Оценочные материалы по астрономии в 10 классе по разделу «Солнечная система»
Оценочные материалы, обеспечивающие оценку достижений обучающихся предметных планируемых результатов освоения основных образовательных программ среднего общего образования для организации текущего контроля успеваемости в форме контрольной работы по астрономии в 10 классе по разделу «Солнечная система»
СПЕЦИФИКАЦИЯ КОНТРОЛЬНЫХ ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ
по теме: «Солнечная система»
БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ
Назначение контрольной работы – оценить соответствие знаний, умений и основных видов учебной деятельности, обучающихся требованиям к планируемым результатам обучения по теме: «Солнечная система»
Планируемые результаты:
Обучающийся научится:
понимать смысл основополагающих астрономических понятий и величин;
характеризовать основные элементы и свойства планет Солнечной системы, астероидов, комет, метеоров, метеоритов и карликовых планет.
Обучающийся получит возможность научиться
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Документы, определяющие содержание контрольной работы
Содержание контрольной работы определяется на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (приказ от 29 июня 2017 г. № 613 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413»)
Характеристика структуры и содержания контрольной работы
Задания №№1,2, 6,7 с кратким ответом, ответ должен быть представлен в виде числа или слова
Задание №3,4,5 с развернутым ответом, является качественной задачей, где обучающимся необходимо представить описание явления или процесса.
Распределение заданий контрольной работы по проверяемым умениям
Контрольная работа разрабатывается исходя из необходимости проверки следующих видов деятельности:
Задания № 1,2,3,4,5,6,7 проверяют умения определять основные физико-химические характеристики тел Солнечной системы (планет, спутников, малых тел) и их взаимосвязь между собой. Устанавливать причинно-следственные связи между характеристиками тел Солнечной системы.
Распределение заданий контрольной работы по уровням сложности
В контрольной работе представлены задания: базового и повышенного уровней сложности.
Задания базового уровня – это простые задания, проверяющие владение основами знаний школьного курса астрономии
Задания повышенного уровня сложности направлены на проверку умения решать качественные задачи.
В таблице 1 представлено распределение заданий по уровням сложности
Таблица 1.
Распределение заданий по уровням сложности
Уровень сложности задания | Количество заданий | Максимальный первичный балл | Процент первичного балла за задания данного уровня сложности от максимального первичного балла за всю работу, равного 10 |
Базовый | 4 | 11 | 44 |
Повышенный | 3 | 14 | 56 |
Итого | 7 | 25 | 100 |
Критерии оценивания контрольной работы.
В заданиях № 1,2,3,6,7 каждая верно установленная позиция оценивается в 1 балл, за решение качественной задачи каждая верно установленная позиция оценивается в 2 балла
Максимальный балл за выполнение работы составляет – 25. На основе баллов, выставленных за выполнение всех заданий работы, подсчитывается первичный балл, который переводится в отметку по пятибалльной шкале (таблица 2)
Таблица 2
Перевод баллов в отметку по пятибалльной шкале
Количество баллов | Рекомендуемая оценка |
25-21 | 5 |
20-16 | 4 |
15-11 | 3 |
Менее 11 | 2 |
Продолжительность работы
Примерное время на выполнение заданий составляет:
Для заданий базового уровня сложности – от 2 до 4 мин
Для заданий повышенного уровня сложности – от 7 до 10 мин
На выполнение всей контрольной работы отводится 40 минут.
Дополнительные материалы и оборудование
Используется непрограммируемый калькулятор (на каждого ученика). При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы.
ОБОБЩЕННЫЙ ПЛАН ВАРИАНТА КИМ
Обозначение задания в работе | Проверяемые элементы содержания | Коды элементов содержания | Коды проверяемых умений | Уровень сложности задания | Максимальный балл за выполнение задания | Примерное время выполнения задания (мин) |
Строение Солнечной системы. Планеты: основные характеристики | 4.1,4.3 | 4.1,4.2 | Б | 2 | 4 | |
Природа Луны. | 4.1,4.2 | 4.1,4.2 | Б | 4 | 4 | |
Система Земля-Луна | 4.2 | 4.1,4.2 | Б | 2 | 4 | |
Планеты земной группы . | 4.3,4.4 | 4.1,4.2 | П | 4 | 6 | |
Планеты-гиганты Спутники и кольца планет | 4.3,4.4 | 4.1,4.2 | П | 4 | 6 | |
Малые тела Солнечной системы. Астероидная опасность. | 4.5 | 4.1,4.2 | Б | 3 | 6 | |
Природа тел Солнечной системы | 4.1,4.2,4.3,4.4,4.5 | 4.1,4.2 | П | 6 | 10 |
КОДИФИКАТОР
ЭЛЕМЕНТОВ СОДЕРЖАНИЯ И ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ.
