Конспект урока чтения по произведению М. Горького «Детство» (7 класс)

13
0
Материал опубликован 23 October 2017 в группе

Пояснительная записка к презентации

 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ

«БЕТЛИЦКАЯ ШКОЛА – ИНТЕРНАТ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

 

«Открытый» урок по чтению

«Детство» А.М. Горький

 

Гуськова Л.В.,

учитель русского языка и

чтения, I квалификационная

категория

 

Январь - 2017 год

 

Конспект урока по чтению по произведению М. Горького «Детство» (отрывок) 7 класс

Цель: продолжать работу формированию навыков правильного, беглого, сознательного и выразительного чтения;

Задачи:

Коррекционно-обучающая:

- обеспечить осмысление текста, учить работать с текстом и словом писателя, учить анализировать эпизоды.

Коррекционно-развивающая:

-учить анализировать прочитанное, отвечать на вопросы, учить сравнивать героев, обеспечить умение анализировать поступки героев;

- обогащение словарного запаса школьников, уточнение значений известных слов, преодоление аграмматизмов и недостатков произношения;

- создание условий для речевого общения обучающихся на уроке, расширение их речевой практики;

- развитие слухового восприятия детей путем опознания, различения на слух слов, фраз изучаемого произведения;

- развитие познавательной деятельности школьников, совершенствование мыслительных операций, формирование организационных и учебных умений.

Коррекционно-воспитывающая: привлечь внимание к теме детства, умению оставаться человеком в любой жизненной ситуации, понимать себя и других, сопережить вместе с детьми ситуацию наказания главного героя.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска

Психологический настрой.

Сядьте удобно, улыбнитесь, закройте глаза, прислушайтесь к музыке:

- Я произношу текст, вы повторяете движения глазами, мысленно представляете услышанное.

«Сотвори солнце в себе».

- В природе есть солнце. Оно всем светит и всех любит и греет. Давайте сотворим солнце в себе.

- Закройте глаза, представьте в своем сердце маленькую звездочку. Мысленно направляйте к ней лучик, который несёт любовь. Звездочка увеличилась. Направляем лучик, который несет мир. Звездочка опять увеличилась. Направляем лучик с добром, здоровьем, теплом, светом, нежностью. Звездочка стала большой, как солнце и несет тепло всем, всем, всем.

Ход урока:

Этап урока

Содержание и деятельность учителя

Деятельность детей

Орг.момент

(2 минуты)

Здравствуйте, проверьте порядок на партах (дневник, пенал, учебник).

Садитесь на свои места, помните о правилах посадки (ноги прямо, кулачок между животиком и партой)

Проверят готовность к уроку. Занимают свои места согласно правилам посадки

Повторение пройденного материала

(4 минуты)

С творчеством какого писателя мы знакомимся? СЛАЙД

Мы знакомимся с творчеством писателя А.М. Пешкова

Каким было детство А.М. Пешкова?

Почему ему с мамой пришлось поселиться в доме деда?

Детство М. Горького было тяжёлым, отец рано умер, мальчику с матерью пришлось жить в семье родителей матери

Каким вырос мальчик, благодаря бабушке Акулине Ивановне?

Благодаря бабушке, её рассказам, её сердечности и заботе мальчик вырос, добрым, отзывчивым

Когда семейство Пешковых переехало в Астрахань, Алеша заболел холерой. Его отец, Максим Савватеевич, самоотверженно ухаживал за сыном, поставил его на ноги, но, заразившись от него, умер. Поэтому Варвара Васильевна с четырехлетним Алешей на руках вынуждена была вернуться в Нижний Новгород, к отцу – Василию Каширину. СЛАЙД - дом Кашириных

Как воспитывал дед детей, живущих в доме?

Дед порол своих детей и внуков

В молодости дед Алеши был бурлаком, потом открывает красильную мастерскую. Когда Алеша поселился в доме деда, дело шло к упадку, надвигалась бедность. Дети требовали раздела имущества.

В каких условиях проходила жизнь в доме деда Каширина? Расскажите, какие были условия?

Условия жизни были тяжёлые, в доме жило 16 человек взрослых и детей. Все жившие в доме враждовали друг с другом, часто ссорились и дрались. Каждую субботу дед порол провинившихся за неделю детей

Какой отпечаток на творчестве оставило детство М. Горького?

М. Горький на всю жизнь запомнил время, когда он жил в доме у своего деда. В итоге он написал повесть «Детство», которая основана на реальных событиях

Осенью 1887 года Алеша Пешков поступил в первый класс начального училища. Учился он легко, окончил 3 класс с похвальной грамотой. Но учиться дальше не пришлось: в 1879 году умерла его мать, а дед окончательно разорился, стал еще более жадным сварливым. Мальчику шел 11 – ый год, когда он был вынужден «уйти в люди».

