Памятка для родителей по обучению чтению

4
0
Материал опубликован 2 October 2022

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Обучая детей чтению и развивая

фонетический слух, следует помнить

- Наша речь состоит из предложений.

- Предложение это законченная мысль.

- Предложение состоит из слов.

- Слова состоят из звуков.

- Звук - это то, что мы слышим и произносим.

- Буква это то, что мы видим и пишем.

- Звук на письме обозначается буквой.

- Звуки бывают гласные и согласные.

- Гласные звуки можно петь голосом,

при этом воздух, выходящий изо рта,

не встречает преграды.

- В русском языке шесть гласных звуков

" А", "У", "О", "И", "Э", "Ы".

- На схемах гласные звуки обозначаются

красным цветом.

- Гласных букв – десять: «А», «У», «О», «И»,

«Э», «Ы», «Я», «Ю», «Е», «Ё».

- Шесть гласных букв – «А», «У», «О», «И»,

«Э», «Ы» - соответствуют звукам.

- Четыре гласные буквы – «Я», «Ю», «Е», «Ё» -

йотированные, то есть обозначают два звука:

«Я» [ЙА], «Ю» [ЙУ], «Е» [ЙЭ], «Ё» [ЙО]

в начале слова (яма, юла); после гласного звука

(маяк, заюшка); после мягкого твёрдого знаков

(семья, подъём). В остальных случаях

(после согласных) йотированные гласные буквы

обозначают на письме мягкость впереди стоящего

согласного звука и гласный звук: «Я» - [А], «Ю» - [У],

«Е» - [Э], «Ё» - [О] (берёза, мяч).

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ


Известно, что чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему высказывать свои мысли. Ваш ребёнок будет иметь более широкие возможности в познании мира и в общении с друзьями.


Любое нарушение речи может отразиться на развитии и поведении ребёнка. Вырастая, ребёнок осознаёт свой недостаток, становится молчаливым, застенчивым и нерешительным. Это не то будущее, которое хотели бы видеть его родители.

Как помочь ребёнку в домашних условиях, когда вы видите, что он говорит мало, хотя другие дети его возраста произносят уже больше слов?


Разговаривайте с ребёнком всё свободное время.


Следите за своим произношением: оно должно быть правильным и чистым, а речь – неторопливой и чёткой.



Привлекайте внимание ребёнка к губам. Мама может накрасить губы и «поиграть» ими (сложить трубочкой, улыбнуться, затем широко открытый рот и т.д.), а малыш будет охотно подражать.


Поиграйте мышцами, которые участвуют в артикуляции звука. Надуйте щёки, сдуйте, втяните их. Надуйте одну щёчку, перенесите воздух в другую.



              ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

          

Родители  давно  признаны  главными  воспитателями  своего  ребенка. Однако часто они не уделяют должного внимания тем  или иным речевым нарушениям. Это связано с двумя причинами:

- родители не слышат недостатков речи своих детей;

- не придают им серьезного значения, полагая, что с  возрастом они исправятся сами собой.

Очень важно сделать родителей активными участниками педагогического процесса, научить их адекватно оценивать и развивать своего ребенка. Во – первых, родители являются авторитетом для  него, а во-вторых, они ежедневно могут  закреплять навыки в  непосредственном общении. Коррекционная  работа даст положительный результат только в том случае, если логопед, воспитатели и родители станут действовать согласованно.

         Поскольку нарушение речи  отражаются на психическом  развитии ребенка, формировании его  личности и  поведения, родители, которые могут оценить  своих  детей, услышать их ошибки, должны быть  максимально вовлечены в коррекционную работу.

 Проведение с детьми артикуляционной гимнастики.

Консультация для родителей.

         Мы произноси различные звуки как изолировано, так и в речевом потоке, благодаря подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Точность и сила этих движений развиваются у ребенка постепенно, в процессе речевой деятельности. Их формированию способствует артикуляционная гимнастика, с помощью которой вырабатываются полноценные движения и определенные положения органов артикуляции, необходимые для правильного произношения звуков.

        






- Согласные звуки – звуки, которые нельзя петь, так как воздух,

выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду.

- Глухость и звонкость согласных звуков определяются по

работе голосовых связок и проверяются рукой, положенной

на горло или закрыть уши руками и слушать произносимый

звук.

