Открытый урок русского языка. Повторение по теме «Односоставные предложения» в 8 классе

3
2
Материал опубликован 3 January в группе

Пояснительная записка к презентации

Открытый урок русского языка. Повторение по теме «Односоставные предложения» в 8 классе

Планируемые результаты:

Предметные:

формирование прочных знаний об особенностях односоставных предложений

формирование практического навыка умения находить односоставные предложения в тексте и определять их вид;

Метапредметные:

умение находить односоставные предложения в тексте и определять их вид;

умение учащихся осуществлять причинно-следственные связи при анализе предложений и текста;

умения самостоятельно определять тему и цель своей работы;

умение оценивать и анализировать собственную деятельность с позиции полученных результатов.

Оборудование урока:

компьютер

таблица

Тип урока:

Повторение.

Формы организации деятельности:

работа в группах

самостоятельная работа

индивидуальная

учебный диалог

фронтальная

Форма урока: урок-путешествие

Ход урока



I. Орг.момент

II Целеполагание

Слово учителя:

- Здравствуйте, дети! Урок сегодня не совсем обычный, а в присутствии гостей. Поприветствуем их, пожелаем удачи друг другу и начнём урок.

А начать его я хочу с отрывка из замечательного стихотворения великого русского поэта, но книги с текстом под рукой не оказалось. Ребята, помогите мне его вспомнить. Оно идеально подходит к теме сегодняшнего урока. Там были слова… Подсказки (утро, зима, Пушкин)

Учащиеся должны выяснить, о каком стихотворении идёт речь. Учитель даёт некоторые подсказки, подводя к нужному ответу: “Зимнее утро”

Мороз и солнце; день чудесный!

Ещё ты дремлешь, друг прелестный – Пора, красавица, проснись!

Открой сомкнуты негой взоры Навстречу северной Авроры, Звездою севера явись!

-Прекрасные стихи. За окном мы видим великолепный зимний день.

-Как выдумаете, почему эти стихи я сегодня решила вспомнить? (здесь даны односоставные предложения)

Каким настроением проникнуто стихотворение?

(чувством радости, счастья, автор прямо утверждает «День чудесный»)


Ребята, когда мы рассматриваем полотно живописи, то понимаем, что художник для изображения действительности использует определённые средства, например, краски. А чем пользуется поэт? (Поэт использует только слова, но в этих словах всё и краски, и звуки, и чувства).

Кто мне поможет сформулировать тему урока? Повторение по теме «Односоставные предложения».

Какие задачи мы поставим перед собой?

Будем учиться строить односоставные предложения, отрабатывать навыки употребления их в речи, оценивать выразительную сторону односоставных предложений; развивать творческие способности, монологическую речь.

И сегодня мы отправимся в страну односоставных предложений, на нашем пути – много разных станций, на которых мы должны будем демонстрировать свои знания.

Итак, мы отправляемся в увлекательное путешествие !

III Работа по теме урока а) Станция «Словарная»

- Объясните мне значение слов: нега и Аврора.


Нега блаженство, приятное состояние.


Северная Аврора богиня утренней зари у древних римлян.


-Молодцы. Отправляемся дальше.


б) Станция Орфоэпическая


- Послушайте внимательно стихотворение Феликса Давидовича Кривина.

Не зная орфоэпии

Во всем великолепии,

Не ощутишь ее волшебных чар. Жизнь кажется кошмаром,

Когда одним ударом

Не то, что нужно, ставят под удар.


Возил не шОфер, а шофЁр Не фАрфор, а фарфОр.

Был оглашен не прИговор — Судебный приговОр.

Ушел шофер на многие Не лЕта, а летА,

И дверь за ним не зАперта Была, а запертА.


Ошибка в ударении

Граничит с преступлением


- Необходимо расставить ударение. Баловать, каталог, сливовый, жалюзи, брала, торты, звонишь, красивее, квартал, водопровод



Следующая станция «Терминологическая»


Давайте вместе вспомним, какие типы односоставных предложений существуют.


Задание: прочитать стихотворение, определить вид односоставных предложений

           А) Вечер. Взморье. Вздохи ветра.

           Величавый возглас волн.

           Близко буря. В берег бьется

           Чуждый чарам черный челн.

                                                          К. Д. Бальмонт.

(Назывные предложения позволяют в лаконичной форме дать большую информацию. Автор в нескольких словах сообщает о месте, времени действия и о состоянии погоды. Назывные предложения создают особую экспрессивность текста: романтичность, таинственность, напряженность.)

