Внеклассное мероприятие «Памяти павших будем достойны!» (9 класс)
МБОУ г.Абакана «Лицей»,
Бабышева Татьяна Яковлевна, учитель французского языка,
Тинникова Лариса Ивановна, учитель хакасского языка.
Внеклассное мероприятие «Памяти павших будем достойны!»
Цель: Воспитание чувства патриотизма, уважения к историческому прошлому.
Задачи: Ознакомить учащихся с героями французского сопротивления и с героями Великой Отечественной войны родной Хакасии.
Наглядность: мультимедийная презентация, портреты героев Движения сопротивления и героев Хакасии, музыкальные фрагменты песен Мирэй Матьё, «Бухенвальдский набат» и «Гляжу в озера синие».
Ход мероприятия:
Ведущая: Движение Сопротивления во Франции вписало новые героические страницы в её многовековую историю. Настоящим героем Сопротивления стал французский народ. Лучшие сыны и дочери Франции с 1940 по 1944 годы в крайне тяжелых условиях самоотверженно боролись за освобождение от гнёта фашистских поработителей.
10 мая 1940 года Германские войска вторглись во Францию. С первых дней оккупации во Франции начало складываться движение Сопротивления. Коммунисты объединили силы рабочего класса и всех патриотов, создавали народные комитеты солидарности и взаимопомощи по всей стране.
2-й учащийся (мультимедия – портрет героя).
Одним из юных героев Сопротивления в Париже стал Ги Моке. Отец Ги, депутат-коммунист Проспер Моке, известный профсоюзный деятель был арестован 10 октября 1939 года и приговорен к 5 годам тюремного заключения. В это время Ги находился с матерью в Нормандии. Он решил возвратиться в Париж. Прощаясь с матерью Ги сказал: «Отца арестовали… я должен его заменить…» Прибыв в Париж, он добился свидания с отцом. Своё слово Ги сдержал. Сначала он руководил подпольной группой учащихся лицея, а в июле 1940 года возглавил подпольную организацию коммунистической молодежи в XVII округе Парижа. На каждой улице округа регулярно появлялись плакаты, листовки или экземпляры молодежной газеты «Авангард», призывавшие бороться против оккупантов. Смелая антифашистская деятельность юных патриотов вызывала беспокойство и злобу гитлеровцев. 13 октября 1940 года они выследили и арестовали Ги Моке. В тюрьме его подвергли жестоким пыткам, но он мужественно перенес все мучения, не выдав палачам ни одной тайны. Не добившись ничего пытками, фашисты предложили Ги встать на путь предательства, обещали его освободить, если он назовет соратников своего отца. Ги с достоинством ответил мучителям, что он хорошо знает соратников отца, но ни за что не назовет их. Для Ги начались тяжелые дни тюремной жизни. В тюрьме Ги стал любимцем всех заключенных. Он ежедневно занимался физическими упражнениями, изучал математику, научился играть в шахматы.
22 октября 1941 года фашисты отобрали 27 узников, среди которых был Ги, и расстреляли их.
В своем предсмертном письме Ги писал: (под звуки тихой музыки на мультимедиа появляются слова письма)
«Моя дорогая мамочка, милый братишка, любимый папочка! Я скоро умру. Об одном прошу Вас, особенно тебя, мамочка, мужайтесь. Я был мужественным и хочу остаться таким. Но одного я желаю, чтобы моя смерть не была напрасной. Последняя мысль: остающиеся, будьте достойны нас, 27, которые сейчас умрут».
Его имя стало символом героизме всей французской молодежи.
3-й учащийся (появляется портрет Даниели Казановы).
