Открытый урок по русскому языку «Творительный падеж имён существительных» (3 класс)
Открытый урок по русскому языку в 3 «б» классе по теме: «Творительный падеж имён существительных»
Цель: Познакомить с особенностями творительного падежа, его основными значениями: вопросами, предлогами. Формировать умение сознательно употреблять в речи существительные в творительном падеже, совершенствовать умения определять изученные падежи имён существительных, отрабатывать умения писать слова с изученными орфограммами.
Оборудование: Таблица (падежи, вопросы + вспомогательные слова, карточки для парной работы, карточки для групповой работы, слайды 1-8).
Ход урока
1. Организация класса
2. Чистописание: Тт товарищ тишь тетрадь труд
3. Учитель: Ребята! Какую тему мы сейчас изучаем по русскому языку? (Падежи)
Сколько падежей вы знаете? Для чего нужны они?
Сегодня на уроке мы продолжим углублять знания о падежах. Тему нашего урока, т.е. с каким падежом мы будем знакомиться, вы скажите сами. Наш урок начнём с орфографической разминки.
1-й слайд
Пейза…, р…сунок, алма…, …льбом, доро…ка, б…рёза, обл…ко, е…кий, т…пор, яг…да, жемчу…, г…рой, …прель.
( На какие две группы можно разделить данные слова, запишите их в два столбика и выделите карандашом в столбиках первые буквы слов)
2-й слайд
пейзаж рисунок
алмаз альбом
дорожка берёза
едкий облако
жемчуг топор
ягода
герой
апрель
Объясните значение слов: пейзаж, едкий.
Учитель: Какие слова получились?
Дети: падеж – работяга
Учитель: Значит, с каким падежом мы познакомимся? Как вы думаете, почему его так назвали?
3-й слайд
Учитель: Беру слово – работяга. С какими словами ассоциируется это слово? О каком падеже идет речь? Какой это падеж?
работяга
труд
работа
творить
трудолюб
труженик
трудяга
трудолюбивый
прилежный
старательный
усидчивый
трудоголик
работа бьёт ключом
Работа с фразеологизмом «работа бьёт ключом»
Дети: Творительный
Стихотворение о падеже.
Творительный падеж
Чтоб от всех не отставать,
Слыть сообразительным,
Надо всё теперь понять
В падеже ТВОРИТЕЛЬНОМ.
. Вот решился я… творить!
Карандаш, бумагу взял
И пейзаж нарисовал.
Я – художник, я – творец!
Ух, какой я молодец!
Учитель: На какие вопросы отвечают существительные в творительном падеже?
4-й слайд
Мы делали подвесную кормушку для птиц. Из фанеры пилкой вырезали детали. Дощечки зачистили напильником. Дети повесили кормушку под окнами. Вечером над кормушкой закружились синицы.
Учитель: Ребята! Как можно озаглавить текст. А как вы помогаете птицам зимой? Почему птицам нужно помогать? Что страшнее для птиц зимой? (голод или холод)
Дети: отвечают
В 1-ом, 4-ом, 5 –ом предложениях подчеркнуть главные члены предложения.
Учитель: Из текста выписываем существительные в творительном падеже.
5-й слайд (Проверка)
Вырезали (чем?) пилкой (Т.п.)
Зачистили (чем?) напильником (Т.п.)
Повесила (под чем? где?) под окнами (Т.п.)
Закружились (над чем? где?) над кормушкой (Т.п.)
Закружились (чем? когда?) вечером (Т.п.)
Наблюдение над окончаниями существительных в творительном падеже.
Учитель диктует слова, дети записывают их в Т.падеже
Работа в парах
Зима – зим...., земля – земл.., снег – снег..., ветер – ветр..., серебро – серебр..., гребень – гребн..., полоса – полос.., луна – лун..., цепь – цеп....
6-й слайд
Творительный падеж
Вопросы | Вспомогательные слова | Предлоги | Окончания |
кем? | восхищаюсь | над, за | -ой, -ом |
чем? | горжусь | под, перед | -ей, -ем |
любую | с, со, между | -ью |
Работа с учебником с. 86 правило.
С. 87 упр. 72
Работа по учебнику тренировочный тест
Физкультминутка.
Снегири летят, крыльями машут,
Проснувшись над водой, качают головой.
Прямо и гордо умеют держаться,
Тихо, бесшумно на ветке садятся.
Групповая работа.
