12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Попова Светлана Николаевна69
Учитель музыки, ИЗО, искусства. ВКК. Стаж 35 лет
Россия, Воронежская обл., Воронеж
Материал размещён в группе «Методическая работа в школе»
3

Особенности заданий для формирования и оценки креативного мышления на уроках музыки и изобразительного искусства

Особенности заданий для формирования и оценки креативного мышления на уроках музыки и изобразительного искусства

Сейчас много говорится и пишется о развитии креативного мышления. Как этого добиться, на что обратить внимание? Когда об этом спросили у Стива Джобса, американского предпринимателя, изобретателя и промышленного дизайнера, он сказал: «Креативность — это просто создание связей между вещами. Когда творческих людей спрашивают, как они что-то сделали, они чувствуют себя немного виноватыми, потому что они не сделали ничего на самом деле, а просто заметили. Это становится им понятно со временем. Они смогли связать разные кусочки своего опыта и синтезировать что-то новое. Это происходит потому, что они пережили и увидели больше, чем другие, или потому, что они больше об этом размышляют». Работа каждого учителя должна быть направлена на развитие навыков креативного мышления, что является и познавательной деятельностью человека, которая в свою очередь направлена на поиск и установление новых форм отношений.

Творческое мышление, озарения и  открытия  — основа развития всех сфер человеческой культуры: науки, технологии, философии, искусства, других областей. Исследования показывают, что  способностью к творческому, инновационному, креативному мышлению в той или иной степени обладает каждый человек. Привычка размышлять и мыслить креативно в сочетании с вовлеченностью в продуктивную деятельность привносит неоценимый вклад в развитие всех сторон личности

Эффективными методами формирования креативного мышления являются:

метод агглютинации  — это соединение несоединимых свойств, противоположностей предметов или  явлений и их изображение;

метод «синектика»  — основанный на  применении аналогий, превращение незнакомого в  знакомое, неизвестного в известное;

метод «мозгового штурма» — работа в группе, предложение разных вариантов при  решении определенной задачи;

метод «морфологического анализа» или  «морфологического ящика», который позволит увидеть перспективу полного поля знаний;

метод «фокальных объектов» — поиск новых идей путем присоединения к  исходному объекту свойств и признаков случайных объектов.

Важнейшая роль учителя заключается в  систематизации, отборе и  проектировании заданий по  развитию креативности на уроках искусства, а также попытке апробировать систематизированный материал в соответствии с возрастными возможностями школьников.

Выполняя обычные задания, вы чаще всего понимаете, на какое правило это задание, как надо рассуждать, какой способ или  порядок действий надо применить, и  следуете этому правилу или алгоритму. Например, выполняя упражнение на правописание безударных гласных в корне слова, подбираете однокоренные слова  — такие, в  которых гласные стоят под ударением.

Задания на  креативность  — это не  тренировка в  действиях по правилам, изученным сегодня. Это всегда проблемные задания, где вначале нужно понять, из  какой области проблема  — музыка, технология, а  может литература или  изобразительное искусство. А  уже потом решать, какое правило лучше выбрать. На  что  можно опираться при выполнении этих заданий? Конечно, на ваши предметные знания. Но  не  только. Ещё  и  на  умение читать. Очень важно внимательно прочитать текст задания и разобраться, о чём идёт речь, и какую именно проблему нужно решить. И только потом думать, что может понадобиться для её решения. Между привычными заданиями и  заданиями на  креативность такая  же разница, как, например, между задачей приготовить обед строго по  рецепту и  задачей приготовить ужин из того, что нашлось в холодильнике. В  первом случае надо проверить наличие всех ингредиентов, всё отметить, смешать и выполнить действия так, как положено по рецепту. Во втором случае надо использовать все свои кулинарные знания и способности, имеющийся опыт и  фантазию и  решать обратную задачу: что  вкусного можно сделать из  имеющихся ингредиентов. В первом случае мы действуем по правилу, по инструкции, а  во  втором  — импровизируем, действуем на свой страх и риск, но, конечно, с опорой и оглядкой на ранее полученные и усвоенные знания, правила и навыки. Работая с  заданиями на  креативность, помните, что главная задача — найти тот мостик, который помогает связать эти задания с  теми, которые вы учились выполнять «по правилам».

Предмет «Изобразительное искусство» является одним из главных в формировании творческой развитой личности, а в начальной и средней школе его роль неоспорима. Каждый урок – это творчество, где ребенок свободен в проявлении своих творческих способностей. Это дает возможность для самовыражения и оказывает благотворное влияние на развитие ребенка в целом. Систематические занятия искусством способствует развитию наглядно-образного, интуитивного, пространственного, логического, абстрактного мышления, творческого воображения и фантазии. Эти качества являются условием для развития креативного ребенка. Перед учителем стоит задача – эффективное использование содержания курса по развитию креативного мышления.

В решении данной задачи технология ТРИЗ, в основе которой лежит креативной подход, способна повысить эффективность образования и усовершенствовать успешность каждого ученика.

Примерные типы заданий:

Рисование настроения, характера (счастье, грусть и т.д.)

Рисование звуков (пение, шум и т.д.)

Друдлы (Визуальные загадки, изобретенные Роджером Прайсом и изданные в его книге 1953 года «Друдлы». В настоящее время этим словом могут называть любые подобные визуальные загадки).

