12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Селифонова Екатерина Алексеевна169
2

Статья на тему «Особенности развития критического мышления у подростков»

Особенности развития критического мышления у подростков

 

Социальные сети открыли нам доступ к безграничному количеству мнений и фактов. В последнее время отличать одно от другого и искать достоверную информацию становится все сложнее. Каждый 8-й школьник признается, что он «живет в интернете», именно оттуда он получает практически всю информацию. В сети нет учителей и родителей, которые подсказывали бы подросткам, что смотреть, читать и слушать, а что не стоит внимания или даже опасно. Зато там есть многочисленные блогеры, чаты, форумы и медиа, пытающиеся завоевать их внимание. Оградить своих детей от всех опасностей, поджидающих их в офлайн и онлайн пространстве, не получится, но можно научить их критическому мышлению. Этот навык поможет им отделять ложь от правды и формировать собственное мнение.

 

Критическое мышление — это способность человека анализировать информацию и выражать обоснованное сомнение, разделяя факты и мнения, объективное и субъективное, фильтруя правду и ложь, включает в себя использование логики и рассуждений для определения сильных и слабых сторон аргументов. Цель критического мышления состоит в формировании хорошо информированного и обоснованного суждения.

Подростковый возраст — это период личных размышлений, самообразования, развития личности, поскольку это время, когда люди формируют свои убеждения, ценности и установки. Развитие критического мышления в подростковом возрасте имеет важное значение для позитивной самоидентификации, самосознания, личностного роста, академического успеха и будущего профессионального развития, оно поможет подросткам ориентироваться в своей жизни и принимать обоснованные решения. Оно тесно связано с успеваемостью учащихся. Подростки, способные критически мыслить, с большей вероятностью преуспеют в учебе и достигнут своих академических целей. Они способны понимать и анализировать сложную информацию, выявлять закономерности и делать значимые выводы.

Критическое мышление также связано с улучшением психического здоровья и благополучия у подростков – оно позволяет им самостоятельно оценивать потребности в отношении здоровья, принимать здоровые решения, формировать позитивное представление о своем теле и снизить риск расстройств пищевого поведения. Подростки, у которых развиваются навыки критического мышления, лучше подготовлены к тому, чтобы справляться со стрессом, управлять своими эмоциями и заниматься здоровой саморефлексией. Они более устойчивы и легко приспосабливаются, а также лучше подготовлены к тому, чтобы справляться с жизненными трудностями.

Критическое мышление может способствовать развитию медиаграмотности у подростков, снижая вероятность того, что они усвоят нереалистичные стандарты. В быстро меняющемся мире, где информация легкодоступна, критическое мышление важно, как никогда. Подростки должны уметь оценивать надежность и достоверность источников информации и выносить обоснованные суждения о том, что является правдой, а что нет. Это поможет им избежать введения в заблуждение или влияния дезинформации или пропаганды.

Отличительной чертой развития мышления подростков выступает умение применять гипотезы в решении разнообразных заданий, при этом акцентируются восприятие, внимание, память и другие психические процессы. Подростки умеют рассуждать, не связывая себя с конкретной ситуацией; они могут, чувствуя себя легко, ориентироваться на общие определения, независимо от воспринимаемой реальности. У подростков также возрастает способность планировать и предвидеть. Главной особенностью критического мышления является высокий объем внимания, умение быть последовательным: всегда помнить о том, какой вопрос является ключевым и не перескакивать с темы на тему, способность анализировать, выделять главное и принимать на основе анализа решения.

Высокий уровень критического мышления определяется умением видеть свои и чужие недостатки, логически обосновывать оценку и самооценку, умело подбирать аргументы и контраргументы, снисхождением к чужому мнению и критике в свой адрес, способствует нестандартному мышлению, играет существенную роль для решения текущих проблем и подготовки к будущему. В процессе критического мышления преобладает в первую очередь операция сравнения и сопоставления. Самостоятельно, критически мыслящая личность управляет своими действиями, поступками и глубоко осознает их последствия.

Критическое мышление помогает ориентироваться в лавинах информации, доверять достоверным источникам, формировать зрелый и объективный взгляд на мир и события в нем.

