Статья «От игры к познанию города. Из опыта реализации городского конкурса "Путешествие в прошлое"»

0
0
Материал опубликован 8 December 2023

Васильева И.Г., Новикова Е.Э.

Государственное бюджетное нетиповое образовательное учреждение «Санкт‑Петербургский городской Дворец творчества юных»

(г. Санкт-Петербург, Россия)

 

«ОТ ИГРЫ К ПОЗНАНИЮ ГОРОДА. ИЗ ОПЫТА РЕАЛИЗАЦИИ ГОРОДСКОГО КОНКУРСА «ПУТЕШЕСТВИЕ В ПРОШЛОЕ»

Воспитание человека–гражданина является социальным и государственным приоритетом. Это подчеркивается в ряде различных стратегических документов, а также в выступлениях первых лиц. Ставится задача сформировать у учащихся системные знания о месте России в мире, ее исторической роли и территориальной целостности.

Отличительная черта воспитания патриотизма в современной России – акцент на региональные и местные особенности. Таким образом, в настоящее время обнаруживается возрастающий интерес школы к вопросам регионализации. Краеведческий подход может применяться на уроках по разным учебным предметам (например, использование материалов регионального содержания), в образовательных учреждениях организуется внеурочная деятельность, реализуются программы дополнительного образования туристко-краеведческой направленности. При этом во многих научно-исследовательских работах отмечают, что педагогический потенциал региональной культурологии до сих пор в полной мере не реализован [4, 6, 10].

В настоящее время проведение уроков краеведения и их содержание оставлены на усмотрение школ, в образовательных стандартах данного курса нет. Представители Российского исторического общества и комитет Совета Федерации выступили летом 2022 года с инициативой ввести в школах обязательные уроки по истории родного края и разработать примерную программу таких курсов [5]. Вопрос о необходимости изучать в образовательных учреждениях региональную историю периодически поднимается на различных заседаниях, при этом в большинстве регионов элементы краеведения добавляют в историю, литературу, географию, либо не изучают вовсе.

Однако стоит отметить, что в Санкт-Петербурге предмет «История и культура Санкт-Петербурга» или «Петербурговедение» был введен в учебный план школ в конце 1990-х годов. Была разработана методика преподавания предмета с учетом его специфики, подготовлены и изданы учебные и методические пособия [2]. В настоящее время лишь в единицах школ осталась дисциплина «История и культура Санкт‑Петербурга» или реализуются дополнительные общеразвивающие программы.

При этом отмечается низкий уровень знаний учащихся по истории города. Например, в 2023 году лишь 35% участников региональной олимпиады по краеведению смогли перечислить достопримечательности Санкт-Петербурга, связанные с Великой Отечественной войной, 40% школьников верно указали название музея, в котором можно увидеть картину И. Айвазовского «Девятый вал». Лишь 2 из 39 человек смогли верно ответить на все тестовые вопросы Олимпиады. Низкие показатели сохраняются на протяжении последних лет. Об этом открыто говорят и районные методисты, педагоги, участники ГУМО по направлению «краеведение» в Санкт‑Петербурге.

К сожалению, многие педагоги-историки отмечают, что выделенного количества часов недостаточно на изучение курса истории, а уж тем более на историю региона. При этом именно региональное содержание, на наш взгляд, даёт возможность связать школьные «теоретические» знания с реальной «окружающей» действительностью. При реализации краеведческого компонента содержание разных учебных предметов становится нагляднее, происходит интеграция знаний, формирование метапредметных умений. У учеников возможно усиление интереса к городу, возрастание степени осознанности ими ценности, значимости городских объектов, традиций, деятельности петербуржцев [2, с. 7-11].

В связи с этим педагогами сектора исторического краеведения и школьного музееведения отдела гуманитарных программ и детских социальных инициатив ГБНОУ «СПБ ГДТЮ» был разработан городской открытый командный историко-краеведческий конкурс «Путешествие в прошлое». Задания конкурса разработаны в соответствии с концепцией краеведческого образования в Санкт-Петербурге Л.К. Ермолаевой и предназначены в помощь преподавателям общеобразовательных учреждений и педагогам дополнительного образования Санкт-Петербурга.

Конкурс реализуется по технологии образовательного путешествия. Ведь образовательные путешествия – это особый метод изучения окружающего мира. Цель его заключается не только в том, чтобы обогатить учащегося новыми впечатлениями, расширить его кругозор, а прежде всего, в том, чтобы научить его путешествовать в безграничном пространстве культуры: находить ориентиры, способные "приоткрыть" дверь в прошлое, считывать объекты культурной среды.

Изначально принять участие в конкурсе могли лишь учащиеся 5 и 6 классов, в 2022/2023 учебном году были разработаны 4 образовательных маршрута для команд учащихся 5, 6, 7 и 8 классов средней школы из учреждений общего и дополнительного образования. В связи с этим задания конкурса составляются в соответствии с возрастными особенностями школьников по следующим темам: 5 класс – «Наследие Древнего Востока в Петербурге», 6 класс – «Наследие Античности в Петербурге», 7 класс – «Наследие Средних веков в Петербурге», 8 класс – «Петровский Петербург».

