Урок на тему «Особенности размножения покрытосеменных растений» (6 класс)
Борисова Татьяна Петровна
МБОУ «Гимназия №1 им. И.В. Курчатова» г. Симферополь
УРОК
Профиль урока
Тема: «Особенности размножения покрытосеменных растений»
Цель: сформировать понятие размножения и его особенности у покрытосеменных растений.
Задачи:
Образовательные:
определить биологическую сущность оплодотворения у цветковых растений, его значение для образования плодов и семян
показать значения опыления в жизни растений.
Развивающие:
содействовать формированию общеучебных умений и навыков: работа с учебником, классификацией и систематизацией нового изученного материала.
Развивать умения работать в группах, анализировать, сравнивать, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи;
развивать умение высказывать свои мысли и выслушивать ответ одноклассников
Воспитательные:
воспитание интереса к урокам биологии.
Развитие универсальных учебных действий
УУД |
Образовательные результаты ФГОС |
Наименование средств обучения |
личностные |
Сформировать познавательный интерес и эстетическое отношение к живым объектам. Осознать ценность природы |
Задания, которые сопровождаются глаголами «Обьяснить» «Рассказать» «Подумайте» «Опишите» |
регулятивные |
Формирование целевых установок учебной деятельности - формирование контрольно-оценочной деятельности, устанавливать приоритеты. |
Прием целеполагания опорные глаголы и наводящие вопросы |
познавательные |
Умение ориентироваться в своей системе знаний, умение классифицировать, сравнивать объекты, анализировать и обобщать факты и явления. |
Прием Кластера (схема классификации видов опыления) Умение анализировать ребусы Обобщение собственных знаний и материала параграфа в заданиях на карточке |
коммуникативные |
Формулировать и выражать свои мысли в соответствие с задачами и условиями урока. Умение работать в группе для достижения определённой цели. |
Работа в малой группе ( при выполнении задания на карточке) |
Понятия: опыление, двойное оплодотворение, перекрестное опыление, самоопыление, пыльцевое зерно, пыльцевая трубка, зигота, спермий, яйцеклетка, зародышевый мешок, генеративная клетка, вегетативная клетка.
Тип урока (вид урока): комбинированный
Методы:
Аудиальные:
метод Описания (описание процесса двойное оплодотворение)
метод Беседы (проблемные вопросы?)
Визуальные:
Демонстрация презентации «Особенности размножения покрытосеменных»
Пути активизации познавательной деятельности:
Проблемный вопрос: При каком из опылений потомство больше похоже на родительское растение? Как пыльца может попасть с тычинки на пестик?
Выполнение работы в малых группах: «выполнение задания на карточке»
Наглядность к уроку:
учебник 5-6 класса Биология Пасечник В. В. Издание 2021г
Презентация «Биотические и антропогенные факторы»
Инструктивный рисунок «Процесс двойного оплодотворения»
Внутрипредметные и межпредметные связи.
Внутрипредметные:
Ботаника ( примеры растений)
Физиология растений ( процесс двойного оплодотворения)
Зоология (примеры различных видов животных
Межпредметные:
История ( открытие двойного оплодотворения)
Структура урока
№ |
Этап урока |
Время реализации |
|
Организационный этап |
1 мин. |
|
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся |
3 мин. |
|
Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся / Актуализация знаний. |
6 мин. |
|
Первичное усвоение новых знаний |
24 мин. |
|
Первичное закрепление |
4 мин. |
|
Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция |
2 мин. |
|
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению |
3 мин. |
|
Рефлексия (подведение итогов занятия) |
2 мин. |
Собственно конспект
ПЛАН
1. Организационный момент.
Учитель: Все готовы к уроку? Здравствуйте, присаживайтесь.
-Проверка детей по списку класса
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся
- отгадайте, что это за растение и скажите к какому отделу относится разгаданные в ребусе слова? (Слайд 1)
Ответы: Однодольные, двудольные
Сегодня на уроке продолжим знакомство с отделом покрытосеменные растения.
