12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Возчикова Алена Леонидовна45

Основа для счастья и гармонии.

(из опыта работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников)



Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии ребёнка. Именно в этот период ребёнок приобщается к миру общественных ценностей.  

Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста является одной из сложнейших задач в условиях дошкольного образования. Вызвано это, прежде всего тем, что современное российское общество столкнулось с проблемой бездуховности, а иногда и циничности в поведении подрастающего поколения, утратой духовно-нравственных ориентиров среди детей и молодежи. Поэтому нравственное воспитание дошкольников – должно стать основой всех основ, матрицей общественного, семейного воспитания. От того, какой багаж знаний вложит взрослый, педагог в ребенка в этом возрасте, будет зависеть, чего достигнет он сам в будущем, как будет строить свои отношения с окружающим миром.

Актуальность этой задачи в современной России отражена и в Федеральном государственном образовательном стандарте  дошкольного образования.  

           В методологическую основу разработки и реализации  Федерального

государственного образовательного стандарта дошкольного образования была заложена  Концепция духовно-нравственного развития и воспитания

личности гражданина России. Одной из задач стандарта является объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей в интересах человека, семьи, общества и государства.

Духовно-нравственное воспитание - проблема комплексная, и решить ее можно только сообща, включая в этот процесс всех членов социума, детей, педагогов образовательного учреждения, семью, социальных партнеров.

В моей педагогической деятельности проблема духовно – нравственного воспитания, является одним из приоритетных направлений в воспитании детей. Для этого я использую самые разнообразные формы и методы работы со всеми участниками образовательного процесса. Образовательная деятельность планируется с учетом уровня нравственного, духовного и социального развития детей через тематические занятия, проектную деятельность, исследовательскую работу, беседы, чтение литературы, рассматривание иллюстраций и т.д.

Так беседуя с детьми на темы: «Ваши добрые поступки», «Что такое дружба?», «Добро и зло» и другие, стараюсь побуждать их размышлять, возможно, анализировать, делать простейшие умозаключения. Задавая им вопросы, даю ребятам высказаться. Это позволяет понять, о чём дети думают, что знают из личного опыта и на основе этого стараться формировать представления детей о добрых и злых поступках и их последствиях, развивать эмоции и мотивы, способствующие формированию коммуникативных умений и навыков детей.

Литературный материал незаменим в духовно-нравственном воспитании ребёнка, поскольку детям легче оценивать поведение и поступки других, чем свои собственные. Именно в этом нежном возрасте пробуждается интерес к книге и чтению, а вместе с тем в сознании ребенка закладываются такие важные понятия, как добро и зло, честь и совесть, милосердие и участие.

Хорошим подспорье при решении данной задачи является взаимодействие с сельской библиотекой. Незабываемые экскурсии «Здравствуй, книжный дом!», «Я - читатель!», «В Книжляндию!», «Спасибо деду за победу!», тематические часы «В гостях у дедушки Чукоши», «Любимые книжки – любимые игрушки» оставили неизгладимые впечатления в сердцах моих маленьких воспитанников. Положительное влияние на приобщение детей к книге оказывают творческие мероприятий: совместные выставки рисунков и поделок по мотивам художественных произведений, например по мотивам сказов П. Бажова, сказок А.С.Пушкина; большое впечатление на детей и родителей произвело участие в полномасштабной постановке по мотивам русской народной сказки «Теремок», которую мы показали в рамках театрального фестиваля в детском саду. В духовно-нравственном воспитании особое значение имеет воспитание детей как будущих патриотов своей родины. Приобщение воспитанников к боевой славе родной страны одна из высших обязанностей, я бы даже сказала привилегий педагога. Тематическая образовательная деятельность, организация творческих выставок, таких как «Оружие Победы!», «Моя Москва», проведение проектов «Аллея Славы!», «Память сквозь года» позволили обогатить знания детей о Российской Армии, её родах войск, военной технике, развивает интерес детей к истории формирования и становления Российской армии, истории родной страны, привлекает родителей к патриотическому воспитанию своих детей. Для моих воспитанников традицией стало возложение цветов к обелиску воинской славы, разучивание стихов, посвященных Дню Великой Победы, проведение утренников и мероприятий на патриотическую тему: «День защитника Отечества», «День памяти и скорби», «День Победы», «День единства и согласия». Россия - уникальная страна. В нашей стране хорошо развивается современная культура, одновременно чтятся древние традиции русского народа. Например, мы продолжаем верить в самые разнообразные приметы, а многие праздники сегодня соблюдаются совсем не так, как в давние времена, но все же, они продолжают соблюдаться. Многие традиционные праздники в нашей стране связаны с церковной, православной жизнью нашего народа. Крещение, Рождество, Пасха и сейчас, как и много столетий назад, почитаемые и любимые праздники в России. Славится наша страна и своими народными праздниками. Весной на русской земле целую неделю, отмечают праздник Масленицу. В преддверии праздников разъясняю детям традиции, обычаи, связанные непосредственно с данными праздниками, знакомлю воспитанников с доступными их пониманию рассказами о жизни христиан. К праздникам дети мастерят подарки, украшения, учат стихи, песни, танцы. А совместное празднование в детском саду, посещение приуроченных к праздникам тематических часов, выставок в библиотеке, участие в процессе родителей, помогают вызвать у детей положительные эмоциональные и эстетические переживания, которые очень важны для создания благоприятного климата, принятия смысла, идей данных празднеств, общего духовно-нравственного воспитания дошкольников. Особо хочется рассказать о благотворительной акции «Подари улыбку», которая в преддверии празднования Нового года и Рождества проходит в нашей группе. Целью акции является сбор сладостей, игрушек, книг, канцелярских принадлежностей и т.п. для детей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации. В акцию включаются все: дети рисуют открытки с добрыми пожеланиями, изготавливают книжки по мотивам русских сказок, родители приобретают сладости, канцелярию, бабушки и дедушки несут игрушки, оставшиеся после подросших детей и внуков. По завершении акции мы с воспитанниками с улыбкой и от всего сердца наполняем подарками мешок Деда Мороза, передаем его социальным работникам при сельской администрации и верим, что наш подарок вызовет ответную улыбку у другого, пусть и незнакомого ребенка. Целостное развитие личности ребенка не возможно без включения труда в систему воспитания. С большим желанием дети участвуют в организации дежурства в группе, поощряется участие в уборке прогулочного участка группы от снега или опавших листьев. Большую поддержку идея трудового воспитания нашла в семьях моих воспитанников. Родители с большой заинтересованностью и энтузиазмом привлекают детей к трудовым поручениям дома.

