Открытое занятие по станковой композиции «Образ Шурале в поэме Габдуллы Тукая»

2
1
Материал опубликован 8 December

Открытое занятие по станковой композиции.

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования детей «Детская художественная школа №1» г.Набережные Челны, преподватель живописи, рисунка и композиции высшей категории Гильмутдинова Алсу Хаматдиновна.


Тема занятия: «Образ Шурале в поэме Габдуллы Тукая».

Оборудование, материалы: пастельная бумага, пастель сухая, карандаш, ластик мягкий, кусочек губки, кусочек войлока.

Зрительный ряд: работы учащихся, альбом работ Хамита Латифа, таблица с приемами штрихов.

Видеоряд: иллюстрации художников и детей к поэме Шурале по данной теме на электронном носителе.

Литературный ряд: отрывки из произведений Г.Тукая: «Коза и баран», «Шурале», «Водяная».

План урока :

Организационный момент –1 мин.

сообщение темы и целей урока- 5 мин.

Беседа -8 мин.

Самостоятельная работа - 20мин.

Физкультминутка -3 мин

Подведение итогов: анализ работ- 3мин.

Подведение итогов – 3мин.



По рабочей программе по станковой композиции 2 кл., 2ое полугодие.




Этапы работы





1.Организационный момент, включающий:

Целеполагание. Ознакомление с новой темой.

Какую знаменательную дату отмечает наша республика каждый год в апреле?

Кто же такой Г. Тукай? Что такого написал этот юный поэт? Почему его так любят и чтят по сей день? Родные места поэта -Заказанье. Здесь не было ни больших рек, ни бескрайних лугов, ни скалистых гор. Красота Заказанья в его дремучих лесах с их сказочным хозяином леса Шурале, тихих прудах с нависающим над водой густыми ивами, под которыми лунными ночами расчесывает свои длинные волосы Су Анасы. Всего 3 года провел в деревне Кырлай маленький Габдулла, уже будучи круглым сиротой. Но годы, проведенные там, стали особенными, здесь он видит жизнь народа, познает его радости, беды, мудрость. Здесь впивает красоту родной Земли, ее леса, речушки. Зеленые холмы оживут в его стихах. Отрывок из поэмы Шурале:

Ваша задача: запомнить описание одного из самого образного, самого популярного героя, одной из самых популярных сказок - поэм –ШУРАЛЕ. Запомните - этот образ, как я запомнила его еще со слов моей мамы, которая часто рассказывала мне стихи Тукая. Посмотрим, как запомните его вы.







































Вот так мастерски изобразил своего Шурале Тукай, а вы сможете нарисовать столь же красочно и интересно, столь же запоминающийся портрет?

II Изучение нового материала.

Итак мы сегодня обращаемся к какому жанру в искусстве?

А чем рисуют портреты художники?(Портреты шурале разных художников с выставки -показ зрительного ряда №1)

Сегодня нам предстоит очень интересная задача: нарисовать свой образ по отрывку из стихотворения. Чтобы понять как интересно и какими средствами можно передать в своей работе задуманный образ, мы обратимся к работам известного художника Члена союза художников Татарстана Росии, поэта Хамита Латифа…Это очень самобытный художник, владеющий различными техниками в совершенстве. (Альбом-книга Хамит Латфулла-рисунки и стихи). Ребята, чем интересны для вас работы автора?

Меня привлекли его работы своей яркостью, интересными образами, взятых из мифов, сказок, из жизни нашего народа. В них очень глубокий смысл. Второй после Урманче на на нашей национальной почве соединивший «осязаемый образ с искусством слова»

Внимательно рассмотрите приемы работы сухой пастелью - излюбленный материал мастера. Технику, в которой мы сегодня будем работать.(Зрительный ряд №2) Но, так как материал у нас сухая пастель, мы сделаем эскиз карандашом, вспомним различные приемы работы пастелью и познакомимся с новыми - от художника Хамита Латфуллы, перенесем эскиз на формат А3, начнем работу в цвете пастелью. Завершение работы предстоит на следующем уроке композиции.

Многообразные линии: (таблица) решетка, полоски по направлению формы, закрашивание различными оттенками, смешивание цвета, растирание, частичное стирание и другие приемы. Показываю приемы сама.

Технология выполнения работы:

1.Прослушивание стихотворения

2.Работа над эскизом

3.Выбор приема работы пастелью.

4.Работа в цвете.

Практическая часть:

Приступаем к работе над эскизом на белом листе любого небольшого размера, эскизов может быть несколько, возможно мелких на одном листе.

Самоконтроль и взаимоконтроль. Проверка правильности компановки на листе и выбора образа

































IV. Заключительная часть. Закрепление нового материала:

Вопросы для обучающихся:

-Какой жанр в искусстве мы сегодня затронули?

-В какой технике сегодня работали?

-с какими приемами работы пастелью познакомились?

-Кто автор этих приемов?

-Кем является Г.Тукай для татарского народа?


