12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Мария119 преподаватель ГБПОУ "Ставропольский строительный техникум" Россия, Ставропольский край, Ставрополь |
Технологическая карта урока информатики в 9 классе общеметодологической направленности по теме: «Обобщение и систематизация основных понятий темы «Моделирование и формализация»
9 класс. Урок 9. Глава 1. Моделирование и формализация.
Технологическая карта урока информатики
Класс: 9
Тема: «Обобщение и систематизация основных понятий темы «Моделирование и формализация»
Тип урока: урок систематизации знаний (общеметодологической направленности).
Учебник: Информатика. 9 класс / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017. – 208 с.: ил.
Тетрадь: Информатика: рабочая тетрадь для 9 класса: в 2 ч. Ч 2. / Л.Л. Босова, 2-е изд., исправл. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017. – 96 с.: ил.
Цели:
Образовательные: обобщение и систематизация представлений обучающихся о моделировании и информационных моделях; проверка знаний обучающихся по теме «Моделирование и формализация»; проверка усвоение пройденного материала раздела «Моделирование и формализация».
Развивающие: развить у учащихся познавательный интерес, творческие способности, логическое мышление, умения анализировать и делать выводы.
Воспитательные: способствовать формированию научного мировоззрения; воспитание организованности, сосредоточенности, положительного отношения к учёбе; формирование навыков ИКТ-компетентности.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные – знание основных понятий темы «Моделирование и формализация».
Метапредметные – владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования.
Личностные – понимание роли фундаментальных знаний как основы современных информационных технологий; способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость фундаментальных аспектов подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества.
Основные понятия:
- модель;
- моделирование;
- информационная модель;
- формализация;
- граф;
- дерево;
- таблица;
- информационная система;
- база данных;
- СУБД.
Средства ИКТ, используемы на уроке: персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран, ПК учащихся.
Электронное приложение к учебнику: интерактивный тест по теме «Моделирование и формализация».
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов:
1) кроссворд по теме: «Информационное моделирование» (119349);
2) кроссворд по теме: «СУБД и базы данных» (119339).
Структура урока:
I. Мотивация
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии
III. Закрепление с проговариванием во внешней речи
IV. Включение изученного в систему знаний
V. Рефлексия учебной деятельности
Ход урока:
Этап | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
I. Мотивация (1-2 мин.) | Учитель приветствует обучающихся. Здравствуйте, ребята. Я рада видеть вас на уроке. Проверьте на своих столах наличие всего необходимого для урока. За несколько последних уроков мы с вами изучили раздел информатики. Назовите его, решив ребусы. 1)
2)
Запишите домашнее задание: параграф 1.4 – 1.6 (повторить). | Приветствуют учителя, проверяют наличие учебного материала на столах, организует свое рабочее место. Настраиваются на предстоящую совместную деятельность.
- моделирование
- формализация
Записывают домашнее задание. | Л: формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов.
К: понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной, и ориентировка на позицию партнера в общении и взаимодействии.
Р: принятие и сохранение учебной задачи. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (5 мин.) | Сдайте, пожалуйста, тетради с выполненными тестовыми заданиями для самоконтроля к главе 1. Приложение 1 Проверка выполненного домашнего задания в РТ - №61 и 62 (с. 60-63). Приложение 2 а) укажите количество и номера записей, удовлетворяющих условию: 1) (Процент > 2 И Процент <5)
2) (Материк=ꞌС. Америкаꞌ ИЛИ Материк=ꞌЮ. Америкаꞌ) 3) (Площадь>8 000 000 И Процент>2 И Материк=ꞌЕвразияꞌ) 4) (Процент>2 И (Материк=ꞌЕвразияꞌ ИЛИ Материк=ꞌАфрикаꞌ)) 5) ((Население>80 000 000 И Дата>01.01.2012) ИЛИ Площадь < 500 000)
б) дайте ответы на следующие вопросы: 1) Какую строку будет занимать запись, содержащая данные о России, после сортировки по убыванию значения поля «Площадь»? 2) … поля «Население»? 3) … поля «Процент»? 4) Какую строку будет занимать запись, содержащая данные о России, после сортировки сначала по убыванию значения поля «Дата», а затем по убыванию значения поля «Процент»? 5) Какая запись будет занимать первую строку, после сортировки сначала по убыванию значения поля «Дата», а затем по возрастанию значения поля «Материк»? № 62, стр. 382 Кроссворд. | Сдают выполненную работу.
