12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Светлана19

Урок русского языка в 3 –м классе по теме:
«Падеж имен существительных» по программе «Начальная школа 21 века»

Цели:

Способствовать развитию монологической речи, памяти и творческих способностей, умения проводить взаимопроверку и самопроверку. Содействовать положительной мотивации учебной деятельности, осознанию обучающимися ценности изучаемого предмета, темы, привитию у воспитанников чувства любви и интереса к языку, способствовать укреплению и сохранению здоровья обучающихся….

В результате освоения темы планируется развитие УУД:

Личностных: сохранять мотивацию к учебе, ориентироваться на понимание причин успеха в учебе, проявлять интерес к новому учебному материалу, развивать способность к самооценке.

Регулятивных: принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия, планировать свои действия, осуществлять итоговый и пошаговый контроль, адекватно воспринимать оценку учителя, вносить коррективы в действия, выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.

Познавательных: осуществлять поиск нужной информации, использовать знаки, символы, модели, схемы, высказывания в устной и письменной форме, ориентироваться на разные способы решения задач, владеть основами смыслового чтения текста, анализировать объекты, выделять главное, осуществлять синтез (целое из части), проводить сравнение, классификацию по разным критериям, устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения об объекте, обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку).

Коммуникативных: допускать существование различных точек зрения, учитывать разные мнения, формулировать собственное мнение и позицию в высказываниях, задавать вопросы по существу, контролировать действия партнера, использовать речь для регуляции своего действия, владеть монологической и диалогической формой речи.

Ресурсы:

- основные : учебник ,рабочая тетрадь

- дополнительные: тетрадь, компьютер, мультимедийный проектор, презентация, …... Электронное приложение….. , , таблица…», КАРТОЧКИ …..

Ход урока

1.Организационный момент

-Здравствуйте.Садитесь.

II. Актуализация знаний.

Мотивация к учебной деятельности.

-Сегодняшний урок мне хочется начать со стихотворения (Звучит музыка, слайды, чит. Стих) СЛАЙД 2

Сыпет с неба белый пушок, 
И скрипит под ногами снежок, 
Санки быстрые с горки летят,  СЛАЙД 3
Елки в белом наряде стоят.  СЛАЙД 4

Снова правит хозяйка-зима, СЛАЙД 5
Серебром посыпает сама 
Крыши, улицы, лес и нас всех СЛАЙД 6
Под ребячий, заливистый смех.

-О каком времени года шла речь, какое сейчас время года?(О зиме) СЛАЙД 7

Сегодня на уроке мы поговорим с вами о зиме и не только…

На экране слово Зима.

-Какой частью речи является слово зима? (сущ)

-Что знаете об имени существительном? (Обозначает предмет, ……. и т. д.)

-Каким членом предложения может являться имя существительное? От чего это зависит? -нам предстоит выяснить на уроке.

2.Словарная работа. СЛАЙД 8

-Молодцы! Выполним словарную работу. Я буду загадывать загадки о зиме, а вы отгадки запишите себе в тетрадь. Комментировать будет тот, кто первым отгадает загадку.

5) Назовите-ка, ребятки,
Месяц в этой вот загадке:
Дни его – всех дней короче,
Всех ночей длиннее ночи.
До весны легли снега.
Только месяц наш пройдет,
Мы встречаем Новый год. (Декабрь)

3) Щиплет уши, щиплет нос,
Лезет в валенки мороз.
Брызнешь воду – упадет.
Не вода уже. А лед.
Даже птице не летится,
От мороза стынет птица.
Повернуло солнце к лету.
Что, скажи за месяц это? (Январь)

2) После брата Января служить очередь моя.
Помогают мне два друга: Снежная метель и вьюга (февраль)

- В какой сказке встречали таких персонажей? («Двенадцать месяцев» С. Я. Маршак)

1) У избы побывал –
Все окно разрисовал,
У реки погостил –
Во всю реку мост мостил. (Мороз) СЛАЙД 9

- В какой сказке Мороз предстает как живой человек? (рус-нар сказка Морозко, Мороз Иванович, Мороз Красный нос, Два Мороза…)

4) Не снег и не лед,
А серебром деревья уберет. (Иней) ЩЕЛЧОК МЫШКИ

6)Дождались зимы друзья; по реке бегут, скользя.
Лед срезают, как ножи, выполняя виражи.(коньки). ЩЕЛЧОК МЫШКИ

Вопросы:

-Поставьте эти слова в родительный падеж , используя предлоги родительного падежа. СЛАЙД10

Посмотрите на доску(ЩЕЛЧОК МЫШКИ), какие еще могут быть сочетания предлогов со словами ?(от мороза, без мороза, с января, до января, с февраля, до февраля, без инея, от инея, с декабря, до декабря, без коньков, с коньками, у коньков, для коньков). А теперь попробуйте составить предложение, используя сочетание с января.

III Постановка проблемы, ее решение.

Решение проблемной задачи.

Деревья в лесу сверкают от инея.

Год начинается с января. СЛАЙД 11

Выполните разбор предложения.

-Найдите грамматическую основу предл. ЩЕЛЧОК МЫШКИ

Давайте определим каким членом предложения будет являтся им сущ С января.

Что для этого надо сделать?

- Найти в предложении слово, к которому относится имя сущ-е . ЩЕЛЧОК МЫШКИ (начинается с января.)

-Задать вопрос.(2 пункт алгоритма) ЩЕЛЧОК МЫШКИ

Каким членом предложения является сущ . с января у …., у …? ( дополнением, обстоятельством).

-Какой вывод можно сделать? ( к слову можно задать разные вопросы)

-Давайте рассмотрим эти вопросы..

-Какой вопрос является падежным?* ( с чего?) ЩЕЛЧОК МЫШКИ –с января , значит, существительное какого падежа ?( Р.п.)

