Открытый урок по теме «Моделирование и формализация. База данных» в 9 классе

6
0
Материал опубликован 2 May

Презентация к урокуPPT / 7.5 Мб

/data/files/r1714604031.ppt (Презентация к уроку)


Практическая работаXLS / 50.5 Кб

/data/files/f1714604076.xls (Практическая работа)Открытый урок по теме «Моделирование и формализация. База данных» в 9 классе


Учебник: «Информатика» Л.Л. Босова, А.Ю. Босова

Деятельностная цель: формирование у обучающихся умений и навыков способов работы c табличными процессами с помощью сервисов Google.

Содержательная цель: расширение понятийной базы по теме урока за счет включения в нее новых элементов; формирование у обучающихся представления об информационно-поисковой системе базы данных.


Задачи

С точки зрения учителя

Образовательные

Обобщить и структурировать представление о базе данных у обучающихся; Ввести новые понятия и термины;

Формировать умения работать с табличными процессами.

Развивающие

Развитие логического мышления (умение сравнивать, делать выводы и классифицировать) у обучающихся;

Развитие познавательной активности; развитие умения работать в группах.

Воспитательные

Привитие навыков самостоятельной работы;

Воспитание у обучающихся положительных мотивов к получению знаний.


Предмет усвоения: табличные процессы сервисов Google

Средства усвоения:

Опорные знания

Опорные умения

- знают основные понятия таблицы MS Office;

- знают классификацию моделей


- умеют работать в таблице MS Office;

- умеют определять виды моделей;

- умеют создавать словесные модели


Тип урока – урок открытия новых знаний

Форма урока – урок-практикум

Ресурсы урока (средства обучения): учебник, тетрадь, презентация, ноутбук ученический (6), ноутбук учительский (2), раздаточный материал, Интернет-ресурсы, Google – таблица (для совместной работы обучающихся), интерактивный комплекс, оборудование VR.

Планируемые результаты:

Личностные

понимание роли фундаментальных знаний как основы современных информационных технологий; способность увязывать учебное содержание с собственным жизненным опытом

Познавательные

умение создавать алгоритм деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; преобразование модели с целью выявления общих признаков

Регулятивные

умений контролировать и корректировать свою деятельность при выполнении заданий; определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата

Коммуникативные

Планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; осуществлять контроль, коррекцию и оценку действий партнера

Предметные

Формирование навыков и умений работы с табличными процессами; понимание основных представлений об информационно-поисковой системе базы данных; развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе


Соответствие этапов усвоения и этапов данного урока

Этапы усвоения:

Этапы урока:


Организация начала урока, мотивация к учебной деятельности.

Цель: организовать начало урока.

Учитель: Здравствуйте, ребята!

Сегодня у нас необычный урок, у нас присутствуют гости. Давайте с ними поздороваемся.

Обучающиеся: здороваются с гостями.

Проверим, все ли готово к уроку? Учебники, тетради, ручки и дневники на партах?

Обучающиеся: Приветствуют учителя, присаживаются за парты. Проверяют готовность к уроку.

Учитель: Хорошо! Теперь давайте вспомним, как должен сидеть ученик на уроке? Руки мы кладем строго на парту, спинки выровняли, ножки прямо. Молодцы! Ну, что, начинаем наш урок?

Обучающиеся: отвечают «Да»

1. Подготовка к восприятию

Актуализация опорных знаний, умений.

Цель: Организовать и направить к цели познавательную деятельность обучающихся.

Учебная задача для учителя: подготовить обучающихся к изучению нового материала, опираясь на жизненный опыт детей и ранее полученные знания.

Учебная задача для учащихся:

Учитель: Ребята, скажите, что вы видите на экране? (слайд 1)

Обучающиеся: изображения книг, наскальных рисунков, модель Земли, библиотеку.

Учитель: Верно. Что объединяет все эти изображения?

Обучающиеся: совокупность информации.

Учитель: Приведите примеры, опираясь на данные изображения.

Обучающиеся: предполагают свои ответы (слайд 2).

