Самоанализ педагогической деятельности
САМОАНАЛИЗ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ЛИТЕРАТУРЫ КАМАГИНОЙ И.В
Цели и задачи педагогической деятельности
Целью моей педагогической деятельности является обеспечение условий для формирования и развития личности каждого обучающегося с учетом его индивидуальных возможностей, формирование предметной компетенции обучающихся, включение каждого из них в учебно-воспитательный процесс.
В связи с перечисленными целями реализую следующие задачи:
повышать уровень своей профессиональной компетенции путем внедрения в практику преподавания предмета эффективных педагогических технологий;
обеспечить каждому обучающемуся необходимый уровень знаний по дисциплине общеобразовательного цикла «Литература», используя современные достижения науки и техники;
формировать мотивацию к изучению русского языка и литературы, что достаточно непросто в учреждениях СПО с технической направленностью, ответственность у учащихся за результаты своего труда, стимулировать работы учеников в зависимости от их индивидуальных способностей;
обеспечить развитие интеллектуальных, творческих способностей каждого из обучающихся путем реализации определенного подхода к организации учебного процесса, а также выстраивания эффективного взаимодействия между учителем и обучающимся;
в реализации педагогической деятельности учитывать уровень обучения и воспитания учащихся, поступающих в образовательное учреждение на первый курс.
Технологии и приемы, применяемые в педагогической деятельности
На практике применяю современные технологии: здоровьесберегающие, игровые, компьютерные, технологию развития критического мышления, частично технологию уровневой дифференциации. Перечисленные технологии, применяемые в моей педагогической деятельности, связаны между собой.
Выбор технологии зависит от типа и целей урока, от изучаемого материала и других факторов.
Система Е.Н. Ильина: преподавание литературы как предмета, формирующего человека
Цели технологии - нравственное и эмоциональное воспитание личности, в процессе которого осуществляется необходимое обучение, преподавание литературы как искусства.
Литература как дисциплина духовно-нравственного порядка может помочь воспитать в обучающемся нравственные основы и важнейшие качества личности: патриотизм, потребность в непрерывном самообразовании и саморазвитии, эмоциональная чувствительность, эстетические вкусы, уважение и готовность к труду.
Дисциплина «Литература» - это не просто урок, это сокровенная беседа, возможность поговорить «по душам», выслушать мнения друг друга, подискутировать, ведь в споре рождается истина – таким образом можно приобщить юного читателя к миру прекрасного и воспитать в нем важнейшие качества личности. Данная технология применяется мной на уроках сообщения новых знаний, на комбинированных уроках при анализе произведений, в частности, выявлении авторской позиции, формулировке выводов.
Игровые технологии обучения
Игра – это самая свободная, естественная форма погружения человека в реальную (или воображаемую) действительность с целью ее изучения, проявления собственного «Я», творчества, активности, самостоятельности, самореализации.
Цель технологии - способствовать эмоциональной разрядке; помочь обучающемуся изменить отношение к себе и к другим, изменить способы общения, вывести мышление из рациональной сферы в сферу фантазии.
Чувство равенства, атмосфера азарта, ощущение посильности заданий – всё это даёт возможность обучающемуся преодолеть стеснительность по поводу некоторых знаний, которые он считает недостаточными, как следствие снижается боязнь ошибок – в результате возникает чувство удовлетворения и увлечение предметом.
Мною проводились обучающая игра-викторина «Наша письменная речь», в ней команды исправляли ошибки в сочинениях, написанных студентами четырех групп почти за год обучения литературе; творческая игра-конкурс на лучшее стихотворение об экономике, налогах, деньгах для студентов группы «Экономика и бухгалтерский учет»; конкурс чтецов в рамках общетехникумовского мероприятия «19 октября – День Лицея». Также каждый год мной ставятся спектакли по произведениям классической литературы, где в качестве актера - героя произведения может попробовать себя любой желающий.
Интерактивные технологии обучения
Цели технологии:
формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей,
подготовка личности «информационного общества»,
дать обучающемуся так много учебного материала, как только он может усвоить,
формирование исследовательских умений, умений принимать оптимальные решения.
Компьютер используется мной на всех этапах обучения: при объяснения нового материала; при закреплении полученных знаний; при повторении; при контроле ЗУН.
