12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Волкова Ирина Степо771
Россия, Новосибирская обл., Новосибирск
Материал размещён в группе «Аттестация педагогических работников»
САМОАНАЛИЗ профессиональной деятельности учителя начальных классов

2011 год

В Законе Российской Федерации об образовании в 1 пункте сформулирован подход к сфере образования: 1.Российская Федерация провозглашает сферу образования приоритетной.

Под образованием в Законе понимается процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства.

Одним из первых принципов государственной политики в области образования является гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности.

Главная задача школы состоит в формировании всесторонне развитой личности, готовой не только к усвоению системы знаний, но и к творческой их переработке, а также поискам новых знаний, способов их добывания и применения.

Реализация данного направления нашла свое практическое отражение в осуществлении развивающего обучения, основной характеристикой которого является активность и самостоятельность учащихся во всех видах учебной работы.

В современной школе процесс поиска новых форм, методов к обучению коснулся и начальной школы, что отражается в многогранном Государственном стандарте II поколения, в Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», в которой целое направление отведено сохранению здоровья школьников, поэтому использование игровых, здоровьесберегающих технологий стало необходимым условием учебного процесса.

Актуальность игры в настоящее время повышается из-за перенасыщенности современного мира информацией. И только через игру учащиеся способны к активному усвоению знаний без ущерба своему здоровью. Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать работу учащихся на творческо-поисковом уровне.

О первостепенном значении игры для развития ребенка свидетельствует и тот факт, что ООН провозгласила игру универсальным и неотьемлемым правом ребенка.

Работая в школе с 1979 года, я отмечала значимость игровой деятельности в обучении младших школьников. Игра – это одновременно развивающая деятельность, форма жизнедеятельности, зона социализации, самореализации, содружества с взрослыми. В результате поиска пришла к использованию игровых технологий в адаптивной системе обучения, проведению интегрированных уроков.

В своей работе я опираюсь на знания основ теории педагогики, психологии, возрастной физиологии, методик обучения и воспитания, опыт педагогов-новаторов, новой педагогической литературы, а также на повышение квалификационного уровня.

В отечественной педагогике и психологии проблему игровой деятельности разрабатывали К.Д. Ушинский, П.П. Блонский, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин. В педагогике и методике преподавания больше внимания уделяется играм младших школьников (Ф.К. Блехер, Н.М. Конышева, М.Т. Салихова). Это связано с тем, что педагоги рассматривают игру как важный метод обучения. Аспекты игровой деятельности в школе рассматривались С.В. Арутняном, О.С. Газманом, В. М. Григорьевым, Г.П. Щедровицким и др. В перестроечный период произошел резкий скачок интереса к обучающей игре (В.В. Петрусинский, П.И. Пидкасистый, Ж.С. Хайдаров, С. А. Шмаков, М.В. Кларин, А.С. Прудетейченков и др.)

Особой известностью пользуется теория К. Гросса. Он усматривает сущность игры в том, что она служит подготовкой к серьезной дальнейшей деятельности; в игре человек, упражняясь, совершенствует свои способности.

«Игра служит физическому, умственному и нравственному воспитанию детей». (Г.М. Коджаспирова. Педагогический словарь. - М.: Изд. центр «Академия», 2001. - 176с.)

Д.Б. Эльконин подчеркивал, что ни один другой вид человеческой деятельности не образует вокруг себя такого мощного «педагогического поля» как игра. Уникальность игры в том, что это и есть та деятельность, в процессе которой формируется человеческое воображение, без которого невозможно творческое развитие личности.

Современная педагогическая наука считает наиболее прогрессивными образовательными системами АСО и КСО (Адаптивную систему обучения и коллективные способы обучения).

Тема моей педагогической деятельности «Организация самостоятельной деятельности в адаптивной системе обучения с использованием игровых технологий».

Главной целью педагогической деятельности является: создание условий для саморазвития учащихся с использованием игровых технологий.

Для достижения поставленной цели поставлены следующие задачи:

-осуществлять диагностику уровня мотивации учащихся к процессу обучения и процессу саморазвития;

-разработать комплекс дидактических игр для выстраивания индивидуальной траектории обучения;

-разработать средства мониторинга ученической деятельности;

-разработать структуры блоков уроков по предметам с использованием игр.

Критерии достижения результата.

Стремление к приобретению нового знания.

Игровой момент – как одно из главных средств привития интереса к предмету.

Сочетание обучения и воспитания.

Развитие творчества, познавательного интереса (это творческие задания, соревнования)

Самоконтроль и взаимоконтроль.

Методологическая суть моей педагогической деятельности в том, что я ориентируюсь на учет индивидуальных особенностей личности младшего школьника. Использую механизмы, позволяющие учитывать особенности темперамента, специфику интересов, интеллекта, потребностей и способностей ученика.

Назову отличительные особенности данной педагогической технологии:

Структура урока обеспечивает увеличение времени самостоятельной работы учащихся на уроке.

Задания с учетом познавательных способностей.

Коллективные формы обучения (работа в парах, в малых группах).

Усиление учебной мотивации и развитие познавательных интересов, самостоятельной деятельности с использованием игровой технологии.

Использование уровневой дифференциации при опоре на зону ближайшего развития.