Усилилось движение против оккупантов со стороны женщин, во главе которых находилась Даниель Казанова. Нарастали патриотические выступления студентов и рабочей молодежи. Настоящее имя Даниель – Винчентелла Перини. В семье ее называли Лелла. Родилась она 9 января 1909 года на острове Корсика. Её родители были преподавателями в начальной светской школе. Жила семья очень скромно. В 1927 году Лелла приехала в Париж и поступила в медицинскую школу на зубоврачебное отделение. Во время учебы она познакомилась со студентом юридического факультета Лораном Казанова. Вскоре они поженились. С этого времени Лелла стала Даниель Казанова. В 1928 году Даниель была принята в Союз коммунистической молодежи Франции. В 1935 году в составе делегации Даниель приехала в Москву для участия в работе Международного конгресса коммунистической молодежи. В 1936 году был создан Союз коммунистической молодежи, она заботилась о выпуске нелегальной газеты «Авангард». Даниель стала одним из непосредственных организаторов демонстрации студентов, состоявшейся 11 ноября 1940 года. Вместе с учеными-коммунистами Жоржем Политцером, Жаком Соломоном, Жаком Декуром, Феликсом Кадрасом, Даниель налаживала подпольную работу французской интеллигенции. Они создали университетский Комитет освобождения. Работать становилось все трудней. 11 февраля 1942 года Даниель была арестована. Кроме неё, в этот день было схвачено еще 80 человек. В январе 1943 года она написала матери: «Не сомневаюсь, что ты тверда, что ты думаешь обо мне со спокойствием и верой. Я сама выбрала себе такую жизнь, и нет для меня ничего более достойного!»
24 января 1943 года Даниель отправили в лагерь Освенцим. В концлагере вспыхнул сыпной тиф. Как врач, Даниель ухаживала за больными. Она заболела сыпным тифом и умерла 9 мая 1943 года. Последние слова Даниель были: «Прекрасная Франция будет свободной!»
4-ученик.
Ряды патриотов ширились. Одним из самых известных молодых участников борьбы был полковник Фабьен. Настоящая фамилия Фабьена - Пьер Жорж. Он родился 21 января в Париже. Детство и юность Пьера проходили в условиях жесточайшей безработицы. В июне 1936 года в Испании вспыхнул фашистский мятеж. Пьер Жорж в составе интернациональной бригады принимал активное участие в борьбе с фашистами. В августе 1941 года Пьер вернулся в Париж. Обстановка была крайне напряженной. Жорж стал первым руководителем Молодежного батальона. Фабьен был не только примером мужества и героизма, он упорно овладевал военной наукой. До ноября 1942 года Фабьен руководил борьбой партизан. Однажды утром Фабьен возвращался после очередной операции, в результате которой был пущен под откос воинский эшелон. Во время задания шел дождь. Все сильно промокли. Развели костер, не подумав о мерах предосторожности. В это время в лесу появился «грибник». Через час полиция окружила партизан. Фабьен был тяжело ранен, с трудом добрался до крестьянина-патриота, который приютил его и стал лечить. До полного выздоровления Фабьен нуждался в медицинской помощи, поэтому национальный военный комитет франтиреров и партизан направил его в подпольный госпиталь Парижа. Он прибыл в Париж. Но 30 ноября при облаве был схвачен полицейскими. Его допрашивали, зверски били ногами по еще не зажившей ране на голове. Несколько раз во время пыток Фабьен терял сознание, но никого не выдал. Через неделю его полуживого передали гестаповцам. Они продолжали истязать его. Никакие пытки, издевательства не сломили Фабьена. Затем его перевезли в форт Роменвиль. Фабьен с товарищами удалось разрушить кирпичную кладку и проделать отверстие. Таким образом, 1 июня 1943 года Фабьен на свободе.
1944 года в Париже началось восстание. В схватке с оккупантами участвовали мужчины, женщины и дети.
Фабьен был поглощен заботами о формировании парижского полка. 27 декабря 1944 года вечером Фабьен погиб. Его командный пункт взлетел на воздух. Смерть прославленного патриота была тяжелой утратой для французского народа.
