12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Юсупова Эльвира Рафиковна23
0

Основные этапы работы над сочинением-рассуждением (на материале текста писателя-публициста Е.А. Лаптева)

Тема: Основные этапы работы над сочинением-рассуждением ( на материале текста писателя-публициста Е.А.Лаптева)

Цели:

  • систематизировать знания о структуре и компонентах сочинения-рассуждения, поэтапно отработывая отработку алгоритма его написания ;
  • показать навыки анализа текста и коммуникативные умения;
  • обратиться к важной актуальной проблеме -роли учителя в формировании личности подростка.

Оборудование урока: презен тация ,текст статьи Е.А.Лаптева

 

Ход урока:

-Здравствуйте ,те,у кого сегодня хорошее настроение и те,у кого в душе непогода,

Здравствуйте,те,кто любит проводить время в одиночестве и те,кто проводит его в общении с друзьями.

Сегодня на уроке мы будем готовиться к написанию сочинения-рассуждения по тексту Е.А.Лаптева.Этот вид работы вам знаком:мы должны поэтапно ( согласно алгоритму) создать

своего сочинения,работу над которым вы завершите дома.

2.Выразительное чтение текста учителем (…).

3.Работа по тексту.

-О чем рассказывает автор в данном тексте?(автор повествует о своем послевоенном детстве,голодном,полном нужды,когда детей воспитывала улица;подростки показывали свое пренебрежение к учителям,как и наш главный герой,пока в его жизни не появился учитель физики И.В.Матвеев).

-Подумайте,иллюстрацией к какой общей проблеме является предложенный эпизод?(события данного текста служат иллюстрацией к проблеме нравственного содержания-роли учителя в формировании личности;несправедливого отношения к учителю;проблема,связанная с внутренними духовными качествами-порядочность,вежливость,интеллигентность учителя).

-Какую конкретную ситуацию воссоздает автор текста?На каком материале исследует волнующую его проблему? (автор текста-своеобразный заступник учителей,который возмущен тем,что «какой-то нечестивец посмел прилюдно надругаться над святыней» ,возмущен тем,что «никто из публики не счел возможным сказать хоть слово в защиту учителей»)

-как автор оценивает поступки героев? Какие художественные приемы ,использованные им,позволяют нам увидеть авторское отношение к изображаемому?(в 1 предложении- «бурная дискуссия»-эпитет; в 8 предложении-ряды однородных членов; в 13 и в 15 предложении – «шпана» и «разбойники»-разговорная лексика.Эти средства погружают нас в атмосферу послевоенного детства.А контекстные синонимы –«поковылял», «расшвырял», «стукнул» -помогают создать зримое представление о произошедшем случае).

-как представлена в тексте авторская оценка герою? (через портрет героя,чтобы дать возможность читателю представить описываемые события)

-через какие слова подчеркивается образ учителя? (схема)

-обратите внимание на первый и последний абзац текста В чем их особенность?(это своеобразная перекличка,автор словно опровергает мысли,представленные в начале текста,выступает в защиту учителя).

4. Работа над алгоритмом написания сочинения с использованием текста Лаптева (запись основных моментов сочинения,в итоге их нужно будет прочесть)

-Можно начать свое сочинение со слов:

Какую роль в жизни человека играет учитель?

Есть ли в нашей действительности человек,который бы выступил в защиту учителей?

В сознании многих школьников образ учителя ассоциируется с оценками,контрольными,любимыми и нелюбимыми предметами…

Каждому ли доведется встретиться с настоящим учителем?А такие есть, и рассказ Лаптева о таком Учителе.

Разговор о том,что учителя – неудачники и несостоявшиеся люди ,очень часто можно услышать в нашей жизни. Между тем современный писатель-публицист Лаптев опровергает эту точку зрения.

-Сделав эмоциональное вступление,выделяем проблему.Здесь мы обратимся к методу незаконченного предложения:

Автор,размышляя над данными вопросами, обращается к проблеме…

Ключом к пониманию текста становится…

Это помогает читателю понять…

-А далее рассмотрите внимательно текст и сформулируйте в 1-2 предложениях содержание текста.Это будет комментарий.

-Чтобы выявить позицию автора ,можно воспользоваться следующими схемами:

Автор считает,что…

Думаю,что позиция автора бесспорна,так как…

Позиция автора такова:

Автор убеждает нас в том, что…

-Для выделения собственной позиции можно использовать следующее:

Я полностью согласен с автором…

Трудно не согласиться с автором…

Я разделяю чувства автора…

-Какие аргументы из художественной литературы можно привести,размышляя над данным текстом? (В.Г.Распутин «Уроки французского»,В.Быков «Обелиск»,А.Алексин «Третий в пятом ряду», «Безумная Евдокия», Б.Васильев «Летят мои кони»,Ю.Яковлев «Учитель»,Ч.Айтматов «Первый учитель»)

-Вывод,заключение,итог сочинения.