Эффективное осуществление самоконтроля на основе использования взаимоконтроля и индивидуального контроля учителя.

Реализация полноценной учебной деятельности требует соблюдения, наряду с общепринятыми, определенных принципов отбора и построения содержания. Планируя получить гаратированный результат, в своей работе опираюсь на дидактические принципы Л.В. Занкова: обучение на высоком уровне трудностей, приоритет теоретическим знаниям через практику, осознание процесса учения, работа над развитием всех учащихся как сильных так и слабых, изучение материала в быстром темпе, работая с подачей нового. Соблюдаю принцип единства вербального и наглядного, что активизирует работу левого и правого полушария мозга; принцип немедленной проверки знаний, - это поддерживает активный интерес к учебе. В содержание учебного материала включаю элементы из опыта С.Н. Лысенковой: опорные схемы, прием доказательного комментируемого управления, опережение – «мостики в будущее»; приемы эмоционально-ценностного отношения к миру Ш.А. Амонашвили.

Опираюсь на концептуальные основы игровых технологий:

*Психологические механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные потребности личности в самовыражении, самоутверждении, самоопределении, самореализации.

*Игра – пространство «внутренней социализации» ребенка, средство усвоения социальных установок, неиссякаемый источник развития личности, сфера определяющая «зону ближайшего развития». (Л.С. Выготский).

*В развивающих играх удалось объединить основной принцип обучения от простого к сложному с очень важным принципом творческой деятельности самостоятельно по способностям. Поднимаясь каждый раз самостоятельно до своего «потолка», ребенок развивается наиболее успешно.

Организация учебно-воспитательной деятельности

Учебно-познавательную деятельность учащихся с использованием игры организую согласно модели адаптивной системы обучения по А.С. Границкой, которая способствует реализации дидактических принципов самостоятельности и учета индивидуальных особенностей учащихся (это педагогическая технология на основе эффективности организации и управления) (Приложение № 2).

Суть в том, что эффективность урока заметно повышается, когда не просто наблюдаю за самостоятельной работой, а работаю в это время с отдельными учениками индивидуально: за партой, у доски, у стола; идет постоянное увеличение времени на самостоятельную работу. Учащиеся работают в трех режимах: совместно со мной индивидуально, самостоятельно под моим руководством; самостоятельная работа продолжается дома.

Важной особенностью является то, что основной единицей обучения служит блок уроков по теме в соответствии с принципом укрупнения дидактических единиц.

В современной школе, делающей ставку на интенсификацию и активизацию учебного процесса, игровую деятельность использую в качестве самостоятельной технологии для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета, в качестве урока или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения) и как технологию внеклассной работы.

Изучив структуру игры как деятельности, игры как процесса, функции игровой деятельности, требования к играм (Приложение №4), использую следующие организационные формы игровой деятельности: индивидуальную, парную, коллективную, массовую.

Дидактическая игра способствует практическому использованию знаний, полученных на уроках и во внеурочное время. Поэтому дидактическую игру применяю на разных этапах урока в сочетании с обычными дидактическими упражнениями: в начале урока цель игры – организовать и заинтересовать детей, стимулировать их активность; в середине урока дидактическая игра решает задачу усвоения темы, поисковый характер; при подведении итогов отмечаю похвалой как тех, кто закончил работу первым, так и тех, кто выполнил ее последним, но успешно справился с заданием. Составила классификацию дидактических игр: обучающих, тренировочных, контролирующих, обобщающих. Участие детей в дидактических играх способствует их совершенствованию умственных способностей, преодолению трудностей, самоутверждению, развивает настойчивость, стремление к успеху, мотивационные качества, повышает результативность обучения.

Вводное повторение. Приступая к изучению новой темы, у учащихся актуализируются те знания и умения, над которыми будет надстраиваться вновь изучаемое содержание. Это осуществляется благодаря системе тщательно подобранных вопросов и заданий, содержание которых не только создает базу, основу для изучения нового, но и играет мотивационную роль. Наиболее часто используемые формы: этапы-станции (на уроках русского языка «Чистоград», «Проверяйка», «Словознайка»; на уроках математики «Считайград», «Задачкино», «Вспоминайка»; на уроках литературного чтения «В гостях у Книголюбушки»), работа по опорным схемам (из опыта опережающего обучения С.Н. Лысенковой); подготовка выступлений учащихся по наиболее значимым вопросам предыдущей темы по окружающему миру (ролевые и имитационные игры «Инструкции из МЧС», «Юные экологи», «Зеленый патруль»).

Изучение нового материала (основной объем). Считаю игру как необходимое средство поддерживать внимание, без нее преподавание не может быть успешным. На первом этапе по каждой теме изучение не ограничивается материалом, соответствующим содержанию образовательного стандарта (основной объем) для данного класса. Стараюсь компактно передать учащимся укрупненную дидактическую единицу, используя проблемные ситуации, загадки, игры «Угадайка», станции-этапы «Думайка», «Помоги Красной Шапочке перейти ручей», «Помогите Кролику достать морковку», «Сколько грибов, ягод запасли ежики?», «Помогите белочкам и бельчатам к зиме приготовиться!»