№ 61 (правильные ответы) а)
1) Количество: 7. Номера: 1, 2, 7, 10, 11, 12, 13. 2) Количество: 3. Номера: 2, 9, 13.
3) Количество: 2. Номера: 8, 12.
4) Количество: 7. Номера: 1, 6, 7, 8, 10, 11, 12.
5) Количество: 7. Номера: 2, 3, 4, 7, 9, 14, 16. б)
1) 1.
2) 7. 3) 8. 4) 8.
5) Египет.
№ 62 По горизонтали: 3. Модель. 4. Формализация. 6. Граф. 8. Моделирование. 9. Реляционная. 10. Компьютерная. 12. Ключ. По вертикали: 1. Информация. 2. Таблица. 3. Математическая. 5. Словесная. 7. Запись. 11. Поле. | К: учет разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве. Р: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
III. Закрепление с проговариванием во внешней речи (13-15 мин.) | Выполнение заданий по изученной теме (с подготовкой к ОГЭ). №1 На рисунке изображена схема дорог, связывающих города А, Б, В, Г, Д, Е, Ж. По каждой дороге можно двигаться только в направлении, указанном стрелкой. /data/files/h1565017675.png (1733x716) Сколько существует различных путей от города А до города Ж?
№2 Между данными посёлками А, Б, В, Г, Д построены дороги, протяжённость которых (в километрах) приведена в таблице.
Постройте взвешенный граф, соответствующий этой таблице. Постройте дерево, позволяющее изобразить все пути между пунктами А и Д и определите длину кратчайшего пути между пунктами А и Д.
№3 В табличной форме представлен фрагмент базы данных о результатах сдачи ЕГЭ. Приложение 3. Укажите количество записей в данном фрагменте, удовлетворяющих условиям: 1. (Математика > 75) И (Информатика > 75) 2. (Математика > 75) ИЛИ (Информатика > 75) 3. НЕ (Пол = «ж») И (Физика > 70) 4. (Математика > 75) И (Информатика > 75) И (Русский язык >75).
№4 Фрагмент базы данных содержит следующие записи:
Как будет выглядеть этот фрагмент после сортировки данных по полю «Фамилия»? № 5 На рисунке изображена схема дорог, связывающих торговые точки А, Б, В, Г, Д, Е, К. По каждой дороге можно двигаться только в направлении, указанном стрелкой. Сколько существует различных путей от точки А до точки К? Изобразите в виде дерева.
|
№1 1-й способ решения: пересчитать все эти пути (способ может привести к реальному ответу, но далеко не всегда, потому что очень легко упустить какую-либо дорогу). 2-й способ решения: построить дерево, у которого каждая ветка должна заканчиваться городом К (способ приведёт к правильному решению, но потребует большого объёма записи). 3-й способ решения: определить вес каждого города. Городу А даём вес = 1, и дальше этот вес переходи к остальным городам: Б = 1 и В = 1. В город В приходит одна стрелка – из города А, поэтому вес города В будет складываться из веса города А (т.е. тоже будет = 1). В город Б также приходит одна стрелка, поэтому вес тоже = 1. В город Г приходит одна стрелка из города В, значит вес города Г = 1. В город Е входит две стрелки (одна из города В, а другая из города Б), поэтому вес будет складываться из веса города В и веса города Б. В итоге вес города Е = 2 (1+1). В город Д входит две стрелки (из города Е = 2 и города Б = 1), значит вес города Д = 3 (2+1). Осталось посчитать суммарный вес, который придёт в город Ж: 1+2+3 = 6.
