12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Сидельникова Людмила Петровна108
0

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ЛЕТНИЙ ПЕРИОД СО СТАРШИМИ ДОШКОЛЬНИКАМИ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ



ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

В ЛЕТНИЙ ПЕРИОД СО СТАРШИМИ ДОШКОЛЬНИКАМИ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ


Сидельникова Людмила Петровна, воспитатель,

МБДОУ ДС № 21 «Сказка»

Старооскольского городского округа Белгородской области

Летнее время в детском саду благоприятный период для оздоровления детей, но, в тоже время, это достаточно сложный этап работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи (далее ТНР). С переходом дошкольников на летний режим дня, вся образовательная деятельность переносится на улицу, на участок детского сада и носит индивидуальный и подгруппой характер. У детей с тяжёлыми нарушениями речи страдают все психические процессы, тесно связанные с речью: память, внимание, восприятие, мышление, воображение. Кроме того, у них отмечается нестабильность эмоционально-волевой сферы, которая выражается в рассеянности, конфликтности, двигательной расторможенности; такие дети часто испытывают трудности в общении. Все это накладывает отпечаток на организацию речевого развития во время прогулок. В физическом развитии наблюдается снижение ловкости и скорости выполнения движений, нарушена координация движений, последовательность выполнения определенных движений.

Педагоги, работающие в группах для детей с ТНР, стремятся организовать игровую деятельность на участке, интегративно соединяя коррекционную работу по развитию речи с двигательной активностью. Любая игра направлена на достижение определенных целей и задач воспитания и обучения. А игры, в которых сочетается дидактическая и физическая составляющая, позволяют снять статическую нагрузку, эмоциональное напряжение, повышают работоспособность, а также решают задачу повышения качество речи. Именно правила игры обеспечивают многократность повторения на разном игровом материале.

Заинтересованность подвижной игрой мотивирует и освоение речевой задачи игры вследствие непринужденности, эмоциональности и живости самого действия. Поэтому педагогам необходимо избирательно подходить к планированию тех или иных игр, ставя во главу угла задачу коррекционно-речевой деятельности.

Для развития фонематического восприятия планируются подвижные игры «Волшебный колокольчик», «Ушки на макушке», «Цветы и пчелки». В игре «Живая стрелка» дошкольники не только упражняются в беге по кругу и остановке по сигналу, но и закрепляют умение определять первый звук в слове, давая ему характеристику. Водящий, стоит в центре круга, изображая стрелку, вытянув вперед правую руку. Взявшись за руки, дошкольники произносят слова: «Наша стрелка оживилась, быстро, быстро закружилась! Сделай круг и обернись, а теперь остановись!» Водящий с последним словом останавливается и указывает на ребенка, который должен назвать предмет на картинке, которую показывает водящий и называет первый звук и дает ему характеристику.

В картотеку игр, направленных на формирование лексико-грамматической стороны речи вошли «Прятки», «Собери предложение». Дети разделяются на 2 команды и выстраиваются в колонны. Первый ребенок прыгает из обруча в обруч, собирая карточки с изображением предметов и схем, приносит их воспитателю, который перечисляет эти слова. Второй педагог или помощник воспитателя читает слова у первого ребенка из второй команды. Обе команды, посовещавшись, составляют предложения, выстраиваются в обручах и произносят предложение.

Для обогащения активного словаря детей подобраны подвижные игры «Найди свою маму», «Накроем на стол», «Во саду ли в огороде».

Важно научить ребенка правильному физиологическому дыханию, чтобы выдох был достаточно сильным и продолжительным. Эта цель достигается при помощи следующих игр: «Нюхаем цветы», «Задуваем свечи», «Буря в стакане», «Кораблики», «Листопад», «Карандаши в стакане». Дыхательная гимнастика проводится ежедневно и активно используется в развлекательных мероприятиях: «Праздник мыльных пузырей», «День одуванчиков», «День воздушных шаров», «День разноцветных ветерков», «Чей корабль быстрее поплывет».

Эффективны и логоритмические упражнения, в основе которых лежит связь между словом (речью), музыкой и движением. Элементы логоритмики присутствуют в народных и дворовых играх, когда дети под музыку (или без нее) двигаются друг за другом и проговаривают текст стихотворения, сопровождая его ритмическими движениями: «Одуванчик», «Летела корова…», «Сад-огород», «Ворон» и другие.

Помимо вышеперечисленных комплексных игр, на прогулке большое внимание уделяется развитию мелкой моторики руки в специально организованных упражнениях и играх, благотворно влияющих на речевое развитие. Это сортировка мелких предметов (желудей, семян, орехов, семечек), прокатывание шариков (семян каштанов), выполнение построек из песка, разминание пластилина и выполнение заданий, заполнение емкостей мелкими предметами, игры с камешками и другие упражнения. А также мытье рук по локоть с самомассажем, пальчиковая гимнастика, ежедневное растирание стоп, самомассаж и гимнастика стоп с предметами, ходьба по «Дорожке здоровья» на участке.

Какие бы игры и упражнения не запланировал педагог летом, они должны приносить ребенку радость и удовлетворение от выполняемых игровых задач, подлинную заинтересованность и оздоровительный эффект, и тогда успех от обучения удовлетворит и обучающего, и родителей воспитанников.


Литература:

Гаспарова Е. «Замкнутый ребенок» [Текст] // Дошкольное воспитание. – 2009, — №3. – С. 9-10 [Электронный ресурс] Режим доступа: https://xn--e1aaaaarquy1a8bme.xn--p1ai/files/publ/2021isbn/2021.12.15_0-0529_Zamknuty_rebenok.pdf

Ельцова О. М., Терехова А.Н. Игровые обучающие ситуации как нетрадиционная форма работы с дошкольниками / О.М. Терехова. С.Пб. ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005.-192 с. [Электронный ресурс] Режим доступа: URL:http://www.school2100.ru

Микхиева Н.Ю., Мартин И.В. Дидактические игры и упражнения для развития речи дошкольников[Текст]/ Н.Ю.Микхиева, И.В. Мартин.-С-П.: «Детство-ПРЕСС», 2021 – 96 с. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.labirint.ru/books/518881/

Репина Т. А., Смолева Т. О. Неуверенный ребенок. //Дошкольное воспитание. – 2013, — №3[Электронный ресурс] Режим доступа: https://shop.dovosp.ru/shop/repina-t-smoleva-t-neuverennyj-rebenok/



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.