Памятка для педагогов по организации самообразования.
Хохлова Н.Б., педагог дополнительного образования
МУ ДО «Дом творчества» р.п. Духовницкое
Духовницкого района Саратовской области
Только став исследователем,
постоянно перестраивающим свой профессиональный мир
в ответ на неожиданные и озадачивающие его события реальности
педагог обретает профессиональное мастерство.
А.С.Макаренко
Современный учитель обладает ценнейшим опытом, багажом эффективных методик, педагогических приемов. Формула успеха педагога – это постоянное совершенствование своей компетентности, в том числе и через самообразование.
Основные направления, в которых педагогу необходимо заниматься самообразованием.
профессиональное (предмет преподавания); психолого-педагогическое (ориентированное на учеников и родителей); психологическое (имидж, общение, искусство влияния, лидерские качества и др.); методическое (педагогические технологии, формы, методы и приёмы обучения); правовое; эстетическое (гуманитарное); историческое; иностранные языки; политическое; информационно-компьютерные технологии; охрана здоровья; интересы и хобби.
Результат самообразования.
В личном плане самообразования педагога должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определённый срок:
результаты самообразования на определённых этапах (самообразование непрерывно, но планировать его нужно поэтапно);
повышение качества преподавания предмета (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество);
разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования;
разработка новых форм, методов и приёмов обучения;
доклады, выступления;
разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей;
выработка методических рекомендаций по применению новой информационной технологии;
разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям;
педагогические разработки;
обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме).
Личный план самообразования педагога.
На основании выбранной темы педагог разрабатывает личный план работы над поставленной перед собой проблемой. При оформлении работы указываются:
1. Титульный лист:
название учреждения образования, в котором работает педагог, адрес, рабочий телефон.
3. Научно-методическая и профессионально-педагогическая деятельность:
название темы по самообразованию; цель, задачи;
предполагаемый результат; этапы работы;
сроки выполнения каждого этапа;
действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой.
4. Оценка профессиональной деятельности:
способ демонстрации результата проделанной работы;
форма отчёта по проделанной работе.
По окончании работы над темой педагог оформляет отчёт с анализом, выводами и рекомендациями для коллег.
При оформлении работы следует учитывать:
творческий подход;
степень обоснованности содержащегося материала;
глубину и практическую значимость материала;
наличие выраженной авторской позиции при разработке материала;
способ подачи материала.
Продуктивность процесса самообразования
Самообразование педагога будет продуктивным, если:
• в процессе самообразования реализуется его потребность к собственному развитию и саморазвитию;
педагог владеет способами самопознания и самоанализа педагогического опыта, понимает как позитивные, так и негативные моменты своей профессиональной деятельности;
педагог обладает развитой способностью к рефлексии. Педагогическая рефлексия является необходимым атрибутом педагога - профессионала (под рефлексией понимается деятельность человека, направленная на осмысление собственных действий, своих внутренних чувств, состояний, переживаний, анализ этой деятельности и формулирование выводов);
• программа педагогического профессионального развития включает в себя возможность исследовательской, поисковой деятельности;
• педагог обладает готовностью к педагогическому творчеству;
• осуществляется взаимосвязь личностного и профессионального развития и саморазвития.
Примерное содержание папки по самообразованию:
1. Титульный лист.
2. Содержание.
3. Перспективный план самообразовательной деятельности на 3-5 лет.
Изучение психолого-педагогической литературы.
Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса.
Обобщение собственного опыта педагогической деятельности.
Участие в системе методической работы учреждения.
Участие в системе методической работы района и области.
4. Анализ самообразовательной деятельности за прошлый учебный год.
5. Индивидуальный план самообразовательной деятельности на текущий год.
Примерные темы для самообразования
Формирование творческой личности.
Организация работы с одарёнными детьми.
Личностно ориентированный подход к воспитанию.
Особенности групповой работы с обучающимися во внеурочное время.
Технология индивидуальной работы с учащимися.
Формирование коммуникативной компетентности обучающихся.
Формирование навыков здорового образа жизни у школьников.
Формы физического воспитания школьников во внеурочное время.
Формирование позитивной мотивации на здоровый образ жизни у школьников.
Организация профориентационной работы в …
Игра как важное средство воспитания школьников.
Игровые моменты на занятиях….
Развитие культуры речи на занятиях….
Развитие активности, самостоятельности, ответственности школьников на основе деятельностного подхода к обучению.
Развитие личности ребёнка, его способности, мотивация учения и учебной деятельности.
Информационные технологии обучения школьников.
Изучение психологических особенностей младших школьников — важное условие повышения эффективности обучения и воспитания.
Эффективные средства развития критического мышления школьников.
Проектная деятельность школьников.
Повышение мотивации учащихся к овладению устной литературной
речью на занятиях…
Технологии обучения современным речевым нормам изучаемого языка в искусственной языковой среде.
Применение интегрированного обучения на занятиях…
Патриотическое воспитание на занятиях…
Развитие критического мышления через …
Использование материалов … музея на занятиях…
Возможности использования личностно-развивающего обучения на занятиях…
Осуществление межпредметных связей в процессе преподавания …
Учет индивидуальных особенностей учащихся при изучении…
Роль рефлексии в организации и привитии навыков...
Технология деятельностного подхода на занятиях… как метод повышения качества знаний
Экологическое направление в воспитании учащихся на занятиях…
Самостоятельная работа учащихся на занятиях…
Примерный план работы педагога по самообразованию
Этапы |
Содержание работы |
Сроки |
I. Диагностический |
1. Анализ затруднений. 2. Постановка проблемы. 3. Изучение литературы, имеющегося опыта по проблеме |
1-й год работы над темой |
II.Прогностический |
1. Определение цели и задач работы над темой. 2. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы. 3. Прогнозирование результатов |
1-й год работы над темой |
III. Практический |
1. Внедрение ППО, системы мер, направленных на решение проблемы. 2. Формирование методического комплекса. 3.Отслеживание процесса, текущих, промежуточных результатов. 4. Корректировка работы |
2-й год; (3-й), (4-й) |
IV. Обобщающий |
1. Подведение итогов. 2.Оформление результатов работы по теме самообразования. 3. Представление материалов |
3-й год, (4-й), (5-й) |
V. Внедренческий |
1. Использование опыта самим педагогом в процессе дальнейшей работы. 2. Распространение, презентация опыта. |
В ходе дальнейшей педагогической деятельности |
Примерный план отчета педагога по самообразованию
в период реализации мероприятий практического этапа.
1. Обоснование выбора темы самообразования.
2. Цель и задачи работы над темой, сроки.
3.Анализ состояния вопроса по различным источникам, имеющегося опыта по решению проблемы.
4. Реализуемая система мер для решения проблемы в конкретных условиях.
5. Предполагаемый результат и форма его представления.