Открытый урок по теме «Моделирование и формализация. База данных» в 9 классе
Презентация к урокуPPT / 7.5 Мб
/data/files/r1714604031.ppt (Презентация к уроку)
Практическая работаXLS / 50.5 Кб
/data/files/f1714604076.xls (Практическая работа)Открытый урок по теме «Моделирование и формализация. База данных» в 9 классе
Учебник: «Информатика» Л.Л. Босова, А.Ю. Босова
Деятельностная цель: формирование у обучающихся умений и навыков способов работы c табличными процессами с помощью сервисов Google.
Содержательная цель: расширение понятийной базы по теме урока за счет включения в нее новых элементов; формирование у обучающихся представления об информационно-поисковой системе базы данных.
Задачи | С точки зрения учителя |
Образовательные | Обобщить и структурировать представление о базе данных у обучающихся; Ввести новые понятия и термины; Формировать умения работать с табличными процессами. |
Развивающие | Развитие логического мышления (умение сравнивать, делать выводы и классифицировать) у обучающихся; Развитие познавательной активности; развитие умения работать в группах. |
Воспитательные | Привитие навыков самостоятельной работы; Воспитание у обучающихся положительных мотивов к получению знаний. |
Предмет усвоения: табличные процессы сервисов Google
Средства усвоения:
Опорные знания | Опорные умения |
- знают основные понятия таблицы MS Office; - знают классификацию моделей | - умеют работать в таблице MS Office; - умеют определять виды моделей; - умеют создавать словесные модели |
Тип урока – урок открытия новых знаний
Форма урока – урок-практикум
Ресурсы урока (средства обучения): учебник, тетрадь, презентация, ноутбук ученический (6), ноутбук учительский (2), раздаточный материал, Интернет-ресурсы, Google – таблица (для совместной работы обучающихся), интерактивный комплекс, оборудование VR.
Планируемые результаты:
Личностные
понимание роли фундаментальных знаний как основы современных информационных технологий; способность увязывать учебное содержание с собственным жизненным опытом
Познавательные
умение создавать алгоритм деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; преобразование модели с целью выявления общих признаков
Регулятивные
умений контролировать и корректировать свою деятельность при выполнении заданий; определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата
Коммуникативные
Планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; осуществлять контроль, коррекцию и оценку действий партнера
Предметные
Формирование навыков и умений работы с табличными процессами; понимание основных представлений об информационно-поисковой системе базы данных; развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе
Соответствие этапов усвоения и этапов данного урока
Этапы усвоения: | Этапы урока: |
Организация начала урока, мотивация к учебной деятельности. Цель: организовать начало урока. Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок, у нас присутствуют гости. Давайте с ними поздороваемся. Обучающиеся: здороваются с гостями. Проверим, все ли готово к уроку? Учебники, тетради, ручки и дневники на партах? Обучающиеся: Приветствуют учителя, присаживаются за парты. Проверяют готовность к уроку. Учитель: Хорошо! Теперь давайте вспомним, как должен сидеть ученик на уроке? Руки мы кладем строго на парту, спинки выровняли, ножки прямо. Молодцы! Ну, что, начинаем наш урок? Обучающиеся: отвечают «Да» | |
1. Подготовка к восприятию | Актуализация опорных знаний, умений. Цель: Организовать и направить к цели познавательную деятельность обучающихся. Учебная задача для учителя: подготовить обучающихся к изучению нового материала, опираясь на жизненный опыт детей и ранее полученные знания. Учебная задача для учащихся: Учитель: Ребята, скажите, что вы видите на экране? (слайд 1) Обучающиеся: изображения книг, наскальных рисунков, модель Земли, библиотеку. Учитель: Верно. Что объединяет все эти изображения? Обучающиеся: совокупность информации. Учитель: Приведите примеры, опираясь на данные изображения. Обучающиеся: предполагают свои ответы (слайд 2). Формы и организация: устно Форма контроля: опрос Учитель: Молодцы! О совокупности определенной информации, а именно о Базах данных мы сегодня с вами и поговорим (слайд 3).. Разберем такие ключевые понятия, как информационная система, база данных, иерархическая БД, сетевая БД, реляционная БД, запись, поле и ключ (слайд 4). |
