Открытый урок развития речи по русскому языку в 6 классе «Сочинение-рассуждение "В чём заключается ценность подарка?"»
Муниципальлное бюджетное общеобразовательное учреждение Лицей № 15 г. Химки Подготовила учитель русского языка и литературы: Бабенко Л.А.
2021-2022 учебный год Тема: Развитие речи. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения. Цели: обучающие: создать условия для успешной деятельности обучающихся по закреплению знаний по теме «Рассуждение», для развития у них речевой культуры, для формирования коммуникативной компетенции через групповую деятельность, повторить изученные стили речи и обучать распознавать разные типы речи, исходя из лексических, грамматических и композиционных признаков текстов данных типов речи; обобщить и расширить представление о таком типе речи, как рассуждение; подготовить к написанию сочинению-рассуждению рассматриваемого типа. развивающие : развитие владения нормами речи; развитие коммуникативных навыков учащихся; развитие умений рассуждать, подбирая необходимые аргументы; 3) воспитательные: воспитывать культуру речи учащихся и уважительное отношение к мнению окружающих. Задачи: создать условия для развития УУД: познавательных: анализировать, сравнивать, извлекать информацию из текста создавать сочинение-рассуждение ; регулятивных: формулировать цели, проблему и задачи урока, осуществлять самопроверку, оценивать степень успешности достижений цели и задач. коммуникативных: адекватно понимать информацию письменного сообщения, участвовать в диалоге, излагать свои мысли, аргументировать. личностных: осознание значимости получаемой учебной информации, стремление к речевому совершенствованию. Планируемые результаты: Предметные: иметь представление о сочинении- рассуждении, уметь применять алгоритм написания сочинения-рассуждения. Личностные: уметь проводить самооценку речевого совершенствования. Метапредметные: уметь формулировать цели, проблему и задачи урока, осуществлять самопроверку, оценивать степень успешности достижений цели и задач, участвовать в диалоге, излагать свои мысли, аргументировать. Тип урока: урок развития речи Организация пространства: фронтальная, групповая. Основные ресурсы: учебник, раздаточный материал, проектор, презентация с текстами разных стилей и типов и схемами строения разных типов речи. ХОД УРОКА: Организационный момент; Мотивация к учебной деятельности: Слово учителя. В жизни нередко возникают спорные ситуации, когда каждый считает правильным своё мнение; нередко по-разному оценивают поступки человека, иногда при этом высказываются прямо противоположные суждения. В этих случаях важно суметь доказать свою правоту (разумеется, если ты уверен, что прав). Сегодня мы будем учиться рассуждать, доказывать свою мысль. Одно дело – думать иначе, чем остальные, другое – убедить в своей правоте, отстоять своё мнение. Оказывается, и этому можно и нужно учиться. Подведение к формулировке темы урока. - Ребята, какой тип речи учит нас аргументировать свою точку зрения? (дети отвечают). Правильно, рассуждение. - А как называется вид работы, когда мы учимся рассуждать, доказывать свою точку зрения? Правильно, сочинение-рассуждение. - Какая тема нашего урока? (дети формулируют тему урока). Сочинение – рассуждение. Да, сегодня мы будем готовиться к написанию сочинения рассуждения. Давайте поставим цели и задачи урока. Формулировка целей и задач урока (ученики) Работа над темой урока. Объяснения учителя. Сегодня мы с вами будем готовиться писать сочинение – рассуждение, а вот о чём вы будете рассуждать, вам предстоит догадаться самим. Но для начала вспомним ещё раз что такое текст как речевое произведение; какие типы и стили речи вам известны, в какой сфере они употребляются, а также их характеристики. (ПРЕЗЕНТАЦИЯ «СТИЛИ И ТИПЫ РЕЧИ»). - Итак, презентация помогла нам вспомнить типы и стили речи. Сегодня работать мы будем в группах. Каждой группе я раздала карточки с текстом, давайте прочитаем его. Работа в группах: Заставка на экране «Два подарка» и знак «?» (проектор, см. приложение к уроку№ 2) КАРТОЧКА №1. ( один из учеников зачитывает классу текст).
Есть у меня внучка. Однажды она говорит: - У Веры в субботу день рождения. Они пригласила меня в гости. Нужно купить ей какой- нибудь подарок. Что бы ей подарить? Мама начала давать добрые советы, но тут в разговор вмешался я: - А у моих друзей в детстве был неписаный закон: в дни рождения дарить только то, что сделано своими руками. - Ну, знаешь, дедушка! В нашем классе скажут, что я жадная и что я плохая подруга, - сказала внучка. Беседа с учениками: - По какому поводу вышли разногласия между дедушкой и внучкой? - Кто из них, по-вашему, прав: внучка или дедушка? Как видите, у нас возник спор. Чтобы разрешить данную ситуацию, вы сейчас поработаете в группах адвокатами, оцените все «за» и «против». Адвокаты первой группы будут искать доказательства, что прав дедушка. Адвокаты второй группы будут искать доказательства, что права внучка. Адвокаты третьей группы приведут аргументы и попробуют доказать, что не правы оба героя.