Итак, мы можем сказать, что повесть «Детство» автобиографичная (слово заранее разобрано по составу), то есть основана на реальных событиях их жизни автора М. Горького Слайд

 

Проверка домашнего задания

(5 минут)

Давайте вспомним, о чём мы уже прочитали из этой повести. СЛАЙД

Учебники пока закрыты

Какова причина тяжёлой обстановки в доме деда?

Что значит выражение «по миру пущу»? Кто их произносит?

В доме жило много людей, детей и взрослых, которые не ладили между собой. Дед всегда сердитый, недовольный

Какие правила воспитания царили в семье деда?

Правила воспитания в семье были жестокими. За малейшую провинность дети подвергались порке

Выборочное чтение

Откройте учебник на с.171. Закладки!!!

А)Найдите в тексте и прочитайте отрывок о том, как Алёша рассуждал о порке (с.173)

Открывают учебники. Находят отрывок и читают его

Б)Найдите в тексте и прочитайте историю с напёрстком (с.173)

Работа с иллюстрациями

К какому эпизоду принадлежат данные иллюстрации? СЛАЙД

Находят отрывок и читают его

Дидактическая игра «Самый внимательный» СЛАЙД

Выставление отметок за ответы за фронтальный опрос

 

Подготовительная работа

(4 минуты)

Стр. 175 – 177, новая часть

Теперь мы переходим к чтению и анализу следующего отрывка из «Детства». Переда началом чтения проведём словарную работу. Какие из перечисленных слов вам знакомы?

Словарная работа: СЛАЙД

Подхалим – льстец, человек, готовый на подлость, ради достижения своих целей

Шкап – шкаф

Пермяк, солёны уши – распространенное в те временя выражение. Традиционное прозвище жителей пермских земель. По легенде, связано с распространённым в крае промыслом солеварения. Считается, что прозвище получили работники, таскавшие на плечах мешки соли, отчего их уши пропитывались солью, увеличивались и краснели.

Семишник – старые деньги: две копейки

Лохань – большая круглая деревянная посуда

Донос – тайное обвинение человека в чём-либо

Изверг – жестокий человек, мучитель

Объяснить и подобрать синонимы к словам (пороть, засек).

Слайд № 4.

3. Чтение трудных слов по слогам:

- впе-чат-ле-ние

- в-впе-чат-впечат-лени-е

впечатление

про-ти-во-ре-чие

жулико-ва-тый

складное тело.

Слайд № 5.

Ответ-объяснение трудных слов.

Противоречие – возражать, перечить.

Впечатление – оценка, мнение, сложившееся после знакомства и соприкосновения с кем или чем-либо;

Жуликоватый.

Складное тело.

Слайд № 6.

Слова, встречающиеся в разговорной речи: перетово….

После моего чтения я попрошу вас ответить на вопрос: ВНИМАНИЕ! за что дед наказал Сашу Яковова?

Работа со словами, трудными для понимания

Первичное чтение

(6 минут)

Чтение учителем текста

Ответ обучающихся на целевой вопрос

Дед наказал Сашу Яковова за историю с напёрстком, а также за донос на Алёшу (эпизод с праздничной скатертью)

Физминутка!!!!

а) упражнение для глаз: зажмурьте глаза, а потом откройте их (5 раз);

б) сделайте круговые движения глазами (10 раз);

в) сделайте «ленивую» восьмерку.

 

Согласны ли вы, что Саша заслужил наказание? Выскажите ваше мнение.

Делятся своим мнением (Саша действительно заслужил наказания, потому что совершал нехорошие поступки)

Вторичное чтение

(16 минут)

Теперь наступила ваша очередь читать. Читать будем по цепочке, друг за другом, читают те дети, имена которых я назову. Остальные следят по тексту.

 

Объясните поступок Алёши со скатертью. Было ли это хулиганство?

Это не было хулиганство. Алёше хотелось попробовать себя в ремесле красильщика.

Как готовился дед к порке, как порол детей. Как мы можем его охарактеризовать? (обратиться к иллюстрации в учебнике)

Дед тщательно выбирал прутья для порки, пробовал их в действии

Что можно сказать об отношении бабушки и Цыганка к Алёше?

И бабушка, и Цыганок хорошо относились к Алёше, старались всячески защитить его

Скажите, что делали бабушка и мать во время наказания Алёши. Почему они не посмели его отнять?

