Памятки для родителей и педагогов по нескольким вопросам от педагога-психолога
Памятки для родителей и педагогов по нескольким вопросам от педагога-психолога
Памятка № 1 «Как лучше обратить внимание детей на себя и привлечь их к совместной деятельности?»
Шаг 1
Выберите обращение к ребенку (детям), из предложенных ниже или придумайте свое
Дети, раннего возраста |
Дети дошкольного возраста |
Цыплята |
Знайки и умейки |
Зайчата |
Юные друзья |
Крошки |
Умники и умницы |
Богатыри и дюймовочки |
Девчонки и мальчишки |
Рыцари и принцессы |
Почемучки |
Дочки и сыночки |
Богатыри и дюймовочки |
Девчонки и мальчишки |
Дочки и сыночки |
Солнышки |
Рыцари и принцессы |
ВАЖНО: соотносить обращение с возрастом и полом ребенка!!! |
|
СОВЕТ: при желании или необходимости добавьте притяжательное местоимение «МОЙ», «МОЯ», «МОИ» |
Шаг 2
Присоедините к обращению следующую речевую «формулу»
Кто сегодня хочет стать волшебником (мореплавателем, космонавтом, исследователем и т.д.)? |
||||||
Мы сейчас будем с Машей (или другим ребенком) играть, рисовать, читать и приглашаем всех желающих присоединиться к нам. |
||||||
Педагог в импровизированный мегафон (свернутый в «трубочку» лист бумаги, сложенные руки и т.д.) произносит призывные слова. - Внимание! Внимание! Срочно отправляемся на прогулку! - Срочно требуется помощь! - Открывается мастерская! и др. |
||||||
Кто меня видит – топните ножкой, Кто меня слышит – хлопни в ладошки! |
||||||
Раз, два, три – все ко мне скорей беги! |
||||||
Раз, два, три, четыре, пять – будем весело играть! |
||||||
Руки вверх поднимай скорей, чтобы было веселей! Вот это да! Сколько много у нас ребят! А эти ребята любят играть? |
||||||
Кто любит мультфильм….. (название популярного или любимого в данной группе детей мультфильма) подойдите, пожалуйста, ко мне. У меня ДЛЯ ВАС есть интересное предложение! Очень хочу с вами посекретничать…… Интересно, кто отгадает, что у меня в волшебной коробочке?... Педагог вносит предмет (микроскоп, мяч, гимнастическая палка и т.д.) как сюрпризный момент. - Кто знаком с эти предметом? Ого! Нас много (мало)! - А интересно, кто знает, для чего он нужен? Спасибо! |
||||||
|
||||||
При утренней встрече детей педагог приклеивает к одежде ребенка сигнальный значок (кружок, звездочка, солнышко и т.д. из оракала) со словами: - Разреши, я прикреплю к твоей одежде такую интересную штуку? Для чего она нужна - узнаешь позже! Это – сюрприз! Сегодня у нас будет интересный день! Затем, в удобный момент педагог обращается к детям: - Приглашаются ребята на солнечную полянку и звездную полянку! Подумайте, друзья, кого из вас на какой полянке ждут! - На солнечной полянке сегодня праздник урожая….. - На звездной полянке сегодня…… |
Памятка № 2«Как мотивировать детей, чтобы они САМИ захотели с вами играть?»
1. Создать проблему
- Ребята! Отличная новость! Завтра к нам в гости придут наши соседи - ребята из младшей группы. Как нам их встретить? (выслушать варианты)
- Я точно знаю, что эти ребята любят смотреть театральные представления…. (дождаться предложений детей сделать постановку)
- Отличная идея! Их воспитатель однажды мне говорил, что дети очень любят сказку ….. (назвать сказку, которую воспитанники Вашей группы точно не знают и дождаться, когда реплик «А мы такой не знаем»)
- Это проблема? Как можно узнать, если чего-то не знаешь? (дождаться от детей, предложения изучить эту сказку и так далее ……..)
2. Подключить органы чувств
Звучит музыка, между детьми и педагогом начинается диалог.
- Девчонки и мальчишки, вам нравится музыка?
В случае если дети дали отрицательный ответ на выше обозначенный вопрос
|
В случае если дети дали положительный ответ на выше обозначенный вопрос |
Какая музыка О чем вы думаете, нравится тебе? когда слышите эту музыку?
- Чем бы вам хотелось заняться, слушая её?
- А теперь под звуки этой музыки я предлагаю вам этим заняться!
- Что необходимо будет тебе, Катюша, для этого? А тебе, Иван?
3. Провоцировать
В зимний период года дети собираются на прогулку.
-Ребята! У меня для вас замечательное предложение - верхнюю одежду, шапки и перчатки на прогулку не надевать (выждать паузу, вопросы детей).
- Надевая всю эту одежду, мы потратим много времени, и наша прогулка сократится…. (ответы детей)
- Что же произойдет, если мы не наденем эти вещи? (ответы детей)
- Что вы предлагаете сделать?
4. Просить помощи
- Мои юные друзья! Ваши родители обратились к нам с просьбой….. (дождаться вопросов детей)
- Они просят снять фильм о нашей жизни в детском саду. Главными героями этого фильма будете вы.
