12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Малиновская Валентина Олеговна2149
Россия, Алтайский край
Материал размещён в группе «В помощь учителю»
16

Презентация «Психолого – педагогические особенности детей с нарушением слуха»



Нарушение слуха – потеря способности человеческого организма обнаруживать все частоты или различать звуки с низкой амплитудой. Различают врожденное или приобретенное, полное (глухота) или частичное (тугоухость) нарушение слуха.

 Точная статистика слабослышащих и глухих людей отсутствует. Принято считать, что в развитых странах общее число людей с дефектами слуха составляет 4-6% всего населения. К счастью, подавляющее большинство из них слабослышащие, слух которых может быть значительно компенсирован современными звукоусиливающими аппаратами. По приблизительным оценкам лишь 0,1% этих людей страдает тяжёлыми формами глухоты.

С потерей слуха ещё не всё потеряно в жизни. Как и обычные люди, счастливо трудятся тысячи и десятки тысяч глухих. Многие из них занимают самые различные должности. Это высококвалифицированные инженеры-конструкторы, талантливые механики, печатники, художники….Да, действительно, компенсация глухоты — сложная проблема. Как вырастить глухого ребёнка добрым, отзывчивым человеком? Как развить в нём способность к самопожертвованию, привить высокие гражданские качества? Эти важные задачи относятся не только к педагогическим, но и к социальным проблемам.

Законы

Имеются Законы РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 № 181-ФЗ и от 9.01.1999 № 5-ФЗ «Об образовании» по вопросам, касающимся социальной защиты детей-инвалидов и инвалидов с детства. Но они плохо стыкуются со статусом «Глухой», который провозглашается как лингвистическое и культурное меньшинство, ибо социальные привилегии, положенные инвалидам, не идентичны с имиджем Глухих, определяющим лицо их культуры и языка, не идентичны с особенностями психической конституции индивида «Глухой».

Инвалиды и Глухие – не одно и то же: Инвалиды – одни люди, а Глухие – совсем другие, с чем не соглашаются критики социокультурной концепции глухоты, конституируясь в дискурсе морального идеала признания достоинства других. Нужна декларация особых интересов Глухих, нужна институционализация этой идеи, нужно уважение к отдельной культуре глухих, нужна поддержка языка глухих, как равного словесному языку. Это не должно быть мифом, но даже если это миф, то он только и творит реальность, в которой мы, глухие, живем.

1 ЧАСТЬ

Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением слуха

Слух играет большую роль в интеллектуальном и речевом развитии ребенка. Ребенок с сохранным слухом слышит речь взрослых, подражает ей и учится самостоятельно говорить. Слушая объяснения взрослого, малыш знакомится с окружающим миром, овладевает сложным познанием действительности, усваивает значения многих слов. С помощью слуха он может контролировать собственную речь и сравнивать с речью окружающих, так он усваивает не только правильное звукопроизношение, но и лексико-грамматические средства языка. В дальнейшем сохранный физический слух является необходимым условием для овладения чтением и письмом.

Причинами нарушения слуха у детей могут быть:

Врожденные нарушения, передающиеся генетическим путем;

Недостаточный вес ребенка при рождении (менее 1,5 кг);

Заболевания внутреннего уха и слухового нерва;

Отклонения, возникающие до, во время или после родов;

Воспаление среднего уха и некоторые инфекционные болезни (менингит, грипп);

Травма или продолжительное воздействие сильного шума и вибраций;


 

Теоретической основой психолого-педагогической классификации являются положения, определяющие своеобразие развития ребенка с нарушениями слухового анализатора.

Нарушение слухового анализатора у ребенка необходимо рассматривать в его принципиальном отличии от подобного недостатка у взрослых. У взрослых людей к моменту нарушения слуха речь сформирована, а дефект слухового анализатора оценивают с точки зрения возможности общения на основе слуха. Утрата слуха в детстве влияет на ход психического развития ребенка и приводит к возникновению целого ряда вторичных дефектов. Нарушается речевое развитие ребенка. Если же глухота возникает рано, это приводит к полному отсутствию речи. Немота препятствует нормальному формированию словесного мышления, что ведет к нарушению познания.

В зависимости от речевого развития выделяют 2 группы слабослышащих детей:

♦ слабослышащие, которые обладают относительно развитой речью с небольшими недостатками (нарушения в звукопроизношении, отклонения в грамматическом строе речи);

♦ слабослышащие с глубоким недоразвитием речевой функции (фразы короткие, неправильно построенные, отдельные слова сильно искажены и т.д.).

