Открытый урок по теме «Тон в живописи. Техника гризайль» (Изобразительное искусство, 10-12 лет)
Открытый урок по теме:
ТОН В ЖИВОПИСИ. ТЕХНИКА ГРИЗАЙЛЬ.
Преподаватель
высшей квалификационной категории
МБУ ДО «НДХШ»:
Целобанова Елена Владимировна
Новозыбков
Предлагаемая методическая рекомендация, по организации и проведению урока, разработана для изучения темы: «Тон в живописи. Техника гризайль», предназначена для преподавателей ДХШ и художественных отделений ДШИ реализующих дополнительные предпрофессиональные общеобразовательные программы в области изобразительного искусства «Живопись» и в области декоративно – прикладного искусства «Декоративно - прикладное творчество».
Учебный предмет: Живопись
(1 класс, дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области изобразительного искусства «Живопись» и дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области декоративно – прикладного искусства «Декоративно - прикладное творчество», возраст детей 10-12 лет).
Тема занятия: Тон в живописи. Техника гризайль.
Актуальность темы: Главной целью учебного предмета «Живопись» является формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать профессиональные образовательные программы в области изобразительного искусства в образовательных учреждениях, реализующих основные профессиональные образовательные программы в области изобразительного искусства.
Изучение Тона - это важная часть в обучении академическим дисциплинам. Тон - основа передачи объема предмета, только с помощью свето – теневой и тоновой раскладки на предмете можно добиться его объемного изображения.
Тип урока: комбинированный урок.
Методы обучения: объяснительно – иллюстративный, репродуктивный.
Цели:
- развивать свободу творческой деятельности детей;
- формирование личности ребенка, развитие его творческих способностей;
- выявление одаренных детей;
- способствовать расширению кругозора учащихся;
- способствовать развитию познавательного интереса у учащихся к изобразительной грамоте как науке, предмету и учению в целом;
- способствовать развитию у учащихся умений самостоятельно применять знания в различных ситуациях;
- организовать деятельность учащихся по воспитанию, осмыслению и первичному закреплению;
- продолжить воспитывать внимательность и дисциплинированность у учащихся;
- прививать любовь к искусству.
Задачи:
образовательная:
- продолжать знакомить детей с понятием тон в живописи, объем, гризайль.
-рассмотреть технические способы работы над ахроматической шкалой, исследование и изучение оттенков тона от серого до черного.
развивающая:
- развитие логического мышления, навыков работы с изоинструментами.
воспитательные:
-создать условия для повышения информационной культуры учащихся в области изо;
-формировать устойчивый интерес к предмету.
Оборудование:
Для учителя:
-Персональный компьютер для учителя,
-проектор,
-презентация “ Тон в живописи. Техника гризайль”.
Материалы для учащихся: гуашь, простой карандаш, кисти.
План урока:
1. Организационный момент.
2. Мотивация учебной деятельности. Актуализация знаний.
3. Изучение нового материала.
4. Закрепление новых знаний. Практическая работа.
5. Подведение итогов.
План – конспект урока.
Ход урока.
1. Организационный момент:
Взаимное приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку.
Объявление темы урока.
2. Мотивация учебной деятельности. Актуализация знаний
Цель занятия - это формирование знаний и практических умений о тоне в живописи, о технике гризайль. Сегодня наша задача на практике изучить технику гризайль, научиться видеть (на предметах) и выстраивать тональные отношения и изображать на плоскости объемные предметы.
3. Изучение нового материала.
Важное значение при передаче объема предмета играет тон.
Само слово ТОН (от. греческого) означает ЗВУЧАНИЕ. Если внимательно вглядеться в предметы, то мы можем видеть, что предметы состоят из нескольких частей (имеют разные плоскости), которые в свою очередь имеют разную плотность, т.е. тон. Если сделать тоновую карту предмета это будет выглядеть так:
А нализируя тоновую карту предмета, мы видим, что свет (не путать с бликом) светлее, чем полутень, рефлекс и собственная тень. То есть мы должны работать в рамках тоновой карты нашего предмета. Если у нас собственная тень темная, то мы и не должны выходить за рамки этого тона. Так же важно знать и закон воздушной перспективы. Ближняя к нам часть предмета будет активнее по тону и более четкой, чем части предмета удаляющиеся от нас.
