Открытый урок чтения в 1 классе на тему «Звук и буква Б»
Тема: Звук и буква Б
Цель урока: формирование у уч-ся знаний о звуке и букве Б,б.
Задачи урока:
Познакомить с новым согласным звуком и буквами Б, б.
Корректировать и развивать фонематический слух при выделении звука [б] в словах.
Воспитывать интерес к чтению.
Оборудование: Презентация, учебники, разрезные пазлы, простой карандаш, цветные карандаши, карточки с заданиями.
Ход урока:
Орг. момент.
Внимание! Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок!
Всё ли на месте? Всё ли в порядке:
Книжки, ручки и тетрадки?
Есть у нас девиз такой:
Всё, что надо под рукой!
Учитель. – Здравствуйте ребята, садитесь. Проверим вашу готовность к уроку. Сели все правильно.
- Какой сейчас урок? Какой он по счету?
-Ребята, к нам на урок заглянуло Солнышко, но какое-то оно невесёлое. Как думаете почему? – А вспомните, какое сейчас время года? Какая погода зимой?
- Тучка закрыла солнышко. Надо бы нам Солнышку помочь тучку прогнать. Вы согласны со мной?
- А помогать вам будет необычный помощник. Кто это? (Смешарик Крош).
- Выполняя каждое задание правильно, работая дружно, вы вернёте Солнышку хорошее настроение. (Будут появляться лучики).
II.Артикуляционная разминка.
«Заборчик» - губы в улыбке, видны верхние и нижние зубы.
«Хоботок» - губы вытянуты вперёд трубочкой.
«Часики» - рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.
1)Чистоговорка:
Жу-жу-жу - я на веточке сижу.
Жа-жа-жа – есть иголки у ежа.
Жи-жи-жи – в реке плавают ужи.
III. Актуализация знаний.
- Ребята, сегодня мы продолжим путешествовать по стране букв.
ЛУЧИК «ПОВТОРЯЙ-КА»
- Посмотрите на доску. Что это? (снежинки). А в какое время года можно увидеть снежинки?
- А как называется явление, когда с неба падает много-много снежинок? (снегопад)
- Снежинки необычные, в них спрятались буквы : (а, у, о, ы, и, й, к, л, м, н, с, о, п, р, т, ш).
- На какие две группы их можно разделить? (гласные и согласные)
- Какие звуки называются гласными? Назовите гласные, которые спрятались в снежинках?
- Какие звуки называются согласными? Перечислите их. Молодцы!
- Посмотрите на наше солнышко, у него появился один лучик! (Самый активный ученик в этой работе, прикрепляет луч к Солнышку на магнит).
- А кто заметил самую непохожую на остальных, снежинку? Что на ней есть? (бусы)
- Произнесем слово «бусы» хором. Посчитаем, сколько слогов в слове? (2 слога).
- Назовите первый звук в слове? ( [Б] ) Знакомы ли мы с этим звуком?
- Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с буквой и звуком [Б].
IV. Изучение нового материала.
- Ой, а что это за звук? (звук барабана). Это Крош для вас играет. А на каком инструменте? (барабан, картинка на слайде).
- Какой звук издает барабан? (бам-бам-бам). Произнесем хором. А теперь произнесем только звук [б], сомкнув губы. Что заметили? Какой это звук и почему?
- Вывод: Звук не поется, во рту встречается преграда. Обозначается в схеме синим цветом.
ЛУЧИК «НАЗЫВАЙ-КА»
- Посмотрите на доску. Рассмотрите внимательно картинки. Назовите слова, в которых встречается звук [б]. Работаем устно: (бусы, рыба, бант, белка, банка).
- Молодцы! Вы были очень внимательны. Так какой же звук [б] ?
- Итак, любой звук обозначается на письме и чтении буквой. Давайте посмотрим на нашу букву. На что она похожа? (слайд).
Буква Б проснется рано, Буква Б с большим брюшком,
Буква Б – бочонок с краном. В кепке, с длинным козырьком.
