12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Борисова Татьяна Петровна8

Борисова Татьяна Петровна

МБОУ «Гимназия №1 им. И.В. Курчатова» г. Симферополь

УРОК

Профиль урока

Тема: «Особенности размножения покрытосеменных растений»

Цель: сформировать понятие размножения и его особенности у покрытосеменных растений.

Задачи:

Образовательные:

определить биологическую сущность оплодотворения у цветковых растений, его значение для образования плодов и семян

показать значения опыления в жизни растений.

Развивающие:

содействовать формированию общеучебных умений и навыков: работа с учебником, классификацией и систематизацией нового изученного материала.

Развивать умения работать в группах, анализировать, сравнивать, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи;

развивать умение высказывать свои мысли и выслушивать ответ одноклассников

Воспитательные:

воспитание интереса к урокам биологии.

Развитие универсальных учебных действий

УУД

Образовательные результаты ФГОС

Наименование средств обучения

личностные

Сформировать познавательный интерес и эстетическое отношение к живым объектам. Осознать ценность природы

Задания, которые сопровождаются глаголами «Обьяснить» «Рассказать»

«Подумайте»

«Опишите»

регулятивные

Формирование целевых установок учебной деятельности - формирование контрольно-оценочной деятельности, устанавливать приоритеты.

Прием целеполагания опорные глаголы и наводящие вопросы

познавательные

Умение ориентироваться в своей системе знаний, умение классифицировать, сравнивать объекты, анализировать и обобщать факты и явления.

Прием Кластера (схема классификации видов опыления)

Умение анализировать ребусы

Обобщение собственных знаний и материала параграфа в заданиях на карточке

коммуникативные

Формулировать и выражать свои мысли в соответствие с задачами и условиями урока. Умение работать в группе для достижения определённой цели.

Работа в малой группе ( при выполнении задания на карточке)

Понятия: опыление, двойное оплодотворение, перекрестное опыление, самоопыление, пыльцевое зерно, пыльцевая трубка, зигота, спермий, яйцеклетка, зародышевый мешок, генеративная клетка, вегетативная клетка.

Тип урока (вид урока): комбинированный

Методы:

Аудиальные:

метод Описания (описание процесса двойное оплодотворение)

метод Беседы (проблемные вопросы?)

Визуальные:

Демонстрация презентации «Особенности размножения покрытосеменных»

Пути активизации познавательной деятельности:

Проблемный вопрос: При каком из опылений потомство больше похоже на родительское растение? Как пыльца может попасть с тычинки на пестик?

Выполнение работы в малых группах: «выполнение задания на карточке»

Наглядность к уроку:

учебник 5-6 класса Биология Пасечник В. В. Издание 2021г

Презентация «Биотические и антропогенные факторы»

Инструктивный рисунок «Процесс двойного оплодотворения»

Внутрипредметные и межпредметные связи.

Внутрипредметные:

Ботаника ( примеры растений)

Физиология растений ( процесс двойного оплодотворения)

Зоология (примеры различных видов животных

Межпредметные:

История ( открытие двойного оплодотворения)


Структура урока

Этап урока

Время реализации

Организационный этап

1 мин.

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

3 мин.

Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся / Актуализация знаний.

6 мин.

Первичное усвоение новых знаний

24 мин.

Первичное закрепление

4 мин.

Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

2 мин.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

3 мин.

Рефлексия (подведение итогов занятия)

2 мин.


Собственно конспект

ПЛАН

1.     Организационный момент.

Учитель: Все готовы к уроку? Здравствуйте, присаживайтесь.

-Проверка детей по списку класса

2.  Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

- отгадайте, что это за растение и скажите к какому отделу относится разгаданные в ребусе слова? (Слайд 1)

Ответы: Однодольные, двудольные

Сегодня на уроке продолжим знакомство с отделом покрытосеменные растения.