5.Самостоятельная работа (дети пишут набросок своего сочинения,испозуя рассмотренный выше алгоритм)

6.Чтение нескольких работ

7.-Сегодня на уроке мы обратились с вами к основным этапам работы над сочинением-рассуждением. Вы попытались сделать набросок своей работы,которую должны будете завершить дома. Кроме того,текст Лаптева заставил нас задуматься над важной проблемой-роли учителя в формировании личности подростка.А свой урок я хочу завершить такими словами,возможно,кто-то из вас возьмет их в качестве заключения к своему сочинению: «Говорят,наступает время,когда учитель становится не нужен.Он научил,чему мог научить,и – поезд отправился дальше , а Учитель остался один на пустой платформе.И если высунуться из окна,то долго еще будешь видеть маленькую ,одинокую фигурку человека,првожающего поезд.Потом поезд превратиться в точку,замрет железный стук колес,а он все будет стоять. И ему мучительно захочется остановить поезд, вернуть его,ведь с этим поездом навсегда уходит частица его самого,самая дорогая частица»

8.Подведение итогов урока.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 

(1)В одной из недавних телепередач, где велась бурная дискуссия о проблемах современного образования, модная телезвезда разразилась гневной тирадой в адрес учителей. (2)По её твёрдому убеждению, все они – это люди несостоявшиеся, неудачники, проигравшие борьбу за успех, они пришли в школу единственно для того, чтобы отомстить бедным детям за свою сломанную судьбу. (3)Признаюсь: меня, человека уже пожилого, выросшего в послевоенные годы, эти слова ошеломили, будто бы какой-то нечестивец посмел принародно надругаться над святыней. (4)В первый момент мне показалось, что происходящее – сцена из какого-то фильма и телезвезда просто-напросто играет отрицательную роль. (5)Но, к сожалению, это был не фильм, и, к ещё большему сожалению, почему-то никто из публики не счёл возможным сказать хоть слово в защиту учителей.

(6)...Шёл апрель 1947 года. (7)Мы, разлучённые войной со своими отцами, росли без царя в голове, не признавая ни законов, ни правил.

(8)Голод, постоянные лишения, суровые жизненные условия – всё это наложило свой отпечаток на наши характеры. (9)Тогда считалось нормальным всячески показывать своё пренебрежение к учителям, и чем более дерзко ты себя вёл, тем больше тебя уважали в мальчишеской компании.

(10)Учитель физики Иван Васильевич Матвеев пришёл к нам в седьмой класс. (11)Ходил он медленно, с усилием опираясь на палочку, и когда нечаянно задевал раненой ногой угол парты, то лицо чуть заметно вздрагивало от боли.

(12)В конце месяца он, получив расчёт, возвращался с работы. (13)Его встретила местная шпана, чтобы отобрать деньги. (14)Учитель, невысокий крепыш, переложил палочку из правой руки в левую, затем двумя пальцами – указательным и средним – легонько стукнул главаря по верхней губе. (15)Тот рухнул на землю, учитель посмотрел на оцепеневших разбойников и поковылял дальше. (16)Весть о том, что учитель шутя расшвырял целую банду, моментально разнеслась по всему городку, а поскольку Иван Васильевич вёл физику в нашем классе, то все семиклассники в той или иной мере считали себя сопричастными этому подвигу. (17)Мы даже освоили несколько характерных жестов своего учителя, говорить стали медленно, протяжно, видом своим показывая, что учитель поделился с нами секретными приёмами и теперь не приведи Бог кому-нибудь нас обидеть.

(18)Однажды я увидел, как Иван Васильевич, спускаясь со школьного крыльца, подал руку идущей следом учительнице математики. (19)Та смущённо покраснела и поблагодарила физика. (20)В тот же день, повинуясь безотчётному желанию во всём походить на учителя, я подал руку своей маме, когда она переходила по шаткой лесенке через теплотрассу. (21)Мама удивлённо улыбнулась, потом обняла меня и сказала, ласково глядя повлажневшими глазами: «Спасибо, милый! (22)Ты у меня уже совсем большой!»

(23)Стараясь казаться взрослыми, табаком мы начали баловаться чуть ли не с шести лет. (24)Но когда поняли, что наш учитель не курит, многие, в том числе и я, оставили эту вредную привычку. (25)Как-то раз Петька Фёдоров ругнулся матом – дело обычное для нас. (26)Иван Васильевич, услышав неприличное слово, шёпотом сказал Петьке:

(27)– Это называется мужская слабость.

(28)С той поры я старательно избегал нецензурных слов в своей речи...

(29)Мысленно оглядываясь на прожитые годы, я понимаю, как много правильного, мудрого и необходимого подарил мне этот великий человек. (30)Даже сегодня мне ещё хочется держаться за его крепкую руку, которая ведёт меня по дороге жизни.

(По Е.А. Лаптеву*)

*Е.А. Лаптев (родился в 1936 г.) – писатель-публицист.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.