Тренинг-минимум _(или первичное закрепление). Немедленно осуществляется главный принцип деятельностного подхода: отрабатывается изученный материал (письменная самостоятельная работа). Чтобы довести до автоматизма навыки счета, решение задач, орфографические навыки, организую самостоятельную работу индивидуально, в парах, через общение школьников между собой в группах. Использую игры: «ЭВМ», «Летим в космос», «Построим дом». Формы контроля: само- и взаимоконтроль, предконтроль, пошаговый контроль, контроль с комментарием и постконтроль. Тренинг-минимум заканчивается проверочной работой минимального уровня.

Для формирования произвольного поведения, воображения, творчества ученика, так необходимого ему для обучения, применяю ролевые игры. Большие возможности для развития сюжетно-ролевых игр предоставляют уроки литературного чтения, математики, русского языка, окружающего мира, в процессе которых дети разыгрывают различные роли реальных лиц или воображаемых героев. В ролевой игре ставится проблема, разыгрывается проблемная ситуация, и в результате ролевой игры дети совместно находят решение. Артистические приемы используются в ролевых диалогах, в чтении по ролям, в инсценировании басен, сказок и т.д. Мною разработан ряд ролевых игр, которые провожу в своей работе: на бытовые сюжеты («Дарим подарки», «В гостях у Маркиза Этикета», «Разговор по телефону»); на проблемы профессиональной ориентации учащихся («В редакции газеты», «Конструкторское бюро», «Мы – экономисты»); на интеллектуальную деятельность («В литературном салоне», «В клубе Знатоков», «Разговор о человеке»); на разрешение социальных проблем («Юные экологи», «Если бы я был президентом»).

Использую основные группы игровых форм:1)интеллектуальные: викторины, шарады, головоломки, кроссворды, ребусы;2)подвижные: поединки, эстафеты; 3)импровизационно-творческие: конкурсы, инсценировки.

В учебной и во внеклассной работе применяю игры, развивающие память, внимание, наблюдательность, укрепляющие волю.

ставит задачу: создавать игровую образовательную систему, программы игр по всем предметам. Я пытаюсь решить ее, создав игровую систему для изучения математики, русского языка, чтения, окружающего мира (Приложение №5).

Игра имеет огромное значение в развитии психики ребенка. Поэтому использую современные диагностические методики и методические рекомендации школьного психолога Е.А. Ефремовой, раскрывающие сущность и особенности развития основных познавательных процессов – памяти, внимания, мышления и воображения у младших школьников (См. Приложения №9а,№9б,№9в). После проведения таких диагностик, включаю в учебный процесс игры и упражнения для развития речи и перцептивных процессов, памяти, внимания, мышления, воображения. Матрица отражает комплекс таких дидактических игр для выстраивания индивидуальной траектории обучения (См. Приложение №9в).

Стараюсь соблюдать необходимые условия для успешной игровой деятельности: естественность, теплую заботу и принятие, сензитивное понимание (полный эмоциональный контакт). Игру организую так, чтобы в ней предчувствовался будущий урок. Постоянно помню и осуществляю плавный, адекватный переход от игровой деятельности к учебной.

Развивающее дифференцированное закрепление (обучение)

Главная цель учителя – обеспечить деятельность каждого ученика в зоне его ближайшего развития. Для успешного управления деятельностью учеников организую непрерывную обратную связь для получения своевременной информации об успешности продвижения каждого ученика. Формы уроков, используемые наиболее часто: урок-игра, урок-путешествие, на которых проводится самостоятельная работа в виде игры «Кто первый добежит до финиша?». А раз это игра, учащиеся чувствуют себя свободно, поэтому уверенно и с интересом приступают к работе. Степень помощи к решению задачи для учащихся разная: хорошо подготовленным учащимся предлагается решить задачу по краткой записи, составив по ней выражение, а слабоуспевающим закончить ее решение. Тот, кто решит задачу быстро и правильно, может считать себя спортсменом. Анализ такой работы показывает, что подавляющая часть учеников, с которыми ведется такая работа, имеет глубокие и прочные знания по предмету.

В своей работе использую учебно-методический комплект «Перспективная начальная школа», в котором высокая степень дифференциации заданий и их количество позволяет учащимся работать в условиях своего актуального развития и создает возможности их индивидуального продвижения с учётом здоровья.

При дифференцированном обучении переживаемая ситуация успеха способствует повышению самооценки учащихся, снижает страховые барьеры, формирует доверие к педагогу и доброжелательные взаимоотношения в классном коллективе.

Формирование устойчивой мотивации достижения успеха.

В школе должно быть то обучение, которое развивает и ведёт вперёд, поэтому надо опираться на зону ближайшего развития, когда ребёнок может решить круг задач под руководством учителя. Поэтому одним из наиболее эффективных способов включения слабых в учебную деятельность – оказание стимулирующей помощи: - в ободрении, в разъяснении полученного задания; - оказание направляющей помощи: - актуализирую те знания ученика, которые позволяют развить успех; - оказание обучающей помощи: - указываю путь выполнения задания. Такая работа формирует устойчивый интерес к поиску знаний как черту личности.