Кодификатор элементов содержания и планируемых результатов по астрономии является одним из документов, определяющих структуру и содержание КИМ. Кодификатор является систематизированным перечнем планируемых результатов, в котором каждому объекту соответствует определенный код.
РАЗДЕЛ 1 Перечень элементов содержания, проверяемых на контрольной работе
код | Элементы содержания, проверяемые заданиями КИМ |
4.1. | Происхождение Солнечной системы |
4.2 | Система Земля – Луна |
4.3 | Планеты земной группы. Планеты-гиганты |
4.4 | Спутники и кольца планет |
4.5 | Малые тела Солнечной системы. Астероидная опасность |
РАЗДЕЛ 2 Перечень планируемых результатов
код | Планируемые результаты |
4.1 | понимать смысл основополагающих астрономических понятий и величин; |
4.2 | характеризовать основные элементы и свойства планет Солнечной системы, астероидов, комет, метеоров, метеоритов и карликовых планет. |
ФИ________________________________________
Класс _____________________________________
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
«Солнечная система»
(базовый уровень)
1 вариант
1. На рисунке приведено схематическое изображение Солнечной системы. Планеты на этом рисунке обозначены цифрами. Выберите из приведенных ниже утверждений два верных, и укажите их номера.
1) Планетой 2 является Венера.
2) Планета 5 относится к планетам земной группы.
3) Планета 3 имеет 1 спутник.
4) Планета 5 не имеет спутников.
5) Атмосфера планеты 1 состоит, в основном, из углекислого газа.
Ответ: _______________
2. Выберите верные ответы, ответ запишите в виде последовательности букв.
1.Чем объясняется отсутствие атмосферы у Луны?
А) В 6 раз меньшим, чем на Земле, ускорением свободного падения.
Б) В 6 раз большим, чем на Земле, ускорением свободного падения.
В) В 1,6 раз меньшим, чем на Земле, ускорением свободного падения.
2. Каковы структура и физические свойства верхнего слоя лунной поверхности?
А. Пористая структура.
Б. Структура пористая, прочность малая, в вакууме частицы, составляющие верхний слой, слипаются.
В. Поверхность материкового типа.
3. Что представляют собой моря, образующие своими очертаниями «лунное лицо»?
А. Ледяные глыбы.
Б. Твердое тело, содержащее 90% железа.
В. Застывшие лавовые излияния.+
4. Какие два основных фактора, постоянно изменяющие форму земных гор, не принимают участия в формировании лунных гор?
А. Атмосфера и температура.
Б. Вода и температура.
В. Атмосфера и вода.+
Ответ: ________________
3. Опровергните мнение «мы видим только одно полушарие Луны потому, что Луна не вращается вокруг своей оси».
4. А) Как ориентироваться на Венере по сторонам света?
Ответ:________________________________________________________________________
Б) Почему на Марсе резкие колебания, чем на Земле колебания температуры в течение суток происходят более?
Ответ:________________________________________________________________________
5. А) Что порождает на планетах Солнечной системы полярное сияние и радиационный пояс?
Ответ:________________________________________________________________________
Б) Какой небесный объект называют «небесной яичницей» и почему?
Ответ:_______________________________________________________________
6. Выберите верные ответы, ответ запишите в виде последовательности букв.
А) Астероид – это малая планета
Б) Болид – это мельчайшее тело неправильной формы, движущееся вокруг Солнца.
В) Слово «комета» в переводе означает «волосатая»
Г) Кометы не заметны невооруженным глазом.
Д) Астероиды – это достаточно крупные тела неправильной формы, обращающиеся вокруг Солнца, между орбитами Марса и Юпитера
Ответ:_________________
7. Выберите верный вариант ответа и запишите в таблицу
1). Если планеты перечислить в порядке возрастания их расстояния от Солнца, то этот порядок будет соответствовать увеличению :
А) периода вращения планет вокруг своих осей;
Б) периода обращения вокруг Солнца;
В) размеров планет
2) Как меняется значение скорости движения кометы при ее перемещении от перегелия к афелию?
А) не изменяется
Б) уменьшается
В) увеличивается
Г) скорость кометы не зависит от положения на орбите
3). Внутренняя область Солнечной системы включает в себя:
А) планеты земной группы и астероиды
Б) планеты земной группы
В) планеты-гиганты
Г) планеты земной группы и планеты-гиганты
4) Пять официально признанных карликовых планет в Солнечной системе.
