12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Бабенко Любовь Александровна48
Россия, Московская обл., Химки
4

Открытый урок развития речи по русскому языку в 6 классе. Сочинение-рассуждение "В чем заключается ценность подарка?"


Муниципальлное бюджетное общеобразовательное учреждение Лицей № 15 г. Химки











t1697977328aa.gif



Подготовила учитель

русского языка и литературы:

Бабенко Л.А.

t1697977328ab.jpg









2021-2022 учебный год




Тема: Развитие речи. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения.

 Цели:  

обучающие:

создать условия для успешной деятельности обучающихся по закреплению знаний по теме «Рассуждение», для развития у них речевой культуры,  для формирования коммуникативной компетенции через групповую деятельность,

повторить изученные стили речи и обучать распознавать разные типы речи, исходя из лексических, грамматических и композиционных признаков текстов данных типов речи;

обобщить и расширить представление о таком типе речи, как рассуждение;

подготовить к написанию сочинению-рассуждению рассматриваемого типа.

развивающие :

развитие владения нормами речи;

развитие коммуникативных навыков учащихся;

развитие умений рассуждать, подбирая необходимые аргументы;

3) воспитательные:

воспитывать культуру речи учащихся и уважительное отношение к мнению окружающих.

Задачи: создать условия для развития УУД:

познавательных: анализировать, сравнивать, извлекать информацию из текста создавать сочинение-рассуждение ;

регулятивных: формулировать цели, проблему и задачи урока, осуществлять самопроверку, оценивать степень успешности достижений цели и задач.

коммуникативных: адекватно понимать информацию письменного сообщения, участвовать в диалоге, излагать свои мысли, аргументировать.

личностных:  осознание значимости получаемой  учебной информации, стремление к речевому совершенствованию.

Планируемые результаты:

Предметные: иметь представление о сочинении- рассуждении, уметь применять алгоритм написания сочинения-рассуждения.

Личностные: уметь проводить самооценку речевого совершенствования.

Метапредметные: уметь формулировать цели, проблему и задачи урока, осуществлять самопроверку, оценивать степень успешности достижений цели и задач, участвовать в диалоге, излагать свои мысли, аргументировать.

Тип урока: урок развития речи

Организация пространства: фронтальная, групповая.

Основные ресурсы: учебник, раздаточный материал, проектор, презентация с текстами разных стилей и типов и схемами строения разных типов речи.


ХОД УРОКА:

Организационный момент;

Мотивация к учебной деятельности:

Слово учителя. В жизни нередко возникают спорные ситуации, когда каждый считает

правильным своё мнение; нередко по-разному оценивают поступки человека, иногда при этом

высказываются прямо противоположные суждения. В этих случаях важно суметь доказать свою

правоту (разумеется, если ты уверен, что прав). Сегодня мы будем учиться рассуждать,

доказывать свою мысль. Одно дело – думать иначе, чем остальные, другое – убедить в своей

правоте, отстоять своё мнение. Оказывается, и этому можно и нужно учиться.

Подведение к формулировке темы урока.

- Ребята, какой тип речи учит нас аргументировать свою точку зрения? (дети отвечают). Правильно, рассуждение.

- А как называется вид работы, когда мы учимся рассуждать, доказывать свою точку зрения?

Правильно, сочинение-рассуждение.

- Какая тема нашего урока? (дети формулируют тему урока). Сочинение – рассуждение.

Да, сегодня мы будем готовиться к написанию сочинения рассуждения. Давайте поставим цели и задачи урока.

Формулировка целей и задач урока (ученики)

Работа над темой урока. Объяснения учителя.


Сегодня мы с вами будем готовиться писать сочинение – рассуждение, а вот о чём вы будете

рассуждать, вам предстоит догадаться самим. Но для начала вспомним ещё раз что такое текст как речевое произведение; какие типы и стили речи вам известны, в какой сфере они употребляются, а также их характеристики. (ПРЕЗЕНТАЦИЯ «СТИЛИ И ТИПЫ РЕЧИ»).

- Итак, презентация помогла нам вспомнить типы и стили речи.

Сегодня работать мы будем в группах.

Каждой группе я раздала карточки с текстом, давайте прочитаем его.

Работа в группах:

Заставка на экране «Два подарка» и знак «?» (проектор, см. приложение к уроку№ 2)


КАРТОЧКА №1. ( один из учеников зачитывает классу текст).

Есть у меня внучка. Однажды она говорит:

- У Веры в субботу день рождения. Они пригласила меня в гости. Нужно купить ей какой-

нибудь подарок. Что бы ей подарить?

Мама начала давать добрые советы, но тут в разговор вмешался я:

- А у моих друзей в детстве был неписаный закон: в дни рождения дарить только то, что

сделано своими руками.

- Ну, знаешь, дедушка! В нашем классе скажут, что я жадная и что я плохая подруга, - сказала внучка.