Словарик настроения СЛАЙД

5.Прочитайте по ролям эту часть.

Передайте при чтении:

- извиняющийся тон деда;

- обвиняющий – бабушки;

- тоскливый – матери Алеши;

- лукавый, ласковый – Цыганка.

Бабушка с мамой не хотели, чтобы Алексей подвергался наказанию поркой. Мальчика не отняли, потому что сам боялись деда, когда он был в таком состоянии

Прочитайте последнее предложение предыдущей части (с.175). Как должно было измениться отношение к матери?

Мальчик после порки потерял доверие к матери, потому что он был уверен в том, что мать не даст его в обиду.

 

Обобщение, заключительная работа по тексту.

(2 минуты)

Какие чувства вызвал в вас прочитанный сегодня текст?

Чувства грусти и тоски

Чему нас учит эта повесть?

Подумайте, как можно назвать прочитанный нами сегодня отрывок.

Отрывок учит умению отвечать за совершённые поступки

(«Первое наказание»)

Выставление отметок за урок

Комментирование оценок

 

Домашнее задание

(1 минута)

Релаксация

Стр. 175 – 177, читать, ответить на вопросы

Под музыку: Думаю, что сегодняшний урок разбудит в вас только добрые чувства, и вы всегда будете отвечать за свои поступки.

Поблагодарить за работу СЛАЙД

 

Викторина «Узнай героя» по описанию.

1.Он всегда держался на виду у взрослых, со всеми был ласковый, готовый всем услужить, все хвалили его… а кто говорил, что он подхалим?

2.Плешивый, бородатый человек в темных очках.

3.Он всегда следил за Алешей умными и зоркими глазами и Алеше всегда хотелось спрятаться от его обжигающих глаз.

4.Она умела говорить краткие слова как-то так, точно отталкивала ими людей от себя, отбрасывала их.

5.С огромной кудрявой головой, широкогрудый и квадратный, обутый в скрипучие сапоги гармоникой.

6.Кто из героев повести смешно ругал Алешу: «Ах ты, пермяк, солены уши! Чтоб те приподняло да шлепнуло!» (Злость это была или что-то другое).


Горький ДЕТСТВО
PPT / 8.42 Мб

Предварительный просмотр презентации

М. ГОРЬКИЙ «ДЕТСТВО»

Повторение материала Творчество какого писателя мы изучаем? Каким было детство А.М.Пешкова? Каким вырос мальчик, благодаря бабушке Акулине Ивановне? Как воспитывал дед детей, живущих в доме? В каких условиях проходила жизнь в доме деда Каширина? Расскажите, какие были условия? Какой отпечаток на творчестве оставило детство М. Горького?

Рамки повести вмещают в себя около 8 лет – с 1871 по 1879 год, то есть от возвращения маленького Алеши Пешкова (с матерью) из Астрахани в родной город Нижний Новгород в дом деда В.Каширина и до ухода мальчика «в люди».

Повесть «Детство» -автобиографичная (основана на реальных событиях из жизни писателя). «Детство – сравнительно небольшая книга, но Горький так много рассказал в ней! Рассказал не только о своих детских переживаниях, но и о России, о быте и нравах русской провинции

ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

Словарик настроения Тоскливый тон Лукавый, ласковый тон Обеспокоенный тон Спокойный тон

Вставьте пропущенные имена героев, встречающихся на страницах повести Ваня Яков Евгения Наталья Варвара Григорий Василий Акулина

Словарная работа Подхалим – льстец, человек, готовый на подлость, ради достижения своих целей Шкап – шкаф Пермяк, солёны уши – распространенное в те временя выражение. Традиционное прозвище жителей пермских земель. По легенде, связано с распространённым в крае промыслом солеварения. Считается, что прозвище получили работники, таскавшие на плечах мешки соли, отчего их уши пропитывались солью, увеличивались и краснели. Семишник – старые деньги: две копейки Лохань – большая круглая деревянная посуда Донос – тайное обвинение человека в чём-либо

Засёк – избил Хворал – болел Нездоровье – болезнь Поразила – удивила Гостинец – угощение Пороть – бить, наказывать Ярость – злость

Как готовился дед к порке, как порол детей. Как мы можем его охарактеризовать? Что можно сказать об отношении бабушки и Цыганка к Алеше? Скажите, что делали бабушка и мать во время наказания Алеши. Почему они не посмели его отнять? Прочитайте последнее предложение предыдущей части(стр.175). Как должно было измениться отношение к матери? Объясните поступок Алеши со скатертью. Было ли это хулиганство?

Подумайте, как можно назвать прочитанный нами сегодня отрывок.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.