Презентация «Особенности педагогической деятельности»
Пояснительная записка к презентации
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СООБЩЕСТВО
НАШЕМУ СООБЩЕСТВУ ИСПОЛНИЛОСЬ 9 ЛЕТ!
Пояснительная записка к презентации
Предварительный просмотр презентации
Особенности педагогической деятельности
План Сущность понятия «педагогическая деятельность» Цель педагогической деятельности Задачи педагогической деятельности Отличительная характеристика педагогической деятельности Особенность обучения и воспитания как деятельности Своеобразие педагогической профессии Основные функции педагогического управления Классификация ролевых педагогических позиций Признаки креативности Качества, присущие педагогу-творцу
Сущность понятия «педагогическая деятельность» Педагогическая деятельность – это деятельность, которая обеспечивает отношения, возникающие между людьми при передаче духовно-практического опыта от поколения к поколению. Педагогическая деятельность представляет собой управление деятельностью воспитанника с целью его воспитания и обучения, развития его как личности Научная Педагогическая деятельность Практическая
Научная педагогическая деятельность – это вид педагогической деятельности, целью которой является получение новых знаний о педагогических отношениях взрослых и детей и формах их развития. Научная Научная педагогическая деятельность Экспериментальная Теоретическая
Практическая педагогическая деятельность – это вид педагогической деятельности, целью которой является передача необходимой части культуры и опыта старшего поколения младшему. Практическая педагогическая деятельность Учебная Воспитательная
Цель педагогической деятельности Цель — это то, к чему стремятся. Общей стратегической целью педагогической деятельности и целью воспитания является воспитание гармонично развитой личности. Цель пед. деятельности: становление и преобразование личности Цель педагогической деятельности разрабатывается и формируется как совокупность социальных требований каждому человеку с учетом его духовных и природных возможностей, а также тенденций общественного развития. А.С.Макаренко цель педагогической деятельности видел в разработке и индивидуальных коррективах программы развития личности.
Задачи педагогической деятельности Ведущая задача педагогической деятельности: понять общественные цели и направить усилия других людей на их достижение. Наиболее общая задача педагогической деятельности в образовательном процессе состоит в создании условий для гармоничного развития личности, в подготовке подрастающего поколения к труду и иным формам участия в жизни общества. Она решается организацией личностно-развивающей среды и управлением разнообразными видами деятельности воспитанников с целью гармоничного их развития.
Отличительная характеристика педагогической деятельности Педагогическая профессия относится как к классу преобразующих, так и к классу управляющих профессий одновременно. Педагогическая деятельность целенаправленна, мотивированна, имеет свой предмет исследования, средства, способы и результат.
Особенность обучения и воспитания как деятельности Особенность обучения и воспитания как деятельности по социальному управлению состоит в том, что она имеет как бы двойной предмет труда. С одной стороны, главное ее содержание составляют взаимоотношения с людьми: если у руководителя не складываются должные отношения с теми людьми, которыми он руководит или которых он убеждает, значит, нет самого важного в его деятельности. С другой стороны, профессии этого типа всегда требуют от человека специальных знаний, умений и навыков в какой-либо области. Педагог должен хорошо знать и представлять деятельность учащихся, процессом развития которых он руководит. Таким образом, педагогическая профессия требует двойной подготовки - человековедческой и специальной.
Своеобразие педагогической профессии Своеобразие педагогической профессии состоит и в том, что она по своей природе имеет Гуманистический характер Коллективный характер Творческий характер
Гуманистическая природа пед. деятельности Гуманистическая функция связана с развитием его личности, творческой индивидуальности. Реализовывать эту функцию пед. профессии может тот педагог, который принял гуманистические ценности, который способен реализовать их в своей профессии. Для того, чтобы реализовать педагогу гуманистические функции, ему необходимы следующие ценностные ориентации: а) отношение к педагогической деятельности воспринимать как призвание и как миссию; б) педагогический гуманизм, который невозможен без принятия себя и учеников; в) эмпатичное (чуткое) отношение к ученикам; г) диалогизм как желание и умение слушать и слышать ребенка и ученика; д) сотрудничество как установка на взаимодействие с учеником, а не воздействие на него.
