Основные здоровьесберегающие технологии в логопедической работе с детьми с РАС
Основные здоровьесберегающие технологии в логопедической работе с детьми с РАС.
В последнее десятилетие во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. В работе логопеда важно учитывать сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.
Актуальность внедрения здоровьесберегающих технологий в ДОУ компенсирующего вида обусловлена необходимостью повышения эффективности коррекционной работы с детьми с ОВЗ. Их применение не только способствует сохранению и укреплению здоровья детей с проблемами в развитии, но и повышает адаптивные и компенсаторные возможности детского организма.
В современной логопедической практике выделяют 3 вида здоровьесберегающих технологий:
Технологии сохранения и стимулирования здоровья: динамические паузы, подвижные игры, релаксация, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, расслабляющая, тонирование.
Технологии обучения здоровому образу жизни: игровые тренинги и игротерапия, коммуникативные игры, массаж, точечный самомассаж.
Коррекционные технологии: арттерапия, кинезиология, технология воздействия цветом или музыкой, технологии коррекции речи, психогимнастика, фонетическая ритмика, логопедическая ритмика, артикуляционная гимнастика, биоэнергопластика, Су – Джок терапия, коррекция моторной неловкости, развитие графомоторных навыков.
В своей практике я использую следующие технологии:
Артикуляционная гимнастика.
Артикуляционная гимнастика помогает развивать подвижность артикуляционного аппарата и формировать артикуляционные уклады звуков. У детей с РАС в дошкольном возрасте речь часто или на уровне звукоподражания, либо эхолаличная, с чистым произношением всех звуков. Поэтому, артикуляционная гимнастика используется в редких случаях, когда имеются нарушения звукопроизношения и нужно выработать артикуляционный уклад.
Дыхательная гимнастика.
Развитие речевого дыхания детей дошкольного возраста – ключевой процесс при формировании связной и понятной речи. Дыхательные упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха
Развитие моторных навыков:
Помимо пользы для развития двигательных навыков, для детей с РАС полезны такие задания, чтобы научится подражать движениям или словам.
Релаксация:
Дети с РАС быстро истощаются, им необходимо часто менять деятельность и давать отдых для восстановления сил, особенно после подгрупповых занятий.
Поэтому, важно перед завершением занятия дать ребенку успокоиться и отдохнуть.
Зрительная гимнастика:
Сейчас, как никогда, актуальна профилактика снижения зрения. Дети с РАС могут очень любить играть в гаджеты, поэтому, важно не перенапрягать их зрение дополнительность нагрузкой. Но, применение индивидуально.
Логопедическая ритмика:
Если ребенок любит музыку, через танцы можно развивать навык подражания. Простые танцы могут стать рутиной, элементом, повторяющимся из раза в раз, что нравится детям с РАС из-за стремления к постоянству.
Применение су-джок терапии:
Применять или нет этот метод - нужно исходить из особенностей ребенка.
Для детей с гиперчувствительностью в тактильной сфере могут избегать контакта с массажным колечком. Если же имеет место тактильная гиперчувствительность, то су-джок как раз поможет для выработки кинестетических ощущений.
Список литературы:
Гаврючина Л.В.Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2008. — 160 с.
Коноваленко С. В., Кремнецкая М. И. Развитие психофизиологической базы речи у детей дошкольного возраста с нарушениями развития.СПб. : Детство — Пресс, 2017. 128 с.
Поваляева М.А. Справочник логопеда - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002. – 448с.