Урок русского языка в 3 классе на тему «Имя существительное. Творительный падеж»
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ. ТВОРИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ
Педагогическая |
Способствовать развитию умения распознавать творительный падеж, в котором употреблено имя существи-тельное, по падежному вопросу и предлогу |
Тип урока |
Развитие знаний и способов действий / решение учебной задачи |
Планируемые |
Осваивают первоначальные научные представления о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании , морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи |
Личностные |
Владеют навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умением не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций |
Универсальные учебные действия |
Познавательные: общеучебные – ориентируются на разнообразие способов решения задач; логические – Регулятивные: осуществляют контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. Коммуникативные: умеют контролировать действия партнера |
Основное содержание темы, понятия |
Имя существительное. Творительный падеж. Вопросы: кем? чем? Предлоги: с, со, перед, под, над, за, между. Окончания имен существительных в творительном падеже. Составление предложений. Сравнение |
Образовательные |
Учебник, с. 52–53. Таблица «Падежи имен существительных» |
ХОД УРОКА
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
Iэтап: организа-ционный
|
Давайте улыбнемся друг другу. И от этих улыбок мы будем добрее, веселее. И с удовольствием будем работать на уроке. Ноги – на месте. Руки – на месте. Локти у края. А спина прямая? Значит, все готовы с удовольствием работать на уроке?
Ребята, каким бы вы хотели видеть наш урок? А что для этого требуется?
Молодцы ребята, я желаю вам успехов на уроке.
|
Проверяют готовность к уроку. Дети высказывают свои предположения. Быть внимательными, активными, хорошо отвечать Да |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
IIэтап: |
Ребята! Над какой темой мы работали на предыдущих уроках? Какие падежи мы уже изучили? Я напоминаю вам ребята, что мы работаем над проектом «Падежи» . Сегодня мы продолжим работу над ним. Ребята, прочитайте слова. к д…кабрю, через мес…ц, до января, по м…розу, про ф…вр…ль, из с…р…бра, ин…ем (Слайд) – Какие слова записаны на доске? На какую тему все эти слова? Р.п. Д.п. В.п. до января к д…кабрю через мес…ц из с…р…бра по м…р…зу про ф…враль – Как вы определяли падежи имен существительных? – Сколько падежей в русском языке? – Какие? –(Слайд) |
Дети читают слова – Из словаря Дети предлагают сгруппировать по орфограммам, по падежам Дети записывают слова По вопросами предлогам 6 Р.п, Д.п., В.п. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
IVэтап:постановка цели и задач урока Создание проблемной ситуации, в результате которой обучающиеся самостоятельно выдвинут цель и задачи урока. |
– А какое слово мы не смогли записать в столбики? – Почему? – Значит, какова тема нашего урока? – Значит, какие задачи мы поставим перед собой? |
Инеем Еще не изучали Т.п. – Узнатьо Т.п.. – Вопросы, предлоги, окончания. – Какие предлоги у Т.п., какие окончания надо писать у существительных в Т.п. Дети высказывают свои предположения. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
V этап: работа по теме урока в группах организация подготовки и мотивации к изучению материала, необходимого для «открытия нового знания»; выявление затруднения в деятельности каждого обучающего ся. |
Для этого мы с вами проведем самостоятельно исследование существительных в Т.п.
Результаты исследований поместите на фигуры, которые лежат у вас на столах Работа в группах 1 группа проведет 1 исследование, 2 группа – 2 исследование, 3 группа – 3 исследование, 4 группа – 4 исследование, Задание для 1-й группы: – Определите падежные вопросы существительных в Т.п.: Мы делали подвесную кормушку для птиц. Из фанеры (…?) пилкой вырезали детали. Дощечки зачистили (…?) напильником. Оля с (…?) Надей повесили кормушку под окнами. Задание для 2-й группы: – Выделите окончание выделенных существительных Окончания существительных в Т.п. Жарким днём лесной тропой Звери шли на водопой. За мамой – слонихой топал слонёнок. За мамой – лисицей крался лисёнок. За мамой – ежихой катился ежонок. За мамой – медведицей шёл медвежонок. Задание для 3-й группы: – Выделите окончание у существительных
Рядом с домом, гордиться званием, вышить крестиком, быть учителем, с радостью, говорить с матерью. Задание для 4-й группы: – Найдите предлоги у существительных в творительном падеже и выпишите их Пировал с друзьями. Пришел за сестрой, Растёт перед дворцом. Чахнет над златом. Лежит под столом. Прошел между соснами. Задание для 5-й группы: – Разберите по членам предложений предложения и скажите, каким членом предложения являются существительные в Т.п.: Засыпаны снегом осины и берёзки. Кусты, деревья опушились блестящим инеем. Отчет о проделанной работе – Каждая группа отчитывается о проделанной работе, заполняя фигуры