Беседа с учениками:

- По какому поводу вышли разногласия между дедушкой и внучкой?

- Кто из них, по-вашему, прав: внучка или дедушка?

Как видите, у нас возник спор. Чтобы разрешить данную ситуацию, вы сейчас поработаете в группах адвокатами, оцените все «за» и «против».

Адвокаты первой группы будут искать доказательства, что прав дедушка.

Адвокаты второй группы будут искать доказательства, что права внучка.

Адвокаты третьей группы приведут аргументы и попробуют доказать, что не правы оба героя.


КАРТОЧКА №2.

1. Докажите, что прав дедушка.

Предполагаемые обоснования, доказательства:

1. Подарок, купленный на деньги родителей, - это не мой подарок, а их.

2. Я ничего не умею делать, значит, тогда я ничего не смогу подарить.

3. Надо знать вкусы того человека, которому собираешься преподнести подарок, ведь самое

главное – чтобы ему было приятно, а деньги в конце концов можно и заработать.

В своих работах вы можете воспользоваться высказываниями великих людей для

подтверждения собственной мысли. Вот некоторые из них:

Выбранный с любовью подарок узнается сразу по стремлению угадать вкус адресата, по

оригинальности замысла, по самой манере преподносить подарок. (А.Моруа)

Каждый подарок, даже самый маленький, становится великим даром, если ты вручаешь его с любовью. (Д.Уолкот)



КАРТОЧКА №3.

Не согласен ни с тем, ни с другим.

Предполагаемые обоснования, доказательства:

1. Подарок, купленный на деньги родителей, - это не мой подарок, а их.

2. Я ничего не умею делать, значит, тогда я ничего не смогу подарить.

3. Надо знать вкусы того человека, которому собираешься преподнести подарок, ведь самое

главное – чтобы ему было приятно, а деньги в конце концов можно и заработать.

В своих работах вы можете воспользоваться высказываниями великих людей для

подтверждения собственной мысли. Вот некоторые из них:

Ценность подарка определяется скорее его уместностью, нежели ценой. (Ч.Уорнер).

То, как вы дарите, самих подарков стоит. (П. Корнель)



КАРТОЧКА №4.

1. Докажите, что права внучка.

Предполагаемые обоснования, доказательства:

1. Подарок, купленный на деньги родителей, - это не мой подарок, а их.

2. Я ничего не умею делать, значит, тогда я ничего не смогу подарить.

3. Надо знать вкусы того человека, которому собираешься преподнести подарок, ведь самое

главное – чтобы ему было приятно, а деньги в конце концов можно и заработать.

В своих работах вы можете воспользоваться высказываниями великих людей для

подтверждения собственной мысли. Вот некоторые из них:


Три вещи составляют достоинство подарка: чувство, уместность и способ преподнесения. (Соммери)

Дарите исподволь - и цену дар удвоит:




Пока вы готовите аргументы и доказательства, у доски 2 учащихся выполнят индивидуальное задание. Вспомним морфемный, морфологический, словообразовательный,

виды разбора (работа у доски).

Выполнить морфемный разбор слова ПОДАРОК.

Выполнить морфологический разбор слова ПОДАРОК.

Я выбрал очень хороший подарок для своей мамы.

Образовать прилагательное от слова ПОДАРОК, указать способ образования.

Образовать глагол от слова ПОДАРОК, указать способ образования.


Итак, ребята, слово предоставляется адвокатам группы №1, 2, 3 ( зачитывают аргументы, доказательства). Обсуждение, подведение итогов. Каждый подарок имеет свою ценность, главное, чтобы он был от души.

Проверка разборов (на доске). Ответы учащихся, которые выполняли индивидуальные задания.

А сейчас приступим к обсуждению структуры сочинения-рассуждения, которое вы будете писать дома.

Как можно начать такое сочинение?

Если предмет спора ясен, можно начать с формулировки тезиса, то есть с ответа на

поставленный вопрос: прав тот-то.

Высказывая определённую точку зрения, желательно пользоваться выражениями типа: Я думаю (считаю), что… Я убеждён (уверен), что… По-моему…

Если говорящий не уверен в том, что он во всём прав, или не хочет казаться резким, категоричным в споре, он скажет: мне кажется (думается), что…

Затем – во второй части сочинения – надо привести доказательства, аргументы, а в конце сделать вывод. О чём можно в нём написать? Можно ещё раз подчеркнуть тот тезис, который доказывался, например: «Таким образом (итак, значит), я считаю, что в этом споре прав

(права)…» Можно написать о том, чему научило вас обсуждение этой спорной ситуации, какие

выводы вы для себя сделали.

Запись материалов к предстоящему сочинению.