Вспомним основные особенности строения покрытосемееных растений

фронтальная беседа:

- Как по другому называется отдел покрытосеменных? (Цветковые)

(доп вопросы подсказки и порассуждать- Почему эти растения называют покрытосеменные?- В чём заключается основная особенность этой группы?)

- Как понимаете выражение:  «Покрытосеменные – наиболее поздняя эволюционно и самая богатая видами группа растительного мира»? (Слайд 2)

Как вы думаете благодаря каким свойствам сохранились покрытосеменные?

- Я зачитываю признаки растений, вы по описанию должны его определить. И так мы с вами определим тему и цели урока

Описание растения. (Слайд 3)

1.травянистое растение со слабыми вьющимися стеблями. 

2. Листья перистые и заканчиваются ветвистыми усиками

3. Наличие цветка

4. плоский двустворчатый боб с семенами-горошинами.

5. Опыляется с помощью самоопыления

6. Зеленого цвета, используется в пищевой продукции.

( подсказка- добавляют в оливье) Ответ: горох (Слайд 3 анимация)

Что для вас было новым в описании, что мы с вами не изучали?

Пункт 5 мы с вами не изучали

(Слайд 4) Итак тема нашего урока: Особенности размножения покрытосеменных растений.

Цель:

-УЗНАТЬ особенности размножения покрытосеменных растений ( тема нашего урока?) (Слайд 4 анимация1)

- ЗАПИСАТЬ историю открытия ( помните было индивидуальное задание, про кого мы будем слушать? Про Навашина, а значит это историческое открытие) (Слайд 4 анимация2)

-ИЗУЧИТЬ виды опыления (у гороха пункт 5 какой был?) (Слайд 4 анимация3)

3. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся / Актуализация знаний.

Домашнее задание было описать 1 из растений на выбор (выбрать 4 человека которые описывали растения и заслушать их) Напоминаю в план рассказа входит систематическое положение до Класса включительно, Доказательства относящие к Классу этого растения.

Растения: кукуруза, яблоня, тюльпан, фиалка.

(в момент рассказа пройти и посмотреть в тетради наличие домашней работы.)

(Слайд 5) Наш с вами план работы на сегодня:

История открытия двойного оплодотворения

Виды опыления

Что такое двойное оплодотворение

Описание двойного оплодотворения

Индивидуальное задание: Сообщение на тему Сергей  Гаврилович Навашин (Слайд 6)

Процесс двойного оплодотворения от­крыл в 1898 г. русский ботаник, академик Сергей  Гаврилович Навашин. Двойное оп­лодотворение характерно только для цветковых расте­ний зародыша.

4.Первичное усвоение новых знаний

(Слайд 7) Половое размножение покрытосеменных растений происходит за счет важнейших частей цветка – пестиков и тычинок

опыление – это процесс переноса пыльцы с тычинок на рыльце пестика.

Виды опыления: самоопыление, перекрестное опыление

Если пыльца попадает с тычинки на рыльце пестика в пределах одного цветка, то  такой процесс называется САМООПЫЛЕНИЕМ.

Так опыля­ются пшеница, рис, горох, фасоль

А если пыльца цветка одного растения переносится на рыльце пестика цветка другой особи, то происходит ПЕРЕКРЁСТНОЕ опыление

(Слайд 8) Проблемный вопрос: При каком из опылений потомство больше похоже на родительское растение? И почему?

Ответ: При самоопылении сливаются половые клетки, образовавшиеся на одном растении и, следовательно, имеющие одинаковые наследствен­ные признаки. Вот почему потомст­во, образовавшееся в результате процесса самоопыления, очень похо­же на родительское растение. При перекрёстном опылении происходит перераспределение наследственных признаков отцовского и материн­ского организмов, и образовавшееся потомство может приобрести новые свойства, которых не было у родите­лей.

(Слайд 8 анимация) Проблемный вопрос: Как пыльца может попасть с тычинки на пестик?

