12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Масальская Галина Владимировна45
Педагог живописи, рисунка и композиции в Детской художественной школе г. Волгограда.
Россия, Волгоградская обл., Волгоград

План-конспект

Мастер - класса

педагога дополнительного образования

Масальская Галина Владимировна

(курс «изобразительное искусство»)

Группа: 1 года обучения Образцовой ДХШ

Место: студия изобразительного искусства

Тема занятия: «Техника монотипия»

Тип занятия: комбинированное

Форма занятия: мастер - класс

Цель: Выполнить композицию «Моё настроение» в технике «монотипия» .

Задачи: Познакомить учащихся с техническими способами и приёмами техники «монотипия»

- научить использовать технические приёмы на практике;

- развивать способность к анализу, технические навыки, моторику руки, образное мышление, творческие способности обучающихся;

Ход занятия.

1. Подготовка к занятию, организация внимания.

Эмоциональному настрою учащихся способствует организованная среда мастерской печатной графики.

2. Постановка цели, выделение дидактических задач занятия.

Указать место данной темы в контексте тем дополнительной образовательной программы по композиции для Детской художественной школы «Монотипия как вид печатной графики»

- Здравствуйте! Сегодня у нас очень сложное, но интересное занятие. Мы с вами познакомимся с оригинальной техникой печатной графики, которая называется «монотипия». И постараемся выполнить композицию в данной технике.

Вопрос: Но прежде, давайте вспомним, что же такое печатная графика? Какие виды печатной графики вы знаете?

Ответ детей: В печатной графике изображение наносится с помощью специальных резцов на пластину какого-либо твёрдого материала: металла, дерева, линолеума, с которой рисунок печатается с помощью пресса и называется «эстампом». Существуют различные виды печатной графики: ксилография, линогравюра, офорт и др. Преимущество печатной графики в том, что изображение можно тиражировать.

3. Введение в тему.

Познакомить учащихся с историей и особенностями техники «монотипия» на примерах творческих работ из фонда Детской художественной школы.

 

- Сам термин «монотипия» состоит из двух греческих. «Monos» — один, «typos» — отпечаток.

Техника монотипии заключается в нанесении масляных или типографских красок от руки на идеально гладкую поверхность , в нашем случае – стекло, с последующим печатанием на бумаге с помощью специального пресса.

Оригинальность данной техники состоит в том, что полученный на бумаге оттиск всегда бывает единственным, уникальным.  В мире искусства монотипию считают способом свободы самовыражения. Монотипия - это своего рода проекция внутреннего мира. Эта графическая техника максимально пробуждает фантазию и интуитивное образное мышление.

Монотипия существует давно, более трехсот лет. Для произведений, выполненных в технике монотипии, характерны тонкость цветовых отношений, плавность и мягкость очертаний форм, что внешне сближает монотипию с акварелью. Техника монотипии известна с 17 в., однако распространение получила только с конца 19 в.  Среди наиболее известных мастеров: итальянец Джованни Кастильоне (1616-1670), француз Эдгар Дега (1834-1917), соединивший монотипию с темперой («Концерт в кафе "Амбасадор"»).

Монотипия - эффектная и интересная графическая техника с большими возможностями, простором для фантазии и творческого исследования.

Выполнять монотипии можно несколькими способами:

- Первый способ: многоцветное изображение наносится на стекло и делается один отпечаток;

- Второй способ: нанести краску валиком на стекло, положить лист на стекло, по листу нарисовать рисунок, используя штрих, пятно и линию. При этом все эти движения отпечатываются на листе.

- Третий способ: на три стекла наносится краска валиком, при этом каждое стекло окрашивается одним цветом. Лист с предварительно подготовленным рисунком накладывается на первое стекло (работа ведется от светлого к темному). Различными предметами прорисовываются детали предполагаемого цвета. Далее лист снимается и накладывается на следующее стекло более темного цвета. Прорисовываются детали данного предполагаемого цвета. Далее лист снова снимается и накладывается на самое темное по цвету стекло. Это обычно бывает черный или синий цвет. На этом стекле идет обобщение изображения и прорисовка рамки.

