Отношение христианского и мусульманского духовенства Кавказа к Царю (XIX век)
1
Отношение христианского и мусульманского духовенства Кавказа
к Царю (XIX век).
Когда начинаешь более детально изучать историю то иногда наталкиваешься на неожиданные факты, способные изменить представление о тех или иных исторических моментах. Для меня было удивительным, что в Российской империи представители традиционных вероучений воспринимали царя, как защитника не только веры, но и культур народов, населявших её.
Так, в XIX веке в Армению, Грузию и мусульманские районы Кавказа хлынули европейские протестантские миссионеры. Обладая большими финансовыми средствами, миссионеры начали строить учебные заведения, где готовили протестантских проповедников из молодежи кавказских народов. Всё большее число юношей и девушек, особенно из обеспеченных и влиятельных семей, стали посещать службы в протестантских молитвенных домах. Обеспокоенное судьбами молодежи христианское армянское и грузинское священство, а также мусульманское духовенство обратились к императору Николаю I с просьбой о помощи. Главным аргументом, обосновывающим просьбу прекратить деятельность европейских протестантов, был не испуг потерять паству. Христианские священники вместе с мусульманским духовенством объясняли: «Протестантские церкви отвращают молодежь от обычаев дедов и отцов. Воспитывают у юношей и девушек равнодушие к своей Родине». Мы видим, что священство Кавказа просило прекратить деятельность европейских проповедников по воспитанию в молодежи равнодушия к родной культуре и Родине. Учитывая опасность, нависшую над культурами коренных народов Кавказа и откликнувшись на просьбу кавказского христианского и мусульманского духовенства, Николай I запретил деятельность протестантских проповедников сначала в Армении, а потом на всём Кавказе. Конечно этот шаг возмутил Европу. На Российскую империю посыпались обвинения в религиозных бесчинствах, безграничной жестокости российского царя-узурпатора, в духовном насилии и ненависти духовенства народов Российской Империи и самого Царя к Европейским религиозным ценностям. К европейцам тут же присоединились местные почитатели Запада, т.е. люди для которых всё западное дороже родного. Но Николай I оставался непреклонным и это вынудило Запад, и его местных почитателей, постепенно утихнуть.
Этот исторический момент показывает Российскую империю с непривычной для многих стороны. Такое обращение христианского и мусульманского духовенства Кавказа за помощью к Николаю I показывает, что для них Царь, являлся защитником культур и вероучений больших и малых народов Российской империи.
Чепелев Л.А., историк.