Урок литературы в 7 классе «Ослепительный блеск военной доблести» защитников Севастополя (По рассказу л.н.толстого «Севастополь в декабре месяце»)
Урок литературы в 7 классе
«ОСЛЕПИТЕЛЬНЫЙ БЛЕСК ВОЕННОЙ ДОБЛЕСТИ» ЗАЩИТНИКОВ СЕВАСТОПОЛЯ
(ПО РАССКАЗУ Л.Н.ТОЛСТОГО «СЕВАСТОПОЛЬ В ДЕКАБРЕ МЕСЯЦЕ»)
Чувство пылкой любви к Отечеству,
восставшее и вылившееся из несчастий
России, оставит надолго следы в ней.
Л. Н. Толстой
Цели урока:
1.Показать истинный героизм русских людей, защитников Севастополя, помочь учащимся определить художественную идею рассказа и проследить, как мысль автора о неприятии войны и её противоестественности жизни человека воплощена в произведении.
2.Развивать аналитические навыки работы с художественным текстом, монологической и диалогической речи учащихся.
3.Воспитывать чувство долга и любви к Отечеству, формировать гражданскую позицию учащихся, способствовать проявлению милосердия и сострадания.
Тип урока: урок-размышление
Оборудование: учебник «Литература. 7 класс »/ авт.- сост. Г. С. Меркин, презентация, ресурсы Интернета (Морская библиотека им. М. П. Лазарева: высказывания о Севастополе и его защитниках, картины известных художников о Крымской войне, песня В. Трошина «Севастопольские бастионы» из фильма «Море в огне»)
Межпредметные связи: история, культура речи, искусство, русский язык
Содержание урока
1.Индуктор (погружение в тему, создание эмоционального фона): показ слайдов (картины Т. Н. Кузнецовой «Госпиталь в Бахчисарае в 1854», Д. Н. Кардовского «Оборона Севастополя», И. К. Айвазовского, К. Н. Филиппова и др.) под музыку А. Н. Соколовского (фрагмент оперы «На бастионах Севастополя»)
2.Выявление первичного восприятия текста
- Какие чувства вы испытывали, читая рассказ Л. Н. Толстого?
- Какие эпизоды произведения поразили вас больше всего?
- Каких героев вы запомнили особенно? Почему?
3.Проверка домашнего задания
1) Беседа
- Какое историческое событие лежит в основе произведения?
- Что вы можете рассказать о роли города Севастополя в жизни Л.Н. Толстого?
2) Историческая справка.
Индивидуальное задание, которое может быть выполнено несколькими учащимися. Рассказ должен быть кратким, но информативным (3-4минуты)
«Севастопольские рассказы» - художественное отражение исторической обороны Севастополя. Это цикл из трёх рассказов: «Севастополь в декабре месяце», «Севастополь в мае», «Севастополь в августе 1855 г.»
Главная ценность рассказов – в реалистическом изображении картины войны, в её настоящем выражении: в крови, в страданиях, в смерти.
В рассказе взят момент некоторого ослабления и замедления военных действий между кровавой битвой под Инкерманом 5 ноября 1854 года и битвой под Евпаторией 17 февраля 1855.
Долгая осада, не утихающие и жесточайшие бомбардировки, 349 дней сражался Севастополь, падение Севастополя 27 августа 1855 года.
Оборону возглавили В. А. Корнилов, П. С. Нахимов и В. И. Истомин.
4. Слово учителя (обращение к теме и целям урока)
К истории Отечества и её судьбе Л. Н. Толстой обращался в своём творчестве неоднократно. Писателя интересовали не военные события, а люди, участники этих событий. Будучи сам 27-летним поручиком артиллерии, Лев Николаевич отмечал огромную моральную силу русского народа. Сегодня на уроке мы должны увидеть все впечатления и переживания молодого офицера, который полтора месяца командовал батареей и сражался на 4-ом бастионе вместе с простыми русскими солдатами.
- Запишите тему урока ««Ослепительный блеск военной доблести» защитников Севастополя» и определите ключевые слова.
- Как вы думаете, на что должна быть направлена ваша деятельность на уроке?
- С помощью темы сформулируйте цель урока (можно предложить опорные слова: я рассмотрю, я определю, я выделю…)
5. Активизация ассоциативного мышления (Этот приём поможет учащимся вступить в диалог с этическими понятиями, а учителю направить внимание детей к содержанию урока, приблизиться к мыслям и чувствам писателя, поразмышлять о себе, что является показателем рефлексии).
Задание:
- Напишите на середине листа слово доблесть и разместите вокруг него все свои мысли, чувства, ощущения и представления.
Самоотверженность
любовь к Родине патриотизм
отвага ДОБЛЕСТЬ мужество
героизм
бесстрашие
храбрость
Можно предложить нескольким учащимся представить ассоциативный круг, которые, несомненно, правильно подберут синонимы или близкие по смыслу выражения.
- Как вы понимаете выражение «ослепительный блеск военной доблести»? (Цитата принадлежит военному корреспонденту и писателю Л. Соболеву)
(Проявление мужества и отваги, патриотизма и мужества в высшей степени)
6. Выразительное чтение эпизодов с остановками, комментарии учителя и беседа с учащимися
1) Описание пейзажа и пристани
Словарная работа
Маджара - двуконный воз с низким и широким кузовом
Восьмая склянка – песочные часы на судах с получасовым промежутком времени
Ялики – шлюпки
Амбразура – открытое отверстие в оборонительном сооружении
Бивуак – место расположения людей на отдых и ночёвку в условиях естественной природы
- В чём особенность повествования?