Ответ: Чаще опыление происходит с помощью ветра или участием животных (насекомых, птиц и даже летучих мышей), а также с помощью воды и человека.

Итак, нам предстоит самое важное из сегодняшнего урока, так что немого отдохнем (Слайд 9)

(Слайд 10) Оплодотворение- это слияние двух половых клеток — гамет.

Мужскую гамету у покрытосеменных называют спермием, женскую - яйцеклеткой. 

При слиянии 2-х гамет образуется ЗИГОТА- Из которой в дальнейшем образуется новый организм.

У покрытосеменных двойное оплодотворение.

Двойное оплодотворение – это процесс слияния первого спермия с яйцеклеткой и второго спермия с крупной центральной клеткой зародышевого мешка. 

Двойное оп­лодотворение характерно только для цветковых расте­ний зародыша.

Чтобы подробнее разобраться нарисуем с вами схему двойного оплодотворения.( Слайд 11) + Инструктивный рисунок

Описание: При попадании на рыльце пестика пыльцевое зерно  прорастает и  превращается в длинную, очень тонкую пыльцевую трубку. Пыльцевая трубка образуется в результате деления вегетативной клетки. Генеративная клетка пыльцевого зерна перемещается в пыльцевую трубку, делится и образует два спермия. Когда пыльцевая трубка через пыльцевход проникает внутрь зародышевого мешка, один из спермиев сливается с яйцеклеткой. Происходит оплодо­творение, и образуется зигота.

Второй спермий сливается с централь­ной клеткой и образуется эндосперм, в котором накапливаются запасы питатель­ных веществ. Они необходимы для питания и развития Таким образом, у цвет­ковых растений при оплодотворении происходит два слияния: первый спермий сливается с яйцеклеткой, в результате чего образуется зигота, а вто­рой спермий сливается с крупной центральной клеткой, и в результате образуется эндосперм.

Пыльцевое зерно на рыльце пестика набухает. Вегетативная клетка начинает делиться, образуя длинный вырост — пыльцевую трубку. Генеративная клетка проникает в пыльцевую трубку, делится и образует 2 спермия – неподвижные мужские гаметы. Трубка прорастает в рыльце, затем проходит столбик пестика, проникает в завязь и доходит до пыльцевхода семязачатка. Спермии все время находятся в кончике пыльцевой трубки. Пыльцевая трубка для спермиев является лифтом, который доставляет спермии в зародышевый мешок.

 В семязачатке, а именно — в зародышевом мешке, происходит оплодотворение. Пыльцевая трубка входит в пыльцевход и лопается. Из нее спермии попадают в зародышевый мешок. Один из спермиев сливается с яйцеклеткой, а другой — с центральной клеткой зародышевого мешка.

- Сегодня мы познакомимся с темой «Размножение покрытосеменных». Вспомним строение цветка, узнаем новые способы опыления, образование женского и мужского гаметофита и  как происходит процесс  двойного оплодотворения.

Первичное понимание

работа учащихся в группах

(для каждой группы предлагаются вопросы, в зависимости от количества учеников 3-4 человека в группе и в соответствии с этим раздать карточки. Приложение 1)

КАРТОЧКА 1 -­­­­ строение цветка.

1. Что является органом полового размножения покрытосеменных?

2. Укажите все основные органы цветка в данном рисунке.

КАРТОЧКА 2 - строение цветка

1. Из каких частей состоит пестик?

2. Из каких частей состоят тычинки?

3. Что развивается из завязи?

КАРТОЧКА 2 - виды цветов и способы их опыления.

1. Какие цветы называют обоеполыми?

2. Какие цветы называют разнополыми? Приведи примеры.

3. Какие органы размножения имеются у женского организма? Какие у мужского организма?

КАРТОЧКА 3 - способы опыления

1. Какие бывают способы опыления?

2. Что такое самоопыление?

3. Что такое перекрёстное опыление?

КАРТОЧКА 4 – образование мужского и женского гаметофита.

