Открытый урок русского языка на тему: «Различение падежей» (3 класс)
Открытый урок русского языка
на тему: «Различение падежей»
Цели: отрабатывать умения обучающихся определять падежи имён существительных;
Задачи: развивать орфографическую зоркость, навыки грамотного письма, логическое мышление, связную речь, фонетический слух; воспитывать любовь к русскому языку, уважение друг к другу.
Материальное обеспечение: учебники «Русский язык» (М. Л. Каленчук, Н. А. Чуракова, Т. А. Байкова) 3 класс (1 – 2 части), печатные тетради для самостоятельной работы (Т. А. Байкова) №1, карточки с заданиями для работы в группе, сигнальные карточки, интерактивная доска.
Ход урока:
1.Организационный момент.
2.Минутка чистописания.
- Откройте и правильно положите тетради. (Открывают тетради, повторяют правила посадки и положение тетради при письме.)
- Выполните упражнения по чистописанию.
(Выполняют упражнения по чистописанию в тетрадях, анализируют написанное.)
3. Сообщение темы урока
- Назовите тему урока, цель урока.
4. Работа по теме урока:
а) фронтальная работа.
- Что такое падежи? (Изменение одного и того же слова по команде вопросов называются его падежами.)
- Давайте поиграем в игру, которая называется «Знаешь ли ты падежи?». Я буду говорить названия падежей. Если я правильно называю, вы будете поднимать карточку зелёного цвета, а если нет – карточку красного цвета:
- дополнительный, винительный, трудительный, творительный, родительский, родительный, дачный, дательный, допросительный, именительный, попросительный, предложный, толковый.
(Дети работают с сигнальными карточками: правильное название падежа – зелёный сигнал, неправильное название – красный сигнал.)
- Так сколько же падежей в русском языке? ( Шесть.)
- Послушайте стихотворение:
У слова есть шесть падежей
Шесть верных маленьких пажей.
Они проходят чередой,
За слово в бой готов любой!
- Соедините названия падежей и падежные вопросы.
На доске записаны падежи и их вопросы.
- Как определить падеж имени существительного?
Задайте падежный вопрос и определите падеж.
Образец: Писать (в чём?) в тетради
Плыть (_____________) по реке
Расти (_______________) на опушке
Уколоть (_______________) палец
Кормить (_______________) льва
Работать (_______________) учителем
Приехать (_______________) в деревню
б) Работа по учебнику с. 102, упр. 91
- Прочитайте задание. (Спишите текст, подчеркни разные формы одного и того же слова. Определи падеж.)
- Прочитайте текст. Найдите разные формы одного и того же слова.
Списывать будем по предложениям. Прочитайте первое предложение. Какое слово подчеркнём? Определите падеж.
5. Фикультминутка.
6. Работа по теме урока (продолжение)
в) Работа в печатной тетради (в паре)
С. 69 упр. 74
- Прочитайте задание.
- Найдите выделенное слово.
- Открой словарь происхождения слов на букву … . Найди существительное, которое образовалось от этого слова, и запиши его рядом.
- Задание выполняете по вариантам. 1 вариант первые 3 предложения, 2 вариант остальные 3 предложения. (Спиши. Подчеркни разные формы слова правда. Укажи падеж.)
Дети выполняют задание в печатных тетрадях. Взаимопроверка по доске.
г) Работа в группах
Мы сейчас поиграем. Игра называется «Кто первый?» Играем группами. Каждая группа получает карточку с именами существительными в разных падежах. Выигрывает тот, кто первый найдёт 3 имени существительного в одном и том же падеже.
1 набор: по дороге, по тропинке, к бабушке, на полянке, о грибочке, в дороге, из чащи, от радости, с помощью,
2 набор: у яблони, для земляники, на груше, об урожае, из малины в деревне, по ягоде, к сирени, под вишней.
7. Итог урока, выставление оценок.
- Давайте с вами вспомним, что делали сегодня на уроке?
- Что понравилось больше всего?
- Какое задание особенно понравилось выполнять?
- Мне очень понравилось, как сегодня работали на уроке ребята…
8. Домашнее задание.
- Печатная тетрадь №1, с. 71 упр.76.