Открытый урок по теме «Тон в живописи. Техника гризайль» (Изобразительное искусство, 10-12 лет)

10
8
Материал опубликован 11 December 2019

Открытый урок по теме:

ТОН В ЖИВОПИСИ. ТЕХНИКА ГРИЗАЙЛЬ.

 

 

Преподаватель

высшей квалификационной категории

МБУ ДО «НДХШ»:

Целобанова Елена Владимировна

 

Новозыбков

Предлагаемая методическая рекомендация, по организации и проведению урока, разработана для изучения темы: «Тон в живописи. Техника гризайль», предназначена для преподавателей ДХШ и художественных отделений ДШИ реализующих дополнительные предпрофессиональные общеобразовательные программы в области изобразительного искусства «Живопись» и в области декоративно – прикладного искусства «Декоративно - прикладное творчество».

Учебный предмет: Живопись

(1 класс, дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области изобразительного искусства «Живопись» и дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области декоративно – прикладного искусства «Декоративно - прикладное творчество», возраст детей 10-12 лет).

Тема занятия: Тон в живописи. Техника гризайль.

Актуальность темы: Главной целью учебного предмета «Живопись» является формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать профессиональные образовательные программы в области изобразительного искусства в образовательных учреждениях, реализующих основные профессиональные образовательные программы в области изобразительного искусства.

Изучение Тона - это важная часть в обучении академическим дисциплинам. Тон - основа передачи объема предмета, только с помощью свето – теневой и тоновой раскладки на предмете можно добиться его объемного изображения.

Тип урока: комбинированный урок.

Методы обучения: объяснительно – иллюстративный, репродуктивный.

Цели:

- развивать свободу творческой деятельности детей;

- формирование личности ребенка, развитие его творческих способностей;

- выявление одаренных детей;

- способствовать расширению кругозора учащихся;

- способствовать развитию познавательного интереса у учащихся к изобразительной грамоте как науке, предмету и учению в целом;

- способствовать развитию у учащихся умений самостоятельно применять знания в различных ситуациях;

- организовать деятельность учащихся по воспитанию, осмыслению и первичному закреплению;

- продолжить воспитывать внимательность и дисциплинированность у учащихся;

- прививать любовь к искусству.

Задачи:

образовательная:

- продолжать знакомить детей с понятием тон в живописи, объем, гризайль.

-рассмотреть технические способы работы над ахроматической шкалой, исследование и изучение оттенков тона от серого до черного.

развивающая:

- развитие логического мышления, навыков работы с изоинструментами.

воспитательные:

-создать условия для повышения информационной культуры учащихся в области изо;

-формировать устойчивый интерес к предмету.

Оборудование:

Для учителя:

-Персональный компьютер для учителя,

-проектор,

-презентация “ Тон в живописи. Техника гризайль”.

Материалы для учащихся: гуашь, простой карандаш, кисти.

План урока:

1. Организационный момент.

2. Мотивация учебной деятельности. Актуализация знаний.

3. Изучение нового материала.

4. Закрепление новых знаний. Практическая работа.

5. Подведение итогов.

План – конспект урока.

Ход урока.

1. Организационный момент:

Взаимное приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку.

Объявление темы урока.

2. Мотивация учебной деятельности. Актуализация знаний

Цель занятия - это формирование знаний и практических умений о тоне в живописи, о технике гризайль. Сегодня наша задача на практике изучить технику гризайль, научиться видеть (на предметах) и выстраивать тональные отношения и изображать на плоскости объемные предметы.

3. Изучение нового материала.

Важное значение при передаче объема предмета играет тон.

Само слово ТОН (от. греческого) означает ЗВУЧАНИЕ. Если внимательно вглядеться в предметы, то мы можем видеть, что предметы состоят из нескольких частей (имеют разные плоскости), которые в свою очередь имеют разную плотность, т.е. тон. Если сделать тоновую карту предмета это будет выглядеть так:

Аt1576049234aa.jpgt1576049234ab.jpg нализируя тоновую карту предмета, мы видим, что свет (не путать с бликом) светлее, чем полутень, рефлекс и собственная тень. То есть мы должны работать в рамках тоновой карты нашего предмета. Если у нас собственная тень темная, то мы и не должны выходить за рамки этого тона. Так же важно знать и закон воздушной перспективы. Ближняя к нам часть предмета будет активнее по тону и более четкой, чем части предмета удаляющиеся от нас.

