Рефлексивный анализ опыта работы по теме «Любовь к семье — первый шаг нравственно-патриотического воспитания»
Ибятова Гузель Зигангараевна, воспитатель, МБДОУ №38 «Дельфин» г.Альметьевска Республики Татарстан
Рефлексивный анализ опыта работы по теме: «Любовь к семье – первый шаг нравственно-патриотического воспитания»
Нравственно - патриотическое воспитание ребёнка – сложный педагогический процесс, в основе которого лежит развитие как нравственных, так и патриотических чувств.
В настоящее время семья переживает не лучшие времена. Стремясь заработать на хлеб насущный, родители всё меньше внимания уделяют детям и их воспитанию, растёт число неполных и неблагополучных семей. Ребёнку всё сложнее полюбить свой дом, семью, да и детский сад тоже. Поэтому необходимо создать условия для формирования у детей эмоционально насыщенного образа родного дома, детского сада. Дети должны научиться не только брать, но и отдавать, заботиться о своих близких, быть внимательными друг к друг, сострадать.
Чувство Родины…
Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. Постепенно у дошкольников складывается «образ собственного дома » с его укладом, традициями, стилем отношений. Ребёнок принимает свой дом таким, каков он есть и любит его. Это чувство «родительского дома» ложится в основу любви к Родине, Отчизне. Если в семье есть свои, только ей присущие привычки, правила (отмечать какие-то даты, готовить друг другу сюрпризы, вместе отдыхать и т. п., то всё это постепенно и основательно входит в социальный опыт ребёнка и остаётся как приятные воспоминания детства, которые хочется пережить снова. У каждого есть воспоминания, они дороги человеку и накрепко привязывают его к родному дому, родным людям.
Всем известный факт: формирование личности человека происходит в дошкольном возрасте. И мне, как воспитателю дошкольного учреждения, формирование у детей патриотических чувств и любви к своей Малой и Большой Родине является первоочередной задачей.
Целью патриотического воспитания мне представляется формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду.
Достижение поставленной цели стараюсь осуществить через решение следующих задач:
1. Воспитывать у ребёнка любовь и привязанность к своей семье, родному дому, детскому саду, посёлку.
2. Побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома, детского сада.
3. Упражнять детей в проявлении сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится.
4. Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.
5. Формировать духовно-нравственные отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, посёлку, к природе родного края.
Мною установлена последовательность работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста. Работа проводится регулярно и в системе. Большая роль отводится мною созданию условий, разнообразию приемов и методов в работе с детьми. Работу по патриотическому воспитанию начинаю с создания для детей теплой, уютной атмосферы. Каждый день ребенка в детском саду наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми.
В своей работе использую различные технологии:
• игровые,
• информационные,
• коммуникативные,
• проблемные,
• развивающего обучения,
• визуальные,
• проектные,
• ИКТ.
Особое место в работе по нравственно - патриотическому воспитанию отвожу произведениям детской художественной литературе, русским народным играм, устному народному творчеству, народно-прикладному искусству.
Система и последовательность работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей.
Тематические блоки:
Блок - «Семь Я», «Я и Моя семья», «Я и мои друзья», «Я и взрослые».
Важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, любви к своему дому, своим сверстникам.
С целью воспитания у детей любви и уважения к мамам, папам, пожилым людям провела следующие праздники и развлечения: «День семьи, любви и верности», «День матери». Мои воспитанники стали активными участниками фотовыставок «Мамы всякие нужны, мамы всякие важны», «Дембельский альбом», «Летний отдых с семьёй» и т. д.
Блок - «Культура и традиции»
Знакомлю детей с семейными традициями семьи, с традициями и бытом России, с историей возникновения народных игрушек, с видами устного народного творчества.
Использую в работе с детьми накопленный опыт работы по краеведению, этно-культурному воспитанию, ознакомлению с народным искусством. С этой целью провела следующие занятия и развлечения: «Ярмарка игрушек», «Волшебный сундучок бабушки», «Масленица», «Осенины».
Традиционно в нашем детском саду, осенью проходит выставка «Дары осени», зимой - выставка «Новогодняя игрушка», весной – «Огород на окне».
Родители вместе с детьми каждый раз являются их активными участниками, лучшие работы отмечаются грамотами. Всё это формирует у дошкольников чувство заинтересованности в выполнении общего дела, радость от достигнутого результата.