|
Рассматривают таблицу Работают в группах
1 группа Чем? Кем? 2 группа с, за, под, между, перед 3 группа второстепенный член предложения |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
Физминутка |
Рано утром в парк ходили (ходьба на месте), Там снеговика лепили (махи руками), А потом с горы катились (волнообразные движения руками), Веселились и резвились (прыжки). В Таню кинули снежком (произвольные движения), В Вову кинули снежком, В Мишу кинули снежком - Получился снежный ком! Холодно гулять зимой (киваем головой)- Побежим скорей домой (возвращаемся на места)! |
Дети выполняют движения, имитирующие действия текста |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
VI этап: первичное усвоение новых знаний работа с учебником Новое знание обучающиеся получают в результате работы в паре |
А теперь давайте проверим правильно ли мы с вами выполнили наше исследование. Откройте учебник на странице 53 и прочитаем правило. Работа по учебнику страница 52 по упр.94 |
Учащиеся открывают учебники и читают правило. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
VII этап: Включение нового знания в систему знаний; повторение и закрепление ранее изученного. |
Дифференцированная работа 1вариант Спиши словосочетания, поставив существительное в нужном падеже. Определи падеж имен существительных. Следить ( игра ), смеяться ( обезьянка ), говорить (друг), наградить (грамота), встретиться (товарищ) 2вариант Полил цветы (вода). Шелестит ветер (бумага). Шёл просёлочной (дорога). Небо затянуло (туча). Шёл просёлочной (дорога). Небо затянуло (туча). Крот живёт под (земля). Крот живёт под (земля). 3вариант Составьте рассказ по опорным словам Выделить окончание у сущ в Т.п. Земля, снегом, ребята, с (салазки), на (горка), за ( дети), собака Жучка, с (радость), с ( гора).
Давайте выполним еще одно задание-тест . Надо определить, в каких словосочетаниях существительное употреблено в творительном падеже? 1. Определите падеж имени существительного «около дома» а) Р.п б) Д.п. в) Т.п. 2. «Занёс его ветер в чужой огород». В этом предложении выделенное слово стоит в форме… а) И.п. б) Д.п. в) В.п. 3. Найти в предложении имя существительное в Т.п. и подчеркнуть его. «Птичьи стайки ещё кружат над полем и ловят насекомых.» 4. Имена существительные в форме Т.п. отвечают на вопросы… а) кого? чего? б) кому? чему? в) кем? чем? По окончанию работы по щелчку мыши открывается ключ к тесту Ответы:1-а; 2-в; 3- «над полем»; 4-в. Сидящие за первой партой на каждом ряду получают карточку. На первой строчке находите существительное в творительном падеже, его подчеркиваете и передаете карточку назад, ученику сидящему за вами, этот ученик находит слово в творительном падеже на второй строчке, его тоже подчеркивает и т.д. Последний ученик обводит первые буквы в каждом слове 1 ) на земле, без ручки, с малышом; 2) За огородом папа посадил берёзку. 3) лесом, в городе, у дороги; 4) Мальчик нашёл гриб под осиной. 5) тетради, домом, по тропинке; 6) Между елями пробежал ёжик. 7) без друга, к избушке, циркулем. Какое слово получилось? Задание выполнено правильно. Падежи определять умеете |
Дети читают текст упражнения и называют существительные в Т.п., окончания, предлоги. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
VIII этап: Итог урока |
– Послушайте стихотворение Творительный падеж. Как хорошо звучит Творительный падеж! Сквозь вьюгу, снегопад, Февральские метели От сердца к сердцу Долетели трели Твори! Твори! Твори! – Об особенностях какого падежа говорили? – Что узнали об этом падеже? – По каким грамматическим признакам мы можем отличить существительные в творительном падеже? – Как определить падеж существительных? -Положите таблички-проекты над которыми мы работаем Сейчас мы будем вносить результат в своих исследованиях. Будьте внимательны. |
Дети слушают стихотворение. – Творительный падеж Д: вопросы, вспомогательное слово, предлоги, окончание. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
IX этап: рефлексия Осознание обучающими-ся своей учебной деятельности; самооценка результатов своей деятельности и всего класса. |
– Что вы нового и интересного узнали на уроке? – За что бы вам хотелось себя похвалить? – Оцените свою работу на уроке при помощи карточек, поставив знак + рядом с подходящими тебе выражениями: внимательно слушал активно работал рассуждал правильно отвечал проявлял старание красиво писал усвоил тему урока не понял особенности имен существительных в творительном падеже не смогу определить существительное в творительном падеже не запомнил предлоги творительного падежа |
Дети отвечают на вопросы. Учащиеся заполняют карточки, показывают учителю и объясняют, почему они поставили знак «+» рядом с тем или иным выражением. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
IX этап: задание на дом |
С.53 упр96 |
Дети записывают задание на дом. |
Карине Рафаеловна