12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Целобанова Елена Владимировна158
Руководитель изостудии АРТ-ПОЗИТИВ г. Брянск, заместитель директора по УВР в детской художественной школе. преподаватель высшей квалификационной категории. Член ВТОО "Союз художников России", член РОО «Профессиональный союз художников России»
Россия, Брянская обл., Брянск

Открытый урок по теме:

ТОН В ЖИВОПИСИ. ТЕХНИКА ГРИЗАЙЛЬ.

 

 

Преподаватель

высшей квалификационной категории

МБУ ДО «НДХШ»:

Целобанова Елена Владимировна

 

Новозыбков

Предлагаемая методическая рекомендация, по организации и проведению урока, разработана для изучения темы: «Тон в живописи. Техника гризайль», предназначена для преподавателей ДХШ и художественных отделений ДШИ реализующих дополнительные предпрофессиональные общеобразовательные программы в области изобразительного искусства «Живопись» и в области декоративно – прикладного искусства «Декоративно - прикладное творчество».

Учебный предмет: Живопись

(1 класс, дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области изобразительного искусства «Живопись» и дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области декоративно – прикладного искусства «Декоративно - прикладное творчество», возраст детей 10-12 лет).

Тема занятия: Тон в живописи. Техника гризайль.

Актуальность темы: Главной целью учебного предмета «Живопись» является формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать профессиональные образовательные программы в области изобразительного искусства в образовательных учреждениях, реализующих основные профессиональные образовательные программы в области изобразительного искусства.

Изучение Тона - это важная часть в обучении академическим дисциплинам. Тон - основа передачи объема предмета, только с помощью свето – теневой и тоновой раскладки на предмете можно добиться его объемного изображения.

Тип урока: комбинированный урок.

Методы обучения: объяснительно – иллюстративный, репродуктивный.

Цели:

- развивать свободу творческой деятельности детей;

- формирование личности ребенка, развитие его творческих способностей;

- выявление одаренных детей;

- способствовать расширению кругозора учащихся;

- способствовать развитию познавательного интереса у учащихся к изобразительной грамоте как науке, предмету и учению в целом;

- способствовать развитию у учащихся умений самостоятельно применять знания в различных ситуациях;

- организовать деятельность учащихся по воспитанию, осмыслению и первичному закреплению;

- продолжить воспитывать внимательность и дисциплинированность у учащихся;

- прививать любовь к искусству.

Задачи:

образовательная:

- продолжать знакомить детей с понятием тон в живописи, объем, гризайль.

-рассмотреть технические способы работы над ахроматической шкалой, исследование и изучение оттенков тона от серого до черного.

развивающая:

- развитие логического мышления, навыков работы с изоинструментами.

воспитательные:

-создать условия для повышения информационной культуры учащихся в области изо;

-формировать устойчивый интерес к предмету.

Оборудование:

Для учителя:

-Персональный компьютер для учителя,

-проектор,

-презентация “ Тон в живописи. Техника гризайль”.

Материалы для учащихся: гуашь, простой карандаш, кисти.

План урока:

1. Организационный момент.

2. Мотивация учебной деятельности. Актуализация знаний.

3. Изучение нового материала.

4. Закрепление новых знаний. Практическая работа.

5. Подведение итогов.

План – конспект урока.

Ход урока.

1. Организационный момент:

Взаимное приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку.

Объявление темы урока.

2. Мотивация учебной деятельности. Актуализация знаний

Цель занятия - это формирование знаний и практических умений о тоне в живописи, о технике гризайль. Сегодня наша задача на практике изучить технику гризайль, научиться видеть (на предметах) и выстраивать тональные отношения и изображать на плоскости объемные предметы.

3. Изучение нового материала.

Важное значение при передаче объема предмета играет тон.

Само слово ТОН (от. греческого) означает ЗВУЧАНИЕ. Если внимательно вглядеться в предметы, то мы можем видеть, что предметы состоят из нескольких частей (имеют разные плоскости), которые в свою очередь имеют разную плотность, т.е. тон. Если сделать тоновую карту предмета это будет выглядеть так:

Аt1576049234aa.jpgt1576049234ab.jpg нализируя тоновую карту предмета, мы видим, что свет (не путать с бликом) светлее, чем полутень, рефлекс и собственная тень. То есть мы должны работать в рамках тоновой карты нашего предмета. Если у нас собственная тень темная, то мы и не должны выходить за рамки этого тона. Так же важно знать и закон воздушной перспективы. Ближняя к нам часть предмета будет активнее по тону и более четкой, чем части предмета удаляющиеся от нас.