Б) Шёпот, робкое дыханье,

Трели соловья,

Серебро и колыханье

Сонного ручья,

Свет ночной, ночные тени,

Тени без конца,

Ряд волшебных изменений

Милого лица,

В дымных тучках пурпур розы,

Отблеск янтаря,

И лобзания, и слезы,

И заря, и заря!

А.Фет

(Стихотворение состоит только из назывных предложений, которые рисуют картину прекрасного летнего вечера, наполненного мягкими звуками и красками.)

         В) Предчувствую Тебя. Года проходят мимо –

         Всё в облике одном предчувствую Тебя.

         Весь горизонт в огне – и ясен нестерпимо,

         И молча жду, - тоскуя и любя. (А.Блок)

(Определенно - личные предложения позволяют лирическому герою ясно лаконично рассказать о своем внутреннем состоянии.)

Г) За что – то меня упрекают

И в чем – то согласны со мной:

Так исповедь льется немая

Беседы блаженнейшей той. (А.А.Ахматова)

(Неопределенно – личные предложения не указывают на деятеля, а нам понятно. Главное – само действие, заключенное в глаголах 3 лица мн. числа. Акцент сосредоточен на действии.)

                                   Д) Умом Россию не понять.

                                   Аршином общим не измерить:

                                   У ней особенная стать –

                                   В Россию можно только верить. (Ф.И.Тютчев)

(Безличные предложения. Их употребление вполне объяснимо: чтобы показать особое отношение поэта к России, её необычность и таинственность.)





г) Станция «Умные вопросы»


Задание «Умные вопросы». Проверка знаний теоретического материала. Отвечая на них, вы поднимаете правую руку «ДА» или левую руку «НЕТ».


«Умные вопросы»


Определенно-личные предложения это односоставные предложения? (ДА)

Определённо-личные предложения – это односоставные предложения с одним главным членом, совпадающим по выражению со сказуемым? (ДА)

Можно ли в неопределенно-личном предложении восстановить подлежащее? (ДА)

Могут ли быть в них подлежащими местоимения 1, 2-го лица? (НЕТ)

Изменяются ли безличные глаголы по лицам и числам? (НЕТ)

Связаны ли понятия: безличные глаголы и безличные предложения? (ДА)

Можно ли восстановить подлежащее в безличном предложении? (НЕТ)

Согласны ли вы, что назывные предложения имеют только один главный член предложения, по форме напоминающий подлежащее? (ДА)

Может ли назывное предложение быть распространенным? (ДА)

Назывные предложения это двусоставные предложения? (НЕТ)


Хорошо. Справились.




сейчас «Станция отдыха»


Я буду называть действия, а вы их выполняйте.


Положите руки на парты, поднимите правую руку, а теперь левую, хлопните в ладоши. Положите руки на парту. Посмотрите на соседа по парте, улыбнитесь, а теперь посмотрите в

другую сторону и тоже улыбнитесь. Выпрямите спинки, приподнимите подбородочки и, не поворачивая головы, посмотрите на окно, на дверь, на потолок, и еще раз: окно, двери, потолок. Закройте глаза. Положите головы на руки, досчитайте до десяти и приготовьтесь к следующей работе.

Какие предложения по цели высказывания я использовала? (Побудительные)

А какими они были по структуре? (Односоставные, определённо-личные, сказуемые выражены глаголом в повелительном наклонениии).


Г) Итак, мы назвали все виды односоставных предложений, их признаки.


Закрепление


а) Станция «Думай-ка»


Графический диктант. Работа в группах


На экране будут появляться предложения. Ваша задача: определить вид каждого из них и в тетрадь сокращенно записать Б/Л, О/Л, Н/Л, ОБ/Л, Н.


С утра морозит.

В избе жарко натопили.

Приготовьтесь к уроку.

Иду по дороге.

Мне легко дышится.

Морозное утро.

Дерево зажгло грозою.

Дни поздней осени бранят обыкновенно Взаимопроверка .

С утра морозит. б/л

В избе жарко натопили. н/л

Приготовьтесь к уроку. о/л

Иду по дороге. о/л

Мне легко дышится. б/л

Морозное утро. н

Дерево зажгло грозою. б/л


Дни поздней осени бранят обыкновенно… н/л


г) Станция «Переделкино»

Наступило прекрасное время года, когда можно кататься с горок, бороздить снег на лыжах, рисовать картины на льду коньками, крутить виражи на снегоходах. Это зима! Я предлагаю вам выступить сейчас в роли преобразователей. Перед вами текст, состоящий из двусоставных предложений. Вам необходимо заменить эти предложения на односоставные и определить их вид (слайд)

Пришла долгожданная зима. Снежное покрывало укрыло землю. На улице дует холодный ветер. Мороз щиплет лицо.