Вспомним основные особенности строения покрытосемееных растений
фронтальная беседа:
- Как по другому называется отдел покрытосеменных? (Цветковые)
(доп вопросы подсказки и порассуждать- Почему эти растения называют покрытосеменные?- В чём заключается основная особенность этой группы?)
- Как понимаете выражение: «Покрытосеменные – наиболее поздняя эволюционно и самая богатая видами группа растительного мира»? (Слайд 2)
Как вы думаете благодаря каким свойствам сохранились покрытосеменные?
- Я зачитываю признаки растений, вы по описанию должны его определить. И так мы с вами определим тему и цели урока
Описание растения. (Слайд 3)
1.травянистое растение со слабыми вьющимися стеблями.
2. Листья перистые и заканчиваются ветвистыми усиками
3. Наличие цветка
4. плоский двустворчатый боб с семенами-горошинами.
5. Опыляется с помощью самоопыления
6. Зеленого цвета, используется в пищевой продукции.
( подсказка- добавляют в оливье) Ответ: горох (Слайд 3 анимация)
Что для вас было новым в описании, что мы с вами не изучали?
Пункт 5 мы с вами не изучали
(Слайд 4) Итак тема нашего урока: Особенности размножения покрытосеменных растений.
Цель:
-УЗНАТЬ особенности размножения покрытосеменных растений ( тема нашего урока?) (Слайд 4 анимация1)
- ЗАПИСАТЬ историю открытия ( помните было индивидуальное задание, про кого мы будем слушать? Про Навашина, а значит это историческое открытие) (Слайд 4 анимация2)
-ИЗУЧИТЬ виды опыления (у гороха пункт 5 какой был?) (Слайд 4 анимация3)
3. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся / Актуализация знаний.
Домашнее задание было описать 1 из растений на выбор (выбрать 4 человека которые описывали растения и заслушать их) Напоминаю в план рассказа входит систематическое положение до Класса включительно, Доказательства относящие к Классу этого растения.
Растения: кукуруза, яблоня, тюльпан, фиалка.
(в момент рассказа пройти и посмотреть в тетради наличие домашней работы.)
(Слайд 5) Наш с вами план работы на сегодня:
История открытия двойного оплодотворения
Виды опыления
Что такое двойное оплодотворение
Описание двойного оплодотворения
Индивидуальное задание: Сообщение на тему Сергей Гаврилович Навашин (Слайд 6)
Процесс двойного оплодотворения открыл в 1898 г. русский ботаник, академик Сергей Гаврилович Навашин. Двойное оплодотворение характерно только для цветковых растений зародыша.
4.Первичное усвоение новых знаний
(Слайд 7) Половое размножение покрытосеменных растений происходит за счет важнейших частей цветка – пестиков и тычинок
опыление – это процесс переноса пыльцы с тычинок на рыльце пестика.
Виды опыления: самоопыление, перекрестное опыление
Если пыльца попадает с тычинки на рыльце пестика в пределах одного цветка, то такой процесс называется САМООПЫЛЕНИЕМ.
Так опыляются пшеница, рис, горох, фасоль
А если пыльца цветка одного растения переносится на рыльце пестика цветка другой особи, то происходит ПЕРЕКРЁСТНОЕ опыление
(Слайд 8) Проблемный вопрос: При каком из опылений потомство больше похоже на родительское растение? И почему?
Ответ: При самоопылении сливаются половые клетки, образовавшиеся на одном растении и, следовательно, имеющие одинаковые наследственные признаки. Вот почему потомство, образовавшееся в результате процесса самоопыления, очень похоже на родительское растение. При перекрёстном опылении происходит перераспределение наследственных признаков отцовского и материнского организмов, и образовавшееся потомство может приобрести новые свойства, которых не было у родителей.
(Слайд 8 анимация) Проблемный вопрос: Как пыльца может попасть с тычинки на пестик?
