Открытый урок по литературе «Знакомство со сказкой А.С. Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке"» (2 класс)

1
0
Материал опубликован 27 October 2015

 

Технологическая карта открытого урока

Учебный предмет: литературное чтение

Класс: 2 Д

Школа: МБОУ «СОШ №2»

Учитель: Саликова Кристина Сергеевна

УМК: « Школа России»

Тема урока

Знакомство со сказкой А.С.Пушкина «СКАЗКА О РЫБАКЕ И РЫБКЕ».

   

Цели урока

Задачи:

Формируемые УУД

Планируемые результаты

- знакомство обучающихся с творчеством А.С. Пушкина;

- обобщение знаний о сказках А.С. Пушкина;

- формирование у детей умение выразительно и вдумчиво читать сказки;

- расширение кругозора детей и обогащение их словарного запаса, обобщить изученный материал на уроках русского языка по теме «Лексика»

-продолжить знакомить учащихся со сказками и произведениями А.С.Пушкина.

-развивать умение выразительно читать произведение, передавая интонацией настроение;

-учить работать со «Сказкой о рыбаке и рыбке»;

-учить выделять главную мысль; обогащать словарный запас детей, развивать мышление, память, внимание.

-учиться читать произведения вслух.

-воспитывать доброту, милосердие;

Предметные:

воспринимать на слух текст в исполнении учителя и учащихся;

 осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами; понимать смысл заглавия произведения; анализировать характер героев.

Личностные:
уметь проводить самооценку 
успешности учебной деятельности.

Регулятивные:

уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; работать по коллективно составленному плану в парах и группах;  планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; учится высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;

Коммуникативные:

учиться формулировать связный ответ на поставленный вопрос; слушать и понимать речь других;  учиться умению совместно договариваться о правилах поведения и общения в паре, в группе и следовать им.

Познавательные:

Уметь ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях), в словаре;

находить  ответы на вопросы в тексте и иллюстрациях;

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

В результате изучения темы обучающиеся 

познакомятся со сказкой- как одним из видов литературного жанра;

- научатся:

принимать и сохранять учебную задачу;

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

оценивать правильность выполнения действий;

адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей.

основам смыслового восприятия художественных текстов, выделять существенную информацию из текстов;

осуществлять анализ произведений с выделением существенных и несущественных признаков.

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, владеть диалогической формой речи.

 

Основные понятия

Ветхая землянка, невод, забранила, простофиля, корыто.

Тип урока

урок открытия нового знания

Ресурсы

1.Учебник Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий « Литературное чтение»

2.Презентация к уроку.

3. Индивидуальные карточки.

4. Аудиозапись отрывка «Сказки о рыбаке и рыбке»

Ход урока.

1. Мотивация к учебной деятельности

Порядок на столе,

   Порядок в голове,

   Как всегда мы снова

   Начать урок готовы.

- Сегодня на уроке у нас гости. Давайте поприветствуем их. (Дети поворачиваются и молча приветствуют гостей)

-Повернитесь лицом   друг к  другу. Протяните руки вперед ладошками вверх,  пошлите  лучики добра, тепла, радости.  Улыбнитесь.

- Кто сегодня дежурный? Давайте проверим готовность к уроку.

Дежурный: Ножки на месте – на месте,

Руки на месте – на месте,

Локти на месте – на месте,

Спинка прямая – прямая.

Ну, тогда можно начать урок.

- Ребята, посмотрите на доску. Прочитайте сначала буквы написанные красным цветом, а потом синим цветом, и вы увидите какой у нас урок.

ЛИЧТЕРАТЕТУРННОИЕЕ

(ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ)

С каким настроением вы сегодня пришли на урок? Покажите (учащиеся поднимают смайлы). Пусть ваше настроение останется таким солнечным на протяжении всего урока.

2. Вступительная беседа.

/звучит аудиозапись из цикла «Времена года» П. И. Чайковского/

Ваш милый образ снится мне

С пером, бумагой, при луне.

Все Ваши строчки хороши,

Частичка Вашей в них души.

Стихи и сказки под пером

Ожили враз, и в каждый дом

Вошел прекрасный наш поэт,

Он гений в этом спору нет.

Как вы думаете, ребята, кому посвящены эти строки?

А почему вы так думаете?