Пока вы готовите аргументы и доказательства, у доски 2 учащихся выполнят индивидуальное задание. Вспомним морфемный, морфологический, словообразовательный, виды разбора (работа у доски). Выполнить морфемный разбор слова ПОДАРОК. Выполнить морфологический разбор слова ПОДАРОК. Я выбрал очень хороший подарок для своей мамы. Образовать прилагательное от слова ПОДАРОК, указать способ образования. Образовать глагол от слова ПОДАРОК, указать способ образования. Итак, ребята, слово предоставляется адвокатам группы №1, 2, 3 ( зачитывают аргументы, доказательства). Обсуждение, подведение итогов. Каждый подарок имеет свою ценность, главное, чтобы он был от души. Проверка разборов (на доске). Ответы учащихся, которые выполняли индивидуальные задания. А сейчас приступим к обсуждению структуры сочинения-рассуждения, которое вы будете писать дома. Как можно начать такое сочинение? Если предмет спора ясен, можно начать с формулировки тезиса, то есть с ответа на поставленный вопрос: прав тот-то. Высказывая определённую точку зрения, желательно пользоваться выражениями типа: Я думаю (считаю), что… Я убеждён (уверен), что… По-моему… Если говорящий не уверен в том, что он во всём прав, или не хочет казаться резким, категоричным в споре, он скажет: мне кажется (думается), что… Затем – во второй части сочинения – надо привести доказательства, аргументы, а в конце сделать вывод. О чём можно в нём написать? Можно ещё раз подчеркнуть тот тезис, который доказывался, например: «Таким образом (итак, значит), я считаю, что в этом споре прав (права)…» Можно написать о том, чему научило вас обсуждение этой спорной ситуации, какие выводы вы для себя сделали. Запись материалов к предстоящему сочинению. 1. Я думаю (считаю, полагаю), что… По-моему, прав… Я убеждён (уверен), что… Я не могу согласиться с тем, что… Мне кажется (думается), что… 2. Могу сказать (возразить), что… Сам себе противоречит… Во-первых, … Во-вторых, … В- третьих, … 3. Хочется подчеркнуть (сказать ещё раз)… Итак… Таким образом… Следовательно… Я понял, что… Подведение итогов урока. Рефлексия.
- Ребята, подумайте, что означает пословица «НЕ ДОРОГ ПОДАРОК, ДОРОГА ЛЮБОВЬ»? - Что нового вы сегодня узнали на уроке? - Какие выводы сделали для себя?
Домашнее задание: написать сочинение-рассуждение «В чем заключается ценность подарка?»
Приложение № 1. Раздаточный материал. Подарок. Существительное (что?), обозначает предмет. Н.ф. – подарок Пост: нариц., неодуш., м.р., 2 скл., Непост: ед.ч., В.П. Роль в предложении – дополнение (что?) подарок. Подарок – подарочный – суффиксальный способ образования. План морфологического разбора существительного. 1. Существительное I. Часть речи. Общее значение. II. Морфологические признаки: Начальная форма (в именительном падеже единственного числа), Постоянные признаки: собственное или нарицательное, одушевлённое или неодушевлённое, род, склонение (1, 2 или 3). Непостоянные признаки: падеж, число. III. Синтаксическая роль. Примеры: Автомобили(3) образовали гигантскую пробку. Автомобили. 1. Автомобили – сущ. (что?). Обозначает предмет. 2. Н.ф. – автомобиль. Пост.: нарицательное, неодушевлённое, мужского рода, 2 склонения. Непост.: множественное число, Им.п. 3. Роль в предложении – подлежащее: образовали (кто? что?) автомобили. КАРТОЧКА №1. Есть у меня внучка. Однажды она говорит: - У Веры в субботу день рождения. Они пригласила меня в гости. Нужно купить ей какой- нибудь подарок. Что бы ей подарить? Мама начала давать добрые советы, но тут в разговор вмешался я: - А у моих друзей в детстве был неписаный закон: в дни рождения дарить только то, что сделано своими руками. - Ну, знаешь, дедушка! В нашем классе скажут, что я жадная и что я плохая подруга, - сказала внучка. 7. Беседа с учениками: - По какому поводу вышли разногласия между дедушкой и внучкой? - Кто из них, по-вашему, прав: внучка или дедушка?
Приложение № 2.
Заставка на экране (проектор)
Купить в магазине Сделать своими руками ?
|