Предварительный просмотр презентации

Изготовление декоративного панно ЗАКЛИКАНИЕ ВЕСНЫ Открытое занятие творческого объединения «Палитра» Педагог – Боранова Анна Михайловна Владикавказ. 2021г ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА «НАРТ»

ТЕМА ЗАНЯТИЯ: Изготовление декоративного панно «Закликание весны» ЦЕЛЬ: знакомство детей с декоративным искусством; создание декоративного настенного панно. ЗАДАЧИ: *образовательная: познакомить с видами декоративно – прикладного творчества, формировать навыки лепки из солёного теста и росписи по рельефной поверхности. *развивающая: развивать мелкую моторику рук, зрительное восприятие, воображение, чувство стиля и цвета. *воспитательная: воспитывать интерес к традициям разных народов, эстетический вкус, стремление к творческому самовыражению.

ОБОРУДОВАНИЕ ЗАНЯТИЯ: для педагога – иллюстрации произведений декоративно-прикладного искусства, декоративное настенное панно, иллюстрация «Закликание весны» (реконструкция). СД – проигрыватель, запись русских фольклорных песен. для детей – картон, фигурка птицы из солёного теста (вылеплена на прошлом занятии), гуашь, кисти, клей, ножницы. Предварительная работа: на предыдущем занятии детьми были вылеплены плоские фигурки птиц из соленого теста (мука+ соль+ вода). Форма организации работы обучающихся: индивидуально – групповая

Тип занятия: комплексное интегрированное Методы обучения: Словесные (беседа, устное изложение материала) Наглядные (показ иллюстраций, фотоматериалов, работа по образцу) Практические (творческая работа детей) Частично – поисковый (активный поиск самостоятельного решения творческой задачи) П Л А Н ЗАНЯТИЯ : 1. Организационный момент. 2. Вводная часть. 3. Основная часть. 4. Практическая работа. 5. Анализ работ.

ХОД ЗАНЯТИЯ: 1. Организационный момент. Педагог приветствует детей, проверяет готовность к занятию. 2. Вводная часть. Объявление темы занятия, актуализация опорных знаний. Педагог: Сегодня наше занятие называется «Закликание весны». Вы подробнее узнаете, что такое декоративное искусство, познакомитесь с древним обрядом славянских народов и сами сделаете украшение – настенное панно. Ребята в нашем объединении вы занимаетесь изобразительным искусством. А какие его виды вы знаете? (Ответы детей) Действительно, вам знакомы такие виды изобразительного искусства, как : живопись, графика, скульптура, архитектура, декоративно – прикладное искусство.

3. Основная часть. Педагог: Декоративное искусство (от лат. – украшаю) – один из видов пластических искусств. Декоративное искусство разделяется на: а) связанное с архитектурой, монументально декоративное искусство (витражи, мозаика, росписи на фасадах, в интерьерах и т. д. б) декоративно-прикладное искусство (бытовые художественные изделия) в) оформительское искусство. Термин «декоративное искусство» широк по охвату входящих в него понятий. В декоративно-прикладном искусстве польза и красота всегда рядом. Предметы должны быть не только удобны, но и красивы. Расписать узорами кувшин, украсить резьбой разделочную доску, связать кружевную салфетку, выткать узоры ковра – все это требует большого мастерства. Декоративное искусство – самый интересный и разнообразный вид изобразительного искусства.

Термин «декоративное искусство» широк по охвату входящих в него понятий. В декоративно-прикладном искусстве польза и красота всегда рядом. Предметы должны быть не только удобны, но и красивы. Расписать узорами кувшин, украсить резьбой разделочную доску, связать кружевную салфетку, выткать узоры ковра – все это требует большого мастерства. Декоративное искусство – самый интересный и разнообразный вид изобразительного искусства.

Виды ДПИ: (педагог показывает иллюстрации). Керамика Фарфор Художественное стекло Хрусталь Резьба по кости Резьба по дереву Резьба по камню Ювелирное искусство Художественная ковка Художественное литье Дизайн Ткачество Текстиль Художественное шитье Конструирование мебели Конструирование одежды Конструирование обуви.