Формы и организация: устно

Форма контроля: опрос

Учитель: Молодцы! О совокупности определенной информации, а именно о Базах данных мы сегодня с вами и поговорим (слайд 3).. Разберем такие ключевые понятия, как информационная система, база данных, иерархическая БД, сетевая БД, реляционная БД, запись, поле и ключ (слайд 4).

2. Восприятие

3. Осмысление

Открытие нового знания.

Цель: Познакомить обучающихся с темой урока «Моделирование и формализация. База данных как модель предметной области»

Учебная задача для учителя: сообщить основную идею нового материала по теме «База данных»

Учебная задача для учащихся: исходя из собственного жизненного опыта, определить и назвать тему урока.

Организация работы детей: устно

Формы и организация контроля за работой: фронтальная работа

Подведение результатов работы: опрос

Учитель: Современный человек в своей практической деятельности все чаще использует различные информационные системы, обеспечивающие хранение, поиск и выдачу информации по его запросам. Примерами информационных систем являются: справочная адресная служба большого города, транспортная ИС, обеспечивающая не только возможность получения справочной информации о расписании самолетов и поездов, но и покупку Ж/Д и авиабилетов. Центральной частью любой ИС является База данных (слайд 5).

Исходя и ваших ответов об изображениях на первом слайде, сформулируйте определение Базы данных?

Обучающиеся: База данных – это совокупность данных, организованных по определённым правилам, отражающая состояние объектов и их отношений в некоторой предметной области, предназначенная для хранения во внешней памяти компьютера и для постоянного применения.

Учитель: Все верно. Рассмотрим, какими способами можно организовать данные в БД. Основными способами организации данных в базах данных являются иерархический (объекты упорядочены по уровням, находятся в зависимости от предков), сетевой (нет ограничения на связь объектов) и реляционный (данные представлены в виде таблиц). О последнем способе, реляционном, мы поговорим с вами подробнее (слайд 6).

Строка таблицы РБД называется записью, столбец – полем (слайд 7-9)

Ребята, скажите, с какой программой табличного процесса мы уже знакомы?

Обучающиеся: MS Excel.

Учитель: Верно, мы уже работали с данной программой и имеем представление о том, как создать ту или иную таблицу в программе MS Word, которые в свою очередь тоже являются реляционными БД.

Сегодня мы с вами познакомимся с одним из сервисов Google, а кто-то (по желанию) поработает с определенной системой базы данных в виртуальной реальности (с этим нам поможет ученик 11 класса Юревич Алексей).

Для дальнейшей работы нам необходимо распределиться на группы. Итак, кто желает поработать с виртуальной реальностью?

Обучающиеся: 2 ученика для работы.

Учитель: Кто желает создать одну общую БД и работать с печатью документов?

Обучающиеся: 1 ученик по желанию.

Учитель: Остальные ребята будут создавать БД в одном цифровом инструменте онлайн. Созданные вами БД будут распечатаны и размещены на доске, а также представлены в виде электронного документа.

Обучающиеся: Распределяются по группам и для работы в индивидуальном порядке.

Учитель: Откройте браузер, войдите в электронную почту Gmail, откройте последнее полученное письмо. В данном письме вы видите несколько ссылок, осуществив переход по которым вам откроются задания по созданию БД. 1 лист – задание первой группы, 2 лист – задание второй группы, 3 лист – задание третьей группы, 4 лист – для индивидуальной работы (создание общей БД), 2 ссылка – рефлексия (ее мы пока не открываем).

Учитель: А для того, чтобы нам придерживаться регламента работы за компьютером, я установлю таймер в программе Free Timer и выведу на главный экран.

Через 10 минут с начала работы за компьютерами необходимо провести гимнастику для глаз.

Гимнастика для глаз. Физкультминутка

Глазки у ребят устали. (поморгать глазами )

Посмотрите все в окно, (повернуть глаза в сторону окна)

Ах, как солнце высоко! (поднять глаза вверх)

Мы глаза сейчас закроем, (закрыть глаза)

В классе радугу построим, (нарисовать глазами дугу)

Вверх по радуге пойдем, (поднять глаза вверх)

Вправо, влево повернем, (повернуть глазами вправо, влево)

А потом скатимся вниз, (опустить глаза вниз)

Жмурься сильно, но держись! (зажмурить глаза и открыть).