Преимущества, которые можно получить с помощью критического мышления: 

- эффективно учиться новому; 

- быстро и качественно анализировать большие объемы сложной информации;

- выявлять источники, достойные доверия;

- отсеивать фейки, отличать факты от предположений;

- находить нестандартные выходы из трудных ситуаций;

- анализировать события с разных точек зрения, выделять причинно-следственные связи, мыслить объемно;

- предоставлять доводы для защиты собственного мнения, доказать свою позицию опираясь на аргументы на основании логики собеседника;

- понимать точку зрения окружающих людей – даже тех, с кем не согласны;

- действовать самостоятельно и разумно.

 

Степень сформированности критического мышления у современных подростков очень различается и зависит от ряда факторов, таких как образование, воспитание и личный опыт. Некоторые подростки обладают хорошо развитыми навыками критического мышления и способны анализировать и оценивать информацию, выявлять закономерности и делать значимые выводы. Способны критически мыслить по таким важным и необходимым вопросам как политика, средства массовой информации и социальные проблемы. В то же время, другие подростки могут испытывать трудности с критическим мышлением и могут не обладать таким же уровнем навыков и уверенности в себе. Это может быть связано с отсутствием возможностей для развития критического мышления.

Уровень критического мышления у современных подростков трудно обобщить, поскольку оно персонифицировано. Развитие критического мышления является важным фактором личностного роста и развития, оно помогает подросткам стать информированными, ответственными и жизнестойкими личностями, способными справляться с жизненными трудностями и добиваться успеха во всех сферах своей жизни: в учебе, личной, профессиональной. Поэтому для педагогов, родителей и других взрослых важно поддерживать подростков в развитии их навыков критического мышления.

 

Чтобы помочь подростку развивать критическое мышление, предоставьте ему пространство для творчества, дайте время и возможность для обдумывания и принятия самостоятельных решений в повседневных делах, стимулируйте процесс рассуждений взамен поспешных ответов или прямых указаний. Например, на вопрос «Как формируется бюджет страны?» или «Почему распался СССР?» можно сразу дать правильный ответ, а можно предложить ему озвучить свои варианты и подробно рассмотреть каждый из них.

Напоминайте подростку о том, что ошибки и сомнения — это нормально, даже когда сомнения вызывают слова взрослого человека – навык не принимать за истину все, что говорят, казалось бы, знающие люди, помогает в формировании критического мышления и пригодится в жизни.

 

Самый эффективный способ развить навыки критического мышления у подростков – это познакомить его с принципами критического мышления:

 

1. Избавиться от власти первого впечатления

Эффект ореола — одна из заложенных в нас эволюцией биологических «подсказок». Человек не станет есть то, что дурно пахнет, а яркий и приятный на ощупь предмет будет считать более ценным, чем невзрачный и угловатый. В прошлом это умение позволяло нам избегать опасностей, находить полезную пищу и здоровых партнеров. Сегодня же эффект ореола используют маркетологи, пиарщики и публичные личности, например, когда придумывают дизайн нового гаджета или снимают яркий ролик для блога.

Известно, что избиратели часто отдают свой голос за внешне привлекательных кандидатов, симпатичные студенты получают более высокие баллы, а судьи зачастую выносят менее строгий приговор красивым нарушителям закона. Это не осознанный выбор по внешнему признаку, а автоматическая реакция человеческой психики. Многие даже не замечают, что вместо хорошего предпочитают то, что только выглядит хорошо.

Избавиться от таких автоматических реакций мозга невозможно. Однако можно критически подходить к действительно важным выборам: в ситуации, когда какая-то вещь или человек будут казаться хорошими, стоит взять паузу и поискать подтверждения первому впечатлению.

 

2. Различать факты, оценки и мнения

Факт — это утверждение, которое можно проверить и подтвердить с помощью доказательств или опыта.

Мнение представляет собой субъективное отношение к чему-то или кому-то.

Высказывание, в котором мы оцениваем что-то как хорошее или плохое, приятное или неприятное, нужное или ненужное, называется оценочным суждением.

Оценочные суждения всегда субъективны. Порой люди намеренно выдают оценочные суждение за факты.

Кроме того, когда мы говорим о фактах, то всего лишь выражаем свое мнение. Оно может быть обоснованным или необоснованным.

Вот несколько способов, которые помогают отделить факты от оценочных суждений и мнений:

Подумать, может ли высказывание в принципе быть ошибочным. Вероятно, что да, ведь все ошибаются.

