вести диалог, высказывать и обосновы-вать свое мнение, учитывать разные мнения в сотрудничестве) Личностные (критичность мышления) - Регулятивные (способность к самооценке) |
4 этап. Реализация построенного знания. Открытие нового знания. Цель: установить правильность и осознанность изучения темы. Выявить проблемы первичного осмысления изученного материала. |
Возьмите ваш рисунок. Отметьте фломастером точку и опять согните лист по линии сгиба, точка отпечаталась на второй половинке фигуры. Обозначьте эти точки А и А1,. Соедините данные точки отрезками АА1. Подумайте, как расположен получившийся отрезок по отношению к оси симметрии. Какие прямые называют перпендикулярными. Как обозначаются такие прямые на рисунке? Что можно сказать о точках пересечения отрезка с осью симметрии. Как показать равные отрезки на рисунке? Сформулируйте 2 условия, при которых точки А и А1 будут симметричны относительно прямой. СЛАЙД 9-10 |
Выполняют задания, отвечают на вопросы учителя, формулируют условия симметрии точек относительно прямой. |
Познавательные (поиск нужной информации, умение анализировать условие, логическую цепочку); Коммуникативные (умение вести диалог, учитывать разные мнения в сотрудничестве) Личностные (критичность мышления) Регулятивные (прогнозирование) |
5 этап. Физкультминутка |
Будь зеркальным отраженьем Повторяй мои движенья: На раз — вперед я наклонюсь, На два — я выше потянусь, На три, четыре –вправо, влево повернусь На пять – попробую присесть На шесть – к носочкам наклонюсь На семь – на стул присяду я Разминочна окончилась моя! СЛАЙД 11 |
Выполняют движения |
|
6 этап. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи. Цель: развивать умения применять новые знания в типовых заданиях. |
Определите какие из точек на рисунке симметричны относительно прямой? Какая точка симметрична точке А, N, С. Какой отрезок симметричен отрезку АD, DB? CN? СЛАЙД 12 Учитель раздает карточки с заданием 12 ВПР. Работа в паре, индивидуально.
Проверка результатов
СЛАЙД 13-20 |
Выполняют задание, закрепляют условие симметрии точек относительно прямой.
Формулируют алгоритм построения точек, симметричных относительно прямой, в результате побуждающего и подводящего диалога.
Фиксируют алгоритм в устной и письменной форме. |
Познавательные (умение устанавливать взаимосвязь объектов); Коммуникативные (умение вести диалог)
|
7 этап. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Цель: самопроверка умения применять новое знание в типовых условиях |
Учащиеся выполняют индивидуальные задания на построение точек, симметричных относительно прямой. Каждый ученик из пары достает из пакета индивидуальное задание (ПРИЛОЖЕНИЕ). По завершению работы выполняют взаимопроверку. СЛАЙД 21 |
Выполняют индивидуальные задания, ориентируясь на опору. Осуществляют взаимоконтроль и взаимопроверку результата. |
Познавательные (самостоятельный выбор действия в соответствии с поставленной задачей); Коммуникативные (рефлексия своих действий) Личностные (ответственное отношение к учению) - Регулятивные (действовать с учетом выделенных ориентиров) |
8 этап. Домашнее задание |
№3.150,№ 3.153,№ 3.140(1,2) Творческое задание мини-проект: ”Осевая симметрия” 1 ряд – симметрия в природе 2 ряд – симметрия в архитектуре 3 ряд – симметрия в технике СЛАЙД 22 |
Записывают домашнее задание. |
|
9 этап. Подведение итога с комментированием во внешней речи Цель: закрепить умения применять новые знания в типовых заданиях. |
Учащиеся представляют небольшие проекты об осевой симметрии в природе, архитектуре и т.п. Ответьте на вопросы: -Какие виды симметрии вы можете назвать теперь? -Как называется симметрия относительно точки? Относительно прямой? -Определите, является ли прямая осью симметрии? -Симметричны ли фигуры относительно прямой? |
Отвечают на вопросы учителя. Обосновывают ответы с опорой на новые знания и умения. Самооценка того, что должно было быть усвоено и что усвоено самим учеником. |
Познавательные (осознанное владение способами решения); Коммуникативные (строить точное высказывание, аргументировать свою позицию) - Регулятивные (способность к самооценке) |
10 этап. Рефлексия учебной деятельности Цели: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания. |
-Наш урок сегодня проходил под девизом: «Изучать – значит совершать открытия для себя» все понятно, интересно
интересно, но не понятно не понятно и не интересно Принцип симметрии охватывает все новые и новые области…” Вернадский В.И. СЛАЙД 23-24 |
Самооценка того, что должно было быть усвоено и что усвоено самим учеником |
Регулятивные (самоанализ сделанного, анализ движения мысли, чувства, знания, мироощущения: Что испытывал вначале? Каким путём решил идти? Как пришёл к тем выводам, которые есть в работе? С каким чувством заканчивал работу?)
|
Приложение
Самостоятельная работа ФИ____________________________________________ Вариант 1
1) Паша нарисовал фигуру на квадратном листке и сложил его (линия сгиба обозначена на рисунке). Получился отпечаток. На рисунке показана фигура и полученный отпечаток.
а) б)
в) г)
д ) е)
Самостоятельная работа ФИ____________________________________________ Вариант 2
1) Маша нарисовала фигуру на квадратном листке и сложила его (линия сгиба обозначена на рисунке). Получился отпечаток. На рисунке показана фигура и полученный отпечаток.
а) б)
в) г)
д ) е)
Романова Елена Александровна