12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Ащенкова Ирина Александровна40
6

«ОСЛЕПИТЕЛЬНЫЙ БЛЕСК ВОЕННОЙ ДОБЛЕСТИ» ЗАЩИТНИКОВ СЕВАСТОПОЛЯ (ПО РАССКАЗУ Л.Н.ТОЛСТОГО «СЕВАСТОПОЛЬ В ДЕКАБРЕ МЕСЯЦЕ»)

Урок литературы в 7 классе

«ОСЛЕПИТЕЛЬНЫЙ БЛЕСК ВОЕННОЙ ДОБЛЕСТИ» ЗАЩИТНИКОВ СЕВАСТОПОЛЯ

(ПО РАССКАЗУ Л.Н.ТОЛСТОГО «СЕВАСТОПОЛЬ В ДЕКАБРЕ МЕСЯЦЕ»)


Чувство пылкой любви к Отечеству,

восставшее и вылившееся из несчастий

России, оставит надолго следы в ней.

Л. Н. Толстой

Цели урока:

1.Показать истинный героизм русских людей, защитников Севастополя, помочь учащимся определить художественную идею рассказа и проследить, как мысль автора о неприятии войны и её противоестественности жизни человека воплощена в произведении.

2.Развивать аналитические навыки работы с художественным текстом, монологической и диалогической речи учащихся.

3.Воспитывать чувство долга и любви к Отечеству, формировать гражданскую позицию учащихся, способствовать проявлению милосердия и сострадания.

Тип урока: урок-размышление


Оборудование:  учебник «Литература. 7 класс »/ авт.- сост. Г. С. Меркин, презентация, ресурсы Интернета (Морская библиотека им. М. П. Лазарева: высказывания о Севастополе и его защитниках, картины известных художников о Крымской войне, песня В. Трошина «Севастопольские бастионы» из фильма «Море в огне»)


Межпредметные связи: история, культура речи, искусство, русский язык


Содержание урока

1.Индуктор (погружение в тему, создание эмоционального фона): показ слайдов (картины Т. Н. Кузнецовой «Госпиталь в Бахчисарае в 1854», Д. Н. Кардовского «Оборона Севастополя», И. К. Айвазовского, К. Н. Филиппова и др.) под музыку А. Н. Соколовского (фрагмент оперы «На бастионах Севастополя»)


2.Выявление первичного восприятия текста

- Какие чувства вы испытывали, читая рассказ Л. Н. Толстого?

- Какие эпизоды произведения поразили вас больше всего?

- Каких героев вы запомнили особенно? Почему?

3.Проверка домашнего задания

1) Беседа

- Какое историческое событие лежит в основе произведения?

- Что вы можете рассказать о роли города Севастополя в жизни Л.Н. Толстого?


2) Историческая справка.

Индивидуальное задание, которое может быть выполнено несколькими учащимися. Рассказ должен быть кратким, но информативным (3-4минуты)

«Севастопольские рассказы» - художественное отражение исторической обороны Севастополя. Это цикл из трёх рассказов: «Севастополь в декабре месяце», «Севастополь в мае», «Севастополь в августе 1855 г.»

Главная ценность рассказов – в реалистическом изображении картины войны, в её настоящем выражении: в крови, в страданиях, в смерти.

В рассказе взят момент некоторого ослабления и замедления военных действий между кровавой битвой под Инкерманом 5 ноября 1854 года и битвой под Евпаторией 17 февраля 1855.

Долгая осада, не утихающие и жесточайшие бомбардировки, 349 дней сражался Севастополь, падение Севастополя 27 августа 1855 года.

Оборону возглавили В. А. Корнилов, П. С. Нахимов и В. И. Истомин.