Компьютер используется для составления презентаций, конспектов занятий, лекций (лекциями в электронном виде может воспользоваться каждый обучающийся), для просмотра фрагментов из фильмов, снятых по мотивам произведений русской классической литературы, воспроизведения музыки.
Здоровьесберегающие технологии
Цель технологии - формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.
С этой целью мной чередуются разные виды деятельности на уроке и применяются различные формы работы: групповая, парная.
Были проведены классные часы по темам «Курить – здоровью вредить», «Нет наркотикам» в группе СТ 2-2, уроки «Философское осмысление глобальных проблем современности» в группах ПЛА 3-31; ТМ 4-22; ТЭО 3-15, выступление на педагогическом совете «Использование здоровьесберегающей технологии в педагогической деятельности».
Технология групповой деятельности
Цели технологии – обеспечить активность учебного процесса, достичь высокого уровня усвоения содержания.
Технологию групповой деятельности невозможно не применять в условиях большой наполняемости групп, она применяется также как элемент здровьесберегающей технологии с целью разнообразия видов работ на уроке, для вырабатывания «командного духа» у групп во время проведения викторин, конкурсов и других внеклассных мероприятий с командными видами работ. Технология групповой деятельности активно применяется мною на уроках литературы, также мной были разработаны мероприятия с использованием этой технологии: «Посвящение в студенты», 2014, «1 сентября – День знаний!», 2013,конкурс чтецов «Пушкин – наше все» в рамках празднования Дня Лицея, 2011.
Уровень познавательного интереса обучающихся
Дисциплина «Литература» на сегодняшний день является одним из самых трудных предметов для обучающихся ввиду прежде всего отсутствия у большинства современных детей интереса к чтению. В связи с отсутствием в сознании детей образцов письменной речи (языка А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского, М.Е. Салтыкова-Щедрина, А.П. Чехова, М.А. Шолохова и др.) возникает неумение связно и последовательно излагать свои мысли при написании сочинений, контрольных работ. В связи с наличием в сети интернет готовых образцов сочинений у обучающихся возникает желание в первую очередь пойти по наиболее легкому пути - воспользоваться результатами чужой мыслительной деятельности. Также об отсутствии понимания учащимися специфики предмета говорит чтение произведения в кратком изложении.
Ряд подобных проблем порождает ряд решений этих достаточно специфических и трудных задач. На своих уроках я считаю необходимым осуществлять постоянный поиск различных форм, методов и способов повышения мотивации учащихся к изучению литературы. С этой целью стараюсь применять на уроках различные технические средства (магнитофон, компьютер), разнообразить формы подачи материала (с включением игровых моментов, просмотров отрывков из фильмов, снятых по мотивам классических произведений русской литературы, прослушивания музыкальных произведений, написанных на стихи русских поэтов, «погружение» в мир произведения путем постановки сценок и спектаклей), подбирать материал к уроку на темы, так или иначе волнующие студентов. Привлекаю учащихся к участию в проектной деятельности по предмету, созданию презентаций. Также привлекаю обучающихся к участию в конкурсах, связанных с литературным творчеством – это конкурсы чтецов, конкурсы песен.
Классное руководство
В качестве классного руководителя работаю с 2011 г. у групп НПО. За время обучения в группеодин человек был поставлен на учет в полиции за нарушение комендантского часа. Мною проводились разъяснительные работы с данным учеником, я привлекла его к выступлению в моих театральных постановках, в результате этих мер за хорошее поведение он был снят с учета. Сейчас, пройдя службу в армии, он хочет опять поступать в техникум учиться по специальности «Техническая эксплуатация электрического и электромеханического оборудования».
Учащиеся привлекаются мной к проведению внеклассных мероприятий, участвуют в общетехникумовских мероприятиях, мною проводятся классные часы и собрания в группе в соответствии с планом воспитательной работы на учебный год, а также беседы воспитательного характера.
