12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Любовь71
Россия, Ленинградская обл., г. Лодейное Поле
1

Выступление на педсовете перед коллегами по теме «Взаимодействие учителя-логопеда с родителями»



Взаимодействие учителя – логопеда с родителями

    В Федеральном законе "Об образовании в Российской Федерации" в статье 44 перечислены «права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся:

1. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.

2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, образовательные организации оказывают помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития» и т.д.

    В соответствии с этим чётко прослеживается наша, педагогическая, роль в процессе образования дошкольника.

    Какую модель наших взаимоотношений мы выберем – зависит от нас. (Мери Поппинс или Фрекен Бок)

    Мне кажется, что в настоящее время востребованным является такое взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, которое предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями, направленное на повышение педагогической культуры родителей, т.е. сообщение им знаний, формирование у них педагогических умений, навыков.

    Одним из важнейших направлений коррекционной работы с дошкольниками является исправление нарушений речи, профилактика речевых расстройств, ранняя диагностика, подготовка детей к школьному обучению. Успех коррекционного дошкольного обучения во многом определяется тем, насколько четко организуется преемственность в работе логопеда и родителей. Ни одна педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья, поэтому так необходимо тесное сотрудничество логопеда и родителей.

    Для того, чтобы партнерство логопеда и семьи было наиболее действенным, необходимо четко определить задачи логопедической работы. Для логопеда важно приобщить родителей к коррекционной работе, ознакомить с приемами обучения и развития речи. Помочь родителям увидеть актуальную проблему ребенка, или наоборот, убедить в успешности освоения им определенных знаний и умений.

    Существует множество форм работы с родителями

Коллективные

Выставки – это результат творческих терзаний детей, а также их родителей. Выставки – это повод для гордости за себя и свою семью. Они очень стимулируют родителей, потому что дети хотят видеть свои работы вместе со всеми остальными.

Совместные праздники всегда сближают. А если ещё и вместе выполнять какое-то задание – праздник вдвойне!

Дни открытых дверей

Это замечательная возможность для родителей увидеть своих детей в рабочей обстановке. Посмотреть, как занимаются их дети, какие успехи или неудачи им сопутствуют.

Участие в создании развивающей среды. Очень часто родители просто приносят в группу и покупают домой те игры и игрушки, которые выбрали по своему усмотрению. Нам надо было немного этот процесс направить. Для родителей, в рамках родительского собрания, была проведена выставка «Игрушки, которые нас развивают», где папы и мамы сами смогли пощупать, поиграть, посмотреть на игры и игрушки в действии. Это, несомненно, дало большой положительный толчок для пополнения в группе и в логопедическом кабинете необходимого воспитателям и логопеду развивающего и дидактического инвентаря.

Так же периодически в информационном уголке появляется информация о том, какие игрушки лучше выбирать для данного возраста.

Родительское собрание можно превратить в увлекательный просмотр достижений собственного малыша. Для этого в течение всего прошлого года собирается видеоматериал, который потом представляется родителям. Современные папы и мамы, к сожалению, очень нагружены на работе, они не могут часто бывать в детском саду, посещают только утренники и открытые мероприятия. Поэтому видеотека – прекрасный способ познакомить с тем, чему мы научились, и в какой форме. На родительском собрании взрослые увидели, как происходит процесс постановки звуков, какие задания и упражнения уже умеют выполнять их «малютки», а к чему ещё надо стремиться. Узнали, что надо делать им, чтобы помочь своим детям. Попробовали сами поговорить на языке своих детей:

А можно и самим поработать язычком перед зеркалом на мастер-классе, или разучить пальчиковую гимнастику.

Этот год – подготовительный к школе, поэтому на одном из собраний было принято решение организовать клуб «Школа первоклассных родителей». На первом заседании клуба мы говорили о том, что должны знать будущие первоклассники. Давайте посмотрим, что же важное должны усвоить наши дети.

Сказка «Колобок»

- А сейчас я предлагаю вам всем вспомнить известную сказку…. Итак, начали.

Жили-были старик со старухой. Не было у них детей. Было им одиноко, и решили они испечь колобок. Что они сделали? Правильно. По сусекам помели, по коробу поскребли, и получился у них колобок.

Первая заповедь: Ребенок в семье должен быть всегда желанным и любимым.