Для того, чтобы ребенок был успешен, на уроке использую внешнюю мотивацию: оценка, похвала, поддержка, соревновательный момент, музыкальная минутка. Немаловажное значение для моих учеников имеет стимуляция внутренней мотивации: стремление больше узнать, интерес к изучаемому материалу, активизация мыследеятельности. В связи с этим использую приемы стимулирования познавательного интереса: преднамеренные "ошибки" в написании задачи или примеров, которые с увлечением исправляют дети, операции с "больными" примерами, задачами, задания на внимание, недорешённая задача или пример, сочинительство сказок, наблюдательные разминки. Использование этих приёмов помогает снизить утомляемость, повысить работоспособность учащихся. Кроме этого, формируется самый действенный мотив (по исследованиям Т.И. Щукиной) учебной деятельности – познавательный интерес. Устойчивый познавательный интерес формирую разными средствами: 1. Занимательность. 2. Эмоциональность. 3. Познавательные игры.4. Сказки по предметам.

Мотивы сотрудничества и коллективной работы широко присутствуют у младших школьников. Поэтому стараюсь создать условия формирования мотивации совместной деятельности: 1)– когда между учителем и учащимися доброжелательные отношения, происходит активный обмен, совместное планирование действий; 2)– взаимопроверка. Это сотворчество, где сам ребёнок является активным участником взаимодействия со сверстниками. Такая деятельность формирует такой общественно-ценный мотив, как стремление к взаимопомощи, чувство личной ответственности за успех товарищей. Позиция учителя – поощрять стремление высказывать, поддерживать в детях убеждённость, - сотворчество. В своей работе использую методы стимулирования и мотивации учения (Приложение №3).

Общее развитие учащихся определяется способом их обучения. Опираясь на эту психолого-педагогическую закономерность, я использую методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

По источнику передачи и восприятия учебной информации

По логике передачи воспри-

ятия учебной

информации

По степени самостоятельности мышления школьников

По степени управления учебной работой

(перцептивные) словесные:

рассказ,беседа

наглядные:

иллюстрации,

демонстрации;

практические:

упражнения

(логические)

индуктивные (от частного к общему)

дедуктивные (от общего к частному)

аналитические

синтетические

(гностические)

репродуктивные (запоминание)

поисковые: частично-поисковые, проблемно-поисковые– проблемные ситуации

(методы управления учением)

-под руководством учителя;

-самостоятельная работа учеников;

-работа с книгой;

-письменная работа

Кроме этого, в адаптивной системе обучения использую активные методы обучения: работа в малых группах, парах; увеличение времени самостоятельной работы на уроке; метод наблюдений.

Изучение нового материала (дополнительный объем). Прежде чем перейти к разноуровневому обучению, знакомлю учащихся с необходимой информацией дополнительного объема, обеспечивающей работу на общем и продвинутом уровнях.

Обобщающее повторение. Этот этап позволяет ученикам увидеть всю тему целиком в строгой логической последовательности, выделить наиболее значимые и существенные вопросы, оценить собственное понимание изученного материала. Наиболее эффективная формы уроков: урок-игра, урок-путешествие, используется защита проектов, составление опорных схем с последующим их обсуждением.

Домашнее задание. Основной объем домашнего задания предлагаю для всех учащихся для расширения кругозора и развития познавательной самостоятельности и дополнительные задания из других источников в расчете на помощь учителя и ученика- эксперта.

Контрольный урок обычно представляет собой стандартную контрольную работу.

Система контроля и оценивания. Система контроля и оценки в начальной школе ставит более важную социальную задачу – развивать у школьников рефлексию и такие значимые общеучебные умения, как умение проверять и контролировать себя, критически оценивать результаты своей деятельности, находить ошибки и пути их устранения. Ввожу критерии: правильность, аккуратность, старательность. При этом приоритетной остаётся опора на успехи и акцент на положительных сторонах в его учебной деятельности в течение каждого дня.

Систематически осуществляется необходимая форму контроля - фиксирование результатов самостоятельной работы - в тетради "Контроля и учёта знаний".

Качество результатов своей деятельности я оцениваю через анализ проведённых срезовых, тестовых и контрольных работ, наблюдение, анкетирование, беседы с учащимися и родителями. Измерение результатов обучения, воспитания и развития учащихся провожу ежедневно, еженедельно, по четвертям, провожу анализ, самоанализ, затем с учащимися работаю над ошибками. Но ни в коем случае никогда не забываю провести работу по предупреждению ошибок. Эта система представляет три вида проверки: ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ, ТЕКУЩАЯ, ИТОГОВАЯ, между которыми осуществляю коррекцию.

Используя на протяжении ряда лет средства и формы игровой технологии в адаптивной системе обучения учащихся, убедилась в ее высокой эффективности.

По отдельным темам курса русского языка и математики мною разработаны структуры блока уроков (Приложение №6а и 6б), матрицы планируемого достижения целей, подобраны системы задач минимального, общего и продвинутого уровня.

Осуществляю мониторинг успешности учащихся и управление их деятельностью. Матрица срезов отражает динамику развития учеников (Приложение №7а).

Анализ практики работы с одаренными и способными детьми показывает, что работа в данном направлении носит системный характер, существующие в настоящее время подходы к работе с данной категорией школьников дают желаемые результаты. Основным критерием успешности в данном направлении являются результаты, достигнутые школьниками в предметных олимпиадах и конкурсах различного уровня (Приложение №1).