Проведение внеклассных мероприятий
За три года работы в техникуме мною проводились следующие внеклассные мероприятия:
«Классики об экономике» (открытый урок, ОУ, в рамках «Дня специальности» (для групп специальности «Экономика и бухгалтерский учет»), г. Луховицы, ул. Горького, 3Б, 11.11. 2012)
«Смешной» А.П. Чехов» (внеклассное мероприятие, ОУ, включающее показ спектакля по мотивам рассказа А.П. Чехова «Лошадиная фамилия», в рамках праздника «1 апреля - День юмора», г. Луховицы, ул. Горького, 3Б, 01.04. 2014)
«19 октября - День Лицея» (внеклассное мероприятие, ОУ, «19 октября – День Лицея», г. Луховицы, ул. Горького, 3Б, 19.10.2011)
«19 октября - День Лицея» (Внеклассное мероприятие, ОУ, «19 октября – День Лицея», г. Луховицы, ул. Горького, 3Б, 17.10.2014)
«Ночь перед Рождеством» (отчетный спектакль театрального коллектива «Лира», ОУ, г. Луховицы: 1) ул. Горького, 3Б; 2) ул. Жуковского, 56; 17.05.2012 и 18. 05.2012)
«Свадьба» (Внеклассное мероприятие, ОУ, отчетный спектакль театрального коллектива «Лира» по мотивам комедии М.М. Зощенко «Свадьба», г. Луховицы, ул. Горького, 3Б; 31.05.2013)
«Этот мир придуман не нами» (внеклассное мероприятие, ОУ, отчетный спектакль театрального коллектива «Лира» по мотивам комедии И.А. Штока «Божественная комедия», г. Луховицы: 1) ул. Горького, 3Б; 2) ул. Жуковского, 56; 04.06.2014 и 05.06.2014)
«Ночь перед Рождеством» (внеклассное мероприятие, ОУ, спектакль театрального коллектива «Лира» по мотивам повести Н.В. Гоголя в рамках благотворительной акции техникума, Луховицкий р-н, с. Матыра, ул. Школьная, 12 (социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних), 25.12. 2012)
«С Новым годом!» (внеклассное мероприятие, ОУ, новогодняя сказка театрального коллектива «Лира» в рамках празднования Нового года, г. Луховицы: 1) ул. Горького, 3Б; 2) ул. Жуковского, 56; 24.12.2014 и 15.01.2015)
«С Новым годом, дети!» (внеклассное мероприятие, ОУ, новогодняя сказка театрального коллектива «Лира» в рамках благотворительной акции техникума, 25.12. 2014, Луховицкий р-н, с. Матыра, ул. Школьная, 12 (социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних)
«Аз – свет миру» (внеклассное мероприятие в рамках праздника «День славянской письменности и культуры» (1150 лет славянской письменности), ОУ, г. Луховицы, ул. Горького, 3Б, 24 мая 2013 г.)
«1 сентября – День знаний» (внеклассное мероприятие, «1 сентября – День знаний», г. Луховицы, ул. Горького, 3Б , 01.09.2012)
«1 сентября – День знаний» (внеклассное мероприятие, «1 сентября – День знаний», г. Луховицы, ул. Горького, 3Б, 02.09.2013)
«1 сентября – День знаний» (внеклассное мероприятие, ОУ, «1 сентября – День знаний», г. Луховицы, ул. Горького, 3Б, 01.09.2014)
«Посвящение в студенты» (внеклассное мероприятие, ОУ, «Посвящение в студенты», г. Луховицы, ул. Горького, 3Б, 05.10.2012)
«Посвящение в студенты» (внеклассное мероприятие, ОУ, «Посвящение в студенты», г. Луховицы, ул. Горького, 3Б, 11.10.2013)
«Посвящение в студенты» (внеклассное мероприятие, ОУ, «Посвящение в студенты», г. Луховицы, ул. Горького, 3Б, 10.10.2014)
Посещение луховицкого историко-краеведческого музея, экспозиция «Лермонтов – художник», 29.10. 2014
Динамика качества знаний обучающихся
Динамика успеваемости базируется на соотношении результатов сессии первого семестра и сессии второго семестра первого курса по дисциплине «Литература».
Система моей педагогической деятельности (совокупность методов, приемов, применяемых технологий, взаимодействие с учащимися, вовлечение их в различные виды деятельности) позволила добиться устойчивых результатов. Успеваемость составила 100%, качество знаний по результатам сессии второго семестра лучше, чем первого. Это говорит о правильности выбранного мною направления организации учебной и воспитательной деятельности обучающихся.