Ответ: из города А в город Ж можно попасть 7-ю различными способами.
№2 Воспользуемся таблицей, в которой имеется 5 вершин А, Б, В, Г, Д и изобразим эту таблицу в виде графа. Для этого: 1) Определимся с вершинами и попробуем расположить их по часовой стрелке начиная с А. 2) Изобразим дороги и укажем их длины. Поскольку таблица симметрична, мы можем использовать её не всю, а только верхнюю её часть. Дорогу из Б в Д более корректно будет провести вокруг, чтобы не пересекать уже имеющиеся линии.
Таким образом, мы преобразовали таблицу в граф. Теперь изобразим эту же информацию в виде дерева. Начнём с вершины А. Удобнее писать суммарный пройденный путь к моменту.
Из полученных трёх путей, выбираем наиболее короткий, который равен 10 км. № 3 1. (Математика > 75) И (Информатика > 75): Васильева, Додон, Егорова. Ответ: 3. 2. (Математика > 75) ИЛИ (Информатика > 75): Авдеев, Васильева, Додон, Егорова. Ответ: 4. 3. НЕ (Пол = «ж») И (Физика > 70): Додон. Ответ: 1. 4. (Математика > 75) И (Информатика > 75) И (Русский язык >75): Васильева, Додон. Ответ: 2. №4
№5 Определим вес каждого города. Торговой точке А даём вес = 1, и дальше этот вес переходи к торговым точкам: Г = 1 и В = 1. В торговую точку Е приходит две стрелки – из Г=1 и из В=1, поэтому вес торговой точки Е будет = 2 Торговая точка Б = 1+2 = 3. Торговая точка Д = 3+2 = 5. Торговая точка К = 2+5+3 = 10.
Дерево: Ответ: 10 различных путей существует от точки А до точки К.
| Л: формирование мотивов достижения целей,
К: умение договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; умение задавать вопросы; использование речи для регуляции своего действия.
Р: осуществление пошагового контроля по результату; адекватное восприятие оценки учителя; различение способа и результата действия.
П: построение речевого высказывания в устной и письменной форме; поиск разнообразных способов решения задач | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
IV. Включение изученного в систему знаний (12-15 мин.) | Выполнение теста по теме: «База данных как модель предметной области. Система управления базами данных» Приложение 4 | Выполняют тест по теме: «База данных как модель предметной области. Система управления базами данных» Приложение 4 | Л: формирование границ «знания» и «незнания».
Р: внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.
П: выделение существенной информации, структурирование знания. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
V. Рефлексия учебной деятельности | Приём "Плюс-минус-интересно" Учитель раздаёт карточки с таблицей. В графу «П» - «плюс» записывается: Что понравилось на уроке. Информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции. В графу «М» - «минус» записывается: Что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным. Информация, которая, оказалась не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций. В графу «И» - «интересно» вписывают: Любопытные факты, о которых узнали на уроке. Что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю. | Проводят самооценку своей образовательной деятельности на уроке.
Заполняют таблицу.
| Л: формирование самоидентификации, адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия, формирование границ собственного «знания и «незнания». Р: адекватная самооценка. П: построение речевого высказывания в устной форме; анализ. |
Приложение 1
Ответы к тестовым заданиям для самоконтроля
1 | в | 14 | г |
2 | г | 15 | в |
3 | г | 16 | г |
4 | б | 17 | б |
5 | в | 18 | б |
6 | г | 19 | г |
7 | а | 20 | г |
8 | б | 21 | б |
9 | а | 22 | а |
10 | б | 23 | а |
11 | г | 24 | в |
12 | г | 25 | в |
13 | а | 26 | в |
РТ №61, стр. 60
База данных СТРАНЫ содержит следующие сведения по различным странам мира: название; численность населения; дату переписи населения; процент населения страны от всего населения Земли; площадь в км2; материк, на котором страна расположена.