В рядах борцов Движения сопротивления были и русские эмигранты. Среди них была Вера Оболенская. Она родилась в Москве в 1911 году в семье адвоката. С детства родители привили ей горячую любовь к России, к русскому народу. Но она любила и Францию, которая стала для неё второй родиной. После оккупации в июне 1940 года Вики вместе с Жаком Артюмсом, Альфредом Туни, Роже Сушером, Жаном Мейером и другими французскими патриотами приняли участие в создании подпольной «Гражданской и военной организации», которая к лету 1944 года превратились в одну из крупнейших организаций движения Сопротивления. Они занимались переброской в Англию французских патриотов, организовывали на всей территории Франции боевые подразделения, которые в составе французских внутренних сил должны были активизировать военные действия против гитлеровцев. Вика всегда была хорошо одета, дорогие меха, а титул княгини имел магическое значение и гитлеровцы не могли заподозрить её в симпатиях к патриотам. В квартире, специально, снятой для Вики, обрабатывали и шифровали добытые военные сведения, снимали копии с секретных документов, хранили собранные патриотами оружие. Сведения передавались по радио в Лондон в штаб движения «Свободная Франция». Работала Вики хладнокровно. Как-то раз в метро Вики попала в облаву. На вопрос полицейского, что у неё в чемодане, она с усмешкой ответила: «Ну, конечно же бомба, месье!» полицейский рассмеялся и отпустил её. В чемодане же находились секретные документы. Когда фашисты напали на Советский Союз, Вики стала работать еще с большим рвением – ведь фашисты напали на её любимую Родину.
В декабре 1941 года произошел первый канал. Артюис был арестован и отправлен в Германию, где погиб в концлагере. Муж Вики Николай Оболенский устроился переводчиком в организацию Годта, которая силами советских военнопленных строила железобетонные оборонительные укрепления, который входил в систему так называемого «Атлантического вала». Николай Оболенский связал советских людей с борцами Движения Сопротивления для подготовки восстания. Но зимой 1944 года фашисты перевезли всех военнопленных на континент во Францию. Остались позади 3 года борьбы с ненавистным врагом. 16 декабря 1944 года Вики была неожиданно арестована. Первые допросы, избиения в гестапо, затем тюрьма Фрэн. Допрашивали Вик 5 гестаповцев, но ничего от неё не добились. Даже Вики так отвечала, что её арестованный муж вскоре был освобожден.
Когда же фашисты, подчеркивая её княжеский титул, пытались уговорить Оболенскую отойти от движения Сопротивления, в которой ведущую роль играли коммунисты, Вики им заявила, что она русская и никогда не изменит ни своей Родине – России, ни Франции. Фашистские палачи бросили Вики в наручниках в берлинскую тюрьму Альт-Моабит в одиночную камеру. 4 августа 1944 года фашистские палачи казнили Вики. Не расстреляли и не повесили, а отрубили голову женщине-красавице.
Каждый год в день гибели Веры Оболенской люди приходят на русское кладбище под Парижем – в Сен-Женевьев-де-Буа. На её могилу возлагают цветы и минутой молчания чтят память замечательной патриотки двух стран – России и Франции.
5-й ученик.