4. Слово учителя (обращение к теме и целям урока)

К истории Отечества и её судьбе Л. Н. Толстой обращался в своём творчестве неоднократно. Писателя интересовали не военные события, а люди, участники этих событий. Будучи сам 27-летним поручиком артиллерии, Лев Николаевич отмечал огромную моральную силу русского народа. Сегодня на уроке мы должны увидеть все впечатления и переживания молодого офицера, который полтора месяца командовал батареей и сражался на 4-ом бастионе вместе с простыми русскими солдатами.

- Запишите тему урока ««Ослепительный блеск военной доблести» защитников Севастополя» и определите ключевые слова.

- Как вы думаете, на что должна быть направлена ваша деятельность на уроке?

- С помощью темы сформулируйте цель урока (можно предложить опорные слова: я рассмотрю, я определю, я выделю…)

5. Активизация ассоциативного мышления (Этот приём поможет учащимся вступить в диалог с этическими понятиями, а учителю направить внимание детей к содержанию урока, приблизиться к мыслям и чувствам писателя, поразмышлять о себе, что является показателем рефлексии).

Задание:


- Напишите на середине листа слово доблесть и разместите вокруг него все свои мысли, чувства, ощущения и представления.



 Самоотверженность

любовь к Родине                                                                     патриотизм


отвага                            ДОБЛЕСТЬ                        мужество


                                                             героизм

                                                                                           бесстрашие

                              храбрость

Можно предложить нескольким учащимся представить ассоциативный круг, которые, несомненно, правильно подберут синонимы или близкие по смыслу выражения.

- Как вы понимаете выражение «ослепительный блеск военной доблести»? (Цитата принадлежит военному корреспонденту и писателю Л. Соболеву)

(Проявление мужества и отваги, патриотизма и мужества в высшей степени)

6. Выразительное чтение эпизодов с остановками, комментарии учителя и беседа с учащимися

1) Описание пейзажа и пристани

Словарная работа

Маджара - двуконный воз с низким и широким кузовом

Восьмая склянка – песочные часы на судах с получасовым промежутком времени

Ялики – шлюпки

Амбразура – открытое отверстие в оборонительном сооружении

Бивуак – место расположения людей на отдых и ночёвку в условиях естественной природы

- В чём особенность повествования?

(Рассказчик обращается к читателю, делая его очевидцем и участником события)

- Что вас больше всего поражает в описании пейзажа и пристани?

(Смешение лагерной и городской жизни, картин красивого города и грязного бивуака)

Учащиеся обязательно приводят примеры цитат: «утренняя заря», «весёлый блеск первого луча» и «тяжёлая маджара …хоронить окровавленных покойников», «полусгнивший труп лошади» и «блестящее на утреннем солнце море», «красивые светлые строения города, окрашенные розовыми лучами утреннего солнца» и «затопленные корабли, грустно торчат чёрные концы матч». Отмечают противоположность описаний и образов, построенных на приёме антитезы («старый матрос… и молодой белоголовый мальчик, которые молча усердно работают вёслами»)

- Почему автор просит читателя ближе вглядеться в лица матросов, фурштатского солдатика, рабочих солдат и «…людей, движущихся вокруг вас…»?

Промежуточный вывод:

(Чтобы отметить, что «…ни на одном лице не будет следов суетливости, растерянности или даже энтузиазма, готовности к смерти, решимости…).

7. Работа в группах (использование кейс-технологии)

Класс делится на творческие группы, каждой группе дан свой «кейс», набор заданий, выполняя которые, учащиеся самостоятельно под руководством ответственного организуют учебно-познавательную и исследовательскую деятельность.

Создавая «Кейс» для каждой группы стоит отметить, что художественная литература, в данном случае конкретное произведение, и задачи, которые ставит учитель перед изучением художественного текста, подсказывают идеи, помогают определить сюжетную канву «кейса». Представим задачи, «кейсы», для каждой группы

1) Описание временного госпиталя: найти в тексте цитаты, приготовить комментарии (1 группа)

-    Что видит читатель, находясь в большой зале Собрания?