В ходе реализации игровой технологии в адаптивной системе обучения имеются определенные трудности: значительно увеличиваются затраты времени учителя на подготовку к уроку, связанные с определением обязательного и дополнительного материала, поэлементной проверкой срезовых работ, подбором и составлением заданий разного уровня и т.д. Но получаемые результаты позволяют сделать вывод о значительно большей эффективности образовательного процесса по сравнению с традиционными методиками преподавания. Слабоуспевающие учащиеся ощущают свою успешность при выполнении заданий минимального уровня. Больше возможностей предоставляется для развития школьников продвинутого уровня. В целом наблюдается повышение уровня обученности учащихся, позитивная динамика качества знаний (Приложения №8а,8б Мониторинг по технике чтения, проводившийся ежегодно по четвертям, показывает, что на конец 3 класса все учащиеся читают в норме: по слогам и целыми словами 10ч.(65-75сл.),19 ч. целыми словами (более75 слов в минуту)

Внеучебная деятельность. Мотивация учащихся на учебно-познавательную деятельность проходит при проведении разнообразных мероприятий, участии детей в различных конкурсах, интеллектуальных играх, олимпиадах. С большим интересом учащиеся работают на факультативах «Детская риторика», «Информатика в играх и задачах» (100% обучающихся).

Неизменный интерес у учащихся вызывают Всероссийские интеллектуальные игры- конкурсы «Кенгуру», «Русский медвежонок», «Золотое руно», «Человек и природа», «Британский бульдог», «Лукоморье».

Используется программа «Разговор о правильном питании». С 1 класса организован кукольный театр «Теремок», в котором дети очень любят играть роли. Для детского сада показали сказку «Теремок», «В гостях у Мойдодыра», «Советы доктора Чистюлькина», «Советы доктора Воды».

Результатами своей работы считаю: умение детей учиться, ставить перед собой задачу, умение находить пути ее решения, применять полученные знания в новых ситуациях, анализировать, проводить аналогию, классификацию, обобщение, учащиеся обучены приемам самостоятельной работы, отмечается рост речевых умений и навыков грамотного письма, сформирован навык осознанного чтения. Наблюдается рост школьной адаптации и мотивации учащихся (Приложение№8в, №8г). Ежегодно класс принимает активное участие в проведении игровой школьной программы «Путешествие на остров Знаний» для учащихся 1-4 кл.

Работа с семьей ведется по разным направлениям. Привлекаю родителей к обучению детей здоровому образу жизни, провожу тематические родительские собрания, совместно с детьми ежегодно проводятся интеллектуальный марафон, праздники.

Качество ресурсного обеспечения.

Учебный кабинет оснащен комплектом специализированной мебели, отвечающей требованиям ГОСТ 22046. (Мебель для организации рабочего места учителя-стол с местом для компьютера, магнитную и маркерную доски; мебель для организации рабочего места обучающихся – двухместные регулируемые столы и регулируемые стулья). В кабинете есть все необходимые технические средства обучения; современная учебно-методической литература (нормативно-правовая документация, программа УМК), справочники, входящие в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в учебном процессе. В кабинете имеется большое количество разработанного дидактического материала: инструктивные карточки для организации самостоятельной работы на уроке, карточки с дифференцированными заданиями, задания в тестовой форме, и т.д.), контрольно-измерительные материалы, карточки для индивидуального, дифференцированного обучения, наглядные таблицы по математике Т.В. Смолеусовой на каждого ученика, ширма для классного театра «Теремок», оборудование для практических работ. Создан паспорт кабинета. Постоянно действуют стенды: «Учись учиться», «Уголок здоровья», «Уголок внеклассного чтения», «Правила ПДД» и другие. Совместно с учителем ребята постоянно обновляют материалы, с увлечением занимаются озеленением класса, ухаживают за растениями.

В результате проделанной работы наш кабинет принял участие в школьном смотре–конкурсе «Учебный кабинет 2010» в номинации «Гордость школы».

Связь с родителями, учителями осуществляю через школьный сайт, свою почту.

Обобщение и распространение собственного опыта на разном уровне:

п/п

дата

Форма обобщения и распространения педагогического опыта

1

   

2

   

3

   

Награды, поощрения

Вид благодар-

ностей

Год выда-

чи

Кем отмечен

Результативность

1

       

2

       

3

       

Участие в педагогических конкурсах

Учеб-

ный

год

Название конкурса

Статус

Форма участия

Результат

Приложение №1 Участие детей в различных конкурсах

Учебный год

Вид участия

ФИО ученика

Уро-

вень

Результат

1

         

2

         

3

         

Модель адаптивной системы обучения по А.С. Границкой

Учитель

Учащиеся

Обучает всех одновременно.

Учатся одновременно

Работает индивидуально

с учениками по очереди.

Все учащиеся, кроме одного, работающего индивидуально с учителем, работают самостоятельно.

Организация работы во втором и третьем классах

Учитель

Учащиеся

Время

Управляет

Взаимопроверка домашнего задания

3 – 5 мин.

Обучает всех учащихся, объясняет новый материал.

Работают совместно с учителем.