Блок - «Я и Родина».
Знакомство дошкольников с родным посёлком, с краем – процесс длительный и сложный. Он не может происходить от случая к случаю. Положительного результата можно достичь только систематической работой, и эта работа, в основном, проводится вне занятий. Одна из главных задач, которую я ставлю перед собой при подготовке каждого занятия – подбор наглядного материала: репродукции картин, различные схемы, рисунки, фотографии из прошлых лет и современных достопримечательностей. Воспитывая у детей любовь к своему городу, к родному краю подвожу их к пониманию, что их город — частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего. Работу по ознакомлению детей с Родиной провожу поэтапно. Следующим этапом является знакомство детей с достопримечательностями нашего города. С детьми проводила экскурсии в краеведческий музей, городской парк им. «60- летия нефти» г. Альметьевск. Совместно с родителями своих воспитанников, совершили экскурсию по достопримечательностям города. Дети с интересом рассказывали о том, где они были, что интересного узнали о нашем городе. Воспитывая у детей любовь к своему городу, подвожу их к пониманию, что их город - частица Родины.
Блок - «Этих дней не смолкнет слава».
Каждый год накануне Дня Победы в детском саду проводятся мероприятия, посвященные победе нашего народа в Великой Отечественной войне. Мои воспитанники приняли активное участие в подготовке и проведении праздничного концерта для ветеранов и тружеников тыла, участвовали в конкурсах «Смотр песни и строя», «Стихи о Победе». Для ветеранов Великой Отечественной войны, солдат Российской Армии дети готовили праздничные открытки. Стало традицией после окончания праздника возлагать цветы к Вечному огню, к памятнику погибшим воинам. Такие формы работы формируют у детей чувство гордости за свой народ, свою армию, уважение к ветеранам Великой Отечественной войны, к своей стране, сопричастности к её истории, любовь к семье и её традициям. Вызывают желание быть похожими на сильных, смелых российских воинов.
Блок – «Вижу чудное раздолье… »,
Ведется работа по расширению представлений детей о природных ресурсах родного края, воспитывается чувство ответственности, бережное отношение к природе. Ярким событием стали совместные с родителями походы, во время которых дети не только имеют возможность познакомиться с местностью, в которой они живут, но и вместе с родителями любоваться самыми красивыми местами своей малой Родины, своим поселком.
Традицией стало в зимнее время заботиться о птицах нашего посёлка. Вместе с родителями дети изготавливают кормушки, которые вывешивают во время прогулки, наблюдают за зимними деревьями и следами животных. На экскурсиях мы собираем разнообразный природный материал, который затем используем в продуктивной деятельности. Дети самостоятельно изготавливают различные поделки из природного материала.
Блок – «Педагогическое сопровождение семьи».
Формирование патриотических чувств у детей невозможно без установления тесной связи с семьёй, поэтому активное участие принимают родители. Дети вместе с родителями составляли генеологические древа, рассказ о своей семье, о своих семейных традициях. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей.
В работе с родителями использую разнообразные формы: КВН, собрания, посиделки, конкурсы, выставки, экскурсии, игровые программы.
Провела родительское собрание на тему «Я - семья - род – народ», развлечение, посвященное Дню матери.
Наши родители принимают активное участие в жизни группы. В течение нескольких лет мы участвовали в разнообразных конкурсах, выставках.
Подводя итоги о проделанной работе, следует вывод, что родители моих воспитанников стали более осознанно относиться к вопросам нравственно-патриотического воспитания. У них возрос интерес к мероприятиям, проводимым в группе, и в детском саду (конкурсы, спортивные соревнования, дни открытых дверей, походы по родному поселку и т. д.) . Участие родителей воспитанников в жизни детского сада стало более активным и ощутимым.
Уверена, что проводимая мною работа помогает детям испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, городу, краю; испытывать гордость и уважение за свою нацию, русскую культуру, язык, традиции, гордиться своим народом, его достижениями; учит любоваться природой, бережно относиться к ней.
Работу по теме: «Любовь к семье – первый шаг нравственно-патриотического воспитания» предполагаю совершенствовать. Для меня это не столько самоцель, сколько образ жизни. И я буду стараться, чтобы как для моих воспитанников, так и для их родителей развитие нравственно-патриотических чувств, стало одной из составляющих их жизни.
Никитина О.Л.