Справочный материал «От простого к сложному. Йотированные гласные»
От простого к сложному «Йотированные гласные»
Материал представлен в форме сказки, позволяющей в необычной форме закрепить в памяти детей правила о йотированных гласных буквах. Дети легче поймут и запомнят правило, если оно будет в легкой простой для них форме. На первом этапе дети уже прошли 6 гласных звуков и все согласные. Вот и пришло время для сложных – йотированных гласных. Сказка апробирована на воспитанниках посещающих подготовительную группу– дети легко запоминают правило и сами его начинают применять при анализе слов. Уточнить сформированные представления о том, что буквы Я, Е, Ё, Ю дают по два звука, когда стоят в начале слова, после гласной, после разделительных мягкого и твёрдого знаков.
Напомнить о смягчение согласных при помощи гласных Я, Е, Ё, Ю.
Развивать фонематическое восприятие, усвоить звуковой анализ слов.
Пособие предназначено логопедам, воспитателям дошкольных образовательных учреждений, педагогам, осуществляющим предшкольную подготовку детей; может быть полезна учителям начальных классов и воспитателям группы продлённого дня; рекомендовано родителям для совместных занятий с ребёнком по изучению алфавита.
Сказка «Путешествие по алфавиту».
Жили-были буквы в алфавите, с разным нравом. И была такая буква Ю .
- Поставили меня почти последнюю в алфавите, а я - Ю – самая красивая и большая из всех!
Подговорила Ю другие буквы: Е, Ё, и Ю превращаться в два звука.
- Давайте будем давать два звука, когда первые в слове стоять будем, никто нам помешать не сможет!
Хитрые буквы согласились, и в начале слова Е превратилось в [ЙЭ], Ё в [ЙО], Ю в [ЙУ], а Я в [ЙА].
Например: яма [йана]. В слове три буквы, но четыре звука! Буква в слове одна, а звука - два.
Понравилось буквам Ю, Е, Ё, Я превращаться в два звука, подошли они к гласным звукам, попросили:
- Можно мы после вас два звука давать будем?
Гласные звуки такие добрые, настроение у них всегда хорошее, они поют: А..,О..,У..,Ы..,И..,Э... Разрешили они хитрым буквам превращаться в два звука. Например: поёт [пойот]. В слове четыре буквы, но пять звуков.
Мало этого хитрым буквам показалось, подошли они к твёрдым согласным звукам, говорят:
- Разрешите нам после вас два звука давать?
Твердые согласные строгие, характер у них жёсткий, отказали хитрым буквам в их просьбе.
Хитрые буквы своими уговорами стали менять характер твердого согласного, стоящего перед ними на мягкий, но превращаться в два звука не могли. Пришлось хитрым буквам после согласных только один гласный звук давать: Е - [Э], Ё - [О], Ю - [У], Я - [А].
Например: люк [л'ук]. В слове три буквы и три звука.
А ещё нашлись согласные, которые на уговоры хитрых букв не поддались, характер свой не поменяли. Ш, Ж и Ц всегда твёрдые!
Например: шеф [шэф], жёлуди [жолуди], цех [цэх].
Не успокоились хитрые буквы, оглядели внимательно весь алфавит и нашли ещё две буквы, которые даже звуков не обозначают: Ъ и Ь. Пришли хитрые буквы к твёрдому и мягкому знакам, предложили свою дружбу и попросили разрешения в два звука превращаться. Ъ и Ь были рады:
- Пусть нас и не произносят, лишь бы писать, где нужно не забывали! А хитрые буквы пусть после нас в два звука превращаются, нам не жалко.
Например: съел [сйэл]; льют [л'йут].
Вот так хитрые буквы в правила попали!
Гласные буквы Е, Ё, Ю, Я дают два звука:
- когда стоят первые в слове: енот [йэнот];
- после гласной дают [дайут];
- после твёрдого знака подъём [подйом];
- после мягкого знака семья [сем'йа].
Гласные буквы Е, Ё, Ю, Я смягчают согласный стоящий перед ними и дают один гласный звук.
Например: лес [л'эс], тюк [т'ук], пёс [п'ос], ляп [л'ап].
Дорогие ребята, помните, правила о Е, Ё, Ю, Я и повторяйте его , чтобы не было у вас в школе ошибок! Желаю вам хорошего настроения и отличных отметок!