2. Восприятие 3. Осмысление | Открытие нового знания. Цель: Познакомить обучающихся с темой урока «Моделирование и формализация. База данных как модель предметной области» Учебная задача для учителя: сообщить основную идею нового материала по теме «База данных» Учебная задача для учащихся: исходя из собственного жизненного опыта, определить и назвать тему урока. Организация работы детей: устно Формы и организация контроля за работой: фронтальная работа Подведение результатов работы: опрос Учитель: Современный человек в своей практической деятельности все чаще использует различные информационные системы, обеспечивающие хранение, поиск и выдачу информации по его запросам. Примерами информационных систем являются: справочная адресная служба большого города, транспортная ИС, обеспечивающая не только возможность получения справочной информации о расписании самолетов и поездов, но и покупку Ж/Д и авиабилетов. Центральной частью любой ИС является База данных (слайд 5). Исходя и ваших ответов об изображениях на первом слайде, сформулируйте определение Базы данных? Обучающиеся: База данных – это совокупность данных, организованных по определённым правилам, отражающая состояние объектов и их отношений в некоторой предметной области, предназначенная для хранения во внешней памяти компьютера и для постоянного применения. Учитель: Все верно. Рассмотрим, какими способами можно организовать данные в БД. Основными способами организации данных в базах данных являются иерархический (объекты упорядочены по уровням, находятся в зависимости от предков), сетевой (нет ограничения на связь объектов) и реляционный (данные представлены в виде таблиц). О последнем способе, реляционном, мы поговорим с вами подробнее (слайд 6). Строка таблицы РБД называется записью, столбец – полем (слайд 7-9) Ребята, скажите, с какой программой табличного процесса мы уже знакомы? Обучающиеся: MS Excel. Учитель: Верно, мы уже работали с данной программой и имеем представление о том, как создать ту или иную таблицу в программе MS Word, которые в свою очередь тоже являются реляционными БД. Сегодня мы с вами познакомимся с одним из сервисов Google, а кто-то (по желанию) поработает с определенной системой базы данных в виртуальной реальности (с этим нам поможет ученик 11 класса Юревич Алексей). Для дальнейшей работы нам необходимо распределиться на группы. Итак, кто желает поработать с виртуальной реальностью? Обучающиеся: 2 ученика для работы. Учитель: Кто желает создать одну общую БД и работать с печатью документов? Обучающиеся: 1 ученик по желанию. Учитель: Остальные ребята будут создавать БД в одном цифровом инструменте онлайн. Созданные вами БД будут распечатаны и размещены на доске, а также представлены в виде электронного документа. Обучающиеся: Распределяются по группам и для работы в индивидуальном порядке. Учитель: Откройте браузер, войдите в электронную почту Gmail, откройте последнее полученное письмо. В данном письме вы видите несколько ссылок, осуществив переход по которым вам откроются задания по созданию БД. 1 лист – задание первой группы, 2 лист – задание второй группы, 3 лист – задание третьей группы, 4 лист – для индивидуальной работы (создание общей БД), 2 ссылка – рефлексия (ее мы пока не открываем). Учитель: А для того, чтобы нам придерживаться регламента работы за компьютером, я установлю таймер в программе Free Timer и выведу на главный экран. Через 10 минут с начала работы за компьютерами необходимо провести гимнастику для глаз. Гимнастика для глаз. Физкультминутка Глазки у ребят устали. (поморгать глазами ) Посмотрите все в окно, (повернуть глаза в сторону окна) Ах, как солнце высоко! (поднять глаза вверх) Мы глаза сейчас закроем, (закрыть глаза) В классе радугу построим, (нарисовать глазами дугу) Вверх по радуге пойдем, (поднять глаза вверх) Вправо, влево повернем, (повернуть глазами вправо, влево) А потом скатимся вниз, (опустить глаза вниз) Жмурься сильно, но держись! (зажмурить глаза и открыть). |