Определите падеж имён существительных.
1-я группа.
Пословицы
Март с водой, апрель с травой
Не спеши языком, торопись делом
Пишут не пером, а умом
Мы сильны дружбой
2-я группа
Фразеологизмы
Не заманишь калачом
Кривить душой
Показать товар лицом
Не по зубам
3-я группа
Предложения
Около изгороди раздаётся свист птички
С первым снегом птичка появляется у жилья человека
Стайка снегирей обсыпала вершину дерева
4-я группа
Словосочетания
Растёт на дереве, сидит за партой, спрятались от холода, подарил товарищу, поставил на стол, мечтаю о походе, выследил волка.
7-й слайд. Проверка групповой работы.
Работа по тетради Т.п. с. 59 упр. 60
8-й слайд
Учите русский год за годом
С душой, с усердием, с умом!
Вас ждёт великая награда,
И та награда – в нём самом.
Итоговый тест
Итог урока
Чему учились на уроке? Подумайте, где в повседневной жизни мы сможем применить полученные знания.
Самооценка.
Чтоб от всех не отставать,
Слыть сообразительным
Надо всё теперь понять
В падеже творительном
Творительный падеж
Вопросы | Вспомогательные слова | Предлоги | Окончания |
Творительный падеж
Вопросы | Вспомогательные слова | Предлоги | Окончания |
Творительный падеж
Вопросы | Вспомогательные слова | Предлоги | Окончания |
Творительный падеж
Вопросы | Вспомогательные слова | Предлоги | Окончания |
Творительный падеж
Вопросы | Вспомогательные слова | Предлоги | Окончания |
Творительный падеж
Вопросы | Вспомогательные слова | Предлоги | Окончания |
падеж | вопрос | Вспомогательное слово |
голод | окон чание |
| ||||
падеж | вопрос | Вспомогательное слово |
зим | окон чание |
а | ||||
падеж | вопрос | Вспомогательное слово |
горк | окон чание |
а | ||||
падеж | вопрос | Вспомогательное слово |
холод | окончание |
| ||||
Оценивание своей работы | отметка |
Урок понравился, я справился со всеми заданиями |
|
Задания были не такие уж лёгкие; мне было трудно, но я справился – стоять смирно. |
|
Задания на уроке оказались слишком трудные; мне нужна помощь |
|
Количество баллов заработанных в тесте | |
Общая отметка за урок |
|
Оценивание своей работы | отметка |
Урок понравился, я справился со всеми заданиям |
|
Задания были не такие уж лёгкие; мне было трудно, но я справился – стоять смирно. |
|
Задания на уроке оказались слишком трудные; мне нужна помощь |
|
Количество баллов заработанных в тесте | |
Общая отметка за урок |
|
Оценивание своей работы | отметка |
Урок понравился, я справился со всеми заданиями |
|
Задания были не такие уж лёгкие; мне было трудно, но я справился – стоять смирно. |
|
Задания на уроке оказались слишком трудные; мне нужна помощь |
|
Количество баллов заработанных в тесте | |
Общая отметка за урок |
|
1-я группа.
Пословицы
1.Март с водой, апрель с травой
2.Не спеши языком, торопись делом
3.Пишут не пером, а умом
4.Мы сильны дружбой
2-я группа
Фразеологизмы
1.Не заманишь калачом
2.Кривить душой
3.Показать товар лицом
4.Не по зубам
3-я группа
Предложения
1.Около изгороди раздаётся свист птички
2.С первым снегом птичка появляется у жилья человека
3.Стайка снегирей обсыпала вершину дерева
4-я группа
Словосочетания
Растёт на дереве, сидит за партой, спрятались от холода, подарил товарищу, поставил на стол, мечтаю о походе, выследил волка.
5-я группа.
Пословицы
1. Март с водой, апрель с травой
2. Не спеши языком, торопись делом
3. Пишут не пером, а умом
4. Мы сильны дружбой
6-я группа
Фразеологизмы
1. Не заманишь калачом
2. Кривить душой
3. Показать товар лицом
4. Не по зубам
7-я группа
Предложения
1. Около изгороди раздаётся свист птички
2. С первым снегом птичка появляется у жилья человека
3. Стайка снегирей обсыпала вершину дерева
8-я группа
Словосочетания
Растёт на дереве, сидит за партой, спрятались от холода, подарил товарищу, поставил на стол, мечтаю о походе, выследил волка.