12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Ретюнская Наталья Александровна20

ГБПОУ «Самарское хореографическое училище (колледж)»











Конспект внеклассного мероприятия

Экологический проект

«Осторожно, батарейка!»


















Выполнила:

воспитатель ГБПОУ

«Самарское хореографическое училище

(колледж)»

Ретюнская Наталья Александровна








2022 г.

Тема: «Осторожно, батарейка!»


Цель: активизация интереса обучающихся в области экологии.
Задачи:
- воспитание любви и бережного отношения к природе;
- привлечение внимания к экологическим проблемам;
- выяснить осведомленность обучающихся о влиянии использованных батареек на окружающую среду и здоровье человека;
- провести акцию по сбору использованных батареек;
- разработать рекомендации для обучающихся по мерам безопасного хранения и правильной утилизации использованных батареек.


Форма проведения: внеклассное мероприятие – экологическая акция.

Использованные материалы:

использованные батарейки, новые батарейки;

приборы, которые работают от батареек.



Подготовительные мероприятия:

поиск теоретического материала о видах батареек;

подготовка презентации.

Ход мероприятия:

воспитатель знакомит студентов с историей возникновения батареек;

рассказывает о влиянии использованных батареек на окружающую среду и здоровье человека;

подводим итоги, раздаем буклеты.

















Осторожно, батарейка!

Отгадайте загадку: «Эта штучка хоть мала, но энергии полна,

оживляет механизмы лишь присутствием она».

Педагог: Батарейка – это слово плотно вошло в нашу повседневную жизнь. Что бы мы делали без этих «палочек – выручалочек», которые позволяют нам пользоваться электричеством там, где нет никаких розеток и проводов!

Ученик 1: Электрические батарейки – очень полезная вещь. Батарейки дают бытовым приборам независимость и самостоятельность. Они используются в пультах дистанционного управления, в электронных часах, фотоаппаратах, сотовых телефонах, в детских игрушках, в карманных фонариках и других устройствах. Батарейки дают электрический ток: крутятся колеса у машинки, ходят часы, играет радио, светит фонарик. В наше время батарейки являются самыми распространенными источниками питания для электроники и мелкой техники. Но откуда берется в этих маленьких батарейках электрический ток?

Первый шаг на пути появления батарейки был сделан ученым из Италии Луиджи Гальвани (1737-1798), который исследовал реакции живых организмов на различные воздействия. Суть сделанного им открытия ученый не смог объяснить, но зато результаты его работы очень пригодились другому исследователю – Аллесандро Вольту. Этот итальянец смог разгадать суть процесса и понял, что появлению тока способствует химическая реакция, возникающая между различными металлами в определенной среде. Именем этого ученого назвали единицу измерения электрического тока –вольт.

Ученик 2: Современные батарейки внешне имеют мало общего с устройством, созданным Аллесандро Вольтом, но принцип работы остался тот же.

Существует пять видов современных источников питания: солевые, щелочные, ртутные, серебряные и литиевые.

Батарейки бывают разной формы и размеров: большие и маленькие, круглые и квадратные.

Батарейки могут быть одноразовыми и многоразовыми (аккумуляторные батарейки). Они похожи на обычные батарейки, однако аккумуляторы можно перезаряжать, а батарейку нет.

Срок работы каждой батарейки не долговечен: когда внутри нее испортятся оба цилиндра и раствор между ними, она перестает вырабатывать электрический ток.

Педагог: Каждый человек хотя бы раз в жизни сталкивался с вопросом замены батарейки. Нередко можно наблюдать картину, когда обычные использованные батарейки беспорядочно разбросаны по дому, а потом выбрасываются вместе с бытовым мусором. Никому и в голову не придёт, что маленькая блестящая батарейка - это источник колоссальной опасности как для человека, так и окружающей среды в целом.


Думаю, что многие просто не знают, что маленькая батарейка – это источник опасности для человека и окружающей среды. Поэтому свой проект мы назвали «Осторожно, батарейка!» и решили рассказать, почему они опасны.

