Памятка для педагогов по организации самообразования

8
0
Материал опубликован 12 May 2018 в группе

Памятка для педагогов по организации самообразования.

Хохлова Н.Б., педагог дополнительного образования

МУ ДО «Дом творчества» р.п. Духовницкое

Духовницкого района Саратовской области

 

Только став исследователем,

постоянно перестраивающим свой профессиональный мир

в ответ на неожиданные и озадачивающие его события реальности

педагог обретает профессиональное мастерство.

А.С.Макаренко

Современный учитель обладает ценнейшим опытом, багажом эффективных методик, педагогических приемов. Формула успеха педагога – это постоянное совершенствование своей компетентности, в том числе и через самообразование.

Основные направления, в которых педагогу необходимо заниматься самообразованием.

профессиональное (предмет преподавания); психолого-педагогическое (ориентированное на учеников и родителей); психологическое (имидж, общение, искусство вли­яния, лидерские качества и др.); методическое (педагогические технологии, формы, методы и приёмы обучения); правовое; эстетическое (гуманитарное); историческое; иностранные языки; политическое; информационно-компьютерные технологии; охрана здоровья; интересы и хобби.

Результат самообразования.

В личном плане самообразования педагога должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определённый срок:

результаты самообразования на опреде­лённых этапах (самообразование непрерывно, но плани­ровать его нужно поэтапно);

повышение качества преподавания предмета (ука­зать показатели, по которым будет определяться эффек­тивность и качество);

разработанные или изданные методические посо­бия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследо­вания;

разработка новых форм, методов и приёмов обу­чения;

доклады, выступления;

разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей;

выработка методических рекомендаций по приме­нению новой информационной технологии;

разработка и проведение открытых уроков по соб­ственным, новаторским технологиям;

педагогические разработки;

обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме).

 

Личный план самообразования педагога.

На основании выбранной темы педагог разрабатыва­ет личный план работы над поставленной перед собой проблемой. При оформлении работы указываются:

1. Титульный лист:

название учреждения образования, в котором рабо­тает педагог, адрес, рабочий телефон.

3. Научно-методическая и профессионально-педа­гогическая деятельность:

название темы по самообразованию; цель, задачи;

предполагаемый результат; этапы работы;

сроки выполнения каждого этапа;

действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой.

4. Оценка профессиональной деятельности:

способ демонстрации результата проделанной ра­боты;

форма отчёта по проделанной работе.

По окончании работы над темой педагог оформляет отчёт с анализом, выводами и рекоменда­циями для коллег.

При оформлении работы следует учитывать:

творческий подход;

степень обоснованности содержащегося мате­риала;

глубину и практическую значимость материала;

наличие выраженной авторской позиции при раз­работке материала;

способ подачи материала.

Продуктивность процесса самообразования

Самообразование педагога будет продуктивным, если:

• в процессе самообразования реализуется его потреб­ность к собственному развитию и саморазвитию;

педагог владеет способами самопознания и са­моанализа педагогического опыта, понимает как позитивные, так и негативные моменты своей про­фессиональной деятельности;

педагог обладает развитой способностью к реф­лексии. Педагогическая рефлексия является необходи­мым атрибутом педагога - профессионала (под рефлекси­ей понимается деятельность человека, направленная на осмысление собственных действий, своих внутренних чувств, состояний, переживаний, анализ этой деятель­ности и формулирование выводов);

• программа педагогического профессионального развития включает в себя возможность исследовательской, поис­ковой деятельности;

• педагог обладает готовностью к педагогическому творчеству;

• осуществляется взаимосвязь личностного и про­фессионального развития и саморазвития.

Примерное содержание папки по самообразованию:

1. Титульный лист.

2. Содержание.

3. Перспективный план самообразовательной деятельности на 3-5 лет.

Изучение психолого-педагогической литературы.

Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса.

Обобщение собственного опыта педагогической деятельности.

Участие в системе методической работы учреждения.

Участие в системе методической работы района и области.

4. Анализ самообразовательной деятельности за прошлый учебный год.

5. Индивидуальный план самообразовательной деятельности на текущий год.

Примерные темы для самообразования

Формирование творческой личности.

Организация работы с одарёнными детьми.

Личностно ориентированный подход к воспитанию.

Особенности групповой работы с обучающимися во вне­урочное время.

Технология индивидуальной работы с учащимися.

Формирование коммуникативной компетентности обучаю­щихся.

Формирование навыков здорового образа жизни у школьников.

Формы физического воспитания школьников во вне­урочное время.

Формирование позитивной мотивации на здоровый образ жизни у школьников.

Организация профориентационной работы в …

Игра как важное средство воспитания школьников.

Игровые моменты на занятиях….

Развитие культуры речи на занятиях….

Развитие активности, самостоятельности, ответствен­ности школьников на основе деятельностного подхода к обучению.

Развитие личности ребёнка, его способности, моти­вация учения и учебной деятельности.

Информационные технологии обучения школьников.

Изучение психологических особенностей младших школьников — важное условие повышения эффективно­сти обучения и воспитания.

Эффективные средства развития критического мыш­ления школьников.

Проектная деятельность школьников.

Повышение мотивации учащихся к овладению устной литературной

речью на занятиях…

Технологии обучения современным речевым нормам изучаемого языка в искусственной языковой среде.

Применение интегрированного обучения на занятиях…

Патриотическое воспитание на занятиях…

Развитие критического мышления через …

Использование материалов … музея на занятиях…

Возможности использования личностно-развивающего обучения на занятиях…

Осуществление межпредметных связей  в процессе преподавания …

Учет индивидуальных особенностей учащихся при изучении…

Роль рефлексии в организации и привитии навыков...

Технология деятельностного подхода на занятиях… как метод повышения качества знаний

Экологическое направление в воспитании учащихся на занятиях…

Самостоятельная работа учащихся на занятиях…

Примерный план работы педагога по самообразованию

Этапы

Содержание работы

Сроки

I. Диагно­стический

1. Анализ затруднений.

2. Постановка проблемы.

3. Изучение литературы, имеющегося опыта по проблеме

1-й год

работы над

темой

II.Прогно­стический

1. Определение цели и задач работы над темой.

2. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.

3. Прогнозирование результатов

1-й год

работы над

темой

III. Практи­ческий

1. Внедрение ППО, системы мер, направлен­ных на решение проблемы.

2. Формирование методического комплекса.

3.Отслеживание процесса, текущих, проме­жуточных результатов.

4. Корректировка работы

2-й год;

(3-й), (4-й)

IV. Обобща­ющий

1. Подведение итогов.

2.Оформление результатов работы по теме самообразования.

3. Представление материалов

3-й год,

(4-й), (5-й)

V. Внедрен­ческий

1. Использование опыта самим педагогом в процессе дальнейшей работы.

2. Распространение, презентация опыта.

В ходе дальнейшей педагогической деятельности

Примерный план отчета педагога по самообразованию

в период реализации мероприятий практического этапа.

1. Обоснование выбора темы самообразования.

2. Цель и задачи работы над темой, сроки.

3.Анализ состояния вопроса по различным источникам, имеющегося опыта по решению про­блемы.

4. Реализуемая сис­тема мер для решения проблемы в конк­ретных условиях.

5. Предполагаемый результат и форма его представления.

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.