1. Я думаю (считаю, полагаю), что… По-моему, прав… Я убеждён (уверен), что… Я не могу согласиться с тем, что… Мне кажется (думается), что…

2. Могу сказать (возразить), что… Сам себе противоречит… Во-первых, … Во-вторых, … В-

третьих, …

3. Хочется подчеркнуть (сказать ещё раз)… Итак… Таким образом… Следовательно… Я понял,

что…

Подведение итогов урока. Рефлексия.

- Ребята, подумайте, что означает пословица «НЕ ДОРОГ ПОДАРОК, ДОРОГА ЛЮБОВЬ»?

- Что нового вы сегодня узнали на уроке?

- Какие выводы сделали для себя?

Домашнее задание: написать сочинение-рассуждение «В чем заключается ценность подарка?»



        




































Приложение № 1. Раздаточный материал.


Подарок.

Существительное (что?), обозначает предмет.

Н.ф. – подарок

Пост: нариц., неодуш., м.р., 2 скл.,

Непост: ед.ч., В.П.

Роль в предложении – дополнение (что?) подарок.


Подарок – подарочный – суффиксальный способ образования.



План морфологического разбора существительного.


1. Существительное

I. Часть речи. Общее значение.

II. Морфологические признаки:

Начальная форма (в именительном падеже единственного числа),

Постоянные признаки: собственное или нарицательное, одушевлённое или неодушевлённое, род, склонение (1, 2 или 3).

Непостоянные признаки: падеж, число.

III. Синтаксическая роль.


Примеры:

Автомобили(3) образовали гигантскую пробку.

Автомобили.

1. Автомобили – сущ. (что?). Обозначает предмет.

2. Н.ф. – автомобиль.

Пост.: нарицательное, неодушевлённое, мужского рода, 2 склонения.

Непост.: множественное число, Им.п.

3. Роль в предложении – подлежащее: образовали (кто? что?) автомобили.


КАРТОЧКА №1.

Есть у меня внучка. Однажды она говорит:

- У Веры в субботу день рождения. Они пригласила меня в гости. Нужно купить ей какой-

нибудь подарок. Что бы ей подарить?

Мама начала давать добрые советы, но тут в разговор вмешался я:

- А у моих друзей в детстве был неписаный закон: в дни рождения дарить только то, что

сделано своими руками.

- Ну, знаешь, дедушка! В нашем классе скажут, что я жадная и что я плохая подруга, - сказала внучка.

7. Беседа с учениками:

- По какому поводу вышли разногласия между дедушкой и внучкой?

- Кто из них, по-вашему, прав: внучка или дедушка?


КАРТОЧКА №2.

1. Докажите, что прав дедушка.

Предполагаемые обоснования, доказательства:

1. Подарок, купленный на деньги родителей, - это не мой подарок, а их.

2. Я ничего не умею делать, значит, тогда я ничего не смогу подарить.

3. Надо знать вкусы того человека, которому собираешься преподнести подарок, ведь самое

главное – чтобы ему было приятно, а деньги в конце концов можно и заработать.

В своих работах вы можете воспользоваться высказываниями великих людей для

подтверждения собственной мысли. Вот некоторые из них:

Выбранный с любовью подарок узнается сразу по стремлению угадать вкус адресата, по

оригинальности замысла, по самой манере преподносить подарок. (А.Моруа)

Каждый подарок, даже самый маленький, становится великим даром, если ты вручаешь его с любовью. (Д.Уолкот)



КАРТОЧКА №3.

Не согласен ни с тем, ни с другим.

Предполагаемые обоснования, доказательства:

1. Подарок, купленный на деньги родителей, - это не мой подарок, а их.

2. Я ничего не умею делать, значит, тогда я ничего не смогу подарить.

3. Надо знать вкусы того человека, которому собираешься преподнести подарок, ведь самое

главное – чтобы ему было приятно, а деньги в конце концов можно и заработать.

В своих работах вы можете воспользоваться высказываниями великих людей для

подтверждения собственной мысли. Вот некоторые из них:

Ценность подарка определяется скорее его уместностью, нежели ценой. (Ч.Уорнер).

То, как вы дарите, самих подарков стоит. (П. Корнель)



КАРТОЧКА №4.

1. Докажите, что права внучка.

Предполагаемые обоснования, доказательства:

1. Подарок, купленный на деньги родителей, - это не мой подарок, а их.

2. Я ничего не умею делать, значит, тогда я ничего не смогу подарить.

3. Надо знать вкусы того человека, которому собираешься преподнести подарок, ведь самое

главное – чтобы ему было приятно, а деньги в конце концов можно и заработать.

В своих работах вы можете воспользоваться высказываниями великих людей для

подтверждения собственной мысли. Вот некоторые из них:


Три вещи составляют достоинство подарка: чувство, уместность и способ преподнесения. (Соммери)

Дарите исподволь - и цену дар удвоит:



Приложение № 2.


Заставка на экране (проектор)

Купить в магазине Сделать своими руками


t1697977328ab.jpg? t1697977328ab.jpg













 


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.