10 – 15 мин.

Домашнее задание

 

3 – 5 мин.

Физкультурная пауза

 

1 мин.

Индивидуальная работа с учениками по очереди

Самостоятельная работа, задания с адаптацией

20 – 25 мин.

Организация работы в третьем и четвертом классах

Учитель

Учащиеся

Время

Обучение

Одновременная работа всех учащихся

10 мин.

Индивидуальная работа с учениками

Парная устная или письменная самостоятельная работа

35 мин.

Самостоятельная работа

Приложение № 3

Методы стимулирования и мотивации учения.

Методы стимулирования интереса к учению

Методы стимулирования долга и ответственности в учении

- метод познавательных игр

-создание ситуаций эмоционально-нравственных переживаний (например, успеха в учении)

-создание ситуаций занимательности – создание ситуаций апперцепции (опоры на жизненный опыт)

- создание ситуаций познавательной новизны

- метод убеждения в значимости учения

- предъявление требований

- упражнения в выполнении требований

- поощрение в учении

- порицания недостатков в учении

Приложение № 4

Структура игры.

В структуру игры как деятельности входят целеполагание, планирование, реализация цели, анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект. Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации.

В структуру игры как процесса входят: а) роли, взятые на себя играющими; б) игровые действия как средство реализации этих ролей; в) игровое употребле­ние предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными; г) реаль­ные отношения между играющими; д)сюжет (содержание) — область действи­тельности, условно воспроизводимая в игре.

Функции игровой деятельностиосновная функция игры – оживлять учебный процесс, воодушевить, пробудить интерес, - использую сказочные элементы, занимательные картинки; коммуникативная, самореализации в игре; терапевтическая (преодоление различных трудностей); диагностическая (выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры); коррекции (внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей); межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей; социализации: усвоение норм человеческого общежития.

Главные черты (по С.А.Шмакову): свободная развивающая деятельность, творческий характер, эмоциональная приподнятость, наличие правил.

Игра - эффективный метод обучения, методический прием, активизирует мысль школьников, стимулирует к самостоятельному приобретению знаний. Игра имеет значение и для формирования дружного коллектива, и для формирования самостоятельности, положительного отношения к труду. «Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» ( В.А. Сухомлинский).

Требования к организации игры

* Правила игры должны быть простыми, точно сформулированными.

* Материал игры должен быть посилен для всех детей.

* Дидактический материал должен быть прост по изготовлению и по использованию.

* Игра интересна в том случае, если в ней участвует каждый ребенок.

* Подведение результатов игры должно быть справедливым и четким.

Приложение № 5

Классификация игр для предмета «Математика»

Математические (логические игры, задачи, упражнения)

Дидактические игры и упражнения

1.С блоками, кубиками на включение, нахождение

2.Шашки, шахматы

3.Словесные

1.С наглядным материалом

2.Словесные

Логические игры направлены на тренировку мышления при выполнении логических операций и действий: «Найди недостающую фигуру», «Чем отличаются» и др. Очень многие дидактические игры заключают в себя вопрос, задание, призыв к действию, например: «Кто быстрее?», «Не зевать!», «Отвечай сразу», «Кто вернее?» и так далее.

Значительная часть игр дает возможность сделать то или иное обобщение, осознать правила, закрепить, повторить полученные знания, в системе, в новых связях, что содействует более глубокому усвоению пройденного. Например, при закреплении учащимися знания таблицы сложения с переходом через десяток часто использую игры «Поймай рыбку!», «Самый быстрый почтальон» и другие. Эти игры вносят в урок элемент соревнования, что более способствует активизации деятельности учащихся, обязывает их быть более четкими, собранными, быстрыми.

В период обучения грамоте и по русскому языку использую игры, способствующие обогащению и закреплению у детей бытового словаря, связной речи, развитию фонематического слуха, орфографической зоркости.

Классификация игр для предмета «Русский язык»

Фонетические

(«Чей голосок?»,

«Где спрятался звук?»

Графические

грамматические

Игры, развивающие связную устную речь

По литературному чтению и окружающему миру использую игровую методику «Смысловые единицы» (обучение созданию мнемических опор, составление плана как смысловой опоры мнемической деятельности), загадки, скороговорки, составление предложений, исключение лишнего, поиск аналогов, завершение рассказа, кроссворды, викторины, интеллектуальные игры, КВН.

Приложение №6а 1 класс. Тема «Сложение и вычитание в пределах 20»

Структура блока уроков по математике

Тема урока

игра

цель

1

Сложение и вычитание чисел 1, 2 с однозначными числами

«Маятник»,

«Самый быстрый почтальон»

Учить детей приему прибавления и вычитания по 1, по 2

2

Сложение и вычитание чисел3, 4 с однозначными числами

«Составим поезд»

Обучение детей приемам прибавления и вычитания чисел 2, 3, 4.

3

Сложение и вычитание числа 5 с однозначными числами

«Математическая рыбалка»

«Телефон»

Обучение детей приемам прибавления и вычитания числа 5 с однозначными числами, воспроизведение их по памяти.