А) Церера, Плутон, Хуамеа, Макемаке, Эрида+
Б) Плутон, Седна, Хаумеа, Квавар, Орк
В) Паллада, Веста, Гигея, Плутон, Церера
5) Что такое «облако Оорта»?
А) Второе название пояса Койпера
Б) Одно из названий пояса астероидов между Марсом и Юпитером
В) Сферическая гипотетическая область Солнечной системы, которая является источником для появления долгопериодических комет+
6) Кометы – это
А) небольшие небесные тела, обращающиеся вокруг Солнца по весьма вытянутой орбите;
Б) достаточно крупные тела неправильной формы, обращающиеся вокруг Солнца, между орбитами Марса и Юпитера.
В) Крупные тела правильной формы, обращающиеся вокруг Солнца;
Г)Мельчайшие тела неправильной формы, обращающиеся вокруг Солнца.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
| | | | | |
ФИ________________________________________
Класс _____________________________________
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
«Солнечная система»
(базовый уровень)
2 вариант
1.На рисунке приведено схематическое изображение солнечной системы. Планеты на этом рисунке обозначены цифрами. Выберите из приведенных ниже утверждений два верных, и укажите их номера.
1) Сатурн на рисунке обозначен цифрой 4.
2) Атмосфера планеты 2 состоит, в основном, из углекислого газа.
3) Период обращения вокруг Солнца планет 3 и 4 практически одинаковы.
4) Планета 5 имеет большое количество спутников.
5) Планета 4 относится к планетам-гигантам.
Ответ: _________
2. Выберите верные ответы, ответ запишите в виде последовательности букв.
1) Чем объясняются значительные перепады температуры на лунной поверхности ото дня к ночи?
А) Отсутствием атмосферы, а также большой пористостью и малой теплопроводностью верхнего слоя Луны
Б) Отсутствием атмосферы.
В) Большой пористостью и малой теплопроводностью верхнего слоя Луны.
2) Каким образом можно судить о различии возраста кратеров, наблюдаемых на Луне?
А) Из-за породы базальтового типа.
Б) По химическому составу породы.
В) По степени разрушенности и последовательности формирования
3) Можно ли наблюдать на Луне метеоры?
А) Да, вследствие отсутствия атмосферы.
Б) Нет, вследствие отсутствия атмосферы
В) Да, это явление наблюдается на всех телах Солнечной системы.
4) Чем отличается история лунной геологической активности от земной?
А) Через 1 млрд. лет после своего образования Луна стала геологически мертвым небесным телом, а на Земле действуют вулканы, происходят горообразование и дрейф континентов.
Б) Через 2 млрд. лет после своего образования Луна стала геологически мертвым небесным телом, а на Земле действуют вулканы, происходят горообразование и дрейф континентов
В) Через 2 млрд. лет после своего образования Луна стала геологически мертвым небесным телом, а на Земле действуют вулканы.
Ответ:___________
3. Кеплер в книге «Лунная астрономия» писал: «Левания (Луна) состоит из двух полушарий: одно обращено к Земле, другое – в противоположную сторону. С первого всегда видна Земля, со второго Землю увидеть невозможно … В Левании, как и у нас, происходит смена дней и ночей … Кажется, что Земля неподвижна». Верны ли сведения о Луне, приведенные Кеплером? Чему равны сутки на Луне?
4. А) Можно ли наблюдать метеоры на Меркурии? А удастся ли обнаружить на его поверхности метеориты?
Ответ:________________________________________________________________________
Б) Объясните, в чем причина более высокой температуры атмосферы Венеры по сравнению земной?
Ответ:________________________________________________________________________
5.А) Какая планета движется «лежа на боку» ? Ответ обосновать.
Ответ: _______________________________________________________________________
Б) Как современная теория образования Солнечной системы подтверждается существованием колец у планет-гигантов?
Ответ:________________________________________________________________________
6.Выберите верные ответы, ответ запишите в виде последовательности букв.
А Слово «астероид» в переводе означает «подобный звезде»
Б) Комета Галлея была открыта Галилеем.
В) Метеорит – тело космического происхождения, упавшее на поверхность
крупного небесного объекта
Г) Комета состоит только из ядра и хвоста.
Д) Метеор – световое явление, возникающее при сгорании частичек космической
пыли в атмосфере Земли
Е) Падение астероидов на поверхность планеты не представляет для неё большой
опасности.