- Сконструируем букву Б из ниточки. Работаем самостоятельно. На что же похожа буква Б?
- Согласный звук [б] на письме обозначается согласной буквой Б. На уроках чтения и русского языка мы можем встретить две буквы: большую и маленькую.
- Когда пишется большая буква? (в именах, в кличках, в начале предложения).
- Давайте расскажем Крошу, что мы уже узнали про звук и букву Б? А в какой домик мы ее заселим и почему?
V. Физминутка.
ЛУЧИК «ПОИГРАЙ-КА»
- Смешарик приготовил для вас игру. Я называю слова, а вы определяете, есть в них звук [б] – подпрыгивайте и хлопайте в ладоши, если нет – топайте ногами. Слушаем внимательно.
Батон, крыша, буква, дерево, шарф, хвост, огурец, бровки, хлеб, машина, брат, малина, бегемот, береза, баран, мышка, аист.
Букву новую узнали
Образ мы её создали,
А теперь вперёд, друзья,
Сможем мы прочесть слоги и слова.
ЛУЧИК «ПОЧИТАЙ-КА»
- Откройте учебники на стр.17. Покажите в учебнике пальчиком нашу сегодняшнюю новую букву. Каким звуком она обозначается?
- Найдите слоги и слова. (Слайд) Повторяйте за мной по одному слогу и слову. Молодцы!
- Рассмотрите рядом картинки. Что на них изображено: (бак, бык, боб).
- Знаете ли вы, что такое бак? (Бак — большая ёмкость для хранения жидкости. Бак делается из дерева, железа или чугуна и предназначается для запаса воды в особенности при малых водоснабжениях, например, для отдельных жилых зданий, станций железных дорог.)
- Составьте устно предложения с одним из этих слов.
- Прочитаем ниже чистоговорки, заменяя картинки – словом: (Ба-ба-ба – у Бори труба.). Как зовут мальчика? С какой буквы написано его имя и почему? На чем он играет?
- Прочитаем вторую чистоговорку: (Бы-бы-бы – у Вари грибы.). Как зовут девочку? Что она собирает? Молодцы!
- Кто сможет повторить любую чистоговорку самостоятельно? Молодцы!
- Ребята, закройте учебники. Уберите их на край парты.
VI.Закрепление:
ЛУЧИК «РАЗМЫШЛЯЙ-КА»
- Крош слушал, как вы работали на уроке и подготовил для вас задания. Но прежде, разомнем наши пальчики.
Пальчиковая разминка «Ягодки».
- У вас на парте есть карточки с буквенными рядами. Возьмите простой карандаш и вычеркните все буквы Б. Работаем самостоятельно.
ОРБПМИКИбИБПлБЭтМЧБЬсНАЫ
СШЫтоПАвКЕНцБДИблРПВБтЭыб
- Проверим, как вы справились: (слайд с проверкой). Посчитайте, сколько из них строчных б? Сколько заглавных Б?
- Поднимите руку, кто не допустил ни одной ошибки? Молодцы!
- Переверните карточку. Найдите картинку. Что вы на ней видите? (животных, дерево, домик).
- Верно. А еще на картинке спряталась буква Б. Проверим, кто же из вас самый внимательный? Возьмите синий карандаш и обведите букву Б на картинке.
Резерв! – Работа в парах. Собрать разрезную картинку. Назвать, кто на ней изображен, определить место положения звука [б] в слове: (барсук, банан, колобок, кубик, краб, зуб).
VI. Подведение итогов. Рефлексия.
Учитель: - С какой буквой мы познакомились сегодня на уроке? Гласный или согласный звук [б]?
- Какие задания вам больше всего понравились?
- Вы хорошо потрудились – работали активно и дружно. Посмотрите, ребята, нам удалось прогнать тучку.
- Оцените свою работу на уроке, возьмите смайлики: (слайд).
- Солнышко нам благодарно улыбается, расправив лучики. А Крош принёс вам сладкие подарки.
- Я желаю вам успехов и хорошего настроения на весь день!
- Встали, урок окончен.