- Глухие согласные звуки (голосовые связки не работают, то

есть горлышко не «дрожит»): [К], [П], [С], [Т], [Ф], [Х], [Ц],

[Ч], [Ш], [Щ].

- Звонкие согласные звуки (голосовые связки работают,

то есть горлышко дрожит): [Б], [В], [Г], [Д], [Ж], [З], [Л], [Й],

[М], [Н], [Р].

- Твёрдость и мягкость согласных звуков определяются

на слух.

- Согласные звуки – [Б], [В], [Г], [Д], [З], [К], [Л], [М]. [Н], [П],

[Р], [С], [Т], [Ф], [Х] – могут быть твёрдыми (если после них

стоят гласные буквы «А», «У», «О», «Э», «Ы»)

- Твёрдые согласные звуки на схемах обозначаются

синим цветом.

- И мягкими (если после них стоят гласные буквы «И», «Е»,

«Ё», «Ю», «Я»).

- Мягкие согласные звуки на схемах обозначаются

зелёным цветом.

- Всегда твёрдые согласные: [Ц], [Ш], [Ж].

- Всегда мягкие согласные: [Й], [Ч], [Щ].

- Подбирая слова для игр со звуками, следует помнить, что

Звонкие согласные звуки оглушаются в конце слов (гриб) и

перед глухими согласными (кружка).

5. Покупайте свистульки, вертушки, воздушные шарики, соломку для коктейля, чтобы дуть в воде, мыльные пузыри. Так вы выработаете у ребёнка устойчивую воздушную струю, необходимую для формирования звука.


6. Комментируйте его и свои действия. Например: «Сейчас принесу одежду, и мы будем одеваться на прогулку. Что ты наденешь: красную или синюю футболку, штаны или джинсы?

Ребёнок вынужден ответить словом, а не жестом, особенно если предметы находятся вне зоны его досягаемости, на верхней полке шкафа.

Несколько раз в день делайте массаж рук, особенно ладошек и пальчиков.

Будьте терпеливы, повторяйте все упражнения по 5 раз и более.


Подкрепляйте любое занятие положительными эмоциями, заканчивайте упражнения до того, как ребёнок устанет. Ставьте часы перед собой и занимайтесь по 10 – 15 минут, не больше, но 2 – 3 раза в день.


Вызывайте речь на сильных эмоциях, например, если ребёнок что – то просит, сделайте вид, что не понимаете. Объясните ему, что и как надо сказать. Он повторит за вами.


Занятия должны быть регулярными. Всегда хвалите ребёнка за успехи.


Читайте вслух стихи, сказки, пересказывайте их, играйте в различные речевые игры.

Упражнения подбираются, исходя из правильной артикуляции звука, поэтому их лучше объединять в комплексы. Каждый комплекс способствует развитию определенных движений и положений губ, языка, с его помощью вырабатывается направленная воздушная струя, т.е. всё то, что необходимо для правильного образования звука.  

 

       Первый комплекс включает упражнения, необходимые для формирования четкого, правильного произношения всех звуков: «Окошко», «Заборчик», «Улыбка», «Трубочка», «Лопатка», «Часики», «Слоник пьет», «Шарик».

       Второй комплекс предназначен для постановки и автоматизации свистящих звуков (с), (з), (ц). При их произнесении кончик языка находится за нижними зубами, губы растянуты в улыбке, достаточно сильно воздушная струя идет посередине языка: «Чистим зубы», «Горка», «Киска сердится», «Загнать мяч в ворота».

     Третий комплекс направлен на постановку и автоматизацию шипящих звуков (ш), (ж), (щ), (ч). При их произнесении широкий язык поднимается к альвеолам за верхними зубами, боковые края плотно прилегают к верхним коренным зубам, теплая воздушная струя идет посередине языка: «Чашечка», «Лодочка», «Грибок», «Гармошка», «Вкусное варенье».                        

     Четвертый комплекс предназначен для постановки и автоматизации звуков (л), (л′). При их произнесении кончик языка поднимается вверх и прижимается к основанию верхних зубов: «Поймаем мышку», «Пароход гудит», «Качели».

Пятый комплекс предназначен для постановки и автоматизации звуков (р), (р′). При их произнесении язык поднят вверх за зубы, его кончик вибрирует в проходящей сильной воздушной струе: «Маляр», «Лошадка», «Грибок», «Барабанщик».








в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.