1. Что происходит в развивающейся тычинке?

2. Что происходит после попадания пыльцевого зерна на рыльца?

3. Сколько клеток образует материнская клетка зародышевого мешка?

4. Сколько гамет находится в зрелом женском гаметофите?

КАРТОЧКА 4 – что такое двойное оплодотворение

1. Что оплодотворяет первый спермий? Что образуется в результате?

2. Что оплодотворяет второй спермий? Что возникает в результате?

3. Кто открыл двойное оплодотворение?

КАРТОЧКА 5 – процессы после оплодотворения

1. Что происходит после оплодотворения яйцеклетки?

2. Что образуется в результате многократного деления?

3. Что образуется из центральной клетки?

Проверка ответов на вопросы по 2 вопроса с карточки зачитывается и дается ответ (любые)

5.Первичное закрепление

Вопросы

1. Кем и когда было открыто двойное оплодотворение? 

Русским ученым С. Г. Навашиным в 1898 г. 

2. В чем заключается биологический смысл двойного оплодотворения?

Оно имеет очень большое значение для растений, так как свойствами двух организмов обогащается не только зародыш семени, который образуется из зиготы, но и запасающая ткань, которая обеспечивает его питательными веществами.

    Каждой группе на задании с карточками с обратной стороны нарисовать обоеполый цветок и указать его органы.

6.Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

(Слайд 12 проверка задания) после того как все сдали листочки с выполненным заданием

Все задания и полные ответы на карточках проверяются после урока

7.Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению(Слайд 13)

1. Параграф 49: «Размножение покрытосеменных»

2. Подготовить ребус, загадку по теме: «Отдел покрытосеменные» (творческое)

8. Рефлексия (подведение итогов занятия)

Учитель: Что нового мы сегодня узнали на уроке? (Слайд 14)

Вывод:

Узнали особенности размножения покрытосеменных растений 

Записали историю открытия

Изучили виды опыления

- Что мы делали сегодня на уроке?

- С какой целью?

- Каков результат нашей деятельности? Оценим его с вами с помощью руки, поднимите столько пальцев руки из 5 на сколько вам понравился урок. ( учитель демонстрирует например 5 пальцев, и 3 убирает руку и ждет оценку детей)

- Кто из вас доволен результатами своей работы? Выставление оценок.

Спасибо за урок, до свидания!


Приложение 1

КАРТОЧКА 1 -­­­­ строение цветка.

1. Что является органом полового размножения покрытосеменных?

2. Укажите все основные органы цветка в данном рисунке.

КАРТОЧКА 2 - строение цветка

1. Из каких частей состоит пестик?

2. Из каких частей состоят тычинки?

3. Что развивается из завязи?

КАРТОЧКА 2 - виды цветов и способы их опыления.

1. Какие цветы называют обоеполыми?

2. Какие цветы называют разнополыми? Приведи примеры.

3. Какие органы размножения имеются у женского организма? Какие у мужского организма?

КАРТОЧКА 3 - способы опыления

1. Какие бывают способы опыления?

2. Что такое самоопыление?

3. Что такое перекрёстное опыление?

КАРТОЧКА 4 – образование мужского и женского гаметофита.

1. Что происходит в развивающейся тычинке?

2. Что происходит после попадания пыльцевого зерна на рыльца?

3. Сколько клеток образует материнская клетка зародышевого мешка?

4. Сколько гамет находится в зрелом женском гаметофите?

КАРТОЧКА 5 – что такое двойное оплодотворение

1. Что оплодотворяет первый спермий? Что образуется в результате?

2. Что оплодотворяет второй спермий? Что возникает в результате?

3. Кто открыл двойное оплодотворение?

КАРТОЧКА 6 – процессы после оплодотворения

1. Что происходит после оплодотворения яйцеклетки?

2. Что образуется в результате многократного деления?

3. Что образуется из центральной клетки?


Опубликовано


Комментарии (1)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.