№ | Страна | Население | Дата | Процент | Площадь | Материк |
1 | Бангладеш | 142 319 000 | 15.03.2011 | 2,04 | 144 000 | Евразия |
2 | Бразилия | 196 763 000 | 13.07.2012 | 2,82 | 8 514 877 | Ю. Америка |
3 | Вьетнам | 87 840 000 | 01.06.2011 | 1,26 | 331 210 | Евразия |
4 | Германия | 81 751 602 | 01.01.2011 | 1,17 | 357 021 | Евразия |
5 | Египет | 81 623 000 | 13.07.2012 | 1,17 | 1 001 450 | Африка |
6 | Индия | 1 229 055 000 | 13.07.2012 | 17,41 | 3 284 590 | Евразия |
7 | Индонезия | 237 641 326 | 01.05.2010 | 3,4 | 1 919 440 | Евразия |
8 | КНР | 1 352 250 000 | 13.07.2012 | 19,37 | 9 596 960 | Евразия |
9 | Мексика | 112 336 538 | 12.06.2010 | 1,61 | 1 972 550 | С. Америка |
10 | Нигерия | 166 629 383 | 01.07.2012 | 2,39 | 923 768 | Африка |
11 | Пакистан | 76 210 000 | 13.07.2012 | 2,52 | 803 940 | Евразия |
12 | Россия | 143 098 100 | 01.05.2012 | 2,05 | 17 098 246 | Евразия |
13 | США | 313 329 000 | 13.07.2012 | 4,5 | 9 518 900 | С. Америка |
14 | Филиппины | 92 337 852 | 01.05.2010 | 1,32 | 299 764 | Евразия |
15 | Эфиопия | 84 320 987 | 01.01.2012 | 1,21 | 1 104 300 | Африка |
16 | Япония | 127 960 000 | 01.10.2011 | 1,83 | 377 944 | Евразия |
Фамилия | Пол | Математика | Русский язык | Физика | Информатика |
Авдеев | м | 80 | 72 | 68 | 66 |
Березин | м | 75 | 88 | 69 | 61 |
Васильева | ж | 85 | 77 | 73 | 79 |
Додон | м | 77 | 85 | 81 | 81 |
Егорова | ж | 88 | 75 | 79 | 85 |
Зорина | ж | 72 | 80 | 66 | 70 |
Приложение 4
Тест по теме: «База данных как модель предметной области. Система управления базами данных»
Вариант 1
1. Пример информационной системы:
1) компьютер
2) информационно-поисковая система
3) операционная система
4) система программного управления
2. Сетевая база данных:
1) каталог папок Windows
2) генеалогическое дерево
3) Всемирная паутина глобальной компьютерной сети Интернет
4) таблица взаимосвязей
3. Иерархический способ организации данных реализован:
1) во Всемирной паутине
2) в системе OC Windows
3) в операционной системе IOS
4) в реляционных базах данных
4. Тип данных, представленный в реляционной базе данных адресов учащихся:
1) текстовый
2) числовой
3) логический
4) дата
5. Строку таблицы реляционной базы данных называют:
1) полем
2) ячейкой
3) записью
4) графом
6. Впишите понятие (термин).
Поле или совокупность полей, значения которых в разных записях являются уникальными, называют_______________________ таблицы базы данных.
7. Запишите название типа поля базы данных, содержащего календарные данные.