4

Сложение и вычитание числа 6 с однозначными числами

«Пингвинята играют в хоккей»

Обучение детей приемам прибавления и вычитания числа 6 с однозначными числами, воспроизведение их по памяти

5

Сложение и вычитание числа 7 с однозначными числами

«Помогите кролику достать морковку!»

Обучение детей приемам прибавления и вычитания числа 7 с однозначными числами, воспроизведение их по памяти

6

Сложение и вычитание числа 8 с однозначными числами

«Строители»

или «Построим дом!»

Обучение детей приемам прибавления и вычитания числа 8 с однозначными числами, воспроизведение их по памяти

7

Сложение и вычитание числа 9 с однозначными числами

«Лучший следопыт» «Десантники»

Обучение детей приемам прибавления и вычитания числа 9 с однозначными числами, воспроизведение их по памяти

8

Сложение и вычитание однозначных чисел в пределах 20

«ЭВМ»(электронно-вычислительная машина)

Закрепление приемов прибавления и вычитания в пределах 20, воспроизведение их по памяти.

Приложение №6б 3 класс. Тема « Глагол»

Структура блока уроков по русскому языку

Тема урока

игра

цель

1

Понятие о глаголе

«Найди глаголы»

Закрепление понятия о глаголе, умение находить глагол в тексте.

2

Образование глаголов с помощью приставок.

«Кто больше?»

Закрепление понятия о глаголе, умение образовывать глаголы с помощью приставок.

3

Глаголы, отвечающих на вопросы что делать? И что сделать?

«Что делать? Что сделать?»

Закрепление понятия о глаголах, отвечающих на вопросы что делать? И что сделать?

4

Многозначность слова.

«Объясни значение»

Закрепление понятия о глаголе, знакомство с многозначностью слова.

5

Изменение глаголов по числам.

«Кто как кричит?»

«Кто что делает?»

Закрепление понятия о числе глагола, умение употреблять глагол в нужном числе.

6

Изменение глаголов по временам

«Какое время?»

«Кто внимательнее?»

Закрепление понятия о времени глагола, умение определять время глагола.

7

Неопределенная форма глагола

«Аукцион»

Закрепление понятия о неопределенной форме глагола.

8

Закрепление знаний по теме «Глагол»

«Закончи пословицу», «Измени число», «Не», «Найди меня»

Закрепление понятия о глаголе, закрепление умения изменять число глагола, закрепление навыка раздельного написания частицы не с глаголами.

Приложение №7а

Мониторинг успешности учащихся и управление их деятельностью

Список

Минимум

Общий

Продвинутый

а

а

   

б

 

б

 

в

в

   

г

 

г

 

д

 

д

 

е

 

е

 

Список

Минимум

Общий

Продвинутый

а

а

   

б

   

б

в

 

в

 

г

   

г

д

 

д

 

е

   

е

Принцип – никто не становится хуже!

Каждый ученик, достигший некоторого уровня, до конца блока уроков не будет работать с заданиями более низкого уровня

 

Матрица срезов

(фиксирует результаты каждого среза, отражающие динамику развития учеников)

Класс

предмет

 

Список

Минимум

Уровень 1

Уровень 2

 

а

                             
 

б

                             
 

в

                             
 

г

                             
 

д

                             
 

ж

                             
                                 
                                 
                                 
                                 
                                 
                                 

Проверяем то, чему учили

Никто не становится хуже

Срезовым работам подвергается не весь класс, а только та его часть, информация о которой нужна в данный момент учителю

Приложение №7б 4 класс Система учебных заданий по математике

Минимальный уровень

552:23 588:64 276:46 265:53 336:84

Общий уровень

689:13 612:68 322:46 3212:44 4503:57 23832:36

Продвинутый уровень

Выполни деление и сравни пары примеров. Догадайся, чем они похожи и чем отличаются: 336:42 448:56 632:79

3696:42 4929:56 6952:79

Проблемные задачи в 1 классе

Магазин работает при 8-часовом рабочем дне с 9 часов до 18 часов. Закрывается ли магазин на обеденный перерыв?

Сережа нашел 18 грибов, но 5 оказались плохими. Валя нашла 16 грибов, из них плохими оказались 3. Кто из них нашел больше хороших грибов?

Проблемные задачи во 2 классе

Доярка надоила от 4 коров по 9 литров молока Можно ли это молоко вместить в 32 литровую флягу?

Столовая ложка вмещает 15 г муки, или 35 г гречневой крупы. Что тяжелее: мука в литровой или в пол-литровой банке?

Проблемные задачи в 3, 4 классах

Водитель заметил, что длина первого участка пути отмечена на счетчике показателями 745 – 798км, длина второго участка 798 – 843км, третьего – 843 – 884км, четвертого – 884 – 927км. Какова длина всего пути?

Известно, что из 10 т металлолома можно сделать 3 автомашины Газ – 51, а из 100 т металлолома – 30 автомашин Зил – 150. Сделай вывод: Какая машина тяжелее?

Логические задачи

1. Через три года Володя будет втрое старше, чем он был три года тому назад. Сколько лет ему теперь? ( Ответ: через три года Володя будет на 6 лет старше, чем он был три года назад. Если ему в то же время тогда будет втрое больше лет, чем было 3  года тому назад, то выходит, что 6 лет вдвое больше того возраста, в котором он был 3 года тому назад. Значит, 3 года тому назад ему было три года выходит, что теперь ему 6 лет.)