Актуальность нашего проекта обусловлена недостаточным информированием населения о действиях по сбору и утилизации отработанных батареек.

Ученик 3: Жизнь человека постоянно находится в движении, собственно, как и научно-технический процесс. Огромное количество современных изобретений нуждается в автономных источниках энергии – аккумуляторах и батарейках. Но рано или поздно каждая батарейка выходит из строя и её нужно выбрасывать. И использованная батарейка незамедлительно попадает в мусорное ведро. Мало кто знает, насколько силен эффект от этих маленьких вещах на окружающую среду и здоровье человека.

Попадая вместе с бытовыми отходами на свалку, и подвергаясь воздействию разнообразных атмосферных факторов, батарейка начинает ржаветь и разрушаться под воздействием коррозии. Ее корпус теряет герметичность, содержимое получает доступ во внешнюю среду, отравляя ее, и ее обитателей.

Ученик 4: Что происходит с батарейками на свалке?

Щелочь и тяжелые металлы из разрушившейся батарейки представляют опасность для окружающей среды, поступая вначале в почву, токсичные вещества достигают грунтовых вод, откуда попадают в водоемы, в том числе и те, из которых ведется забор водопроводной воды. Химическому загрязнению подвергаются земли и прорастающие на них растения, в том числе и многочисленные пищевые культуры; мясо и молоко сельскохозяйственных животных, пасущихся на зараженных пастбищах, тоже становятся опасными.

Опасна не только пассивная коррозия, в результате которой батарейки загрязняют почву; нередко свалки подвергаются самовозгоранию, и находящиеся в мусоре батарейки, нагреваясь. выделяют в атмосферу диоксины, заражая еще и воздух. Впоследствии ядовитые вещества выпадают на землю в виде осадков, тем самым загрязняя всю зону поражения.

Ученик 5: В чем же опасность содержимого батарейки?

В батарейках содержится множество различных металлов – ртуть, никель, кадмий, свинец, литий, марганец, и цинк, которые имеют свойство накапливаться в живых организмах, в том числе и в организме человека, и наносить существенный вред здоровью.

Чем опасны тяжелые металлы, находящиеся в батарейках? 

Ртуть – сильнейший яд, относящийся к первому классу опасности. Накапливаясь в тканях всех органах, вызывает нервные расстройства и расстройства двигательного аппарата, заболевания дыхательной системы, ухудшает зрение и слух, приводит к повреждению головного мозга и нервной системы в целом, разрушительно действует на почки и печень. Особо опасно для детей.

Не меньшую угрозу представляют и другие тяжелые металлы: кадмий, свинец.

Свинец – накапливается в почках и вызывает сильнейшие расстройства нервной системы и заболевания мозга, заболевания костных тканей.

Кадмий – накапливается в почках, печени, костях и щитовидной железе. Приводит к возникновению раковых заболеваний.
Никель и цинк. Цельный металлический никель – не опасен для живых организмов. Пыль, пары никеля и его соединений – токсичны. Никель – вещество общетоксического действия на организм. Приводит к возникновению заболеваний носоглотки, легких, появлению злокачественных новообразований и аллергическим поражениям в виде дерматитов и экзем. Вызывают дерматит. Поступление никеля в организм в природных условиях происходит, главным образом, с продуктами питания и питьевой водой. Кроме того, никель поступает в организм с атмосферным воздухом, через кожу. Никель – вещество 2 класса опасности;

Щелочи. Прожигают слизистые оболочки и кожу;

Марганец. Избыточное накопление марганца в организме сказывается, в первую очередь, на центральную нервную систему. Это проявляется в утомляемости, сонливости, ухудшении функций памяти. Марганец является ядом, поражающим также легкие, сердечно - сосудистую, вызывает аллергический эффект.

Ученик 5: Ядовитые вещества из батареек проникают в почву, в подземные воды, попадают в реки и в водохранилища, из которых мы пьём воду, не думая, что вредные химические соединения (из батарейки, выброшенной в мусоропровод) с кипячением не исчезнут.