Качество знаний по результатам внутреннего контроля |
|||||
Группа |
Дисциплина |
Кол-во аттестующихся |
Результат внутреннего контроля |
Качество знаний, % |
|
«отлично» |
«хорошо» |
||||
ТМ 1-26 |
Литература |
24 |
1 |
11 |
50 |
ПЛА 1-35 |
Литература |
25 |
1 |
6 |
28 |
ПЛА 1-36 |
Литература |
23 |
7 |
30,4 |
|
СТ 2-2 |
Литература |
24 |
5 |
20,8 |
|
СТ 1-3 |
Литература |
23 |
4 |
17,4 |
|
СПО |
Литература |
72 |
2 |
32 |
47 |
НПО |
Литература |
47 |
9 |
19,1 |
Динамика качества знаний по результатам внутреннего контроля |
||||||||||||||||||||||
Группа
|
Уч. год |
Кол-во обуч-ся |
Результаты промежуточной аттестации |
Качество, % |
Кол-во обуч-ся |
Результаты промежуточной аттестации
|
Качество, % |
Кол-во обуч-ся |
Результаты промежуточной аттестации |
Качество, % |
||||||||||||
1 семестр |
«отлично» |
«хорошо» |
|
2 семестр |
«отлично» |
«хорошо» |
|
3 семестр |
«отлично» |
«хорошо» |
||||||||||||
ТМ 1-23 |
2011-2012 |
27 |
4 |
11 |
55,5 |
24 |
7 |
3 |
41,6 |
|||||||||||||
ТМ 1-24 |
2012-2013 |
29 |
7 |
10 |
58,6 |
28 |
11 |
6 |
60,7 |
|||||||||||||
ТМ 1-25 |
2013-2014 |
25 |
8 |
32 |
24 |
1 |
11 |
50 |
||||||||||||||
ИТОГ |
81 |
40 |
49,3 |
76 |
39 |
51,3 |
||||||||||||||||
ПЛА 1-31 |
2011-2012 |
28 |
7 |
25 |
28 |
1 |
6 |
25 |
||||||||||||||
ПЛА 1-32 |
2012-2013 |
31 |
3 |
8 |
35,4 |
29 |
3 |
9 |
41,3 |
|||||||||||||
ПЛА 1-33 |
2012-2013 |
29 |
4 |
7 |
37,9 |
24 |
5 |
4 |
37,5 |
|||||||||||||
ПЛА 1-34 |
2013-2014 |
25 |
4 |
3 |
28 |
23 |
2 |
5 |
30,4 |
|||||||||||||
ИТОГ |
113 |
36 |
31,9 |
104 |
34 |
32,7 |
||||||||||||||||
ТЭО 1-16 |
2013-2014 |
25 |
3 |
4 |
28 |
25 |
4 |
3 |
28 |
|||||||||||||
ИТОГ |
25 |
7 |
24 |
7 |
24 |
|||||||||||||||||
СТ 1-1 |
2011-2012,2012-2013,2013-2014 |
21 |
3 |
14,3 |
20 |
3 |
15 |
20 |
5 |
25 |
||||||||||||
СТ 2-1 |
2013-2014,2014-2015 |
22 |
1 |
3 |
18 |
22 |
2 |
5 |
36,3 |
23 |
5 |
21,7 |
||||||||||
ИТОГ |
43 |
7 |
16,3 |
42 |
23,2 |
43 |
10 |
23,2 |
||||||||||||||
СПО |
219 |
83 |
37,8 |
205 |
81 |
39,5 |
||||||||||||||||
НПО |
43 |
7 |
16,3 |
42 |
10 |
23,2 |
43 |
10 |
23,2 |
|||||||||||||
ВСЕ ГРУППЫ |
262 |
90 |
34,3 |
248 |
91 |
36,7 |
43 |
|||||||||||||||
Выводы |
Группы СПО – по результатам сессий 1, 2 семестров - повышение качества на 1,7 % Группы НПО – по результатам сессий 1,2,3 семестров – повышение динамики качества на 6,9 % Обща динамика – повышение качества на 2,4 % |
Взаимодействие с родителями, обучающимися, коллегами
В работе с родителями я всегда открыта для общения, готова к сотрудничеству, доброжелательно настроена, стараюсь найти подход к каждому. Об успехах или плохой успеваемости обучающихся в изучении литературы, о подготовке к уроку, о домашнем задании сообщаю родителям на родительских собраниях, в индивидуальных беседах.