Однажды пасмурным зимним днём 1908 года к Александру Блоку пришла 15-летняя гимназистка Лиза. Пришла поделиться своими сомнениями и тревогами о судьбе России. Это была Лиза Пиленко. Она родилась 8 декабря 1891 года в Риге. Лиза еще гимназисткой начала писать стихи. В 1919 году Елизавета Юрьевна вместе с мужем и дочерью Гайяной захлестнул поток беженцев, который вынес их за пределы России. В Тифлисе семья сильно бедствовала. Затем, обосновавшись в Париже, Елизавета Юрьевна бралась за любую работу. В 1929 году она опубликовала краткую монографию о поэте В.С.Соловьеве, писателе Ф.М.Достоевском. после долгих раздумий Елизавета Юрьевна в марте 1932 года приняла монашество под именем мать Мария. В заброшенном доме Елизавета Юрьевна поселила 25 русских женщин, познавших на чужбине нищету и впавших в отчаяние. Её дочь Гайана отправилась в Москву с советским писателем А.Н.Толстым, где стала студенткой авиационного института. Елизавета Юрьевна еще шире развернула благотворительную деятельность. В июле 1936 года Елизавета Юрьевна получила известие, что её Гайану скосил брюшной тиф. С чувством горечи и скорби у неё вырвалось: «И в каждой полосе моей жизни была всегда печаль. Я знаю, что судьба моя – трагическая…». Июнь 1940 года, гитлеровцы оккупировали Францию. При их появлении в Париже Елизавета Юрьевна примкнула к антифашистскому движению Сопротивления. Когда фашисты 22 июня 1941 года напали на Советский Союз, Елизавета Юрьевна решила идти на восток – на Родину, чтобы помочь ей в борьбе с фашизмом. В тот же день, гестаповцы в Париже арестовали до тысячи русских. Все они были брошены в Компьенский концлагерь. Елизавете Юрьевна стало ясно, что до России ей не добраться. Тогда она, прикрываясь монашеской рясой, всю свою энергию направила на борьбу с фашизмом во Франции. Вскоре она создала негласный «Лурмельский комитет», в состав которого вошли И.Кривошеин, О.Игнатьева, священник Д.Клепинин, С.Медведева и др. они ежедневно отправляли в Компьенский концлагерь посылки с продуктами, одеждой, обувью. Вскоре из лагеря бежали 18 французских коммунистов, в том числе Жорж Коньо, ставший впоследствии главным редактором «Юманите». Елизавета Юрьевна превратила свой дом в убежище для антифашистов, снабжая их фальшивыми документами. В это время гестаповцы уже засекли благотворительную деятельность странной русской монахини. 9 февраля 1943 года гестаповцы ворвались в дом №77 на улице Лурмель. Гестаповцы арестовали её сына Юрия, помогавшего патриотам. На другой день была арестована Елизавета Юрьевна. Позднее её сын, священник Клепинин и Елизавета Юрьевна были отправлены в Компьенский концлагерь. Последние 2 года жизни Елизавета Юрьевна провела в концлагере Равенсбрюк. Наступил март 1945 года. Из концлагеря Равенсбрюк многих ослабевших узниц фашисты перевели в ближайший лагерь «Югендлагерь». Чудом выжившая мать Мария, поменялась номерами с молодой советской женщиной, отобранной фашистами для уничтожения и добровольно пошла в газовую душегубку.
30 марта 1945 года в списке уничтоженных значилось имя Елизаветы Юрьевна Пиленко. Её сын Юрий был отправлен в концлагерь Бухенвальд, где его сожгли в газовой печи.
Звучат слова Левитана: «22 июня фашистская Германия вероломно напала на Советский Союз» под музыку «Священная война».
6-ученик.
«Всё для фронта, всё для победы!» Этот призыв единодушно поддерживали жители Хакасии. В первые четыре дня войны в военкоматы области поступило свыше 1300 заявлений с просьбой немедленно отправить на фронт.
Шел третий месяц войны. В столице фашисткой Германии было оживленно – со дня на день ждали известий об окончательном разгроме русских. По ночам беспечно светились огни реклам и окна ресторанов. По улицам, не гася фар, носились автомобили. Фронт был где-то далеко, под самой Москвой.
И вдруг раздался пронзительный вой сирен. Заметались лучи прожекторов. Панический голос диктора забился в репродукторах: «Ахтунг! Ахтунг! В небе русские самолеты!» Взвились разрывы бомб, тяжелый грохот потряс Берлин. Советская авиация начала бомбить логовище фашизма.
В составе одной из эскадрилий, впервые бомбивших Берлин, был и наш земляк Василий Гаврилович Тихонов. За отвагу и мужество, проявленные при бомбардировке военных объектов фашисткой столицы, в сентябре 1941 года капитану В.Г.Тихонову было присвоено звание Героя Советского Союза. Он первым из воинов Хакасии удостоился столь высокой чести.
7-й ученик.