- Какой вопрос мы задали как к члену предложения?* ЩЕЛЧОК МЫШКИ (когда)

Значит, в предложении слово с января будет являться (обстоятельством).

*падежный вопрос *синтаксический вопрос

↓ ↙↘

кого? чего? какие? какая? какое? где? откуда?

↓ ↓ ↓

дополнение определение обстоятельство

Посмотрите какой алгоритм у нас получился?

IVПостановка цели и задач урока. СЛАЙД 12

Цель: Определить каким членом предложения являются существительные в Р. П.

-Значит, чему мы сегодня будем учиться на уроке?

ЗАДАЧИ:

1. учиться задавать и различать падежные вопросы и вопросы как к членам предложения

2. научиться определять, какими членами предложения они могут являться.

-А зачем нам это нужно?( Чтобы не совершать ошибок).


 

VI. Первичное закрепление.

Работа с учебником

Уч. стр. 22 упр.1

Вопросы и задания:

– Спишите сочетания слов, ставя слова в скобках в нужную форму.

– Выделите окончания у этих слов и определите падеж.

–Подумайте, какими членами предложения были бы эти слова, падеж которых определен.

-Ребята, будьте внимательны: помним, что к слову можно поставить падежный вопрос и вопрос как к члену предложения. (СЛАЙД 11 назад)

-Давайте послушаем Ирину:

«Я,выполняя это задание, определила, что существительные стоят в Р. п., так как вопрос к ним – чего? в предложении являлись бы дополнением, так как вопрос – чего?»

-А что скажет нам Алина?

« Я тоже, выполняя это задание, определила падеж этих слов как Р. п., но вопросы поставила какая? и где? Какая? тень – от сосны, в предложении является определением. Где стоять? у елки – обстоятельство.»

– Кто из девочек прав?

-Вывод: Падежный вопрос к слову и вопрос к этому слову как к члену предложения не всегда совпадают. СЛАЙД 13

- V. Физминутка.

Рано утром в парк ходили (ходьба на месте),

Там снеговика лепили (махи руками),

А потом с горы катились (волнообразные движения руками),

Веселились и резвились (прыжки).

В Таню кинули снежком (произвольные движения),

В Вову кинули снежком,

В Мишу кинули снежком -

Получился снежный ком!

Холодно гулять зимой (киваем головой)-

Побежим скорей домой (возвращаемся на места)!


 

Закрепление новых правил.

1. Упражнение в различении падежного и синтаксического вопроса к слову.

1) Работа с текстом.( коллективная у доски)

-Перед вами текст. Прочтите его.

-О чём этот текст? О каком времени года в нем говорится?

-Озаглавьте и спишите его себе в тетрадь. А теперь попробуем определить, в каком падеже стоят выделенные слова, какими членами предложения они являются.

….

На земле лежал толстый покров снега. Узкая тропинка вилась до чащи. Пушистый ковёр из снежных хлопьев покрыл её. Цепочка следов тянулась около опушки.

-Какими членами предложения могут быть слова, которые стоят в Р.п.? (дополнением, определением, обстоятельством).

Алгоритм СЛАЙД 14

падежный вопрос синтаксический вопрос

↓ ↙↘

кого? чего? какие? какая? какое? где? откуда?

↓ ↓ ↓

дополнение определение обстоятельство

Работа с учебником.стр.24 упр.4

Прочитайте задание. Что нам надо сделать? (Выписать предложения в тетрадь и подчеркнуть выделенные слова как члены предложения).

1 вариант выписывает слова под № 1.

2 вариант выписывает слова под № 2.

Вывод:

Почему предложения, состоящие из одинаковых слов, имеют разный смысл.

( Слово друг стоит в разных падежных формах:

В 1 предл.-подарок-чей?-друга( Р.п. определ.)

Во 2 предл.-подарок-кому?-другу(Д.п.дополн.)

VII.Включение в систему знаний и повторение.

1.А сей час я предлагаю поиграть в игру , которая называется «Много-мало»

Я называю слово в единственном числе, а вы образуете от него множественное число.

Варежка- санки-

Лед- снежинки-

Горка- сосульки

Каток- коньки-

Снег- - морозы


 

иней- забавы

А какие вы знаете зимние забавы?

Сейчас я предлагаю вам вспомнить фразеологизмы. Что это такое?

Я зачитываю предложение, а вы вспомните подходящий по смыслу фразеологизм.

1. Мчаться с горы- сломя голову, во весь дух

2От дома до катка (очень близко)- рукой подать

3. Замёрз от сильного холода или от дрожи- зуб на зуб не попадает.

4. На коньках я себя чувствую хорошо- как рыба в воде.

5. Упав с горы, я рыдал как? (в 3 ручья)

6 .Вчера выпал первый снег. Я была счастлива (на 7 небе от счастья)

7.Петя сломал снеговика и остался безнаказанным. Что о таких людях говорят? Вышел сухим из воды.

Проверка.

VIII.Рефлексия.

-Вернёмся к цели нашего урока. Достигли мы её?

-Как определить, каким членом предложения может являться имя существительное? (обратимся ещё раз к алгоритму)

-Что можете сказать о своей работе на уроке? -Я работал активно, я все правильно выполнил, мне было трудно, но я справился;

У кого все получилось, прикрепите снежинку на свою тетрадь

Кому было сложно, но вы справились с заданиями на уроке, прикрепите капельку

Кому и сейчас эта тема не до конца понятна, прикрепите облачко

IX. Оценивание (с комментариями). Домашнее задание:(разноуровневое-на выбор)

уч.стр.23 у.2 или 3 (по выбору)

Уч пис без Ош. С. 48 № 107* выучить предлоги родительного падежа

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.