Если при покупке батарейки внимательно ее рассмотреть, то можно увидеть знак в виде зачеркнутого мусорного ведра или бака. Знак означает: не выбрасывать, а сдавать в специальный пункт.

Одна пальчиковая батарейка, беспечно выброшенная в мусорное ведро, может загрязнить тяжелыми металлами 400 л воды и около 20 кв. м земли, а в лесной зоне это территория обитания двух деревьев, двух кротов, одного ежика и несколько тысяч дождевых червей!

Ученик 6: Утилизация батареек.

Каждый год в мире выбрасывают более 15 миллиардов батареек. Если построить из них колонну, ее длина составит расстояние от Земли до Луны, и обратно.

Батарейки нельзя утилизировать вместе с другими бытовыми отходами по следующим причинам:

содержащиеся внутри батареек металлы токсичны;

отдельные виды батареек способны к самовзрыванию;

при механическом повреждении элементов питания происходит утечка опасных веществ;

при сжигании батарейки, токсичные материалы, содержащиеся в ней, попадут в атмосферу.

Что же делать с отработанными свой срок батарейками?

По правилам батарейки нужно перерабатывать на специальных заводах.

Переработка батареек – это процесс восстановления и использования материалов, из которых сделаны батарейки, процесс извлечения металлов батареек и их повторного включения в производство новых батареек или других продуктов. Заключительная цель этого процесса состоит в том, чтобы сэкономить электроэнергию и сырьё, уменьшить объём производства. Но проблема в том, что переработка стоит дороже, чем последующая продажа полученного сырья.

Тем не менее, от переработки батареек мы извлекаем пользу: создаём лучшую окружающую среду для нас. Вопрос об утилизации батареек по-разному решается в разных странах мира.

Ученик 7: В России заводов по переработке использованных батареек пока нет. Батарейки – это единственный вид бытовых отходов, который никак не перерабатывается в России. В развитых странах процесс сбора использованных батареек от населения и последующей утилизации хорошо налажен. Остаётся надеяться, что они со временем появятся и в нашей стране. А пока в нашей стране вводится практика сбора отработанных батареек в супермаркетах. Все собранные батарейки и аккумуляторы отправляются на переработку на единственное в стране предприятие, где есть соответствующая линия, - завод «Мегаполисресурс» в Челябинске. Затем старые аккумуляторы и батарейки свозят на полигоны, где производится их захоронение. Такая мера не решает всех экологических проблем, но хотя бы надежно изолирует окружающую среду от токсичных отходов. Поэтому всё, что мы можем сделать, защищая окружающую среду, - это проследить, чтобы использованные элементы питания не попадали в мусоропровод, а оттуда на свалку. Нельзя допустить, чтобы они валялись на улицах, газонах, в парках и т.д. Использованные батарейки нельзя хранить дома, выбрасывать, а тем более отдавать детям.

Ученик 8: И все же, если говорить о проблеме утилизации использованных гальванических элементов, стоит заметить, что она не решится без активного вмешательства государства. Остаётся надеяться на то, что сознательность нашего общества возрастает, и лет через 5-10 мы сможем эффективно решить эту проблему. Ведь о том, в каком экологическом состоянии мы оставим планету для наших потомков, нужно думать уже сейчас!

Каждый из нас может внести свой посильный вклад в дело уменьшения вреда, наносимого старыми батарейками окружающей среде – сдавать их в пункты приёма. На сегодняшний день в Самаре недостаточно пунктов. Поэтому в рамках экологической акции «Сдай батарейку – спаси себя и планету!» мы решили создать ещё два таких пункта: в училище в 103 кабинете и в МБОУ СОШ №12 в 118 кабинете, для освещения значимости проводимой акции мы оформили плакаты и буклеты.

С обучающимися училища проводим беседу о вреде батареек, выброшенных на свалку, о необходимости их специальной утилизации.

Нашу инициативу активно поддержали.