Пушкин первый из русских поэтов заговорил простым народным языком. Этот язык в его стихах и сказках льется свободно и звонко, как прозрачный родник,

И мысли в голове волнуются в отваге,

И рифмы легкие навстречу им бегут,

И пальцы просятся к перу, перо - к бумаге,

Минута - и стихи свободно потекут.

Стихи Пушкина можно читать и слушать много раз, каждый раз наслаждаясь изяществом их языка. Таков был солнечный гений Пушкин. (портрет Пушкина)

3. Целеполагание

Сегодня мы продолжаем знакомство с чудесным, необыкновенным миром сказочных образов А. С. Пушкина.

Как вы считаете, что нам нужно делать на уроке, чтобы многому научиться?

Мы должны...

- Дети: ответы учащихся. Молодцы! /карточки вывешиваются надоску/

4.Актуализация знаний, постановка учебной задачи

Работа по развитию артикуляционного аппарата и речи учащихся.

А теперь посмотрите на доску?/ На доске изображение двери с замком/.

Сказка начинается,

Двери открываются.

Но на дверях висит замок. Для того, чтобы его открыть, необхо­димо обратиться к нему, используя вежливые слова. Наша речь при этом должна быть чистой, красивой, выразительной. А для этого давайте потренируем наш язычок.

Фонетическая зарядка. Р

- (Дети читают хором в полголоса)

Рыбке рак ни друг, ни враг

Рыбке вряд ли страшен рак.

Рыбке страшен червячок,

Что насажен на крючок.

- А теперь наш язычок готов произнести вежливые слова, чтобы открыть замочек.

-Дети: Уважаемый, замочек, откройся пожалуйста! и т . д .

-Молодцы! Двери открываются и встречает нас сказочная страна Лукоморье, созданная Пушкиным. Мы с вами изучали это произведение на уроке литературного чтения. Давайте вспомним, что такое "лукоморье" - это "морской залив". /ответы детей/

А в морском заливе нас ждут рыбки.

Эти рыбки-непростые

Постепенно возникая

Говорят они с тобой!

Числа все поставить надо

Друг за другом в четкий строй.

Ваша задача расставить карточки в порядке возрастания, чтобы узнать, что там зашифровали рыбки,

/Числа (Сказка) 15, (о) 30,(рыбаке) 36, (и) 50 ,(рыбке) 100

ученик ставит числа в порядке возрастания./

-Дети читают: "Сказка о рыбаке и рыбке" (звучит аудиозапись «Шум моря»)

- А теперь сядьте поудобнее, закройте глазки и подумайте о чем сегодня мы будем говорить на уроке, что нового узнаем, чему учиться? /ответы детей/

5. Открытие новых знаний

(звучат фанфары и мигает надпись «внимание!» на доске)

-Внимание! "Новости страны Читайка" несут интересную информацию, а представят нам их репортер класса Соколова Вероника:

Ученик-репортер: - Уважаемые слушатели, "Сказка о рыбаке и рыбке" была написана 14 октября 1833 г. Сюжет заимствован из сборника немецких сказок братьев Гримм. Только там чудесным помощником героя служит рыба камбала , которой был заколдованный принц, а в сказке Пушкина - это золотая рыбка.

Что нового вы узнали из этой информации?

Ответы детей: Сюжет взят из немецкой сказки, но сказка Пушкина получилась такой русской.

Кто воспитал в Пушкине народные чувства?

- 1 ученик:

Он няню мамой называл,

Он называл ее голубкой.

В уютной няниной избушке

И слушал, слушал няню Пушкин,

Катилась сказка как клубок.

- 2 ученик:

Смеялся Пушкин, говоря:

’’Какая прелесть эти сказки!"

А ночь текла к своей развязке,

За вьюгой брезжила заря.

-Молодцы. Ребята. Мне очень бы хотелось, чтобы вы любили сказки,так же как и А,С, Пушкин.

Электронная физминутка (Золотая рыбка)

- Спасибо! Ребята, а теперь давайте вспомним сказки Пушкина. Возьмите карточки красного, желтого и зеленого цвета в руки. /на электронной доске слайды с вопросом,где нужно найти один ответ/

1. Три девицы под окном

 Пряли поздно вечерком.   (« Сказка  о царе  Салтане»)

2.Нужен мне работник:

Повар, конюх и плотник

Где найти  такого

Служителя не слишком дорогого?   (« Сказка о попе и о работнике его Балде»)

3.Я ль на свете всех милее

Всех румяней и белее?  ( « Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»)

-Сказки вы знаете, но давайте познакомимся с новой сказкой великого сказочника А.С.Пушкина.