В группах, где я работаю, сложилась доброжелательная атмосфера. Понимание между преподавателем и обучающимся достигнуто, поэтому учащиеся чувствуют себя на моих уроках достаточно комфортно.
С коллегами поддерживаю доброжелательные отношения, это немаловажно для успешной творческой деятельности преподавателя. Для организации успешной работы обучающихся взаимодействую с классными руководителями. Всегда откликаюсь на просьбы коллег о помощи в методической работе, получаю также от них советы и поддержку. Конфликтных ситуаций за время моей работы в школе и техникуме не было.
Повышение уровня профессионального мастерства
Одним из главных направлений своей профессиональной деятельности считаю самообразование и творческий поиск.
С октября 2011 года по настоящее время прохожу обучение в аспирантуре по специальности 10.02.01. – Русский язык.
За период обучения в аспирантуре прослушала курсы лекций и участвовала в семинарах (780 ч.) по следующим дисциплинам:
История и философия науки
Английский язык
Русский язык
Математические методы в обработке научных данных
Информационные технологии
В конце первого года обучения (2011-2012 уч. г.) мною были сданы кандидатские экзамены (кандидатский минимум) по дисциплинам:
История и философия науки - «отлично»
Английский язык - «отлично»
Специальность 10.02.01 - «Русский язык» - «отлично»
В данный момент работаю над диссертацией на соискание ученой степени кандидата филологических наук, тема которой - «Структурно-семантические особенности эллиптических предложений в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон».
В 2010 году принимала участие в мероприятии для педагогов «Педагогический марафон» (г. Москва)
Являюсь постоянным пользователем интернет-сайтов http://www.proshkolu.ru/ , http://14.pedsovet.org/, http://www.zavuch.ru/, http://www.edu.ru/.
В 2015 г. подписалась на журналы «Русский язык в школе» (г. Москва) , «Вестник РУДН. Серия «Теория языка. Семиотика. Семантика» (г. Москва) , «Filologos» (г. Елец).
Обобщение и распространение собственного педагогического опыта.
Выступление с докладом «О соотношении явлений односоставности, неполноты и эллипсиса в школьном синтаксисе» на V региональной научно-практической конференции «Актуальные проблемы преподавания русского языка в условиях перехода на новые образовательные стандарты», 2014, МГОСГИ
Выступление с докладом «Проблема статуса и классификации бессоюзных сложных предложений в научной и школьной грамматике» на IV региональной научно-практической конференции «Актуальные проблемы преподавания русского языка: основные подходы и пути решения», 2013, МГОСГИ
Выступление в рамках ОУ (педагогический совет), 30.12.2014, тема выступления: «Использование здоровьесберегающей технологии в педагогической деятельности»
Имею публикации:
Камагина И.В. О соотношении явлений односоставности, неполноты и эллипсиса в школьном синтаксисе// Актуальные проблемы преподавания русского языка в условиях перехода на новые образовательные стандарты: материалы пятой региональной научно-практической конференции/ отв. ред. М.А. Дубова. – Коломна: Моск. гос. обл. соц.-гум. инст-т, 2014. С. 39-46.
Камагина И.В. Проблема статуса и классификации бессоюзных сложных предложений в научной и школьной грамматике// Актуальные проблемы преподавания русского языка: основные подходы и пути решения/ Материалы четвертой региональной научно-практической конференции/ отв. ред. М.А. Дубова. – Коломна: Моск. гос. обл. соц.-гум. инст-т, 2013. С. 62-72.
Камагина И.В. Эллипсис в бессоюзном сложном предложении» (по роману М.А. Шолохова «Тихий Дон»)// Актуальные проблемы современного языкознания: межвузовский сборник научных трудов/ отв. ред. И.Н. Политова, Л.А. Чернова. – Вып. 2. – Коломна: Московский государственный областной социально-гуманитарный институт, 2013. С. 55-64.