По сусекам поскребли, по коробу помели, и получился у них колобок. Положили они его на подоконник остужаться.

Вторая заповедь: Не оставляйте детей без присмотра.

Покатился колобок по дорожке и встретил там сначала зайку, потом медведя, потом волка.

Третья заповедь: Научите ребенка общаться с окружающим миром.

Встретилась ему лиса ласковая, хитрая.

Заповедь четвертая: Научите ребенка распознавать добро и зло, истинные намерения людей.

Съела лиса колобка.

Заповедь пятая: Научите ребенка самостоятельно с честью и достоинством, без ущерба для жизни, выходить их сложных жизненных ситуаций.

Вот такая всем известная сказка у нас с вами получилась с пятью важными заповедями для вашего ребенка (материал взят на просторах интернета).

Ещё одна форма проведения собрания «мастер – класс». Родители сами становятся участниками и организаторами.

Индивидуальные

Индивидуальные беседы очень хочется проводить в качестве обучающего семинара, где обучение проходит взаимно. Но родители пока очень настороженно, с опаской, относятся к такому нововведению, стараются только выслушать педагогов.

Консультирование. К сожалению, не всё всегда проходит прекрасно. Бывают и проблемы с обучением, со здоровьем. Поэтому на консультациях нужно постараться так поговорить с родителем, чтобы он увидел проблему, и стал действовать в одном направлении с педагогами для её устранения.

Совместная деятельность помогает в организации проведения домашних заданий. Родители приглашаются на консультацию, где они вместе с ребёнком пробуют выполнить различные задания.

Анкетирование

Анкетирование. Оно используется уже на первом этапе работы с детьми, для сбора анамнеза, для уточнения сведений о ребёнке и его семье, для выявления личностных особенностей (с точки зрения мам и пап). Опрос родителей показал, что они не компетентны в вопросах психического и речевого развития детей, для них представляет интерес такие проблемы, как:

- «не определяет время прошедшее и будущее»;
- «плохо говорит некоторые звуки (буквы)»;
- «неправильно ставит ударения в словах»;
- «долго думает, что сказать», «повторяет слова»;
- «высунутый язык мешает правильному произношению»;
- «меняет буквы в словах», «проглатывает буквы».

Выполнение домашних заданий

Домашние задания носят традиционную форму, родителям и детям надо проработать материал по лексической теме, по которой работали в течение недели, а также выполнить упражнения по формированию грамматических умений и навыков, на развитие внимания и памяти, по автоматизации поставленных звуков.

Домашние задания, в целом, выполняются. Но, зачастую, родители не до конца прочитывают заданное, или выполняют задания в последний момент, поздно вечером, когда ребёнок уже устал после активно проведённых выходных.

Попробуем выполнить многоступенчатую инструкцию, посмотрим, насколько успешно вы бы справились с домашними заданиями.

Наглядные

Информационные стенды решили сделать не только яркими и красочными, чтобы уже издалека они привлекали внимание, но и содержательными. Здесь особое внимание уделяется материалу, предоставленному медицинскими работниками, музыкальным руководителем, психологом и логопедом.

Логопедический уголок

Родительские уголки представляют собой папки – передвижки, отражающие, в основном, материал по лексической теме. Информационный лист еженедельно обновляется, так как лексическая тема меняется каждую неделю.

Также родительский уголок пополняется фотоотчётом о проведённых мероприятиях, прогулках, походах, занятиях.

Экран по звукопроизношению

Экран работы над звукопроизношением показывает количество нарушенных звуков у детей и динамику исправления звукопроизношения. Родители видят, как продвигается процесс коррекции звуков. Они могут наглядно увидеть, какой звук ещё находится в стадии постановки, какой - автоматизируется, а какой уже введен в речь. У каждого ребёнка в конце тетради для домашних заданий имеется индивидуальный экран достижений.

В заключение хочется сказать, что все дети для своих родителей – это ЗВЁЗДЫ.

Вспомните Маяковского:

Послушайте!
Ведь, если звезды зажигают —
значит — это кому-нибудь нужно?
Значит — кто-то хочет, чтобы они были?

И родители доверяют нам свои звёздочки, чтобы мы помогали гореть им ещё ярче. А наша задача – оправдать это хрупкое доверие.

Спасибо за внимание!


2
PPT / 37.96 Мб

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.