_________________________________________________________________________.
8. Объекты СУБД, в которых хранятся данные:
1) таблицы
2) формы
3) запросы
4) отчёты
9. В командах СУБД условия выбора записываются в форме:
1) текстовых описаний
2) логических выражений
3) математических выражений
4) графиков
10. Отметьте истинное логическое выражение:
1) ‘СЛОВО’<‘СЛОВА’
2) ‘СЛОВО’>‘СЛОВА’
3) ‘СЛОВО’=‘СЛОВА’
4) ‘СЛОВО2’<‘СЛОВА2’
11. Дана таблица:
Код | Фамилия | Имя | Пол | Дата рождения |
1 | Шепилов | Иван | М | 01.11.2004 |
2 | Волчек | Светлана | Ж | 02.09.2005 |
3 | Ляпко | Кирилл | М | 05.07.2005 |
4 | Драгунова | Светлана | Ж | 06.07.2004 |
Отметьте количество записей в данной таблице, соответствующих следующему условию:
ПОЛ < > ‘М’ И ДАТА < 03.02.2006
1) одна запись
2) две записи
3) три записи
4) четыре записи
12. Запишите названия основных объектов СУБД:
______________________________________________________________________.
Тест по теме: «База данных как модель предметной области. Система управления базами данных»
Вариант 2
1. Информационной системой не является:
1) справочная служба
2) информационно-поисковая система
3) система кодирования
4) Интернет
2. Реляционная база данных:
1) каталог папок Windows
2) генеалогическое дерево
3) Всемирная паутина глобальной компьютерной сети
4) совокупность взаимосвязанных таблиц
3. Сетевой способ организации данных реализован:
1) во Всемирной паутине
2) в системе папок OC Windows
3) в операционной системе IOS
4) в реляционных базах данных
4. Типы данных, представленные в реляционной базе данных заработной платы:
1) текстовый и числовой
2) числовой и логический
3) логический и текстовый
4) дата и логический
5. Столбец таблицы реляционной базы данных называют:
1) разделом
2) полем
3) записью
4) графом
6. Впиши понятие (термин).
База данных, в которых объекты упорядочены по уровням и каждый объект может быть связан с объектами более низкого уровня, называют _____________ базой данных.
7. Запишите название типа поля базы данных, содержащего всевозможные последовательности символов.
_________________________________________________________________________.
8. Объекты СУБД, с помощью которых пользователь обращается к этой системе для поиска данных:
1) таблицы
2) формы
3) запросы
4) отчёты
9. Запросы СУБД содержат:
1) все записи СУБД
2) записи, удовлетворяющие условиям выбора
3) только записи с полями логического типа
4) записи с полями текстового и логического типов
10. Отметьте истинное логическое выражение:
1) ‘УПРАЖНЕНИЕ’<‘УПРАВЛЕНИЕ’
2) ‘УДАР’>‘УДАРЕНИЕ’
3) ‘СЛОВО’=‘СЛОВА’
4) ‘СЛОВО2’<‘СЛОВА2’
11. Дана таблица:
Код | Фамилия | Имя | Пол | Дата рождения |
1 | Шепилов | Иван | М | 01.11.2004 |
2 | Волчек | Светлана | Ж | 02.09.2005 |
3 | Ляпко | Кирилл | М | 05.07.2005 |
4 | Драгунова | Светлана | Ж | 06.07.2004 |
Отметьте количество записей в данной таблице, соответствующих следующему условию:
ПОЛ < > ‘Ж’ И ДАТА < 03.02.2005
1) одна запись
2) две записи
3) три записи
4) четыре записи
12. Запишите полное название программного обеспечения, используемого для создания баз данных, хранения и поиска в них необходимой информации.
_________________________________________________________________________.
Ключ к тесту:
Вариант 1 | Вариант 2 | ||
1 | 2 | 1 | 3 |
2 | 3 | 2 | 4 |
3 | 2 | 3 | 1 |
3 | 1 | 4 | 1 |
5 | 3 | 5 | 2 |
6 | ключом | 6 | иерархической |
7 | дата | 7 | текстовый |
8 | 1 | 8 | 3 |
9 | 2 | 9 | 2 |
10 | 2 | 10 | 1 |
11 | 2 | 11 | 1 |
12 | таблицы, формы, запросы, отчёты | 12 | системы управления базами данных |