Филимонова И.В. Проблема классификации бессоюзных сложных предложений в русской лингвистике// Начало-11: сб. научных статей аспирантов и соискателей/ под. ред. М.Я. Сорниковой. – Коломна: Московский государственный областной социально-гуманитарный институт, 2011. С. 102-113.
Мной был создан собственный сайт http://kamagina.wix.com/teacher, где я представила свои методические разработки:
Рабочие программы, календарно-тематическое планирование (СПО), 2015
Рабочие программы, календарно-тематическое планирование (НПО), 2015
Авторская песня, презентация
«Смешной» А.П. Чехов, 2015
Методические советы (праздник «День Лицея») , 2015
«Это просто еРуНдА!» - чепуха в произведениях Д. Хармса (открытый урок литературы в пятом классе) , 2015
Материалы к открытому уроку литературы для студентов группы «Экономика и бухгалтерский учет» , 2015
Сценарий праздника, посвященному 1150-летию славянской письменности, 2015
Материалы к урокам русского языка, 2015
Материалы к урокам литературы, 2015
Сценарий спектакля «Ночь перед Рождеством» (по мотивам повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством») , 2015
Сценарий спектакля «Лошадиная фамилия» (по мотивам рассказа А.П. Чехова «Лошадиная фамилия») , 2015
Сценарий спектакля «Этот мир придуман не нами» (по мотивам комедии И. А. Штока «Божественная комедия») , 2015
Сценарий спектакля «Свадьба» (по мотивам комедии М.М. Зощенко «Свадьба») , 2015
Мои публикации, 2015
Мои достижения
На базе ГБОУ СПО МО «Луховицкий авиационный техникум» в 2011-2012 уч. г. мною был создан театральный коллектив «Лира», где я выступила в качестве режиссера, а все желающие студенты ЛАТа – в качестве актеров. За время существования коллектива мы поставили несколько спектаклей по мотивам произведений классической литературы:
«Ночь перед Рождеством» (по мотивам повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»)
«Свадьба» (по мотивам комедии М.М. Зощенко «Свадьба»)
«Лошадиная фамилия» (по мотивам рассказа А.П. Чехова «Лошадиная фамилия»)
«Этот мир придуман не нами» (по мотивам комедии И.А. Штока «Божественная комедия»)
Имею благодарственное письмо ГБОУ СПО МО «Луховицкий авиационный техникум» (05.10.2014)
Привлекаю студентов к участию в областных, районных конкурсах, а также конкурсах на базе ОУ. Студенты имеют следующие результаты:
Дипломант I степени (конкурс чтецов, зональный, в рамках областного фестиваля детского и юношеского художественного и технического творчества «Юные таланты Московии», 2013)
Дипломант I степени (конкурс чтецов, областной, в рамках областного фестиваля детского и юношеского художественного и технического творчества «Юные таланты Московии», 2013)
1 место в категории «Театральное мастерство» (фестиваль-конкурс, районный, «Студенческая весна-2013»)
3 место в категории «Музыкальное направление» (фестиваль-конкурс, районный, «Студенческая весна-2013»)
Дипломант (конкурс военно-патриотической песни, районный, «Тебе пою – моё Отечество»)
Выводы
За межаттестационный период мною достигнуты весьма немаловажные результаты как в учебной, так и в воспитательной деятельности, а также работе самообразования и распространения профессионального опыта. Это:
Успешное применение в своей практике педагогических технологий, приведшее к положительной динамике качества знаний обучающихся, к достижению взаимопонимания между учеником и учителем
Создание благоприятной для учителя и ученика атмосферы на уроках литературы, а также на репетициях театрального коллектива «Лира», организованным в 2011 году на базе ГБОУ СПО МО «Луховицкий авиационный техникум»
Обеспечение хорошего уровня знаний по дисциплине «Литература»
Успешное распространения профессионального опыта, создание собственного сайта, выступление на региональных научно-практических конференциях
Обучение в аспирантуре, посещение педагогического марафона
Достижение, на мой взгляд, достаточно высокого уровня познавательного интереса учащихся к предмету «Литература», в том числе благодаря применению игровых технологий в педагогической деятельности