- Как вы думаете, что мы можем представить в этом фильме?
- Как нам это сделать?
- Дорогие мои друзья, в нашем детском саду (городе, царстве – государстве, и т.д.) произошла неприятность (выдержать паузу, дождаться первого вопроса детей, сообщить что случилось).
- Что будем делать?
Памятка № 3 «Как быть, если ребенок захотел включиться в совместную деятельность, которая уже начата (завершается) ?»
Шаг 1
Ответьте для себя на следующие вопросы:
Вам важно, чтобы ребенок НИ ПРИ КАКИХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ, не почувствовал себя лишним и ненужным?
Вам важно, что ребенок все же захотел играть вместе с вами?
Вам важно показать поведенческий пример для своих воспитанников?
Если Вы ответили утвердительно, на эти вопросы, то переходите шагу № 2 |
Если Вы ответили отрицательно, хоть на один из вопросов, задумайтесь, а правильно ли вы выбрали профессию |
Шаг 2
Примените одну из предложенных речевых «формул» или придумайте собственную:
«Ой, как здорово! К нам присоединился Миша! Давайте расскажем ему, чему мы занимаемся (занимались). Хочешь с нами?»
«Мне очень приятно, что Катюша захотела с нами играть! А вам, друзья?»
«Я вижу, тебе тоже стало интересно узнать…»
«Ты пришел нам помочь? Как вовремя!»
«Посмотрите, какая увлекательная игра у нас получилась, что даже Ванечка отложил все свои дела и присоединился к нам. Мы на это надеялись и приготовили для тебя необходимый материал»
«Маша пришла! Нам как раз тебя не хватало! Присоединишься к нам?»
«Верочка, мы с ребятами очень рады тебя видеть! К сожалению, мы уже заканчиваем лепить (рисовать и т.д.), но очень хотим тебя попросить помочь нам это оформить. Сможешь?»
ВАЖНО:
иногда хватит одного Вашего взгляда, чтобы, не смотря на все слова, сформировать у ребенка ощущение, что он помешал и здесь не нужен!
иногда хватит одного Вашего взгляда, приглашающего ребенка в игру, чтобы малыш отказался от своего первоначального намерения и присоединился к вашей деятельности.
Памятка № 4 «Как лучше поступить, если ребенок отказывается от деятельности?»
Шаг 1
Выберите обращение к ребенку (детям), из предложенных ниже или придумайте свое
Дети, раннего возраста |
Дети дошкольного возраста |
Цыплята |
Знайки и умейки |
Зайчата |
Юные друзья |
Крошки |
Умники и умницы |
Богатыри и дюймовочки |
Девчонки и мальчишки |
Рыцари и принцессы |
Почемучки |
Дочки и сыночки |
Богатыри и дюймовочки |
Девчонки и мальчишки |
Дочки и сыночки |
Солнышки |
Рыцари и принцессы |
ВАЖНО: соотносить обращение с возрастом и полом ребенка!!! |
|
СОВЕТ: при желании или необходимости добавьте притяжательное местоимение «МОЙ», «МОЯ», «МОИ» |
Шаг 2
Присоедините к обращению следующую речевую «формулу»
Ты можешь заниматься сейчас чем хочешь, но помни, у нас есть правило: «Играя, не мешай, не шуми и не ломай!»
Подумай немножко, посмотри на нас и может тебе захочется быть с нами. Договорились? (можно даже пожать руки в знак партнерских отношений)
А как же мы без тебя, ведь мы так на тебя рассчитывали, только ты можешь нам помочь в ……….(игре, ситуации, на прогулке)!
Тогда у тебя будет ответственная роль, ты будешь……..(педагог называет любую роль, соблюдая полоролевой принцип). Что тебе для этого нужно? Только помни наше правило: «Играя, не мешай, не шуми и не ломай!»
А тебе не будет скучно одному?
Как жаль, что ты не узнаешь...
А ты не хотел бы помочь (указать кому)…
А вдруг твой совет окажется самый важным?…
А как же мы без тебя справимся?
А может быть, ты присоединишься к нам позже?
ВАЖНО:
понимать, что если детей, желающих принять на себя данную роль, окажется несколько или большинство, то педагогу надо будет переключиться в другое мероприятие, подхватывая детскую инициативу!
Подумай, что тебе мешает присоединиться к нам? Ты можешь вернуться к этому позже?
В случае если ребенок дал отрицательный ответ на выше обозначенный вопрос |
В случае если ребенок дал положительный ответ на выше обозначенный вопрос |
|
|
- Тогда узнай что-то новое сам, а потом нам расскажешь! |
- Хочешь узнать, что мы будем делать с ………? (назвать предмет)? |
Педагог предлагает ребенку импровизированный рюкзачок
- Тогда ты мне можешь мне помочь, собери в него все интересные дела, какие только у тебя есть! А потом мы вместе, если ты захочешь, покажем их всем ребятам! Ты можешь взять любые материалы, если они тебе понадобятся. Договорились? (
СОВЕТ: в знак скрепления партнерских отношений можно пожать руки
Болтова Елена Ильинична