Головоломки, ребусы

Создание предметов интерьера (люстра, кровать, диван и т.п.) на основе природных форм

Создание архитектурных объектов

Пиктография

Дорисовывание картины

Моделирование предметов

Ассоциации

Рисование пространства

Абстрактные картины

Генератор идей

Оживление предметов

Иллюстрирование

Конструирование

Среди составляющих функциональной грамотности особое место занимают компетенции «4К»: креативность, критическое мышление, коммуникация, кооперация. В основе этих компетенций лежат воображение, умение выражать идеи, поиск ассоциаций, аналогий, умение управлять собой и взаимодействовать с другими. Развитие этих компетенций возможно, если учитель включает в урок креативные задачи.

Очень часто такие задания приходится придумывать самому учителю, так как в методической литературе они встречаются не так часто. Важно, чтобы включение творческих задач носило систематический характер.

Тема «Дымковская игрушка». Задание: на мастер – классе по изготовлению предложены три вида материалов -

1. Глина

2. Дерево

3. Солома.

Выберите тот материал, который нужен для изготовления игрушки.

Возможен только один правильный ответ.

Предлагаю вашему вниманию креативные задания, которые использую в своей педагогической деятельности.

На одном из уроков в начале учебного года, я предлагаю ребятам следующее задание: «Сочините историю, которая могла бы объединить эти изображения». Ответ принимается полностью, если состоит из одного или более распространенных предложений, описывающих возможный сюжет, в котором использованы все изображения, представленные в задании (рис.1).

Своеобразным результатом этого задания становится проект, посвященный Международному Дню музыки.

- Почему значимость музыкального искусства отмечает весь мир, все человечество? Все ли ученики нашей школе знают об этом событии? А в вашей семье? В нашем городе? Что можем сделать мы, чтобы обратить внимание людей на этот праздник?

В 4-5 классах, я предлагаю ребятам кадр или небольшой фрагмент фильма мультфильма, без звука. Мы выясняем с ребятами, можно ли понять, что происходит с героями фильма? Что они чувствуют? (рис.2).

Креативная задача для учеников состоит в том, чтобы почувствовать себя в роли звукорежиссёра.

Какая музыка могла бы сопровождать этот кадр? На каких инструментах ее можно исполнить?

В старших классах подобное задание звучит иначе.

= Посмотрите на фотографию как на возможный кадр из фильма. Прослушайте первый музыкальный фрагмент, и ответь на вопросы.

- Какие события могут происходить в этом доме, кто его обитатели? Придумайте название этому фильму.

Прослушайте второй музыкальный фрагмент. Как изменился характер обитателей дома, событий, в нём происходящих?

Данное задание направлено на достижение метапредметных результатов, осознание учащимися многочисленных взаимосвязей музыки с жизнью и другими видами искусства.

И ещё пример. Что или кого увидел персонаж из фильма на фото (внимательно изучи реакцию)?

Теперь посмотри фрагмент из фильма. Мы специально оборвали сцену на кадре с взглядом персонажа. Внимательно изучи его реакцию и попробуй угадать, что или кого он увидел.

Хорошего друга

Возлюбленную

Страшное чудовище

Океан.

При выполнении этого задания от ученика требуется самостоятельный отбор знаний и умений из разнообразных предметных областей и других сфер жизни, активная позиция, актуализирующая личный опыт и индивидуальные предпочтения ученика, проявление инициативы, оригинальности и гибкости мышления.

Подводя итог, хочется отметить, что креативные задания на уроке, направлены на достижение метапредметных результатов образования, а значит и на формирование универсальных учебных действий, что, в свою очередь, является одной из основных целей современного образования.

Литература:

1. Авдеенко, Н.А., Денищева Л.О., и др. Креативность для каждого: внедрение развития навыков XXI века в практику российских школ // Вопросы образования. 2018. № 4. с. 282-304.

2. Алексашина, Ирина Юрьевна. Формирование и оценка функциональной грамотности учащихся: Учебно-методическое пособие / И.Ю.Алексашина, О.А.Абдулаева, Ю.П.Киселев; науч. ред. И.Ю.Алексашина. - СПб.: КАРО, 2019. - 160 с. - (Петербургский вектор введения ФГОС ООО). ISBN 978-5-9925-1413-1. [ с. 51]. https://edu.kpfu.ru/pluginfile.php/792622/mod_resource/intro/Тема%208%20И.Ю.Алексашина.%20Формирование%20и%20оценка%20ФГ%20учащих

3. Заир-Бек, С., Муштавинская И. Развитие критического мышления на уроке. Пособие для учителя. — М, 2004.

4. Компетенции «4К»: формирование и оценка на уроке: Практические рекомендации / авт.-сост. М.А.Пинская, А.М.Михайлова. - М. : Корпорация «Российский учебник», 2019. https://drive.google.com/file/d/1Yx1j901aCZ-DGvEptX9zp5zRJcMMlNis/view

5. Креативное мышление: сборник эталонных заданий: выпуск 2: учебное пособие/Г.С.  Ковалёва, О.Б.  Логиновой.  — 3-е изд., стер.  — Москва; Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский филиал издательства «Просвещение», 2023.

6. Крюкова Г. Лаборатория функциональной грамотности - статья - Корпорация Российский учебник (издательство Дрофа - Вентана) https://rosuchebnik.ru/material/laboratoriya-funktsionalnoy-gramotnosti/

7. «Образовательная политика» — рецензируемый научно-публицистический журнал, учрежденный Российской академией народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС).  https://edpolicy.ranepa.ru/form-and-evaluate

8. Друдлы https://vk.com/doc245168484_642218300?hash=XAfVTikwtfJe4xr6g8punDEw6iifKszttZmFZemyBe0&dl=kpZYABZ8zhZbwtVwkMX2by3Kpkb1j66fMFaliSGxqVs

Опубликовано в группе «Методическая работа в школе»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.