В процессе объяснения педагог демонстрирует работы из методического фонда выполненных в технике монотипия и репродукции знаменитых художников работающих в данной технике.

4. Практическая часть занятия.

Технологический план:

- Демонстрация педагогом основных этапов выполнения техники.

- Раскрытие графических и изобразительных возможностей и средств техники монотипия.

- Выполнение учащимися творческой композиции в данной технике.

-Что же должен учитывать художник, работая в данной технике? Прежде всего, то, что каждый мазок, нанесённый на стекло, его направление и движение обязательно отпечатается.

Поэтому, в зависимости от вашего замысла, а у нас с вами уже есть готовые эскизы по заданной теме, вы должны стараться правильно выбирать эти направления. Так же необходимо учитывать и толщину, слой наносимой краски. Если вы задумали передать какую-то лёгкость, воздушность в сюжете, то конечно слой краски должен быть более жидкими и напротив, если планируете показать, что-то более тяжёлое и глубокое, то конечно слой краски будет плотнее и насыщенней. Для разжижения краски мы, используем масло, так как краски у нас масляные.

Педагог показывает использование данных технических приёмов на примерах работ из методического фонда выполненных в технике монотипия.

 

- На примерах работ из нашего фонда мы с вами так же можем увидеть, как авторы композиций грамотно используют фон бумаги. Опять же, если по замыслу художника изображение должно быть более светлым, то здесь используется фон белого листа, местами даже не тронутого краской, но всё это, как я уже говорила, зависит от задачи поставленной перед собой художником.

Теперь, мне бы хотелось продемонстрировать на практике основные этапы работы над монотипией:

1.Рисунок наносится нейтральной краской, кистью, от руки на стекло (чаще всего охрой).

2.Далее наносится основные цветовые пятна в зависимости от вашего замысла (цвет должен быть сложным, не примитивным). Мазки наносятся продуманно и последовательно. И главное - не бояться работать масляными красками.

Педагог демонстрирует всё вышесказанное на практике.

 

-Теперь приступаем к выполнению своих композиций.

Учащиеся выполняют композиции в данной технике, взяв за основу натюрморт из живых цветов.

-Особое внимание, я бы хотела обратить на завершающий этап. Как мы с вами теперь уже знаем, «монотипия» - это графическая техника, а главным выразительным средством в графике что, у нас является? Конечно – линия. То и здесь завершающим и обобщающим этапом у нас будет являться линия. И тут, очень важно почувствовать, где линией надо подчеркнуть изображение и сделать её более насыщенной, а где она должна буквально уйти на «нет» и слиться с фоном и изображением. Именно обобщая, с помощью линии, художник может грамотно расставить акценты или напротив увести взгляд зрителя от того или иного момента. Очень важную роль так же играет рамка по периметру формата. Она так же, как и линия наносится тёмным цветом, тоном и выполняет обобщающую роль. И последнее – с помощью специального валика – пресса мы печатаем монотипию.

.

По ходу работы индивидуальная помощь и консультация педагога.

5. Подведение итогов занятия:

- Организация выставки выполненных работ.

- Краткий анализ выполненных работ.

- И так, работа закончена. Давайте проанализируем, как, мы справились с поставленными задачами, как использовали технические приёмы техники монотипия для выражения своего замысла.

Учащиеся высказывают свои впечатления о выполненных работах. Педагог дополняет своими комментариями.

Наглядные и дидактические материалы.

- Работы из методического фонда Детской художественной школы, выполненные в технике монотипия .

- Репродукции художников работающих в данной технике.

Оборудование.

Столы, стёкла, масляные краски, кисти щетина, масло для масляных красок, бумага, ветошь.

Использованная литература:

1.Н.М.Сокольникова «Изобразительное искусство. Основы композиции» Обнинск. Издательство «Титул»1996г.

2. Н.М.Сокольникова «Изобразительное искусство. Краткий словарь художественных терминов» Обнинск. Издательство «Титул»1996г.

3. http://tigelclub.ru/index.php?id=204

4. http://podg-kursy.ru/index.php/2012-06-28-06-00-25

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (2)

Степанова Елена Александровна, 10.04.18 в 11:46 1 Ответить Пожаловаться
Достойная работа! Спасибо!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.