Выбор тем неслучаен, а связан с базисным учебным планом по истории, географии, литературе.

Как и другие виды исследовательской деятельности, образовательное путешествие состоит из трех, связанных между собой, этапов. Это подготовка к путешествию, работа на маршруте и подведение итогов. Рассмотрим главные особенности организации такой работы.

Для помощи педагогам по подготовке школьников в группе конкурса Вконтакте публикуются полезные видео, игры, ссылки на дополнительную литературу, которую можно использовать на занятиях.

Основной частью образовательного путешествия является самостоятельная работа учащихся на маршруте, который может пролегать в городском, музейном или виртуальном пространствах.

Наш конкурс состоит из двух этапов. 1 этап – маршрут городского образовательного путешествия, 2 – маршрут музейного образовательного путешествия ребята проходят в Эрмитаже. В связи с возможными ограничениями музейный маршрут можно проходить очно, а можно дистанционно, используя официальный сайт Эрмитажа.

Маршруты включает в себя 5 объектов. Таким образом, единая тема путешествия делится на ряд небольших подтем, каждая из которых формулируется объектом. Например, учащиеся 5-х классов затрагивают тему мифологии у жанровой скульптуры «Дракона-змея» на Васильевском острове, вспоминают о традиции устанавливать обелиски, перечисляют символы царской власти, укрощающие облик Сфинкса на Университетской набережной.

Каждую команду сопровождает педагог, основная задача которого — организовать работу детей, выбрать наиболее удобные точки для осмотра, обеспечить безопасность. Во время работы на маршруте он направляет внимание учеников на тщательное разглядывание объекта и его самостоятельное изучение, помогает найти пути получения информации, организует исследовательскую деятельность, оперируя вопросами и заданиями маршрутного листа.

Маршрутный лист — это своеобразный путеводитель, который не только указывает «дорогу», но содержит вопросы, которые позволяют сконцентрировать внимание учащихся, побудить их тщательно рассматривать и исследовать предлагаемые объекты, анализировать полученную информацию.

Сначала команды по описанию находят объект. Верно найденный объект оценивается на 1 балл. Первый блок вопросов направлен на считывание информации с объекта. Они рассматривают и описывают свой объект изучения. И уже во втором блоке вопросов оценивается умение сопоставлять информацию, делать выводы.

Часть предлагаемых заданий может быть обращена к различным видам творческой деятельности подростков, что даёт ребятам возможность осмыслить информацию, полученную в процессе исследования, творчески переработать её, и, тем самым, освоить на личностном уровне. Например, изучая ростральные колонны, учащиеся 6-хуц классов должны были нарисовать ростр для корабля своей команды.

На 2 этапе команды проходят маршрут музейного образовательного путешествия в пространстве Государственного Эрмитажа. Маршруты также включают в себя 5 объектов и 5 подтем. Например, учащиеся 5-х классов говорят о заупокойном культе, занимавшем важнейшее место в мировоззрении египтян, изучая саркофаги, выставленные в экспозиции Эрмитажа. Тема религии древних египтян также раскрывается у витрины с фигурками богов. У витрины с инструментами и материалами для письма освящается тема письменности в Древнем Египте. Детальное изучение «Стелы управителя царского хозяйства, царского опахалоносца Ипи с изображением его перед богом Анубисом» помогает закрепить знания об искусстве древних египтян, о существовавших канонах.

В связи с возможными ограничениями нами разрабатывается не только очный, но и дистанционный формат музейного образовательного путешествия. Благодаря официальному сайту команды могут совершить виртуальный визит в Государственный Эрмитаж.

Ребята переходят в нужный зал, находят экспонат, также рассматривают его и используют информационные подсказки сайта. Но несмотря на сложности, связанные с оформлением выездных документов, большинство команд выбирают очный формат (72% среди команд 5-х классов, 66% среди команд 6-х классов).

Путешествие не может считаться завершённым до тех пор, пока не будут подведены его итоги. Финальная встреча для команд конкурса «Путешествие в прошлое» проходит в Аничковом дворце в формате интерактивной игры-погружения. Задания на всех станциях разноплановы, ребята делятся своими впечатлениями, эмоциями, применяют полученные знания, озвучивают выводы. И, конечно, торжественное награждение совместно с сотрудниками сектора социально-культурной деятельности ТКК «Карнавал». В этом году ребята получали дипломы и сертификаты из рук самого Петра Алексеевича! Ведь в этом году мы отметили 350-летие со дня рождения основателя Санкт‑Петербурга.

Городской открытый командный историко-краеведческий конкурс «Путешествие в прошлое», реализуемый в рамках программы «Наследники Великого города», пользуется большой популярностью. С каждым годом участников становится все больше. Так в первый год участниками конкурса стали 62 команды 5-6 классов, в этом году – 78 команд 5-6 классов и 82 команды 7-8 классов. В предстоящем учебном году будет разработано путешествие и для учащихся 9 классов «Блистательный Петербург». В перспективе расширение и для учащихся 10-11 классов по революционной тематике.