Гризайль (фр. Grisaille от gris — серый) — вид живописи, выполняемой тональными градациями одного цвета, чаще всего серого. В гризайли учитывается только тон предмета, а цвет не имеет значения. Задача, которая решается техникой гризайль – это передача тональной градации предмета. В технике гризайль удобно разбирать форму предмета по свето – тени, «лепить» его объем.

4. Закрепление новых знаний. Практическая работа.

Практическая часть нашего урока будет состоять из трех частей.

часть – упражнение «Ахроматическая шкала».

Чтобы приступить к работе мы повторим правила компоновки предметов на листе и правильно распределим изображение на рабочей поверхности листа.

 

Ахроматическая шкала

t1576049234af.jpg

t1576049234ag.jpgt1576049234ah.jpgt1576049234ai.jpg

Ахроматическая шкала. Исследование оттенков тона от серого до черного, выполнение тоновой растяжки..

Между черным и белым цветом существует множество оттенков серого. Их легко получить, смешивая черный с белым в разных пропорциях. Если к белому цвету добавлять понемногу черной краски, то выстраивается шкала. И чем больше оттенков серого мы получим, тем легче, постепеннее будет переход от белого к черному. Каждый следующий цвет будет отличаться от предыдущего по тону: от светлого к темному.

Оттенки серого звучат тихо, печально, нежно. И в этом тоже – своя красота, красота тонких оттенков, переходов одного тона в другой. Это уже другое настроение, другой образ.

2 часть – упражнение «Развертка предмета. Схематичный тоновой разбор предмета с учетом падающего света и воздушной перспективы».

Чтобы приступить к работе над 2 частью практической работы мы:

Повторим правила построения предметов, измерим пропорции предметов методом визирования.

Определим свет и тень предметов.

Выполним тоновой разбор предметов.

 

t1576049234aj.jpgt1576049234ak.jpgt1576049234al.jpg

3 часть - передача объёма предмета.

Закрепляем изученный материал. Работа с натуры. Передача объема предметов по средствам свето - теневой моделировки предметов.

 

t1576049234am.jpgt1576049234an.jpg 

5. Подведение итогов урока.

t1576049234ao.jpg Организуется выставка – просмотр выполненных работ, в ходе обсуждения которой предлагается выявить ребятам ошибки или наоборот достоинства, посмотрев на свои работы со стороны. Выбрать «самую аккуратно выполненную работу», «самую творческую», «самую грамотно выполненную». ​​​​​​​

Литература:

Барщ А.О. Рисунок в средней художественной школе. М.: Изд. Академии художеств СССР, 1963г.

Герчук Ю.Я. основы художественной грамоты. Язык и смысл изобразительного искусства: учеб. Пособие [Текст]/ Герчук.-М.: Учебная литература,1998 г.

Графика и живопись: учеб. пособие/ М.Т. Ломоносова.- М.: Астрель: АСТ, 2006г.

Жердеев Е.В. Художественное осмысление объекта дизайна, М 1993

Журнал Юный художник. - М., 1985-2006.

Левин В.А. «Воспитание творчества». М. 1979.

Неменский Б.М. Мудрость красоты: О проблемах эстетического воспитания. -М., 1987.

Салтыков А.Б. Избранные труды. - М., 1962.

Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе: учед. Пособие для ст-в педвузов [Текст]/ Сокольникова Н. М.- М. Издательский центр «Академия», 1999.

Учебник рисования для начинающих / Н.А.Терещенко.- Ростов-на-Дону: Владис; М.: РИПОЛ классик, 2014г.

Шубников А.В., Копцик В.А. Симмтерия в науке и искусстве. - М., 1988.

Щербаков В. С. « Изобразительное творчество», М. 1965.

Энциклопедически словарь юного художника [Текст]. – М. Педагогика, 1983.

Этюды об изобразительном искусстве [Текст]/ М. Алпатов и др.- М. Просвещение, 1994.

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Интересный, познавательный урок! Спасибо!

11 December 2019

Ольга, благодарю!

16 December 2019

Спасибо огромное!

13 December 2019

Татьяна, спасибо!

16 December 2019

Очень интересно! Спасибо!

13 December 2019

Татьяна, спасибо!

16 December 2019

Коллеги, спасибо!

16 December 2019

Просто мечта..!

28 February 2020