Коллективный характер пед. деятельности В педагогической профессии очень трудно вычленить вклад каждого педагога, семьи и других источников воздействий в качественное преобразование субъекта деятельности – воспитанника. С осознанием закономерного усиления коллективистических начал в педагогической профессии все шире входит в обиход понятие совокупного субъекта педагогической деятельности. Под совокупным субъектом в широком плане понимается педагогический коллектив школы, а в более узком - круг тех педагогов, которые имеют непосредственное отношение к группе учащихся или отдельному ученику. Чем богаче духовные ценности, накопленные и заботливо охраняемые в педагогическом коллективе, тем отчетливее коллектив воспитанников выступает как активная, действенная сила, как участник воспитательного процесса, как воспитатель. Если нет педагогического коллектива, то нет и коллектива ученического.
Творческая природа пед. деятельности Творчески работающий педагог, а тем более педагог-новатор, создает свою педагогическую систему, но она является лишь средством для получения наилучшего в данных условиях результата. Творческий потенциал личности педагога формируется на основе накопленного им социального опыта, психолого-педагогических и предметных знаний, новых идей, умений и навыков, позволяющих находить и применять оригинальные решения, новаторские формы и методы и тем самым совершенствовать исполнение своих профессиональных функций. Только эрудированный и имеющий специальную подготовку учитель на основе глубокого анализа возникающих ситуаций и осознания сущности проблемы путем творческого воображения и мысленного эксперимента способен найти новые, оригинальные пути и способы ее решения. Область проявления педагогического творчества определяется структурой основных компонентов педагогической деятельности и охватывает практически все ее стороны: планирование, организацию, реализацию и анализ результатов. Педагогическое творчество понимается как процесс решения педагогических задач в меняющихся обстоятельствах.
Основные функции педагогического управления Анализ Целеполагание Планирование Организация Контроль Коррекция
Классификация ролевых педагогических позиций Наиболее точная классификация ролевых педагогических позиций было дана Л.Б. Ительсоном. По предложенной им методике преподаватель может выступать в качестве: • информатора, т.е. когда учитель ограничивается доведением до учащихся определенных норм, требований или мировоззрений; • друга, т.е. когда осуществляется попытка понять душу ребенка и его потребности; • диктатора, когда преподаватель насильственным образом внедряет необходимые нормы и ценностные ориентации в сознание его учеников; • советчика, когда используется ненавязчивое уговаривание; • просителя, когда учитель прибегает к лести и просьбам; • вдохновителя, когда он стремится своими действиями увлечь своих воспитанников интересными целями и заманчивыми перспективами. Любая из этих позиций всегда приводит к неоднозначному результату. Поэтому в педагогической практике принято использовать их комбинации.
Признаки креативности оригинальность фантазия эвристичность четкость активность чувствительность сконцентрированность
Качества, присущие педагогу-творцу инициативность самостоятельность способность к преодолению инерции мышления чувство подлинно нового и стремление к его познанию целеустремленность широта ассоциаций наблюдательность развитая профессиональная память.
Глоссарий Коллективный характер— работа с коллективом. Объект педагогики– те явления действительности, которые обусловливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества. Эти явления получили название образования (В.А.Сластенин). Педагогическая профессия- это один из видов человеческой деятельности, сферой которой является воспитание подрастающего поколения. Педагогическая специальность- вид деятельности в рамках данной профессиональной группы, характеризующийся совокупностью знаний, умений и навыков, приобретенных в результате образования, и обеспечивающих постановку и решение определенного класса профессионально-педагогических задач в соответствии с присваиваемой квалификацией. Предмет педагогики– реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах – в семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях. Профессия - это род занятий трудовой деятельности. Субъект педагогической деятельности- это тот, кто воздействует на воспитанника: педагоги, родители, коллектив. Творческая природа труда учителя- уровень творчества в деятельности педагога отражает степень использования им своих возможностей для достижения своей цели.
Глоссарий Обучение – специально организованный процесс приобщения и усвоения субъектомсоциокультурных норм (научных, правовых, политических, моральных, эстетических, религиозных и др.), новой информации. Развитие – специально организованный процесс выращивания субъектом собственных способностей, овладение цивилизованными, созидательными способами деятельности. Воспитание – специально организованный процесс управления субъектом собственными потребностями, то есть процесс, который направлен на изменение потребностей, их переструктурирование, возникновение новой иерархии с преобладанием потребностей духовных. Знание - продукт общественной и духовной деятельности людей; идеальное выражение в знаковой форме объективных свойств и связей мира, природного и человеческого Педагогический процесс– специально организованный образовательный процесс, в котором прогнозируется и технологично реализуется во взаимодействии преподавателя и учащегося изменение потребностей (выращивается цель), норм (усвоение нового содержания, новой информации), способностей (овладение методом совместной деятельности)
Похожие публикации