Гризайль (фр. Grisaille от gris — серый) — вид живописи, выполняемой тональными градациями одного цвета, чаще всего серого. В гризайли учитывается только тон предмета, а цвет не имеет значения. Задача, которая решается техникой гризайль – это передача тональной градации предмета. В технике гризайль удобно разбирать форму предмета по свето – тени, «лепить» его объем.
4. Закрепление новых знаний. Практическая работа.
Практическая часть нашего урока будет состоять из трех частей.
часть – упражнение «Ахроматическая шкала».
Чтобы приступить к работе мы повторим правила компоновки предметов на листе и правильно распределим изображение на рабочей поверхности листа.
Ахроматическая шкала
Ахроматическая шкала. Исследование оттенков тона от серого до черного, выполнение тоновой растяжки..
Между черным и белым цветом существует множество оттенков серого. Их легко получить, смешивая черный с белым в разных пропорциях. Если к белому цвету добавлять понемногу черной краски, то выстраивается шкала. И чем больше оттенков серого мы получим, тем легче, постепеннее будет переход от белого к черному. Каждый следующий цвет будет отличаться от предыдущего по тону: от светлого к темному.
Оттенки серого звучат тихо, печально, нежно. И в этом тоже – своя красота, красота тонких оттенков, переходов одного тона в другой. Это уже другое настроение, другой образ.
2 часть – упражнение «Развертка предмета. Схематичный тоновой разбор предмета с учетом падающего света и воздушной перспективы».
Чтобы приступить к работе над 2 частью практической работы мы:
Повторим правила построения предметов, измерим пропорции предметов методом визирования.
Определим свет и тень предметов.
Выполним тоновой разбор предметов.
3 часть - передача объёма предмета.
Закрепляем изученный материал. Работа с натуры. Передача объема предметов по средствам свето - теневой моделировки предметов.
5. Подведение итогов урока.
Организуется выставка – просмотр выполненных работ, в ходе обсуждения которой предлагается выявить ребятам ошибки или наоборот достоинства, посмотрев на свои работы со стороны. Выбрать «самую аккуратно выполненную работу», «самую творческую», «самую грамотно выполненную».
Литература:
Барщ А.О. Рисунок в средней художественной школе. М.: Изд. Академии художеств СССР, 1963г.
Герчук Ю.Я. основы художественной грамоты. Язык и смысл изобразительного искусства: учеб. Пособие [Текст]/ Герчук.-М.: Учебная литература,1998 г.
Графика и живопись: учеб. пособие/ М.Т. Ломоносова.- М.: Астрель: АСТ, 2006г.
Жердеев Е.В. Художественное осмысление объекта дизайна, М 1993
Журнал Юный художник. - М., 1985-2006.
Левин В.А. «Воспитание творчества». М. 1979.
Неменский Б.М. Мудрость красоты: О проблемах эстетического воспитания. -М., 1987.
Салтыков А.Б. Избранные труды. - М., 1962.
Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе: учед. Пособие для ст-в педвузов [Текст]/ Сокольникова Н. М.- М. Издательский центр «Академия», 1999.
Учебник рисования для начинающих / Н.А.Терещенко.- Ростов-на-Дону: Владис; М.: РИПОЛ классик, 2014г.
Шубников А.В., Копцик В.А. Симмтерия в науке и искусстве. - М., 1988.
Щербаков В. С. « Изобразительное творчество», М. 1965.
Энциклопедически словарь юного художника [Текст]. – М. Педагогика, 1983.
Этюды об изобразительном искусстве [Текст]/ М. Алпатов и др.- М. Просвещение, 1994.
Володченкова Ольга Алексеевна
Целобанова Елена Владимировна
Татьяна Кайзер
Целобанова Елена Владимировна
Аладышева Татьяна Петровна
Целобанова Елена Владимировна
Целобанова Елена Владимировна
Поляков Александр Васильевич