Ответ: Чаще опыление происходит с помощью ветра или участием животных (насекомых, птиц и даже летучих мышей), а также с помощью воды и человека.
Итак, нам предстоит самое важное из сегодняшнего урока, так что немого отдохнем (Слайд 9)
(Слайд 10) Оплодотворение- это слияние двух половых клеток — гамет.
Мужскую гамету у покрытосеменных называют спермием, женскую - яйцеклеткой.
При слиянии 2-х гамет образуется ЗИГОТА- Из которой в дальнейшем образуется новый организм.
У покрытосеменных двойное оплодотворение.
Двойное оплодотворение – это процесс слияния первого спермия с яйцеклеткой и второго спермия с крупной центральной клеткой зародышевого мешка.
Двойное оплодотворение характерно только для цветковых растений зародыша.
Чтобы подробнее разобраться нарисуем с вами схему двойного оплодотворения.( Слайд 11) + Инструктивный рисунок
Описание: При попадании на рыльце пестика пыльцевое зерно прорастает и превращается в длинную, очень тонкую пыльцевую трубку. Пыльцевая трубка образуется в результате деления вегетативной клетки. Генеративная клетка пыльцевого зерна перемещается в пыльцевую трубку, делится и образует два спермия. Когда пыльцевая трубка через пыльцевход проникает внутрь зародышевого мешка, один из спермиев сливается с яйцеклеткой. Происходит оплодотворение, и образуется зигота.
Второй спермий сливается с центральной клеткой и образуется эндосперм, в котором накапливаются запасы питательных веществ. Они необходимы для питания и развития Таким образом, у цветковых растений при оплодотворении происходит два слияния: первый спермий сливается с яйцеклеткой, в результате чего образуется зигота, а второй спермий сливается с крупной центральной клеткой, и в результате образуется эндосперм.
Пыльцевое зерно на рыльце пестика набухает. Вегетативная клетка начинает делиться, образуя длинный вырост — пыльцевую трубку. Генеративная клетка проникает в пыльцевую трубку, делится и образует 2 спермия – неподвижные мужские гаметы. Трубка прорастает в рыльце, затем проходит столбик пестика, проникает в завязь и доходит до пыльцевхода семязачатка. Спермии все время находятся в кончике пыльцевой трубки. Пыльцевая трубка для спермиев является лифтом, который доставляет спермии в зародышевый мешок.
В семязачатке, а именно — в зародышевом мешке, происходит оплодотворение. Пыльцевая трубка входит в пыльцевход и лопается. Из нее спермии попадают в зародышевый мешок. Один из спермиев сливается с яйцеклеткой, а другой — с центральной клеткой зародышевого мешка.
- Сегодня мы познакомимся с темой «Размножение покрытосеменных». Вспомним строение цветка, узнаем новые способы опыления, образование женского и мужского гаметофита и как происходит процесс двойного оплодотворения.
Первичное понимание
работа учащихся в группах
(для каждой группы предлагаются вопросы, в зависимости от количества учеников 3-4 человека в группе и в соответствии с этим раздать карточки. Приложение 1)
КАРТОЧКА 1 - строение цветка.
1. Что является органом полового размножения покрытосеменных?
2. Укажите все основные органы цветка в данном рисунке.
КАРТОЧКА 2 - строение цветка
1. Из каких частей состоит пестик?
2. Из каких частей состоят тычинки?
3. Что развивается из завязи?
КАРТОЧКА 2 - виды цветов и способы их опыления.
1. Какие цветы называют обоеполыми?
2. Какие цветы называют разнополыми? Приведи примеры.
3. Какие органы размножения имеются у женского организма? Какие у мужского организма?
КАРТОЧКА 3 - способы опыления
1. Какие бывают способы опыления?
2. Что такое самоопыление?
3. Что такое перекрёстное опыление?
КАРТОЧКА 4 – образование мужского и женского гаметофита.
