12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Хохлова Нина Борисовна3208 Работаю в сфере образования с 1987 года, руководитель РМО педагогов ДО и технологии, имею высшую квалификационную категорию. В настоящее время руковожу детским Театром моды "Костюмерия" и заведую метод.кабинетом Управления образования Духовницкого района Россия, Саратовская обл., р.п. Духовницкое Материал размещён в группе «Творческие группы педагогов» |
Памятка для педагогов по организации самообразования
Памятка для педагогов по организации самообразования.
Хохлова Н.Б., педагог дополнительного образования
МУ ДО «Дом творчества» р.п. Духовницкое
Духовницкого района Саратовской области
Только став исследователем,
постоянно перестраивающим свой профессиональный мир
в ответ на неожиданные и озадачивающие его события реальности
педагог обретает профессиональное мастерство.
А.С.Макаренко
Современный учитель обладает ценнейшим опытом, багажом эффективных методик, педагогических приемов. Формула успеха педагога – это постоянное совершенствование своей компетентности, в том числе и через самообразование.
Основные направления, в которых педагогу необходимо заниматься самообразованием.
профессиональное (предмет преподавания); психолого-педагогическое (ориентированное на учеников и родителей); психологическое (имидж, общение, искусство влияния, лидерские качества и др.); методическое (педагогические технологии, формы, методы и приёмы обучения); правовое; эстетическое (гуманитарное); историческое; иностранные языки; политическое; информационно-компьютерные технологии; охрана здоровья; интересы и хобби.
Результат самообразования.
В личном плане самообразования педагога должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определённый срок:
результаты самообразования на определённых этапах (самообразование непрерывно, но планировать его нужно поэтапно);
повышение качества преподавания предмета (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество);
разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования;
разработка новых форм, методов и приёмов обучения;
доклады, выступления;
разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей;
выработка методических рекомендаций по применению новой информационной технологии;
разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям;
педагогические разработки;
обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме).
Личный план самообразования педагога.
На основании выбранной темы педагог разрабатывает личный план работы над поставленной перед собой проблемой. При оформлении работы указываются:
1. Титульный лист:
название учреждения образования, в котором работает педагог, адрес, рабочий телефон.
3. Научно-методическая и профессионально-педагогическая деятельность:
название темы по самообразованию; цель, задачи;
предполагаемый результат; этапы работы;
сроки выполнения каждого этапа;
действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой.
4. Оценка профессиональной деятельности:
способ демонстрации результата проделанной работы;
форма отчёта по проделанной работе.
По окончании работы над темой педагог оформляет отчёт с анализом, выводами и рекомендациями для коллег.
При оформлении работы следует учитывать:
творческий подход;
степень обоснованности содержащегося материала;
глубину и практическую значимость материала;
наличие выраженной авторской позиции при разработке материала;
способ подачи материала.
Продуктивность процесса самообразования
Самообразование педагога будет продуктивным, если:
• в процессе самообразования реализуется его потребность к собственному развитию и саморазвитию;
педагог владеет способами самопознания и самоанализа педагогического опыта, понимает как позитивные, так и негативные моменты своей профессиональной деятельности;
педагог обладает развитой способностью к рефлексии. Педагогическая рефлексия является необходимым атрибутом педагога - профессионала (под рефлексией понимается деятельность человека, направленная на осмысление собственных действий, своих внутренних чувств, состояний, переживаний, анализ этой деятельности и формулирование выводов);
• программа педагогического профессионального развития включает в себя возможность исследовательской, поисковой деятельности;
• педагог обладает готовностью к педагогическому творчеству;
• осуществляется взаимосвязь личностного и профессионального развития и саморазвития.
Примерное содержание папки по самообразованию:
1. Титульный лист.
2. Содержание.
3. Перспективный план самообразовательной деятельности на 3-5 лет.
Изучение психолого-педагогической литературы.
Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса.
Обобщение собственного опыта педагогической деятельности.
Участие в системе методической работы учреждения.
Участие в системе методической работы района и области.
4. Анализ самообразовательной деятельности за прошлый учебный год.
5. Индивидуальный план самообразовательной деятельности на текущий год.
Примерные темы для самообразования
Формирование творческой личности.
Организация работы с одарёнными детьми.
Личностно ориентированный подход к воспитанию.
Особенности групповой работы с обучающимися во внеурочное время.
Технология индивидуальной работы с учащимися.
Формирование коммуникативной компетентности обучающихся.
Формирование навыков здорового образа жизни у школьников.
Формы физического воспитания школьников во внеурочное время.
Формирование позитивной мотивации на здоровый образ жизни у школьников.
Организация профориентационной работы в …
Игра как важное средство воспитания школьников.
Игровые моменты на занятиях….
Развитие культуры речи на занятиях….
Развитие активности, самостоятельности, ответственности школьников на основе деятельностного подхода к обучению.
Развитие личности ребёнка, его способности, мотивация учения и учебной деятельности.
Информационные технологии обучения школьников.
Изучение психологических особенностей младших школьников — важное условие повышения эффективности обучения и воспитания.
Эффективные средства развития критического мышления школьников.
Проектная деятельность школьников.
Повышение мотивации учащихся к овладению устной литературной
речью на занятиях…
Технологии обучения современным речевым нормам изучаемого языка в искусственной языковой среде.
Применение интегрированного обучения на занятиях…
Патриотическое воспитание на занятиях…
Развитие критического мышления через …
Использование материалов … музея на занятиях…
Возможности использования личностно-развивающего обучения на занятиях…
Осуществление межпредметных связей в процессе преподавания …
Учет индивидуальных особенностей учащихся при изучении…
Роль рефлексии в организации и привитии навыков...
Технология деятельностного подхода на занятиях… как метод повышения качества знаний
Экологическое направление в воспитании учащихся на занятиях…
Самостоятельная работа учащихся на занятиях…
Примерный план работы педагога по самообразованию
Этапы | Содержание работы | Сроки |
I. Диагностический | 1. Анализ затруднений. 2. Постановка проблемы. 3. Изучение литературы, имеющегося опыта по проблеме | 1-й год работы над темой |
II.Прогностический | 1. Определение цели и задач работы над темой. 2. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы. 3. Прогнозирование результатов | 1-й год работы над темой |
III. Практический | 1. Внедрение ППО, системы мер, направленных на решение проблемы. 2. Формирование методического комплекса. 3.Отслеживание процесса, текущих, промежуточных результатов. 4. Корректировка работы | 2-й год; (3-й), (4-й) |
IV. Обобщающий | 1. Подведение итогов. 2.Оформление результатов работы по теме самообразования. 3. Представление материалов | 3-й год, (4-й), (5-й) |
V. Внедренческий | 1. Использование опыта самим педагогом в процессе дальнейшей работы. 2. Распространение, презентация опыта. | В ходе дальнейшей педагогической деятельности |
Примерный план отчета педагога по самообразованию
в период реализации мероприятий практического этапа.
1. Обоснование выбора темы самообразования.
2. Цель и задачи работы над темой, сроки.
3.Анализ состояния вопроса по различным источникам, имеющегося опыта по решению проблемы.
4. Реализуемая система мер для решения проблемы в конкретных условиях.
5. Предполагаемый результат и форма его представления.