Особенности использования ИКТ в условиях малокомплектной школы
Прошло не так много времени с тех пор, как компьютерные технологии изменили повседневную жизнь общества. Компьютеры вышли за пределы вычислительных центров и лабораторий, и превратились в неотъемлемую составляющую многочисленных сфер деятельности человека. Сейчас невозможно найти отрасль, где бы не использовались компьютерные технологии, увеличивая качество протекающих процессов. Вся наша жизнь пронизана коммуникационными сетями, которые воспринимаются человеком как естественная среда обитания. Дети младшего возраста уже привычно тянуться к клавиатуре компьютера, отвергая другие игрушки. Становясь старше, человек использует компьютер как средство общения, образования, проведения досуга.
В образование информационные технологии пришли неоценимым помощником учителя. Школе, ни в коем случае, нельзя отставать от стремительного развития современной жизни. Ведь, именно школа дает человеку те необходимые знания и навыки, которые так необходимы в современной жизни. Процесс образования неразрывно связан с развитием общества. Преимущества внедрения ИКТ в школьные уроки неоспоримы. Изменилась логическая схема урока – учебник дополняется, а в некоторых случаях заменяется, компьютером. Многократно возросла скорость поиска и представления информации. Значительно упростился процесс контроля знаний.
В условиях малокомплектной школы все преимущества внедрения ИКТ раскрываются ярче и многогранней. Если, и раньше, небольшое количество учеников в классе позволяло учителю уделять больше внимания индивидуальной работе, то, с приходом информационно-коммуникационных технологий, учитель малокомплектной школы получил возможность повысить качество проводимого урока. Ведь, при использовании компьютера в процессе обучения, ученик может проявить гораздо больше самостоятельности, управляя процессом получения знаний. А учителю дается возможность контролировать и направлять действия ученика. Особенно ярко это проявляется на уроках историко-обществоведческого цикла. Там, где ранее, большая доля информации воспринималась учениками «на слух», оставляя не занятым зрительный канал, теперь происходит полноценное восприятие (зрение-слух). И, при возможности уделить достаточное время каждому ученику, использование ИКТ дает неоспоримые преимущества учителю малокомплектной школы.
Применение ИКТ в школе набирает обороты. Создаются мультимедийные пособия, контрольные программы, энциклопедии и галереи. Это позволяет учителю гибко воздействовать на воображение и память учащихся. По яркости восприятия иллюстрации учебника сильно уступают изображениям на экране, интерактивной доске или мониторе компьютера. Добавим к этому анимацию и эффекты, которые используются в создании презентаций. И бесспорное преимущество видеофильмов. Таким образом, учитель получает широкий набор универсальных инструментов для создания качественного урока.
При невысокой наполняемости классов использование ИКТ позволяет учителю малокомплектной школы точнее подобрать, наиболее подходящий, вид деятельности каждому ученику, в соответствии с его индивидуальными особенностями. Например, при склонности ученика к аналитическому мышлению, лучшим вариантом для него станут тестовые задания и разработка собственных схем, диаграмм и выкладок. При развитом образном мышлении, ученику можно предложить создание презентаций, анимированных иллюстраций, коллажей. И в том, и в другом случае, применяя комбинированный подход, можно помочь развить естественные способности ребенка, раскрыть его неиспользуемый потенциал. Уделяя больше времени индивидуальной работе с учащимися с использованием ИКТ, учитель малокомплектной школы повышает качество образовательного процесса.
Информационно-коммуникационные технологии прочно заняли свое место в процессе обучения. Это обязывает учителя полностью использовать преимущества, которые предоставляет технический прогресс. Малейшая заминка или нерешительность может привести к ухудшению качества деятельности педагога. Чтобы современный урок был полноценным и эффективным, учитель должен хорошо владеть прогрессивными средствами обучения. Без этого его уроки не станут уроками двадцать первого века.
Гончарук Владимир
Наталья Фимина