- Какие чувства он испытывает?

(Страдания и муки войны, «…становится совестно за самого себя…», «вы молча склоняетесь пред этим молчаливым, бессознательным величием и твёрдостью духа…»)

2) Описание временного госпиталя (2 группа)

- Какой вывод делает читатель, находясь в комнате, где делают перевязки и операции?

(Мысль о неприятии войны, о её противоестественности жизни человека «…вы увидите войну в настоящем её выражении – в крови, в страданиях, в смерти…»)


3) Описание четвёртого бастиона (3 группа)

- Какие новые чувства испытывает читатель по дороге к четвёртому бастиону?

(«Меньше внимания ко всему окружающему», «неприятное чувство нерешимости», гул выстрела…кажется ужасно страшным…», «Маленькое чувство гордости и большое чувство подавленного страха»)

 - А какие качества замечает читатель в образах защитников Севастополя?

(«…Следы сознания своего достоинства»)

- Какие чувства испытывает солдат, когда летит на него снаряд?

(Будучи убежденным в силе города, солдат испытывает любовь к своей стране и осознает свою непоколебимую волю к борьбе, заставляя читателя вернуться в город)

4) Выразительное чтение заключительной части рассказа (4 группа)

«…вы видели защитников Севастополя…» до «…которой героем был народ русский…»

- Чем гордится офицер Л. Н. Толстой, рассказывая о жизни русского солдата?

(Гордится героями, по-настоящему любящими свою Родину «…и эта причина есть чувство, редко проявляющееся, стыдливое в русском, но лежащее в глубине души каждого, - любовь к родине»)

- Какой важный вывод делает читатель? Какое убеждение о защитниках Севастополя выносит читатель?

Главное, отрадное убеждение, которое вы вынесли, - это убеждение  в невозможности взять Севастополь, и не только взять Севастополь, но  поколебать где бы то ни было силу русского народа»)

7.Ответы каждой группы

8. Обращение к эпиграфу

(Работа с эпиграфом не только создаёт определённое настроение, но и помогает глубже понять идею произведения, понять её душой и сердцем)


- Прочитайте эпиграф к нашему уроку. Это тоже высказывание Л. Н. Толстого, взятое из его дневниковых записей.

- Как вы понимаете эти слова?

- Как высказывание соотносится с содержанием рассказа?

( Во все времена русские солдаты были патриотами своего Отечества, по-настоящему любили свою Родину и были готовы её защищать любой ценой)


 9. Итог урока (рефлексия)

Сегодня мы работали с произведением художественной литературы, имеющим документальную достоверность. Такой жанр называется очерком.

- Как вы думаете, почему Л. Н. Толстой всё-таки своё произведение назвал не очерками, а рассказами?

(Наличие художественных обобщённых образов, описаний)


- Что есть война в понимании и изображении автора?

(Разрушающая сила: «кровь, страдания, смерть»)


- Какие качества проявили защитники Севастополя?

(Мужество, героизм, стойкость, истинную любовь к Родине)


 - Какие чувства вы испытывали, читая и анализируя произведение?

(Милосердие, сострадание к раненым, гордость за русских солдат, матросов, жителей, стойко выносивших все тяготы и лишения, которые принесла им война)

*На последние 2 вопроса можно предложить учащимся ответить письменно.

10. Домашнее задание:

1) Индивидуальное задание (по желанию): обратиться к сайту «Морская библиотека им. М. П. Лазарева, подобрать интересные высказывания писателей о защитниках Севастополя, подготовить собственные комментарии.

2) Составьте рассказ очевидца (солдата, офицера, сестры милосердия) обороны Севастополя в форме письма с фронта.

11. Оценивание

6


Опубликовано


Комментарии (1)

Селиванова Галина Геннадьевна, 03.11.23 в 15:29 0Ответить Пожаловаться
Большое спасибо, Ирина Александровна! Интересные задания.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.