Педагог: Мы сегодня сделаем своими руками очень красивую и яркую работу для украшения дома. Её можно будет повесить на стену-это панно. Наше панно – это картинка для украшения стены с использованием лепки из солёного теста. Работы, выполненные вами на прошлом занятии, мы используем сегодня. В панно могут использоваться: ткань, нитки, глина, стекло, природный материал, а так же всё, что сможет вас заинтересовать. Тема нашего панно: «Закликание весны». Я расскажу вам, почему у него такое название… В России, Украине, Белорусии был такой обряд: его проводили примерно 21, 22 марта, люди радовались тому, что с каждым днем приближалась пасха, обозначавшая наступление весны. В этот день женщины выпекали из теста фигурки птиц с распахнутыми крыльями. Печенья назывались «грачами», «жаворонками» или просто «птичками». Каждый член семьи брал в руку печенье, выходил на улицу и подбрасывал его в воздух. Одновременно произносились заклички

(Звучит запись обрядовых песен – группа «Иван Купала», входит девочка в русском костюме, раздает печенья в форме птичек) Жаворонки, жаворонки! Прилетите к нам, Принесите нам лето теплое! Нам зима надоела, Весь хлеб у нас поела, Всю скотину поморила. Весна, весна красная Приди весна, с радостью, С радостью, с огромной милостью: Со льном большим, С корнем глубоким, С хлебом великим.

Педагог: Во многих местах печенье выпекали в форме небольших крестиков. Считалось, что крестообразное печенье обладает чудесной силой. Поэтому оставшиеся на столе крошки не выбрасывали, а собирали и хранили. Весной, во время сева их бросали в сетево, особое решето, из которого сеяли зерно. Ритуальное выпекание хлеба должно было способствовать новому урожаю, дать силу земле и работавшему на ней пахарю. Крестообразная форма выпечки сложилась под влиянием христианства, а сам обряд сохранился с более древних времен. С крестообразным печеньем был связан и особый способ гадания. В отдельные печенья закладывали зернышки, чешуйку хмеля или монетку. Впрочем, иногда могли запечь и таракана. Собравшись за столом, все члены семьи брали по одному печенью и одновременно их разламывали. Обнаруженное зерно означало богатство, таракан – будущие сплетни, чешуйка хмеля – веселье. (Педагог показывает картину-реконструкцию)

Педагог: В древности обряд закликания совершали взрослые, со временем же его основными участниками стали дети, а заклички вошли в детский фольклор как самостоятельный жанр. Девушки пели обрядовые песни – веснянки. Когда игры заканчивались, печенье прикрепляли к веткам деревьев или прятали его под застрехи в сараях или домах. Оставшееся печенье съедали. Обычно после зазывания весны начиналась активная подготовка к весенним полевым работам. Если после зазывания весны продолжались заморозки, то совершали особый обряд, обращенный к морозу. Для него пекли небольшие шарики – колобки. Их выбрасывали на улицу, приговаривая: Мороз Красный нос, Вот тебе хлеб и овес, А теперь убирайся подобру –поздорову.

4. Практическая работа. Педагог: Вот и мы с вами на прошлом занятии слепили из соленого теста птичек, чтобы использовать их в своем декоративном панно. Они высохли за несколько дней на воздухе. Наша птичка-это центр нашей композиции. Мы наклеим её на основу – картон. Основу предлагаю вам сделать в виде солнышка. Солнце – символ весны, тепла, а в центре – птичка. Вы придумываете своё солнышко, рисуете его, вырезаете из картона, в центре наклеиваете птичку, можно даже двух. После этого можно расписывать панно гуашью. В конце работы можно приклеить птичкам готовые декоративные глазки. А можете, конечно, их нарисовать сами. Работы должны быть яркими, нарядными. Панно будет украшать стену, поэтому должно быть декоративным –ярким и веселым. Старайтесь не использовать «грустных» цветов и оттенков. В этой работе можно брать краску «из банки», а можно пользоваться палитрой.

Ребята работают под русскую фольклорную музыку. В ходе работы дети нуждаются в помощи педагога- вырезать плотный картон, наклеить клеем «Момент» птичку , петельку и т. д. После завершения работы на панно клеятся петельки, за которые их можно вешать на стену. 5. Анализ работ. Происходит демонстрация и обсуждение работ. Педагог хвалит ребят и благодарит их за старание .

в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.