Гризайль (фр. Grisaille от gris — серый) — вид живописи, выполняемой тональными градациями одного цвета, чаще всего серого. В гризайли учитывается только тон предмета, а цвет не имеет значения. Задача, которая решается техникой гризайль – это передача тональной градации предмета. В технике гризайль удобно разбирать форму предмета по свето – тени, «лепить» его объем.

4. Закрепление новых знаний. Практическая работа.

Практическая часть нашего урока будет состоять из трех частей.

часть – упражнение «Ахроматическая шкала».

Чтобы приступить к работе мы повторим правила компоновки предметов на листе и правильно распределим изображение на рабочей поверхности листа.

 

Ахроматическая шкала

t1576049234af.jpg

t1576049234ag.jpgt1576049234ah.jpgt1576049234ai.jpg

Ахроматическая шкала. Исследование оттенков тона от серого до черного, выполнение тоновой растяжки..

Между черным и белым цветом существует множество оттенков серого. Их легко получить, смешивая черный с белым в разных пропорциях. Если к белому цвету добавлять понемногу черной краски, то выстраивается шкала. И чем больше оттенков серого мы получим, тем легче, постепеннее будет переход от белого к черному. Каждый следующий цвет будет отличаться от предыдущего по тону: от светлого к темному.

Оттенки серого звучат тихо, печально, нежно. И в этом тоже – своя красота, красота тонких оттенков, переходов одного тона в другой. Это уже другое настроение, другой образ.

2 часть – упражнение «Развертка предмета. Схематичный тоновой разбор предмета с учетом падающего света и воздушной перспективы».

Чтобы приступить к работе над 2 частью практической работы мы:

Повторим правила построения предметов, измерим пропорции предметов методом визирования.

Определим свет и тень предметов.

Выполним тоновой разбор предметов.

 

t1576049234aj.jpgt1576049234ak.jpgt1576049234al.jpg

3 часть - передача объёма предмета.

Закрепляем изученный материал. Работа с натуры. Передача объема предметов по средствам свето - теневой моделировки предметов.

 

t1576049234am.jpgt1576049234an.jpg 

5. Подведение итогов урока.

t1576049234ao.jpg Организуется выставка – просмотр выполненных работ, в ходе обсуждения которой предлагается выявить ребятам ошибки или наоборот достоинства, посмотрев на свои работы со стороны. Выбрать «самую аккуратно выполненную работу», «самую творческую», «самую грамотно выполненную». ​​​​​​​

Литература:

Барщ А.О. Рисунок в средней художественной школе. М.: Изд. Академии художеств СССР, 1963г.

Герчук Ю.Я. основы художественной грамоты. Язык и смысл изобразительного искусства: учеб. Пособие [Текст]/ Герчук.-М.: Учебная литература,1998 г.

Графика и живопись: учеб. пособие/ М.Т. Ломоносова.- М.: Астрель: АСТ, 2006г.

Жердеев Е.В. Художественное осмысление объекта дизайна, М 1993

Журнал Юный художник. - М., 1985-2006.

Левин В.А. «Воспитание творчества». М. 1979.

Неменский Б.М. Мудрость красоты: О проблемах эстетического воспитания. -М., 1987.

Салтыков А.Б. Избранные труды. - М., 1962.

Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе: учед. Пособие для ст-в педвузов [Текст]/ Сокольникова Н. М.- М. Издательский центр «Академия», 1999.

Учебник рисования для начинающих / Н.А.Терещенко.- Ростов-на-Дону: Владис; М.: РИПОЛ классик, 2014г.

Шубников А.В., Копцик В.А. Симмтерия в науке и искусстве. - М., 1988.

Щербаков В. С. « Изобразительное творчество», М. 1965.

Энциклопедически словарь юного художника [Текст]. – М. Педагогика, 1983.

Этюды об изобразительном искусстве [Текст]/ М. Алпатов и др.- М. Просвещение, 1994.

 

Опубликовано


Комментарии (8)

сменить сортировку Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.