Ответ: ________________
7. Выберите верный вариант ответа и запишите в таблицу :
1) Внешняя область Солнечной системы включает в себя:
А) планеты земной группы и астероиды
Б) Газовые гиганты, астероидно-кометно-газовые пояса Койпера, транснептуновые
объекты, облака Оорта и Рассеянного диска
В) планеты земной группы и газовые гиганты
Г) планеты земной группы и кометы
2) Какую планету называют «русской планетой»?
А) Меркурий
Б) Венера
В) Марс
Г) Юпитер
3) Какого из перечисленных видов метеоритов не существует?
А)Железный
Б) Кремниевый
В)Железо-каменный
Г) Каменный
4) Что такое Пояс Койпера?
А) область Солнечной системы от орбиты Нептуна (30 астрономических единиц от
Солнца до 55 астрономических единиц от Солнца)
Б) другое название пояса астероидов
В) другое название облака Оорта
5) Назовите самую знаменитую комету, период обращения которой вокруг Солнца составляет 76 лет:
А) Галлея
Б)Лекселя
В) Макнота
6) По каким орбитам движутся планеты?
А) круговым
Б) эллиптическим
В) параболическим
Ответ:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
| | | | | |
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА «Солнечная система» (базовый уровень)
1 вариант (ответы)
13|31
АБВВ
Мы видим только одну сторону Луны поскольку период вращения Луны вокруг оси равен периоду её обращения вокруг Земли
А) Магнитного поля у Венеры нет. Звезды на небе не видны. Солнечный свет очень сильно рассеян, поэтому определить направление на Солнце по яркости неба невозможно. Однако это можно сделать по поляризации рассеянного света: так ориентируются некоторые перелетные птицы, когда Солнце закрыто облаками. Возможно, есть и другие способы.
Б) Вследствие разреженности атмосферы
А) солнечный ветер
Б) спутник Юпитера Ио, поскольку он имеет желтый цвет из-за наличия большого количества серы
6. АВД
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Б | Б | А | А | В | А |
7.
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА «Солнечная система» (базовый уровень)
2 вариант
1. 24|42
2. АВББ
3. Сведения, приведенные Кеплером, практически верны. На лунном небе Земля почти неподвижна. Для космонавта на большей части лунной поверхности она не восходит и не заходит. Солнечные сутки на Луне равны 29,5 земных суток, а звездные – 27,3 суток.
4. А) У Меркурия нет атмосферы, поэтому явление метеоров, возникающих при
сгорании твердых космических частиц в атмосфере, не наблюдается. Метеориты возможно будут наблюдаться, и то если при ударе с твердой поверхностью не испаряться. У планет с атмосферой подобной Земле, космические частицы испытывают торможение и охлаждение.
Б) В существовании парникового эффекта атмосферы, богатой углекислым газом и имеющий постоянный облачный слой
5) А) Уран. Ее ось вращения почти параллельна плоскости орбиты, поэтому планета словно катится на боку по этой плоскости» ?
Б) Есть множество гипотез относительно процессов, которые приводят к появлению колец вокруг планет. Главная из них заключается в том, что кольца образуются в процессе разрушения спутников планет
6. АВД
7.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Б | Б | Б | А | А | Б |
Контрольная работа
Тема «Солнечная система» 11 класс
Спецификация
Настоящий дидактический материал разработан в соответствии с действующей программой по астрономии для средней школы применительно к учебнику Воронцов-Вельяминов Б.А., Страут Е.К. “Астрономия-11”, Дрофа, 2017 года.
Всероссийская проверочная работа по астрономии проводится в целях мониторинга качества подготовки обучающихся 11 класса. Мониторинг направлен на обеспечение эффективной реализации государственного образовательного стандарта среднего общего образования.
Работа включает качественные вопросы, тестовые задания и расчетные задачи по курсу астрономии 11 класса. Для самооценки и самостоятельного выбора задач (вопросов) учащимися в каждом вопросе работы приведены критерии оценивания и уровень сложности заданий. Работа состоит из 3 частей: Часть 1- базовый(6 заданий оценивается в 1 балл); часть 2 - повышенный (4 задания оценивается в 2 балла);часть 3 - высокий уровень (2 задания оценивается в 3 балла). Проверочная работа рассчитана на 45 минут.
Критерии оценивания:
Менее 9 баллов – «2»;
10-12 баллов – «3»;
13-17 баллов – «4»;
18-20 баллов – «5».