Среди глухих также выделяют 2 группы детей в зависимости от времени возникновения дефекта:

♦ рано оглохшие дети, потерявшие слух на 1-2 году жизни или родившиеся не слышащими;

♦ позднооглохшие дети, т.е. потерявшие слух в 3-4 года, а также позже, сохранившие речь в связи с более поздним возникновением глухоты. Термин «позднооглохшие» носит условный характер, т.к. данную группу детей характеризует не время наступления глухоты, а факт наличия речи при отсутствии слуха.

Общая характеристика (Причины, виды, в чем проявляется)

 К категории детей с нарушениями слуха относятся дети, имею­щие стойкое (т. е. необратимое, так как слух восстановить нельзя) двустороннее (на оба уха) нарушение слуховой функции, при ко-^ тором обычное (на слух) речевое общение с окружающими зат­руднено (тугоухость) или невозможно (глухота). Эта категория де­тей представляет собой разнородную группу.

По состоянию слуха различают детей слабослышащих (страдаю­щих тугоухостью) и глухих.

Тугоухость — стойкое понижение слуха, вызывающее затрудне­ния в восприятии речи. Тугоухость может быть выражена в различ­ной степени — от небольшого нарушения восприятия шепотной речи до резкого ограничения восприятия речи разговорной гром­кости. Детей с тугоухостью называют слабослышащими детьми.

Глухота — наиболее резкая степень поражения слуха, при кото­рой разборчивое восприятие речи становится невозможным. Глу­хие дети — это дети с глубоким, стойким двусторонним наруше­нием слуха, приобретенным в раннем детстве или врожденным.

 

Внутри каждой из этих групп возможно различное понижение слуха. Наиболее выражены эти различия при тугоухости. Так один слабослышащий ребенок может слышать речь разговорной гром­кости на расстоянии 4—6 метров и более и испытывать затрудне­ния при восприятии шепота, который он может слышать, напри­мер, только у ушной раковины. Другой слабослышащий ребенок с трудом воспринимает хорошо знакомые слова, произнесенные голосом разговорной громкости у самого уха.

Существуют различные классификации степени понижения слуха. В нашей стране наиболее распространенными являются аудио-лого-педагогическая классификация Л. В. Неймана, широко ис­пользуемая в образовательных учреждениях, и международная клас­сификация, которая используется в медицинских учреждениях.


 

По классификации Л.В.Неймана , слабослышащие дети, в зависимости от величины средней потери слуха в области от 500 до 4000 герц (на 4 речевых частотах), могут быть отнесены к одной из следующих степеней тугоухости:

 

Степень глухости  

Средняя потеря слуха в дБ (500-4000 Гц)  

Условия разборчивого восприятия речи  

I степень  

Не превышает 50 дБ  

Речь разговорной громкости — на рас­стоянии не менее 1 м, шепот — у ушной раковины и далее  

11 степень  

От 50 до 70 дБ  

Речь разговорной громкости — на расстоянии 0,5—1 м, шепот — нет  

III степень  

Более 70 дБ  

Речь разговорной громкости — у ушной раковины и до 0,5 м, шепот — нет  

 

 


 


 


 

Правовые основы работы со слабослышащими детьми

Прошло немногим более полутора десятков лет с того момента, как ребенок стал особым и самостоятельным субъектом права. За 11 лет до окончания столетия, человеческое сообщество, дабы не лишиться надежды на свое лучшее будущее, приняло соглашение, которое на международном уровне определило основные права каждого живущего на Земле ребенка, взяв на себя обязательства по соблюдению и особой защите его прав и свобод Конвенцией о правах ребенка, которая была принята Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 20 ноября 1989 года. Сегодня на всех уровнях власти в России есть понимание базовых ценностей, без которых невозможно развитие страны.

Органы государственной власти Российской Федерации имеют несколько полномочий:

а) устанавливают основы федеральной политики в интересах детей;

б) выбирают приоритетные направления деятельности по обеспечению прав и законных интересов ребенка, охраны его здоровья и нравственности;

в) формируют и реализуют федеральные целевые программы защиты прав ребенка и поддержки детства, а также определяют ответственных за исполнение таких программ органов, учреждений и организаций;

г) устанавливают порядок судебной защиты и судебную защиту прав и законных интересов ребенка;

д) исполняют международные обязательства Российской Федерации и представительство интересов Российской Федерации в международных организациях по вопросам защиты прав ребенка.