В завершение необходимо отметить, что образовательное путешествие, несомненно, относится к числу трудозатратных педагогических технологий, однако является интересным и полностью отвечающим современным требованиям.

Через самостоятельный поиск информации происходит более легкое усвоение нового материала. В соответствии с законами жанра, путешествие выстраивается как активная и самостоятельная поисковая и исследовательская работа школьников в городском пространстве. Познание города происходит не с помощью чужих текстов, а на основании собственных наблюдений, впечатлений, размышлений. Образовательное путешествие как педагогический метод дает возможность учащимся погрузиться в городское пространство, прикоснуться к миру культуры, почувствовать себя первооткрывателями и исследователями.

​​​​​​​В стране уже давно ведутся многочисленные исследования и доказана положительная динамика качества обучения по всем школьным предметам, где используется региональный материал, данные из области проживания школьников [1, 3, 8].

В результате участия в подобных конкурсах ребята имеют возможность глубже изучить теоретический материал с курсов истории, литературы, географии, а также проследить связь этих знаний с окружающей их средой. Педагогам же это позволяет разнообразить образовательный контент, активно использовать культурный потенциал Санкт-Петербурга, создать условия для воспитания ценностного отношения обучающихся к родному городу.

 

Список использованной литературы:

1. Архарова, Е. Ю. Региональный компонент школьной программы по химии: отбор содержания, программа, методика преподавания (на примере г. Москвы): дис. канд. пед. наук: 13.00.02 / Архарова Екатерина Юрьевна. — М., 2004. — 181 с. URL: http://irbis.gnpbu.ru/Aref_2004/Arxarova_E_Y_2004.pdf

2. Ермолаева Л.К. Освоение культурного наследия Санкт-Петербурга школьниками. Концепция краеведческого образования. Примерная программа предмета «История и культура Санкт-Петербурга». Методические рекомендации. СПб: СМИО Пресс, 2017. – 112 с. — URL: https://vk.com/doc2059563_443509351?hash=XvXazbzTF1k2zp8ZzZ59AaULCKyDymqAmEL7pdgbBbD&dl=KobdYDdhSM73ZB2z1QSMrWCNYtcfZjSeEQqIQTevkPz

3. Ильина М. В. В помощь учителю начальной школы, реализующему исторический компонент в изучении краеведения Калининградской области: Методическое пособие / М. В. Ильина, О. В. Копылова, Г. А. Стаселович; сост. В. П. Вейдт. — Калининград: Изд-во Калининградского областного института развития образования, 2018. — 80 с. — URL: https://koiro.edu.ru/activities/nauchno-metodicheskaya-deyatelnost/redaktsionno-izdatelskaya-deyatelnost/spisok-literatury-izdannoy-koiro/2018/book_koiro2018_04.pdf (дата обращения: 03.04.2023).

4. Калина И.И. Культурологический и ценностный подходы к модернизации педагогического образования: монография / М-во образования и науки Российской Федерации, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования «Марийский гос. технический ун-т». – Йошкар-Ола: МарГТУ, 2009. – 187 с.

5. Курилова А. История родного края может стать обязательной для школьников // газета «Ведомости». – 12.07.2022. URL: https://www.vedomosti.ru/society/articles/2022/07/12/931054-istoriya-rodnogo-kraya (дата обращения: 12.04.2023)

6. Мурзина И.Я. Перспективы реализации ОДНКР: новая версия региональной культурологии в школе? // Педагогический журнал Башкортостана. – 2022. – №4 (98). – С. 139-151. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/perspektivy-realizatsii-odnknr-novaya-versiya-regionalnoy-kulturologii-v-shkole (дата обращения: 29.04.2023).

7. Мухлынина, Т. В. Регионализация современной системы дополнительного образования детей в условиях модернизации образования / Т. В. Мухлынина. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2015 г.). — Казань : Бук, 2015. — С. 111-113. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/183/8780/ (дата обращения: 30.04.2023).

8. Потапенко С.М. Региональный материал как средство формирования личностно-развивающей образовательной среды // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». – 2023. – №1 (17) / апрель. – С. 4-13. – URL: https://koirojournal.ru/realises/g2023/05apr2023/kvo101/ (дата обращения: 01.04.2023).

9. Стрункина, В. А. Образовательное путешествие как интерактивный метод, способствующий формированию метапредметных результатов во внеурочной деятельности / В. А. Стрункина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 25 (129). — С. 598-601. — URL: https://moluch.ru/archive/129/35678/ (дата обращения: 15.04.2023).

10. Тесленко В. И., Смирнова Н.З. Концептуальные основы современного педагогического образования в контексте культурологического подхода // Вестник педагогических инноваций. – 2020. – № 1(57). – С. 22-31.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации