12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Мария119
преподаватель ГБПОУ "Ставропольский строительный техникум"
Россия, Ставропольский край, Ставрополь
7

Технологическая карта урока информатики в 9 классе общеметодологической направленности по теме: «Обобщение и систематизация основных понятий темы «Моделирование и формализация»

9 класс. Урок 9. Глава 1. Моделирование и формализация.

Технологическая карта урока информатики

Класс: 9

Тема: «Обобщение и систематизация основных понятий темы «Моделирование и формализация»

Тип урока: урок систематизации знаний (общеметодологической направленности).

Учебник: Информатика. 9 класс / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017. – 208 с.: ил.

Тетрадь: Информатика: рабочая тетрадь для 9 класса: в 2 ч. Ч 2. / Л.Л. Босова, 2-е изд., исправл. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017. – 96 с.: ил.

Цели:

Образовательные: обобщение и систематизация представлений обучающихся о моделировании и информационных моделях; проверка знаний обучающихся по теме «Моделирование и формализация»; проверка усвоение пройденного материала раздела «Моделирование и формализация».

Развивающие: развить у учащихся познавательный интерес, творческие способности, логическое мышление, умения анализировать и делать выводы.

Воспитательные: способствовать формированию научного мировоззрения; воспитание организованности, сосредоточенности, положительного отношения к учёбе; формирование навыков ИКТ-компетентности.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные – знание основных понятий темы «Моделирование и формализация».

Метапредметные – владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования.

Личностные – понимание роли фундаментальных знаний как основы современных информационных технологий; способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость фундаментальных аспектов подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества.

Основные понятия:

  • модель;
  • моделирование;
  • информационная модель;
  • формализация;
  • граф;
  • дерево;
  • таблица;
  • информационная система;
  • база данных;
  • СУБД.

Средства ИКТ, используемы на уроке: персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран, ПК учащихся.

Электронное приложение к учебнику: интерактивный тест по теме «Моделирование и формализация».

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов:

1) кроссворд по теме: «Информационное моделирование» (119349);

2) кроссворд по теме: «СУБД и базы данных» (119339).

Структура урока:

I. Мотивация

II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

III. Закрепление с проговариванием во внешней речи

IV. Включение изученного в систему знаний

V. Рефлексия учебной деятельности

Ход урока:

Этап

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

I. Мотивация

(1-2 мин.)

Учитель приветствует обучающихся. Здравствуйте, ребята. Я рада видеть вас на уроке. Проверьте на своих столах наличие всего необходимого для урока.

За несколько последних уроков мы с вами изучили раздел информатики. Назовите его, решив ребусы.

1)

 

 

2)

 

 

Запишите домашнее задание: параграф 1.4 – 1.6 (повторить).

Приветствуют учителя, проверяют наличие учебного материала на столах, организует свое рабочее место. Настраиваются на предстоящую совместную деятельность.

 

 

 

- моделирование

 

 

 

 

 

 

 

 

- формализация

 

Записывают домашнее задание.

Л: формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов.

 

К: понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной, и ориентировка на позицию партнера в общении и взаимодействии.

 

Р: принятие и сохранение учебной задачи.

II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

(5 мин.)

Сдайте, пожалуйста, тетради с выполненными тестовыми заданиями для самоконтроля к главе 1. Приложение 1

Проверка выполненного домашнего задания в РТ - №61 и 62 (с. 60-63). Приложение 2

а) укажите количество и номера записей, удовлетворяющих условию:

1) (Процент > 2 И Процент <5)

 

2) (Материк=С. Америка ИЛИ Материк=ꞌЮ. Америка)

3) (Площадь>8 000 000 И Процент>2 И Материк=ꞌЕвразия)

4) (Процент>2 И (Материк=ꞌЕвразияꞌ ИЛИ Материк=ꞌАфрика))

5) ((Население>80 000 000 И Дата>01.01.2012) ИЛИ Площадь < 500 000)

 

б) дайте ответы на следующие вопросы:

1) Какую строку будет занимать запись, содержащая данные о России, после сортировки по убыванию значения поля «Площадь»?

2) … поля «Население»?

3) … поля «Процент»?

4) Какую строку будет занимать запись, содержащая данные о России, после сортировки сначала по убыванию значения поля «Дата», а затем по убыванию значения поля «Процент»?

5) Какая запись будет занимать первую строку, после сортировки сначала по убыванию значения поля «Дата», а затем по возрастанию значения поля «Материк»?

62, стр. 382

Кроссворд.

Сдают выполненную работу.

 

 

 

61 (правильные ответы)

а)

 

1) Количество: 7. Номера: 1, 2, 7, 10, 11, 12, 13.

2) Количество: 3. Номера: 2, 9, 13.

 

3) Количество: 2. Номера: 8, 12.

 

4) Количество: 7. Номера: 1, 6, 7, 8, 10, 11, 12.

 

5) Количество: 7. Номера: 2, 3, 4, 7, 9, 14, 16.

б)

 

1) 1.

 

 

2) 7.

3) 8.

4) 8.

 

 

 

5) Египет.

 

 

62

По горизонтали: 3. Модель. 4. Формализация. 6. Граф. 8. Моделирование. 9. Реляционная. 10. Компьютерная. 12. Ключ.

По вертикали: 1. Информация. 2. Таблица. 3. Математическая. 5. Словесная. 7. Запись. 11. Поле.

К: учет разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве.

Р: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

 

III. Закрепление с проговариванием во внешней речи

(13-15 мин.)

Выполнение заданий по изученной теме (с подготовкой к ОГЭ).

1

На рисунке изображена схема дорог, связывающих города А, Б, В, Г, Д, Е, Ж. По каждой дороге можно двигаться только в направлении, указанном стрелкой.

/data/files/h1565017675.png (1733x716) 

Сколько существует различных путей от города А до города Ж?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 

Между данными посёлками А, Б, В, Г, Д построены дороги, протяжённость которых (в километрах) приведена в таблице.

 

А

Б

В

Г

Д

А

 

3

7

 

 

Б

3

 

2

 

8

В

7

2

 

4

 

Г

 

 

4

 

1

Д

 

8

 

1

 

Постройте взвешенный граф, соответствующий этой таблице. Постройте дерево, позволяющее изобразить все пути между пунктами А и Д и определите длину кратчайшего пути между пунктами А и Д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

В табличной форме представлен фрагмент базы данных о результатах сдачи ЕГЭ. Приложение 3.

Укажите количество записей в данном фрагменте, удовлетворяющих условиям:

1. (Математика > 75) И (Информатика > 75)

2. (Математика > 75) ИЛИ (Информатика > 75)

3. НЕ (Пол = «ж») И (Физика > 70)

4. (Математика > 75) И (Информатика > 75) И (Русский язык >75).

 

 

4

Фрагмент базы данных содержит следующие записи:

Фамилия

Год

рождения

Баллы

1

Иванов

2000

240

2

Сидоров

2001

200

3

Петров

2000

230

4

Козлов

1998

200

Как будет выглядеть этот фрагмент после сортировки данных по полю «Фамилия»?

5

На рисунке изображена схема дорог, связывающих торговые точки А, Б, В, Г, Д, Е, К. По каждой дороге можно двигаться только в направлении, указанном стрелкой. Сколько существует различных путей от точки А до точки К? Изобразите в виде дерева.

 

 

1

1-й способ решения: пересчитать все эти пути (способ может привести к реальному ответу, но далеко не всегда, потому что очень легко упустить какую-либо дорогу).

2-й способ решения: построить дерево, у которого каждая ветка должна заканчиваться городом К (способ приведёт к правильному решению, но потребует большого объёма записи).

3-й способ решения: определить вес каждого города. Городу А даём вес = 1, и дальше этот вес переходи к остальным городам: Б = 1 и В = 1. В город В приходит одна стрелка – из города А, поэтому вес города В будет складываться из веса города А (т.е. тоже будет = 1).

В город Б также приходит одна стрелка, поэтому вес тоже = 1.

В город Г приходит одна стрелка из города В, значит вес города Г = 1.

В город Е входит две стрелки (одна из города В, а другая из города Б), поэтому вес будет складываться из веса города В и веса города Б. В итоге вес города Е = 2 (1+1).

В город Д входит две стрелки (из города Е = 2 и города Б = 1), значит вес города Д = 3 (2+1).

Осталось посчитать суммарный вес, который придёт в город Ж: 1+2+3 = 6.

 

 

Ответ: из города А в город Ж можно попасть 7-ю различными способами.

 

 

 

 

 

 

2

Воспользуемся таблицей, в которой имеется 5 вершин А, Б, В, Г, Д и изобразим эту таблицу в виде графа. Для этого:

1) Определимся с вершинами и попробуем расположить их по часовой стрелке начиная с А.

2) Изобразим дороги и укажем их длины. Поскольку таблица симметрична, мы можем использовать её не всю, а только верхнюю её часть.

Дорогу из Б в Д более корректно будет провести вокруг, чтобы не пересекать уже имеющиеся линии.

 

 

Таким образом, мы преобразовали таблицу в граф. Теперь изобразим эту же информацию в виде дерева.

Начнём с вершины А. Удобнее писать суммарный пройденный путь к моменту.

 

 

Из полученных трёх путей, выбираем наиболее короткий, который равен 10 км.

3

1. (Математика > 75) И (Информатика > 75): Васильева, Додон, Егорова.

Ответ: 3.

2. (Математика > 75) ИЛИ (Информатика > 75): Авдеев, Васильева, Додон, Егорова.

Ответ: 4.

3. НЕ (Пол = «ж») И (Физика > 70): Додон.

Ответ: 1.

4. (Математика > 75) И (Информатика > 75) И (Русский язык >75): Васильева, Додон.

Ответ: 2.

4

Фамилия

Год

рождения

Баллы

1

Иванов

2000

240

2

Козлов

1998

200

3

Петров

2000

230

4

Сидоров

2001

200

 

 

 

 

5

Определим вес каждого города. Торговой точке А даём вес = 1, и дальше этот вес переходи к торговым точкам: Г = 1 и В = 1. В торговую точку Е приходит две стрелки – из Г=1 и из В=1, поэтому вес торговой точки Е будет = 2

Торговая точка Б = 1+2 = 3.

Торговая точка Д = 3+2 = 5.

Торговая точка К = 2+5+3 = 10.

 

 

Дерево:

Ответ: 10 различных путей существует от точки А до точки К.

 

 

Л: формирование мотивов достижения целей,

 

К: умение договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; умение задавать вопросы; использование речи для регуляции своего действия.

 

Р: осуществление пошагового контроля по результату; адекватное восприятие оценки учителя; различение способа и результата действия.

 

П: построение речевого высказывания в устной и письменной форме; поиск разнообразных способов решения задач

IV. Включение изученного в систему знаний

(12-15 мин.)

 Выполнение теста по теме: «База данных как модель предметной области. Система управления базами данных» Приложение 4

Выполняют тест по теме: «База данных как модель предметной области. Система управления базами данных» Приложение 4

Л: формирование границ «знания» и «незнания».

 

Р: внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.

 

П: выделение существенной информации, структурирование знания.

V. Рефлексия учебной деятельности

Приём "Плюс-минус-интересно"

Учитель раздаёт карточки с таблицей.

В графу «П» - «плюс» записывается:

Что понравилось на уроке.

Информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции.

В графу «М» - «минус» записывается:

Что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным.

Информация, которая, оказалась не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций.

В графу «И» - «интересно» вписывают:

Любопытные факты, о которых узнали на уроке.

Что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.

Проводят самооценку своей образовательной деятельности на уроке.

 

Заполняют таблицу.

«П»

плюс

«М»

минус

«И»

интересно

 

 

 

 

Л: формирование самоидентификации, адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия, формирование границ собственного «знания и «незнания».

Р: адекватная самооценка.

П: построение речевого высказывания в устной форме; анализ.

 


 

Приложение 1

Ответы к тестовым заданиям для самоконтроля

1

в

14

г

2

г

15

в

3

г

16

г

4

б

17

б

5

в

18

б

6

г

19

г

7

а

20

г

8

б

21

б

9

а

22

а

10

б

23

а

11

г

24

в

12

г

25

в

13

а

26

в

 

Приложение 2

РТ №61, стр. 60

База данных СТРАНЫ содержит следующие сведения по различным странам мира: название; численность населения; дату переписи населения; процент населения страны от всего населения Земли; площадь в км2; материк, на котором страна расположена.

Страна

Население

Дата

Процент

Площадь

Материк

1

Бангладеш

142 319 000

15.03.2011

2,04

144 000

Евразия

2

Бразилия

196 763 000

13.07.2012

2,82

8 514 877

Ю. Америка

3

Вьетнам

87 840 000

01.06.2011

1,26

331 210

Евразия

4

Германия

81 751 602

01.01.2011

1,17

357 021

Евразия

5

Египет

81 623 000

13.07.2012

1,17

1 001 450

Африка

6

Индия

1 229 055 000

13.07.2012

17,41

3 284 590

Евразия

7

Индонезия

237 641 326

01.05.2010

3,4

1 919 440

Евразия

8

КНР

1 352 250 000

13.07.2012

19,37

9 596 960

Евразия

9

Мексика

112 336 538

12.06.2010

1,61

1 972 550

С. Америка

10

Нигерия

166 629 383

01.07.2012

2,39

923 768

Африка

11

Пакистан

76 210 000

13.07.2012

2,52

803 940

Евразия

12

Россия

143 098 100

01.05.2012

2,05

17 098 246

Евразия

13

США

313 329 000

13.07.2012

4,5

9 518 900

С. Америка

14

Филиппины

92 337 852

01.05.2010

1,32

299 764

Евразия

15

Эфиопия

84 320 987

01.01.2012

1,21

1 104 300

Африка

16

Япония

127 960 000

01.10.2011

1,83

377 944

Евразия

 

 

Приложение 3

Фамилия

Пол

Математика

Русский язык

Физика

Информатика

Авдеев

м

80

72

68

66

Березин

м

75

88

69

61

Васильева

ж

85

77

73

79

Додон

м

77

85

81

81

Егорова

ж

88

75

79

85

Зорина

ж

72

80

66

70

Приложение 4

Тест по теме: «База данных как модель предметной области. Система управления базами данных»

Вариант 1

1. Пример информационной системы:

1) компьютер

2) информационно-поисковая система

3) операционная система

4) система программного управления

 

2. Сетевая база данных:

1) каталог папок Windows

2) генеалогическое дерево

3) Всемирная паутина глобальной компьютерной сети Интернет

4) таблица взаимосвязей

 

3. Иерархический способ организации данных реализован:

1) во Всемирной паутине

2) в системе OC Windows

3) в операционной системе IOS

4) в реляционных базах данных

 

4. Тип данных, представленный в реляционной базе данных адресов учащихся:

1) текстовый

2) числовой

3) логический

4) дата

 

5. Строку таблицы реляционной базы данных называют:

1) полем

2) ячейкой

3) записью

4) графом

 

6. Впишите понятие (термин).

Поле или совокупность полей, значения которых в разных записях являются уникальными, называют_______________________ таблицы базы данных.

 

7. Запишите название типа поля базы данных, содержащего календарные данные.