Психологическая характеристика детей с нарушениями слуха

Потеря слуха лишает ребенка важного источника информации и ограничивает тем самым процесс его интеллектуального развития. Однако эти недостатки в значительной мере могут быть компенсированы применением специальных методов и технических средств в обучении.

Выделяют следующие группы детей с недостатками слуха:

1. Не слышащие – дети с полным отсутствием слуха, который не может использоваться для накопления речевого запаса. Эта группа разделяется на подгруппы: не слышащие без речи (дети, родившиеся глухими или потерявшие слух в возрасте до 2–3 лет, до формирования речи) и не слышащие, потерявшие слух, когда речь практически была сформирована – у таких детей необходимо предохранять речь от распада, закреплять речевые навыки.

2. Слабослышащие – дети с частичной слуховой недостаточностью, затрудняющей речевое развитие.

Нарушение слуха непосредственно влияет на речевое развитие ребенка и оказывает опосредованное влияние на формирование памяти, мышления. Что же касается особенностей личности и поведения, не слышащего и слабослышащего ребенка, то они не являются биологически обусловленными и при создании соответствующих условий поддаются коррекции в наибольшей степени.

Значительную часть знаний об окружающем мире нормально развивающийся ребенок получает через слуховые ощущения и восприятия. Не слышащий ребенок лишен такой возможности, или они у него крайне ограничены. Это затрудняет процесс познания и оказывает отрицательное влияние на формирование других ощущений и восприятий. В связи с нарушением слуха особую роль приобретает зрение, на базе которого развивается речь глухого ребенка. Очень важными в процессе познания окружающего мира становятся двигательные, осязательные, тактильно-вибрационные ощущения.

Список литературы

Богрова И. Г. Обучение слабослышащих учащихся восприятию речи на слух. – М.: Педагогика, 1989.

Боскис P.M. Учителю о детях с нарушениями слуха: Книга для учителя. — М., 1988.

Боскис Р.М. Глухие и слабослышащие дети –М.: Советский спорт, 2004-304с.

Глухота и тугоухость у детей /Сб. трудов /Под ред. М. Богомильского -М., 1993.

Зайцева Г.Л. Диалог с Выготским о проблемах современной сурдопедагогики //Дефектология, 1998 №2.

Зикеев А. Г. Развитие речи слабослышащих учащихся. – М.: Педагогика, 1986.

Козлов М. Я., Левин А. Л. Детская сурдоаудиология. – Л.: Медицина, 1989.

Ковалев В.В. Интеллектуальная недостаточность при глухоте и тугоухости -М. Медицина, 1990.

Крайний В.А., Крайнина З.М. Человек не слышит. -М., 1987.

Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии: Учеб. по­собие.-М., 1990.

Лубовский В.И. Специальная психология. - М., 2003.

Михеев В.В. Нервные болезни. Учебник для студентов медицинских институтов. - М.: Медицина, 1974.

Никитина М.И. Сурдопедагогика. -М.: Просвещение, 1989.

Особенности усвоения учебного материала слабослышащими учащимися. / Под ред. Р. М. Боскис, К. Г. Коровина – М.: Педагогика, 1981.

Павлов И.П. Собрание сочинений М.: изд. АН СССР, 1955.

Пузанов Б.П. Коррекционная педагогика -М.: Академия, 1999.

Специальная педагогика: Учеб. Пособие / Под ред. Н.М.На­заровой. — М., 2000.

Стребелева Е.А. Специальная дошкольная педагогика. - М., 2002.

Темкин Я.С. Глухота и тугоухость. -М.: Медицина, 1957.

Тимохин В. П. Сурдопедагогика. – М.: Просвещение, 1985.

Тигранова Л. И. Умственное развитие слабослышащих детей. – М.: Педагогика, 1978.

Трофимова Н.Н. и др. Основы специальной педагогики и психологии -М.: Питер, 2006.

Челнов Е.В. Вопросы дефектологии. - М.: Просвещение, 1964.

Цукерман И.В. Глухота и проблема общения -Л., 1980.

Шматко Н.Д., Пелымская Т.В. Если малыш не слышит: Кни­га для воспитателей. — М.,1995.



Речь
PPT / 5.61 Мб
Источник:  http://www.neboleem.net/stati-o-detjah/6797-deti-s-narusheniem-sluha.php

Опубликовано в группе «В помощь учителю»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.