Таблица 1. Распределение заданий по уровню сложности
Таблица 2. Распределение заданий по видам умений и способам действий
Тема: Солнечная система
Часть 1
1. Как называется одна из древнейших обсерваторий на Земле?
а) Стоунхендж
б) Пирамида Хеопса
в) Пирамида Кукулькана
г) Европейская южная обсерватория
Ответ:
2. В эпосе североамериканских индейцев “Песнь о Гайавате” есть такие строки:
В гневе солнце заходило,
Пролагая путь багряный,
Зажигая тучи в небе,
Как вожди сжигают степи,
Отступая пред врагами;
А луна, ночное солнце,
Вдруг восстала из засады
И направилось в погоню
По следам его кровавым,
В ярком зареве пожара.
По тексту определите фазу Луны.
Ответ: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.Какая из планет земной группы имеет наибольшие размеры и массу?
Ответ: ____________________________________________________________
4. Температура на поверхности планет-гигантов составляет:
а) - 20°С;
б) + 80°С;
в) - 100 °С;
г) - 140 °С.
Ответ:
5.Кем и когда были открыты первые 4 спутника Юпитера? Как они называются?
Ответ: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Чем отличается метеор от метеорита?
Ответ: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Часть 2
7. Раскройте суть современных представлений о происхождении Солнечной системы.
Ответ: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Чем объясняется смена времен года на планете? На всех ли планетах Солнечной системы происходит смена времен года?
Ответ: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9. Прочитайте утверждения и решите, какие из них верны.
Выпишите номера верных утверждений.
1. Масса Юпитера превышает массу всех других планет Солнечной системы, вместе взятых.
2. Самая большая планета Солнечной системы — Сатурн.
3. Все планеты-гиганты имеют кольца.
4. Все планеты гиганты имеют много спутников.
5. Все планеты-гиганты имеют твердую поверхность.
6. Плутон — самая маленькая планета Солнечной системы.
7. Температура на поверхности Сатурна приближается к -170 "С.
8. Расположение Урана на небосклоне сначала было вычислено на бумаге, а потом планета была открыта с помощью телескопа.
Ответ:____________________________________________________________
10. Каковы периоды обращения астероидов, отстоящих от Солнца на 2,2 а.е.? 3,6 а.е?
Ответ: ____________________________________________________________
Часть 3
11. «На западе давно погас закат, а на востоке поднялся прозрачный серп месяца». Что здесь неверно подмечено автором?
Ответ: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
12. Расположите объекты Солнечной системы по мере их удаления от Солнца:
А) пояс Койпера
В) главный пояс астероидов
С) кометное облако Оорта
Ответ: ____________________________________________________________
Ответы к работе:
Описано вечернее время суток. Луна видна на фоне зари и заходит вслед за Солнцем,
следовательно, она совсем ненамного - градусов на 30 - обогнала его по эклиптике. Значит, возраст Луны -
2-3 дня, и она выглядит как “растущий” серпик.
Заметим, что метафора “восстала из засады” очень точна. Ведь, опережая Солнце по эклиптике на 30
градусов, Луна повторяет его видимое суточное движение с опозданием на 2 часа. К моменту захода
Солнца Луна давно уже находится над горизонтом, но с трудом различима на фоне дневного неба. И
только когда небо темнеет, лунный серпик вдруг появляется немного южнее точки захода Солнца.
8
Регулярная смена времен года – следствие движения планет вокруг Солнца и наклона оси вращения к плоскости орбиты. На Меркурии не происходит смена времен года, т.к. угол наклона оси вращения к плоскости орбиты равен 0.
3
Земля. RЗемли = 6371 км, mЗемли = 5,974х1024 кг
9
1467
4
г
10
Из третьего закона Кеплера Т1 = 3,3 года, Т2 = 6,8 лет
5
В 1610 году Галилео Галилей, наблюдая Юпитер в телескоп, открыл четыре наиболее крупных спутника — Ио, Европу, Ганимед и Каллисто, которые сейчас носят название «галилеевых».
11
Описанная картина не может наблюдаться в действительности никогда. Луна светит отраженным светом Солнца. В форме серпа она может наблюдаться либо в лучах утренней зари («старая Луна»), т.е. на востоке, либо в лучах вечерней зари («молодая Луна»), т.е. на западе.
6
Метеорит – это твердое тело естественного происхождения, упавшее на поверхность Земли из космоса. Метеор – это явление; это вспышка или светящийся след, остающийся на мгновение после разрушения небольшого космического тела (метеороида), влетевшего в атмосферу Земли.
12
В) А) С)