4. Закрепление | Закрепление новых знаний, умений (первичное закрепление). Цель: Закрепить у обучающихся те знания и умения по теме урока «Моделирование и формализация. База Данных» Анализ практической работы Учебная задача для учителя: создать условия для проведения анализа практической работы. Учебная задача для учащихся: проанализировать свою деятельность по созданию БД. Организация работы детей: устно Формы и организация контроля за работой: фронтальная работа Подведение результатов работы: опрос Учитель: Ребята, вы очень хорошо поработали, расскажите, какую именно информацию вы вводили в БД? Обучающиеся: Ответы каждой группы, за исключением тех, кто работал с виртуальной реальностью. Учитель: Молодцы! Кто создавал общую БД, поясните, пожалуйста, что вы делали и к какому типу ваша БД? Информационная, словесная, натурная? Обучающиеся: Отвечают на вопросы. Учитель: А теперь послушаем ребят, что работали с виртуальной реальностью. Расскажите нам, какую БЗ вы создали, к какому типу относится та база, в которой вы находились? (виртуальная натурная). Обучающиеся: рассказывают о проделанной работе. |
Рефлексия учебной деятельности. Цель: Организация оценивания обучающимися собственной деятельности, фиксацию неразрешенных затруднений на уроке как направление будущей учебной деятельности. Учебная задача для учителя: Организовать оценивание обучающимися собственной деятельности, зафиксировать затруднения на уроке для решения выявленных проблем. Учебная задача для учащихся: оценить свою деятельность на уроке, сообщить о возникших трудностях при изучении новой темы. Организация работы детей: устно. Формы и организация контроля за работой: фронтально/индивидуально. Подведение результатов работы: устно. Учитель: Ребята, скажите, что у нас вами было самым важным на уроке? Обучающиеся: База данных. Учитель: Какая у нас была цель урока? Обучающиеся: Узнать, что такое БД и какие типы организации БД существуют. Учитель: Мы узнали, что такое БД, научились создавать БД с помощью одного из сервисов Google? Добились, поставленной цели? Обучающиеся: да. Учитель: Какая работа давалась вам легко? Что было трудно? На эти вопросы я предлагаю вам ответить с помощью платформы AnswerGarden, на которую вы можете перейти по ссылке в письме, а также в нашей группе 9 класса. На главный экран я выведу ваши ответы и попрошу вас прокомментировать свои ответы. Обучающиеся: по желанию поясняют свои ответы. Учитель: Наш с вами урок подходит к концу, мне очень понравилось с вами работать. Вы все большие молодцы! Спасибо за урок! |
Ссылки:
https://docs.google.com/spreadsheets/d/1ydJVyW3hmtjJ_m0UYLr_C-IoQ6fPn0jScdalnQf29Rs/edit?usp=sharing – задания 1-4
https://answergarden.ch/2889007 - рефлексия
№ | Количество локаций | Название локации | Примерное время прохождения | Краткое описание локации |
Краткий анализ
Считаю, что деятельностная и содержательная цели урока достигнуты. Задачи реализованы. К предметным результатам урокам можно формирование навыков и умений работы с табличными процессами; понимание основных представлений об информационно-поисковой системе базы данных; развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе.
На уроке формировались метапредметные умения контролировать и корректировать свою деятельность при выполнении заданий; планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; осуществлять контроль, коррекцию действий партнера.
К личностным результатам можно понимание роли фундаментальных знаний обучающихся, как основы современных информационных технологий; способность увязывать учебное содержание с собственным жизненным опытом.
Выбранная форма урока – это урок-практикум с применением технологий виртуальной реальности позволил включить ребят в совместную работу, повысить познавательную активность и учебную мотивацию. На мой взгляд, на уроке удалась совместная работа в Google-таблице,. Задание для освоения нового материала предусматривало изучение темы в учебнике, возникла сложность при выполнении задания ???, что повлияло на время выполнения. При повторном проведении урока возможно использование метапредметных связей с биологией или историей по причине того, что создание системы управления базами данных, возможно не только в определенных программах, но и с помощью программы Steam, либо можно связать с занятием по робототехнике.