1. Что происходит в развивающейся тычинке?
2. Что происходит после попадания пыльцевого зерна на рыльца?
3. Сколько клеток образует материнская клетка зародышевого мешка?
4. Сколько гамет находится в зрелом женском гаметофите?
КАРТОЧКА 4 – что такое двойное оплодотворение
1. Что оплодотворяет первый спермий? Что образуется в результате?
2. Что оплодотворяет второй спермий? Что возникает в результате?
3. Кто открыл двойное оплодотворение?
КАРТОЧКА 5 – процессы после оплодотворения
1. Что происходит после оплодотворения яйцеклетки?
2. Что образуется в результате многократного деления?
3. Что образуется из центральной клетки?
Проверка ответов на вопросы по 2 вопроса с карточки зачитывается и дается ответ (любые)
5.Первичное закрепление
Вопросы
1. Кем и когда было открыто двойное оплодотворение?
Русским ученым С. Г. Навашиным в 1898 г.
2. В чем заключается биологический смысл двойного оплодотворения?
Оно имеет очень большое значение для растений, так как свойствами двух организмов обогащается не только зародыш семени, который образуется из зиготы, но и запасающая ткань, которая обеспечивает его питательными веществами.
Каждой группе на задании с карточками с обратной стороны нарисовать обоеполый цветок и указать его органы.
6.Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция
(Слайд 12 проверка задания) после того как все сдали листочки с выполненным заданием
Все задания и полные ответы на карточках проверяются после урока
7.Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению(Слайд 13)
1. Параграф 49: «Размножение покрытосеменных»
2. Подготовить ребус, загадку по теме: «Отдел покрытосеменные» (творческое)
8. Рефлексия (подведение итогов занятия)
Учитель: Что нового мы сегодня узнали на уроке? (Слайд 14)
Вывод:
Узнали особенности размножения покрытосеменных растений
Записали историю открытия
Изучили виды опыления
- Что мы делали сегодня на уроке?
- С какой целью?
- Каков результат нашей деятельности? Оценим его с вами с помощью руки, поднимите столько пальцев руки из 5 на сколько вам понравился урок. ( учитель демонстрирует например 5 пальцев, и 3 убирает руку и ждет оценку детей)
- Кто из вас доволен результатами своей работы? Выставление оценок.
Спасибо за урок, до свидания!
Приложение 1
КАРТОЧКА 1 - строение цветка.
1. Что является органом полового размножения покрытосеменных?
2. Укажите все основные органы цветка в данном рисунке.
КАРТОЧКА 2 - строение цветка
1. Из каких частей состоит пестик?
2. Из каких частей состоят тычинки?
3. Что развивается из завязи?
КАРТОЧКА 2 - виды цветов и способы их опыления.
1. Какие цветы называют обоеполыми?
2. Какие цветы называют разнополыми? Приведи примеры.
3. Какие органы размножения имеются у женского организма? Какие у мужского организма?
КАРТОЧКА 3 - способы опыления
1. Какие бывают способы опыления?
2. Что такое самоопыление?
3. Что такое перекрёстное опыление?
КАРТОЧКА 4 – образование мужского и женского гаметофита.
1. Что происходит в развивающейся тычинке?
2. Что происходит после попадания пыльцевого зерна на рыльца?
3. Сколько клеток образует материнская клетка зародышевого мешка?
4. Сколько гамет находится в зрелом женском гаметофите?
КАРТОЧКА 5 – что такое двойное оплодотворение
1. Что оплодотворяет первый спермий? Что образуется в результате?
2. Что оплодотворяет второй спермий? Что возникает в результате?
3. Кто открыл двойное оплодотворение?
КАРТОЧКА 6 – процессы после оплодотворения
1. Что происходит после оплодотворения яйцеклетки?
2. Что образуется в результате многократного деления?
3. Что образуется из центральной клетки?
Надежда Алексеевна Паршукова