Прослушивание аудиозаписи 1 части сказки.

- Сядьте удобно, слушайте внимательно и постарайтесь запомнить не только отрывок из сказке, но и незнакомые слова, если они вам встретятся.

- Вы прослушали отрывок из сказки, что вы узнали? Кто герои сказки? Какие незнакомые слова вы услыхали? /ответы учащихся/

/на доску вывешиваются новые слова, а так же на слайдах появляется их толкование/

Ветхая землянка - дом, вырытый в земле, очень старый.

Невод - сеть рыболовная.

Пряла пряжу – скручивала волокна и делала нити.

Молвить – сказать.

Старче – старик.

Молодцы! Вы все хорошо поработали, а сейчас немножко отдохнём.

Физминутка «Рыбки»

Рыбки плавали, ныряли (волнообразные вертикальные движения ладошками)

И плескались на воде (волнообразные  горизонтальные движения ладошками)

      То сойдутся, разойдутся, ( горизонтальные сходящиеся и расходящиеся движения)

То зароются в песке.(приседают с  круговыми движениями ладоней)

Физминутка для глаз

Работа над 2 и 3 частью произведения стр.91-93

Мы продолжаем чтение сказки, а помогать мне будете вы, мои ученики. Будем читать по цепочке, а для этого нужно быть всем внимательными и следить за чтением товарища и постараемся запомнить незнакомые слова, если они нам встретятся при чтении.

Что сейчас вы узнали нового?

Какие новые слова вам встретились?

Найдите в Словарике учебника на стр214 значение этих слов. /ответы учащихся/

Простофиля – неумный человек, разиня.

Давайте ответим на вопрос №1 стр.100. Каким в сказке показан старик, а какой старуха? /ответы обучающихся/

-Поднимите свои красивые глазки на доску, прочитайте пословицу про себя.

-Как вы думаете, к какому из героев сказки она подходит? Почему?

Жадность - что река: чем дальше, тем шире.

6.Заключительный этап.

Итог урока.

- Пушкин писал: «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»»

-А какой урок мы возьмем из этой сказки?

-А еще, ребята, когда человек жадничает, он добра не видит, становится злобным. Жадный человек ничего не достигнет, он останется у разбитого корыта.

-Сейчас каждый из вас побудет рыбаком из сказки Пушкина и выловит свою рыбку с домашним заданием. /прохожу с аквариумом и каждый из учеников вылавливает рыбку с пословицами:

Лишнее пожелаешь - последнее потеряешь.

Бездонной кадки водою не наполнишь.

Поклон – что дуга; отказ – что шест./

- Молодцы. Рыбаки из вас отличные, а вот дома нужно будет прочитать еще раз отрывок из «Сказки о рыбаке и рыбке» АС Пушкина на стр.90-93 и на выбор: соотнести пословицу на рыбке с героем из сказки, найти слова в тексте подтверждающие пословицу или нарисовать рисунок к этой пословице.

Оценивание обучающихся.

- Ребята, а как называется сказка, с которой мы знакомились на уроке? Кто автор этой сказки? Достигли ли мы поставленных целей на уроке?

-Вы сегодня все молодцы, но я бы хотела отметить…./ раздаю портрет Пушкина, в виде монеты с отметкой 5, 4,3/

7 .Рефлексия.

Наш необычный и сказочный урок подходит к концу. Ребята, а с каким настроением вы заканчиваете урок? /смайлы/ Почему?

- Молодцы! Вы сегодня замечательно работали на уроке. Я довольна вами!

На этом наш урок окончен. Спасибо вам за урок и нашим гостям.

Пусть каждый день и каждый час

Вам нового добудет.

Пусть добрым будет ум у вас,

А сердце умным будет.

Вам от души желаю я.


 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа№2»

г.о.Ивантеевка Московской области

 

Открытый урок литературного чтения

 

Тема урока: «Знакомство со сказкой А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»
 

Подготовила: Саликова Кристина Сергеевна,

учитель начальных классов

Класс: 2 «Д»

Место проведения: МБОУ «СОШ№2», кабинет 303

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.