( Долгожданная зима! НП Снегом укрыло землю. БлП На улице холодно и ветрено. БлП Морозом щиплет лицо. БлП).




д) Станция «Лирическая» Работа с текстом


- Прослушайте стихотворение. (Учащиеся в процессе прослушивания стихотворения определяют тему , идею стихотворения, выражают свое отношение к структуре текста и выявляют, какую нравственную проблему поднимает автор. Учитель обращает внимание на роль односоставных предложений в текстах).


НИКОЛАЙ МОЛЧАН


Чужому - не завидуйте, Свое в себе растите.

Теплом души согрейте, Старайтесь, берегите. Рискуя, не жалейте, Иллюзий не питайте, Корить других- не смейте, Растите, утверждайте.

Цените, что имеете, И от души любите,-

Тогда понять сумеете, А глупости простите.



Итоги урока. -Вот и заканчивается наше путешествие. Станция «Конечная» -Чем мы занимались на уроке? Достигли ли мы целей, которые поставили в начале урока? Всем спасибо.


(Выставление оценок) Домашнее задание.

Напишите инструкцию на тему «Как надо готовиться к контрольной работе», используя односоставные предложения.




Предварительный просмотр презентации

Десятое февраля. Классная работа. Повторение по теме «Односоставные предложения». Десятое февраля. Классная работа. Повторение по теме «Односоставные предложения».

Станция «Словарная» . Нега – блаженство, приятное состояние. Северная Аврора – богиня утренней зари у древних римлян.

Станция «Орфоэпическая». Баловать, каталог, сливовый, жалюзи, брала, торты, звонишь, красивее, квартал, водопровод.

Балова́ть, катало́г, сли́вовый, жалюзи́, брала́, то́рты, звони́шь, краси́вее, кварта́л, водопрово́д.

Станция «Терминологическая» Вечер. Взморье. Вздохи ветра. Величавый возглас волн. Близко буря. В берег бьется Чуждый чарам черный челн. К. Д. Бальмонт.

Шёпот, робкое дыханье, Шёпот, робкое дыханье, Трели соловья, Серебро и колыханье Сонного ручья, Свет ночной, ночные тени, Тени без конца, Ряд волшебных изменений Милого лица, В дымных тучках пурпур розы, Отблеск янтаря, И лобзания, и слезы, И заря, и заря! А.Фет

Предчувствую Тебя. Года проходят мимо – Предчувствую Тебя. Года проходят мимо –          Всё в облике одном предчувствую Тебя.          Весь горизонт в огне – и ясен нестерпимо,        И молча жду, - тоскуя и любя. (А.Блок)

Умом Россию не понять. Умом Россию не понять. Аршином общим не измерить: У ней особенная стать – В Россию можно только верить. (Ф.И.Тютчев)

Станция «Умные вопросы». Определенно-личные предложения – это односоставные предложения? Определённо-личные предложения – это односоставные предложения с одним главным членом, совпадающим по выражению со сказуемым? Можно ли в неопределенно-личном предложении восстановить подлежащее? Могут ли быть в них подлежащими местоимения 1, 2-го лица? Изменяются ли безличные глаголы по лицам и числам? Связаны ли понятия: безличные глаголы и безличные предложения? Можно ли восстановить подлежащее в безличном предложении? Согласны ли вы, что назывные предложения имеют только один главный член предложения, по форме напоминающий подлежащее? Может ли назывное предложение быть распространенным? Назывные предложения – это двусоставные предложения?

«Станция отдыха».

Станция «Думай-ка». определить вид каждого из предложений и в тетрадь сокращенно записать Б/Л, О/Л, Н/Л, ОБ/Л, Н. 1. С утра морозит. 2. В избе жарко натопили. 3. Приготовьтесь к уроку. 4. Иду по дороге. 5. Мне легко дышится. 6. Морозное утро. 7. Дерево зажгло грозою. 8. Дни поздней осени бранят обыкновенно…

Станция «Переделкино». Пришла долгожданная зима. Снежное покрывало укрыло землю. На улице дует холодный ветер. Мороз щиплет лицо.

Станция «Лирическая».   Чужому - не завидуйте, Свое в себе растите. Теплом души согрейте, Старайтесь, берегите. Рискуя, не жалейте, Иллюзий не питайте, Корить других- не смейте, Растите, утверждайте. Цените, что имеете, И от души любите,- Тогда понять сумеете, А глупости – простите.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии

Нет заявленной презентации

3 January

спасибо за конспект урока!Люблю использовать данетку на уроке.

3 January

Похожие публикации