Трудовое воспитание тесно связано с формированием доброго, разумного отношения к природе, что предусматривает не столько накопление знаний о природе, сколько воспитание любви к ней. Умение глядеть на мир с любовью свидетельствует о позитивном развитии духовно-нравственной и социокультурной сферы ребенка. Вдохновенно и с заботой о слабых и беззащитных мои воспитанники с помощью родителей мастерят кормушки для птиц, безвозмездно пополняя их различным кормом, с усердием и пониманием важности, снегом укрывают от морозов корни деревьев. Не меньше удовольствия доставляет детям мини огород, посаженный своими руками. Огород служит не только для выращивания и знакомства с определенными культурными растениями, но и для проведения опытно-экспериментальной деятельности.

Многие выдающиеся педагоги, ученые, мыслители считают, что нельзя воспитать духовно, нравственно развитую личность вне коллектива. Дошкольный возраст – это первый этап формирования коллективизма. В своей работе стремлюсь научить детей считаться с интересами, замыслами товарищей, добиваясь общей цели, оказывать помощь друг другу, воспитывать партнёрские взаимоотношения детей и развивать в детях чувство ответственности за своё поведение перед своими сверстниками. Замечательной традицией позволяющей детям почувствовать себя частичкой целого, но притом важной, необходимой его частью, испытать чувство единения, является празднование Дня рождения группы и дней именинников. В эти дни дети дарят подарки друг другу и своей группе, веселятся, играют, проходят квест и все это вместе, дружно, объединенные одной идеей, совместными переживаниями. И, конечно же, какой день рождения без праздничного чаепития с именинным тортом, пусть и из вафельных конфет и мармелада.

В такие дни дети чувствуют себя  свободными  и нужными, окруженными вниманием, это укрепляет в них веру в свои силы, способствует росту самосознания, чувства собственного достоинства. Вся работа по развитию у воспитанников нравственных качеств, как вы заметили, ведется вместе с родителями. Кроме этого, с родителями налажена эффективная двухсторонняя связь, я консультируюсь с ними об индивидуальных особенностях каждого ребёнка, совместно выявляем тормозящие развитие факторы, рекомендую пути их преодоления, советую родителям приемы и методы нравственного воспитания в семье. С целью установления тесных контактов с семьёй, для обеспечения единства в воспитании нравственных качеств у детей использую групповые родительские собрания, консультации, а также проведение совместных мероприятий, выставок, конкурсов, субботников, праздников.

При этом считаю, что сам педагог должен быть всегда «на высоте»: образован, обладать эстетическим вкусом, отвечать моральным и нравственным критериям, я стараюсь своим примером и делами показывать воспитанникам правильность действий и поступков по отношению к окружающему миру, людям. Если дети видят формальное отношение взрослого к своей работе или происходящему, то они чутко реагирую на фальшь, а значит, общие представления о правильном отношении к окружающим не трансформируются в конкретные поступки и могут навредить не меньше, чем отсутствие стройной системы нравственного воспитания. Работа по развитию духовно-нравственного начала в детях сложна, многогранна и никогда не кончается. Надеюсь, что те нежные чувства, которые я стараюсь привить, взрастут в детских душах и мои воспитанники вырастут  добрыми и умными, достойными гражданами родной страны.


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.