2. Пете, которому 13 лет, обещали подарить велосипед в тот год, когда его возраст будет составлять треть возраста его отца. Отцу же сейчас 56 лет. Когда же Петя получит велосипед? (Ответ: когда отец Пети в три раза старше его, разность между их возрастами всегда равняется 44 годам. Таким образом, Пете будет 22 года, когда его отцу будет в три раза больше лет; поэтому Петя получит велосипед через 10 лет.)

Матрица комплекса дидактических игр для выстраивания индивидуальной траектории обучения

Класс

предмет

 

Список

Минимум

Уровень 1

Уровень 2

1

а

         

М

                 

2

б

В

       

М

                 

3

в

В

         

М

   

О

         

4

г

   

О

                       

5

д

           

Л

Л

   

М

       

6

ж

       

Л

           

П

     

7

з

 

Л

 

П

                     

8

е

     

П

                     

Л - игры для развития Логического мышления

П - игры для развития Памяти

В - игры для развития Внимания

О - игры для развития воображения

М- обучение созданию мнемотехнических опор

Литература

Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! М.: Просвещение, 1989.-206с.

Амонашвили Ш.А. Как живете, дети. М.: Просвещение, 1986.-206с.

Бабанский Ю.К. Избранные труды. М.: Педагогика, 1989.-560с.

Батан Л.Ф. Организация самостоятельной деятельности в адаптивной технологии обучения: Методическое пособие. – Новосибирск, 1998. – 27с.

Беспалько В.Г. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989.-218с.

Бондаренко А.А. Русский язык. Успешный старт. – М.: Просвещение, 2006.-112с.

Брыкина Н.Т. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир». 1-4 класс.-М.: ВАКО, 2010.

Возрастная и педагогическая психология под ред. М.В. Гамезо, М.В. Матюхиной, Т.С. Михальчик. М.: Просвещение, 1984.-256с.

Границкая А.С. Научить думать и действовать. М.: Просвещение, 1991. -195с.

Дереклееева Н.И. Справочник классного руководителя: 1-4 кл. /Под ред. И.С. Артюховой. -М.: ВАКО, 2007.-272с.

Дик Н.Ф. Воспитываем личность.-Ростов н/Д: «Феникс», 2008.- 320с.

Дик Н.Ф. Классные часы и нетрадиционные уроки в 1-2 классах. –Ростов н/Д: изд. «Феникс», 2009.-384с.

Дик Н.Ф. Классные часы и нетрадиционные уроки в 3-4 классах. -Ростов н/Д: изд. «Феникс», 2010.-416с.

14 Дик Н.Ф. Начальная школа от А до Я. Ростов н/Д: Феникс, 2006.-320с.

15 Дик Н.Ф. Цель – Дружный класс!: книга учителя начальных классов. – Ростов н/ Д: Феникс, 2010.-311с.

16 Ермолаева М.Г. Современный урок: анализ, тенденции, возможности: Учебно-методическое пособие. –Спб.: КАРО, 2011г. – 160с.

17 Завьялова Т.П., Стародубцева И.В. Сборник игровых занятий по развитию памяти, внимания, мышления и воображения у младших школьников. - М.: АРКТИ, - 2008. – 56с.

18 Калугин М.А. Развивающие игры для младших школьников. – Ярославль: Академия Холдинг, 2011. -160с.

19 Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь.- М.: Издательский центр «Академия», 2001.-176с.

20 Кугач Н. А. Играй с пользой и умом. – Феникс, 2011г.-220с.

21 Кукушин В.С.. Современные педагогические технологии. –Ростов н/Д: Феникс, 2004.-384с.

22 Лысенкова С.Н. Когда легко учиться. М.: Просвещение, 1985.-176с.

23 Малахова Н.Н. Повышение профессиональной культуры современного учителя: разработка вариативных форм организации процесса обучения. «Сибирский учитель», №6, 2010. С. 47-51.

24 Образовательные здоровьесберегающие технологии. /Авт.-сост. В.Ф. Феоктистова. – Волгоград: Учитель, 2009.-121с.

25 Петрова Л.И. Воспитание младшего школьника. –Ростов н/Д: Феникс, 2008.-347с.

26 Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 4 класс/ сост. Е.В. Языканова.- М.: Издательство «Экзамен», 2011.-126с.

27 Поташник М.М. Требование к современному уроку. Методическое пособие. М. Центр педагогического образования, 2008.-272с.

28 Смолеусова Т.В. Воспитание мысли у младших школьников. – Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2005. -92с.

Смолеусова Т.В. Идеи гуманизации на уроках. Сибирский учитель. 2001г., №1.

29 Современная начальная школа: Информационно-методические письма Министерства образования РФ по организации обучения и воспитания в начальной школе /Авт.-сост. И.А. Петрова и др.-М.:ООО «Издательство АСТ», 2010.-287с.

30 Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день. Логика для младших школьников. –Ярославль: Академия развития, 2009.

31 Шклярова Т.В. Сборник самостоятельных работ «Вставь букву!», М.: «Грамотей», 2010г. 128с

22

Опубликовано в группе «Аттестация педагогических работников»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.