Ученик 9: Не игнорируйте важность правильной утилизации батареек, принимайте личное участие в сохранении окружающего мира и собственного здоровья.

Тема экологической ситуации очень актуальна, поскольку современный человек производит такое количество отходов, что проблема их утилизации становится с каждым днём всё более масштабной. Многие из нас даже не задумываются, что состояние окружающей среды напрямую связано с нашим поведением в быту.

Педагог: И в продолжении экологической темы. В международный день рек, который отмечался 14 марта, мы с вами провели беседу о реках, посмотрели видеоролик, ответили на вопросы викторины и узнали о важности и нужности рек.

В нашей стране так много рек, что люди перестали их ценить. Мы ходим к рекам отдыхать, плавать, любоваться красивыми видами. Но при этом не задумываемся, как нам повезло, что рядом с нами протекают чистые реки. А во многих странах рек нет вообще, и люди в этих странах страдают и от отсутствия питьевой воды, и от отсутствия элементарных санитарных норм.

Но реки в нашей стране не принадлежат только нам. Большинство крупных рек протекают через несколько стран, впадают в озера, моря и океаны. Поэтому загрязняя маленькую речушку, приносимый вред нарушает природную гармонию всей планеты.

Ученик 10: Реки – это не только место для отдыха. Реки – место обитания многих животных. С загрязнением и осушением рек, животные вымирают. Исчезает также рыба, которая являться одной из составляющей нормального рациона человека. Реки буквально спасают от смерти людей в жарких странах. Речной транспорт незаменим при перевозке груза и пассажиров. Человек научился использовать силу рек в качестве источника энергии и для орошения сельскохозяйственных угодий.

Пользу рек сложно переоценить, но вполне очевидно, что ежедневная жизнь человека зависит во многом от чистоты речных вод.

Загрязняя реки, человек наносит вред не только природе, но и самому себе. Относясь безответственно к рекам сегодня, человечество во многом пострадает завтра.

(Стенд с рисунками о бережном отношении к рекам).

Педагог: В марте мы с вами принимали участие в общероссийском экологическом уроке «Вода России. Чистые реки» и получили благодарность на имя нашего училища. Также участвовали в начале апреле во Всероссийском экологическом уроке-игре «Знатоки воды» и за активное участие также награждены благодарственным письмом на имя училища.


Ученик 11: Планета, отравленная отходами человеческой деятельности, - один из возможных сценариев ее гибели. Но выбор пути, по которому последует человеческая цивилизация, пока ещё остаётся за нами. Важно лишь успеть сделать его вовремя.

Чуден мир, окружающий нас. Всё в мире наполнено жизнью. Разве мы сможем сосчитать все-все растения и животных? Они везде: и на суше, и в воде, и в воздухе, и в земле, и даже глубоко под землёю. И человек тоже часть природы. Нам надо беречь нашу Землю. Поддерживать порядок, быть добрыми к животным, ухаживать за растениями. Маленький принц из сказочной повести Антуана де Сент Экзюпери сказал очень важные слова: «Есть такое правило. Встал поутру, умылся, привел себя в порядок - и сразу же приведи в порядок свою планету. Это очень скучная работа, но совсем не трудная». 

 Вся природа - это чудо! По вине людей уже исчезли или находятся на грани исчезновения многие виды растений и животных. К сожалению, мы сегодня стоим на грани природной катастрофы. Хозяйственная деятельность человека приводит к загрязнению воды и воздуха, гибели живой природы. Мы - хозяева нашей природы, а она кладовая солнца со всеми сокровищами жизни. Рыбе нужна вода, птицам нужен воздух, животным - лес, степи, горы, а человеку нужна природа.

ПедагогКаждому человеку известно, что наша жизнь и наше здоровье зависит от состояния окружающей среды. Мы стараемся употреблять в пищу экологически чистые продукты, выбираем экологически безопасные районы для проживания, но при том, что состояние окружающего нас мира зависит, прежде всего, от нашего поведения в природе.













Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.