Обобщаю ответы детей:

Творчество поэта Г.Тукая – гордость татарского народа, золотой фонд литературы страны. Мы затронули только один персонаж и одно произведение. А вам оно понравилось? У кого получились сегодня хорошие эскизы? Кому надо поработать дома над эскизом? Давайте посмотрим вместе и сделаем небольшой анализ наших работ. Очень интересные у нас получились Шурал. Когда закончим работы, обязательно сделаем выставку всех работ. А вы мне в этом поможете. Будем еще рисовать его персонажей, изучать его творчество? Я предлагаю прочитать стихи в оригинале. Ведь татарский язык изучают все. Кто подготовит нам в оригинале отрывок из следующего произведения. Возможно к следующему уроку кто-то закончит дома свою работу и захочет сделать портрет еще одного персонажа.


Содержание


Деятельность педагога



Проверка готовности уроку, наличия необходимых материалов и инструментов.

Цель урока: 

1.Способствовать развитию умения и навыков работы сухой пастелью на пастельной бумаге, картоне.

2.Изучать историю родного края, знакомить с народными художниками- мастерами. Показать значение творчества Габдуллы Тукая для татарского народа.

3.Способствовать любви к поэзии, искусству. Помочь детям ближе познакомиться с творчеством Тукая, раскрывая красоту его поэзии. Развивать интерес к творчеству, учить находить образы на бумаге через образы в стихах.






































































Показ приемов в технике сухая пастель


этапа


Деятельность обучающихся




Ответы детей:

день рождения Габдуллы Тукая и т.д.






































Отрывок из поэмы прочитает нам Акимова Дарья:

На закате дня, под вечер он рубит в лесу деревья.

Дровосек работой занят, знай стучит себе, стучит, 
На мгновение забылся очарованный джигит.
Чу! Какой-то крик ужасный раздается вдалеке.

И топор остановился в замахнувшейся руке.
И застыл от изумленья наш проворный дровосек.
 
Смотрит - и глазам не верит. Кто же это? Человек?
Джинн, разбойник или призрак этот скрюченный урод?
 
До чего он безобразен, поневоле страх берет.
Нос изогнут наподобье рыболовного крючка,
 
Руки, ноги - точно сучья, устрашат и смельчака.
Злобно вспыхивают очи, в черных впадинах горят.
 
Даже днем, не то что ночью, испугает этот взгляд.
Он похож на человека, очень тонкий и нагой,
 
Узкий лоб украшен рогом в палец наш величиной. 
У него же в пол-аршина пальцы на руках кривых,-
Десять пальцев безобразных, острых, длинных
и прямых.
И в глаза уроду глядя, что зажглись, как два огня,
 
Дровосек спросил отважно: "Что ты хочешь от меня?"

Дети описывают портрет по стихотворению по памяти.






























Ответы детей:

-портрет

-портрет Шурале

-гуашью, карандашом, углем, маслом, пастелью.


















Просмотр альбома Латфулла Латифа

Ответы детей.....

Работа с таблицей,

Физкультминутка : Упражнения для развития межполушарного взаимодействия 1. «Массаж ушных раковин» Уши сильно разотрем, и погладим, и помнем. (Помассировать мочки ушей, затем всю ушную раковину. В конце упражнения растереть уши руками.) 2. «Качание головой» Покачаем головой – неприятности долой. (Дышать глубоко. Расправить плечи, закрыть глаза, опустить голову вперед и медленно раскачивать головой из стороны в сторону.) 3. «Кивки» Покиваем головой, чтобы был в душе покой. (Медленные наклоны головы к плечам и «кивающие» движения вперед- назад.) 4. «Шея-подбородок» Опусти и головкой покрути. (Поворачивать голову медленно из стороны в сторону) 5. «Домик» Мы построим крепкий дом, жить все вместе будем в нем. (Соединить концевые фаланги выпрямленных пальцев рук. Пальцами правой руки с усилием нажать на пальцы левой руки. Отработать 31эти движения для каждой пары пальцев.)


Самостоятельное выполнение работы.

После перенесения эскиза – обсуждение некоторых портретов совместно, остальные ошибки исправляют самостоятельно, исходя из этих поправок.



Ответы детей:

Ребята обсуждают эскизы: компановку, технику, выразительность, сходство по тексту,выводы.

Приложение. Образы Шурале в работах учащихся Детских художественных школ и художников. 

t1733665203aa.jpgt1733665203ab.jpg

t1733665203ac.jpgt1733665203ad.jpg







t1733665203ae.jpgt1733665203af.jpg

t1733665203ag.jpgt1733665203ah.jpgt1733665203ag.jpg

t1733665203ai.jpgt1733665203aj.jpg



Чтобы понять как интересно и какими средствами можно передать в своей работе задуманный образ, мы обратимся к работам известного художника Члена союза художников России и Татарстана , поэта Хамита Латифа…Это очень самобытный художник, владеющий различными техниками в совершенстве.

t1733665203ak.jpg

t1733665203al.jpgt1733665203am.jpg

t1733665203an.jpg



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Какие талантливые дети! Спасибо

8 December