Памятка для педагогов «Принципы толерантного воспитания»
Помни, что твоя оценка чего-либо всегда должна быть развернутой. Под качественностью оценки следует понимать ее развернутый характер, своевременность и точность. Ведь неправильная оценка – это неправильное отношение, неправильные побуждения, неправильные действия.
Суди людей «по фактуре», а принадлежность лишь учитывай. Не суди людей по их принадлежности, кроме принадлежности их к человеческому роду. Иными словами, любая оценка должна начинаться с фактурной. Особенно это важно в общении с людьми: в любом случае главное, каков сам человек, а уже затем – какой он расы, пола, возраста, нации и т.д. Надо научиться ценить человека за его доброжелательность, а затем уже «за деловые качества».
Уважай право каждого на свои недостатки – это залог того, что и твои недостатки будут уважать. В самых различных людях намного больше сходства, чем различия. Нужно уметь видеть сходное и ценить его.
Держи свои оценки при себе, и тем более, если тебя о них не спрашивают. Оценки надо держать при себе и не высказывать их, когда не просят, иначе это может превратиться в практику наклеивания ярлыков. В связи с этим необходимо с раннего возраста у детей пресекать инфантильные формы интолерантности: ябедничество и дразнилки.
Не воспринимай различия как недостаток. Надо стараться избегать оценки неотъемлемых качеств других людей, которые можно было бы воспринимать как недостаток. Дело в том, что критике можно подвергать только то, что человек в силах изменить.
Не суди предвзято или только на основании новизны оцениваемого. Следует понимать, что у каждого из нас есть особенности, которые могут восприниматься другими как недостаток. Каждый человек имеет право на собственные недостатки и это право надо уважать.
Не теряй надежды в глубине свойств другого найти тоже самое, что и в себе. Надо ценить разнообразие окружающего, в том числе разнообразие свойств и качеств других людей и принимать их такими, какие они есть, не стремясь переделывать под себя. Следует помнить, что сила и богатство человечества заключены именно в его разнообразии. И это разнообразие надо ценить и признавать.