_________________________________________________________________________.

 

8. Объекты СУБД, в которых хранятся данные:

1) таблицы

2) формы

3) запросы

4) отчёты

 

9. В командах СУБД условия выбора записываются в форме:

1) текстовых описаний

2) логических выражений

3) математических выражений

4) графиков

 

 

10. Отметьте истинное логическое выражение:

1) ‘СЛОВО’<‘СЛОВА’

2) ‘СЛОВО’>‘СЛОВА’

3) ‘СЛОВО’=‘СЛОВА’

4) ‘СЛОВО2’<‘СЛОВА2’

 

11. Дана таблица:

Код

Фамилия

Имя

Пол

Дата рождения

1

Шепилов

Иван

М

01.11.2004

2

Волчек

Светлана

Ж

02.09.2005

3

Ляпко

Кирилл

М

05.07.2005

4

Драгунова

Светлана

Ж

06.07.2004

Отметьте количество записей в данной таблице, соответствующих следующему условию:

ПОЛ < > ‘М’ И ДАТА < 03.02.2006

1) одна запись

2) две записи

3) три записи

4) четыре записи

 

12. Запишите названия основных объектов СУБД:

______________________________________________________________________.

 

Тест по теме: «База данных как модель предметной области. Система управления базами данных»

Вариант 2

1. Информационной системой не является:

1) справочная служба

2) информационно-поисковая система

3) система кодирования

4) Интернет

 

2. Реляционная база данных:

1) каталог папок Windows

 

2) генеалогическое дерево

 

3) Всемирная паутина глобальной компьютерной сети

4) совокупность взаимосвязанных таблиц

 

3. Сетевой способ организации данных реализован:

1) во Всемирной паутине

2) в системе папок OC Windows

3) в операционной системе IOS

4) в реляционных базах данных

 

4. Типы данных, представленные в реляционной базе данных заработной платы:

1) текстовый и числовой

2) числовой и логический

3) логический и текстовый

4) дата и логический

 

5. Столбец таблицы реляционной базы данных называют:

1) разделом

2) полем

3) записью

4) графом

 

6. Впиши понятие (термин).

База данных, в которых объекты упорядочены по уровням и каждый объект может быть связан с объектами более низкого уровня, называют _____________ базой данных.

 

7. Запишите название типа поля базы данных, содержащего всевозможные последовательности символов.

_________________________________________________________________________.

 

8. Объекты СУБД, с помощью которых пользователь обращается к этой системе для поиска данных:

1) таблицы

2) формы

3) запросы

4) отчёты

 

 

9. Запросы СУБД содержат:

1) все записи СУБД

2) записи, удовлетворяющие условиям выбора

3) только записи с полями логического типа

4) записи с полями текстового и логического типов

 

10. Отметьте истинное логическое выражение:

1) ‘УПРАЖНЕНИЕ’<‘УПРАВЛЕНИЕ’

2) ‘УДАР’>‘УДАРЕНИЕ’

3) ‘СЛОВО’=‘СЛОВА’

4) ‘СЛОВО2’<‘СЛОВА2’

 

11. Дана таблица:

Код

Фамилия

Имя

Пол

Дата рождения

1

Шепилов

Иван

М

01.11.2004

2

Волчек

Светлана

Ж

02.09.2005

3

Ляпко

Кирилл

М

05.07.2005

4

Драгунова

Светлана

Ж

06.07.2004

Отметьте количество записей в данной таблице, соответствующих следующему условию:

ПОЛ < > ‘Ж’ И ДАТА < 03.02.2005

1) одна запись

2) две записи

3) три записи

4) четыре записи

 

12. Запишите полное название программного обеспечения, используемого для создания баз данных, хранения и поиска в них необходимой информации.

_________________________________________________________________________.

 

 

 

Ключ к тесту:

Вариант 1

Вариант 2

1

2

1

3

2

3

2

4

3

2

3

1

3

1

4

1

5

3

5

2

6

ключом

6

иерархической

7

дата

7

текстовый

8

1

8

3

9

2

9

2

10

2

10

1

11

2

11

1

12

таблицы, формы, запросы, отчёты

12

системы управления базами данных

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.