В трудном для Родины 1942 году стрелковая 309 дивизия, где служил Михаил Доможаков, вступила в бой. Будучи разведчиком, М.Е.Доможаков успешно выполнял самые сложные задания командования. На Дону, Курско-Орловской дуге у разведчика было много работы: ходил «за языком», засекал огневые точки, доставлял нужные сведения об обороне врага.
С тяжелыми боями дивизия сибиряков вышла на берег Днепра. Началось форсирование реки.
Группа разведчиков под командованием старшины Привалова переправилась на правый берег на лодке. Противник заметил их. Впереди заговорил фашистский пулемет. Михаил Доможаков попросил у старшины разрешения пойти ликвидировать огневую точку. Он подполз к пулеметному гнезду, швырнул связку гранат, бросился вперед, захватил пулемет, развернул его в неприятельскую сторону и открыл огонь. Разведчики ворвались в траншею врага. Фашисты много раз переходили в контратаку, шла неравная схватка. В этом сражении Михаил Егорович уничтожил свыше десятка гитлеровцев и троих взял в плен.
За проявленное мужество и героизм, за умелое действие в бою разведчик Михаил Егорович Доможаков был удостоен звания героя Советского Союза. 5 апреля 1945 года в одном из боев осколком снаряда он был ранен, встретил День Победы в госпитале.
8-й ученик.
Далеко от родного улуса Усть-Кандырла Аскизского района, на донском берегу, учитель Михаил Иванович Чебодаев получил первое боевое крещение.
На склоне одной из высот окопались два пулеметчика – хакас Михаил Чебодаев и русский Яков Коняев. По бескрайней степи навстречу им движется 40 немецких танков в сопровождении пехоты. И два «максима» беспощадно били врагов. Десятки фашистов нашли бесславную смерть.
Сибиряки дошли с боями до Днепра. Началось форсирование. Разведчик взвода М.И.Чебодаев повел лодку через реку. Успешно доставив десантников на правый берег, он отчалил назад. Так продолжалось всю ночь. Утром на том берегу разгорелись ожесточенные бои, где отважный разведчик вместе с другими бойцами отразили десятки вражеских контратак, отстоял плацдарм, с которого сибирская дивизия перешла в наступление.
За проявленный героизм и находчивость при форсировании Днепра и прочное закрепление плацдарма Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 октября 1943 года М.И.Чебодаеву присвоено звание Героя Советского Союза.
25 февраля 1945 года М.И.Чебодаев погиб смертью храбрых и похоронен на воинском кладбище в городе Скуодасе, где ему воздвигнут памятник.
9-й ученик.
…1944 год. На подступах к реке Западная Двина гитлеровцы преградили путь гвардейцам, не давали продвинуться вперед. Тогда разведчик Алексей Емельянович Толмачев пробрался к пулеметному гнезду и гранатами уничтожил врагов. С группой бойцов он один из первых форсировал Западную Двину.
Много раз разведчик Алексей Толмачев участвовал в боях с фашистами, ходил по тылам противника, добывал «языка». Всего сибиряк уничтожил и взял в плен более 75 гитлеровцев. Шесть раз был ранен, но снова возвращался в строй.
Продолжал наступление, наши войска окружили в районе Витебска дивизии противника. При отражении контратаки на правом берегу реки Западная Двина погиб девятнадцатилетний гвардеец Алексей Толмачев. Похоронен на станции Шумилино Витебской области. За героический подвиг присвоено высокое звание Героя Советского Союза.
10-й ученик.
Слава вам, храбрые, слава, бесстрашные,
Вечную славу поёт вам народ!
Смерть сокрушившие, доблестно павшие –
Память о вас никогда не умрёт!
Вечная слава и вечная память
Павшим в жестоком бою!
Бились отважно и стойко с врагами
Вы за отчизну свою!
Вечная слава героям!
Слава! Слава! Слава!
Звучит музыка «Бухенвальдский набат» в исполнении М.Магомаева.
11-й ученик.
Вспомним всех поименно (появляются имена павших героев)
- Памяти павших будем достойны! Почтим минутой молчания.