Оценка источника информации. Он должен быть достоверным и проверяемым.

Проверка доказательств. Найти первоисточник информации или подтверждение в нескольких независимых друг от друга источниках.

Отбросить эмоции. Если полученная информация носит эмоциональную окраску, необходимо использовать «правило 10 минут», не предпринимая никаких шагов в состоянии импульса.

Обращение внимания на использование оценочных слов. Мнения часто содержат оценочные прилагательные, в то время как факты представлены нейтрально.

Спросить себя, насколько высказывание совпадает с ожиданиями. Люди склонны соглашаться с тем, что совпадает с их ожиданиями, поэтому нужно вдвойне аккуратно относиться к таким словам и не бояться ставить их под сомнение.

Учет контекста. Иногда одно и то же утверждение может быть как фактом, так и мнением, в зависимости от контекста.

 

Если подросток сталкивается с сомнительной информацией по телевизору или в Интернете, ему следует задать себе такие вопросы: «Надежен ли этот источник? Есть ли другие? Какие есть альтернативные точки зрения? Выгодно ли источнику искажать информацию? Какие последствия для меня могут быть, если я поверю в информацию?»

 

3. Аргументировать свою точку зрения

Аргументация — это обоснование своей позиции, точки зрения или высказывания с помощью убедительных доводов. Эти доводы называются аргументами. В качестве аргументов используют логические заключения и реальные факты, которые подтверждают правоту того, кто аргументирует.

Задача аргументации – сделать так, чтобы оппонент принял выдвигаемую говорящим точку зрения, подтвердить ее истинность вескими доводами, исключить непонимание. Ведь если человек может привести конкретные аргументы в свою пользу, это говорит о том, что он не раз критически оценил имеющуюся у него информацию.

Критерии оценки аргументов:

- всегда основаны на фактах;

- всегда имеют прямое отношение к предмету обсуждения;

- всегда актуальны для оппонента.

 

Схема аргументации:

Тезис — основная мысль, в которой вы хотите убедить собеседника, ваше мнение;

Аргумент — доказательства, которые помогут убедить оппонента;

Пример — иллюстрация, что ваш тезис работает именно так, как вы говорите;

Вывод — подведение итогов.

 

В качестве примера рассмотрим ситуацию с зеленым чаем:

Тезис – зеленый чай не рекомендуют заваривать кипятком;

Аргумент – кипящая вода экстрагирует большое количество дубильных веществ и обжигает листья;

Пример – если залить зеленый чай кипятком, он будет горьким и менее ароматным;

Вывод – зеленый чай лучше заваривать водой до 90°С.

 

Так как цель критического мышления – это ставить что-либо под сомнение, чтобы найти подтверждающие или опровергающие факты, то важно научить подростка доверять только той информации, которая может быть достойна аргументирована. Ведь это будет значить, что она проверена, доказана и истина.

 

Учение, ориентированное на выработку критического мышления, предусматривает не просто активный поиск подростками информации для усвоения, а нечто большее:

- соотнесение того, что они усвоили, с собственным опытом;

- сравнение усвоенного с другими исследованиями в данной области знания.

Подростки вправе подвергать сомнению достоверность полученной информации, проверять аргументацию и логику доказательств, делать выводы, проектировать новые примеры для ее применения, рассматривать возможности решения проблемы и т.д.

Умение отличать факты от мнений и оценок, замечать за собой эффект ореола и аргументировать свою позицию поможет подростку лучше ориентироваться в нескончаемом потоке информации.

Также для развития критического мышления важны и другие навыки — умение строить логические рассуждения, использовать методы дедукции и индукции, проверять факты с помощью науки, избегать когнитивных искажений

 

Критическое мышление подростков – это личностная система, полученных в процессе воспитания и образования, социально и индивидуально значимых критических качеств. Критическое мышление занимает важное место в системе личности подростков, снимает психологические барьеры, учит правильно воспринимать конструктивную критику и аргументировано реагировать на нее, вырабатывает активную жизненную позицию.

Критическое мышление в подростковом возрасте — это путь к более глубокому самопознанию, к формированию адекватной самооценки, стремление к самосовершенствованию, что необходимо для формирования здоровой гармонично развитой и успешной личности.

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.