4. Закрепление

Закрепление новых знаний, умений (первичное закрепление).

Цель: Закрепить у обучающихся те знания и умения по теме урока «Моделирование и формализация. База Данных»

Анализ практической работы

Учебная задача для учителя: создать условия для проведения анализа практической работы.

Учебная задача для учащихся: проанализировать свою деятельность по созданию БД.

Организация работы детей: устно

Формы и организация контроля за работой: фронтальная работа

Подведение результатов работы: опрос

Учитель: Ребята, вы очень хорошо поработали, расскажите, какую именно информацию вы вводили в БД?

Обучающиеся: Ответы каждой группы, за исключением тех, кто работал с виртуальной реальностью.

Учитель: Молодцы! Кто создавал общую БД, поясните, пожалуйста, что вы делали и к какому типу ваша БД? Информационная, словесная, натурная?

Обучающиеся: Отвечают на вопросы.

Учитель: А теперь послушаем ребят, что работали с виртуальной реальностью. Расскажите нам, какую БЗ вы создали, к какому типу относится та база, в которой вы находились? (виртуальная натурная).

Обучающиеся: рассказывают о проделанной работе.


Рефлексия учебной деятельности.

Цель: Организация оценивания обучающимися собственной деятельности, фиксацию неразрешенных затруднений на уроке как направление будущей учебной деятельности.

Учебная задача для учителя: Организовать оценивание обучающимися собственной деятельности, зафиксировать затруднения на уроке для решения выявленных проблем.

Учебная задача для учащихся: оценить свою деятельность на уроке, сообщить о возникших трудностях при изучении новой темы.

Организация работы детей: устно.

Формы и организация контроля за работой: фронтально/индивидуально.

Подведение результатов работы: устно.

Учитель: Ребята, скажите, что у нас вами было самым важным на уроке?

Обучающиеся: База данных.

Учитель: Какая у нас была цель урока?

Обучающиеся: Узнать, что такое БД и какие типы организации БД существуют.

Учитель: Мы узнали, что такое БД, научились создавать БД с помощью одного из сервисов Google? Добились, поставленной цели?

Обучающиеся: да.

Учитель: Какая работа давалась вам легко? Что было трудно? На эти вопросы я предлагаю вам ответить с помощью платформы AnswerGarden, на которую вы можете перейти по ссылке в письме, а также в нашей группе 9 класса. На главный экран я выведу ваши ответы и попрошу вас прокомментировать свои ответы.

Обучающиеся: по желанию поясняют свои ответы.

Учитель: Наш с вами урок подходит к концу, мне очень понравилось с вами работать. Вы все большие молодцы! Спасибо за урок!


Ссылки:

https://docs.google.com/spreadsheets/d/1ydJVyW3hmtjJ_m0UYLr_C-IoQ6fPn0jScdalnQf29Rs/edit?usp=sharing – задания 1-4


https://answergarden.ch/2889007 - рефлексия





Количество локаций

Название локации

Примерное время прохождения

Краткое описание локации



























































Краткий анализ

Считаю, что деятельностная и содержательная цели урока достигнуты. Задачи реализованы. К предметным результатам урокам можно формирование навыков и умений работы с табличными процессами; понимание основных представлений об информационно-поисковой системе базы данных; развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе.

На уроке формировались метапредметные умения контролировать и корректировать свою деятельность при выполнении заданий; планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; осуществлять контроль, коррекцию действий партнера.

К личностным результатам можно понимание роли фундаментальных знаний обучающихся, как основы современных информационных технологий; способность увязывать учебное содержание с собственным жизненным опытом.

Выбранная форма урока – это урок-практикум с применением технологий виртуальной реальности позволил включить ребят в совместную работу, повысить познавательную активность и учебную мотивацию. На мой взгляд, на уроке удалась совместная работа в Google-таблице,. Задание для освоения нового материала предусматривало изучение темы в учебнике, возникла сложность при выполнении задания ???, что повлияло на время выполнения. При повторном проведении урока возможно использование метапредметных связей с биологией или историей по причине того, что создание системы управления базами данных, возможно не только в определенных программах, но и с помощью программы Steam, либо можно связать с занятием по робототехнике.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.