(Рассказчик обращается к читателю, делая его очевидцем и участником события)
- Что вас больше всего поражает в описании пейзажа и пристани?
(Смешение лагерной и городской жизни, картин красивого города и грязного бивуака)
Учащиеся обязательно приводят примеры цитат: «утренняя заря», «весёлый блеск первого луча» и «тяжёлая маджара …хоронить окровавленных покойников», «полусгнивший труп лошади» и «блестящее на утреннем солнце море», «красивые светлые строения города, окрашенные розовыми лучами утреннего солнца» и «затопленные корабли, грустно торчат чёрные концы матч». Отмечают противоположность описаний и образов, построенных на приёме антитезы («старый матрос… и молодой белоголовый мальчик, которые молча усердно работают вёслами»)
- Почему автор просит читателя ближе вглядеться в лица матросов, фурштатского солдатика, рабочих солдат и «…людей, движущихся вокруг вас…»?
Промежуточный вывод:
(Чтобы отметить, что «…ни на одном лице не будет следов суетливости, растерянности или даже энтузиазма, готовности к смерти, решимости…).
7. Работа в группах (использование кейс-технологии)
Класс делится на творческие группы, каждой группе дан свой «кейс», набор заданий, выполняя которые, учащиеся самостоятельно под руководством ответственного организуют учебно-познавательную и исследовательскую деятельность.
Создавая «Кейс» для каждой группы стоит отметить, что художественная литература, в данном случае конкретное произведение, и задачи, которые ставит учитель перед изучением художественного текста, подсказывают идеи, помогают определить сюжетную канву «кейса». Представим задачи, «кейсы», для каждой группы
1) Описание временного госпиталя: найти в тексте цитаты, приготовить комментарии (1 группа)
- Что видит читатель, находясь в большой зале Собрания?
- Какие чувства он испытывает?
(Страдания и муки войны, «…становится совестно за самого себя…», «вы молча склоняетесь пред этим молчаливым, бессознательным величием и твёрдостью духа…»)
2) Описание временного госпиталя (2 группа)
- Какой вывод делает читатель, находясь в комнате, где делают перевязки и операции?
(Мысль о неприятии войны, о её противоестественности жизни человека «…вы увидите войну в настоящем её выражении – в крови, в страданиях, в смерти…»)
3) Описание четвёртого бастиона (3 группа)
- Какие новые чувства испытывает читатель по дороге к четвёртому бастиону?
(«Меньше внимания ко всему окружающему», «неприятное чувство нерешимости», гул выстрела…кажется ужасно страшным…», «Маленькое чувство гордости и большое чувство подавленного страха»)
- А какие качества замечает читатель в образах защитников Севастополя?
(«…Следы сознания своего достоинства»)
- Какие чувства испытывает солдат, когда летит на него снаряд?
(Будучи убежденным в силе города, солдат испытывает любовь к своей стране и осознает свою непоколебимую волю к борьбе, заставляя читателя вернуться в город)
4) Выразительное чтение заключительной части рассказа (4 группа)
«…вы видели защитников Севастополя…» до «…которой героем был народ русский…»
- Чем гордится офицер Л. Н. Толстой, рассказывая о жизни русского солдата?
(Гордится героями, по-настоящему любящими свою Родину «…и эта причина есть чувство, редко проявляющееся, стыдливое в русском, но лежащее в глубине души каждого, - любовь к родине»)
- Какой важный вывод делает читатель? Какое убеждение о защитниках Севастополя выносит читатель?
(«Главное, отрадное убеждение, которое вы вынесли, - это убеждение в невозможности взять Севастополь, и не только взять Севастополь, но поколебать где бы то ни было силу русского народа»)
7.Ответы каждой группы
8. Обращение к эпиграфу
(Работа с эпиграфом не только создаёт определённое настроение, но и помогает глубже понять идею произведения, понять её душой и сердцем)
- Прочитайте эпиграф к нашему уроку. Это тоже высказывание Л. Н. Толстого, взятое из его дневниковых записей.
- Как вы понимаете эти слова?
- Как высказывание соотносится с содержанием рассказа?
( Во все времена русские солдаты были патриотами своего Отечества, по-настоящему любили свою Родину и были готовы её защищать любой ценой)
9. Итог урока (рефлексия)
Сегодня мы работали с произведением художественной литературы, имеющим документальную достоверность. Такой жанр называется очерком.
- Как вы думаете, почему Л. Н. Толстой всё-таки своё произведение назвал не очерками, а рассказами?
(Наличие художественных обобщённых образов, описаний)
- Что есть война в понимании и изображении автора?
(Разрушающая сила: «кровь, страдания, смерть»)
- Какие качества проявили защитники Севастополя?
(Мужество, героизм, стойкость, истинную любовь к Родине)
- Какие чувства вы испытывали, читая и анализируя произведение?
(Милосердие, сострадание к раненым, гордость за русских солдат, матросов, жителей, стойко выносивших все тяготы и лишения, которые принесла им война)
*На последние 2 вопроса можно предложить учащимся ответить письменно.
10. Домашнее задание:
1) Индивидуальное задание (по желанию): обратиться к сайту «Морская библиотека им. М. П. Лазарева, подобрать интересные высказывания писателей о защитниках Севастополя, подготовить собственные комментарии.
2) Составьте рассказ очевидца (солдата, офицера, сестры милосердия) обороны Севастополя в форме письма с фронта.
11. Оценивание
6
Селиванова Галина Геннадьевна