Памятка для родителей по обучению чтению
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Обучая детей чтению и развивая
фонетический слух, следует помнить
- Наша речь состоит из предложений. - Предложение это законченная мысль. - Предложение состоит из слов. - Слова состоят из звуков. - Звук - это то, что мы слышим и произносим. - Буква это то, что мы видим и пишем. - Звук на письме обозначается буквой. - Звуки бывают гласные и согласные. - Гласные звуки можно петь голосом, при этом воздух, выходящий изо рта, не встречает преграды. - В русском языке шесть гласных звуков " А", "У", "О", "И", "Э", "Ы". - На схемах гласные звуки обозначаются красным цветом. - Гласных букв – десять: «А», «У», «О», «И», «Э», «Ы», «Я», «Ю», «Е», «Ё». - Шесть гласных букв – «А», «У», «О», «И», «Э», «Ы» - соответствуют звукам. - Четыре гласные буквы – «Я», «Ю», «Е», «Ё» - йотированные, то есть обозначают два звука: «Я» [ЙА], «Ю» [ЙУ], «Е» [ЙЭ], «Ё» [ЙО] в начале слова (яма, юла); после гласного звука (маяк, заюшка); после мягкого твёрдого знаков (семья, подъём). В остальных случаях (после согласных) йотированные гласные буквы обозначают на письме мягкость впереди стоящего согласного звука и гласный звук: «Я» - [А], «Ю» - [У], «Е» - [Э], «Ё» - [О] (берёза, мяч). ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Известно, что чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему высказывать свои мысли. Ваш ребёнок будет иметь более широкие возможности в познании мира и в общении с друзьями. Любое нарушение речи может отразиться на развитии и поведении ребёнка. Вырастая, ребёнок осознаёт свой недостаток, становится молчаливым, застенчивым и нерешительным. Это не то будущее, которое хотели бы видеть его родители.
Как помочь ребёнку в домашних условиях, когда вы видите, что он говорит мало, хотя другие дети его возраста произносят уже больше слов? Разговаривайте с ребёнком всё свободное время. Следите за своим произношением: оно должно быть правильным и чистым, а речь – неторопливой и чёткой. Привлекайте внимание ребёнка к губам. Мама может накрасить губы и «поиграть» ими (сложить трубочкой, улыбнуться, затем широко открытый рот и т.д.), а малыш будет охотно подражать. Поиграйте мышцами, которые участвуют в артикуляции звука. Надуйте щёки, сдуйте, втяните их. Надуйте одну щёчку, перенесите воздух в другую.
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Родители давно признаны главными воспитателями своего ребенка. Однако часто они не уделяют должного внимания тем или иным речевым нарушениям. Это связано с двумя причинами: - родители не слышат недостатков речи своих детей; - не придают им серьезного значения, полагая, что с возрастом они исправятся сами собой. Очень важно сделать родителей активными участниками педагогического процесса, научить их адекватно оценивать и развивать своего ребенка. Во – первых, родители являются авторитетом для него, а во-вторых, они ежедневно могут закреплять навыки в непосредственном общении. Коррекционная работа даст положительный результат только в том случае, если логопед, воспитатели и родители станут действовать согласованно. Поскольку нарушение речи отражаются на психическом развитии ребенка, формировании его личности и поведения, родители, которые могут оценить своих детей, услышать их ошибки, должны быть максимально вовлечены в коррекционную работу. Проведение с детьми артикуляционной гимнастики. Консультация для родителей. Мы произноси различные звуки как изолировано, так и в речевом потоке, благодаря подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Точность и сила этих движений развиваются у ребенка постепенно, в процессе речевой деятельности. Их формированию способствует артикуляционная гимнастика, с помощью которой вырабатываются полноценные движения и определенные положения органов артикуляции, необходимые для правильного произношения звуков.
| - Согласные звуки – звуки, которые нельзя петь, так как воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду. - Глухость и звонкость согласных звуков определяются по работе голосовых связок и проверяются рукой, положенной на горло или закрыть уши руками и слушать произносимый звук. - Глухие согласные звуки (голосовые связки не работают, то есть горлышко не «дрожит»): [К], [П], [С], [Т], [Ф], [Х], [Ц], [Ч], [Ш], [Щ]. - Звонкие согласные звуки (голосовые связки работают, то есть горлышко дрожит): [Б], [В], [Г], [Д], [Ж], [З], [Л], [Й], [М], [Н], [Р]. - Твёрдость и мягкость согласных звуков определяются на слух. - Согласные звуки – [Б], [В], [Г], [Д], [З], [К], [Л], [М]. [Н], [П], [Р], [С], [Т], [Ф], [Х] – могут быть твёрдыми (если после них стоят гласные буквы «А», «У», «О», «Э», «Ы») - Твёрдые согласные звуки на схемах обозначаются синим цветом. - И мягкими (если после них стоят гласные буквы «И», «Е», «Ё», «Ю», «Я»). - Мягкие согласные звуки на схемах обозначаются зелёным цветом. - Всегда твёрдые согласные: [Ц], [Ш], [Ж]. - Всегда мягкие согласные: [Й], [Ч], [Щ]. - Подбирая слова для игр со звуками, следует помнить, что Звонкие согласные звуки оглушаются в конце слов (гриб) и перед глухими согласными (кружка).
5. Покупайте свистульки, вертушки, воздушные шарики, соломку для коктейля, чтобы дуть в воде, мыльные пузыри. Так вы выработаете у ребёнка устойчивую воздушную струю, необходимую для формирования звука. 6. Комментируйте его и свои действия. Например: «Сейчас принесу одежду, и мы будем одеваться на прогулку. Что ты наденешь: красную или синюю футболку, штаны или джинсы? Ребёнок вынужден ответить словом, а не жестом, особенно если предметы находятся вне зоны его досягаемости, на верхней полке шкафа.
Несколько раз в день делайте массаж рук, особенно ладошек и пальчиков. Будьте терпеливы, повторяйте все упражнения по 5 раз и более. Подкрепляйте любое занятие положительными эмоциями, заканчивайте упражнения до того, как ребёнок устанет. Ставьте часы перед собой и занимайтесь по 10 – 15 минут, не больше, но 2 – 3 раза в день. Вызывайте речь на сильных эмоциях, например, если ребёнок что – то просит, сделайте вид, что не понимаете. Объясните ему, что и как надо сказать. Он повторит за вами. Занятия должны быть регулярными. Всегда хвалите ребёнка за успехи.
Читайте вслух стихи, сказки, пересказывайте их, играйте в различные речевые игры.
Упражнения подбираются, исходя из правильной артикуляции звука, поэтому их лучше объединять в комплексы. Каждый комплекс способствует развитию определенных движений и положений губ, языка, с его помощью вырабатывается направленная воздушная струя, т.е. всё то, что необходимо для правильного образования звука.
Первый комплекс включает упражнения, необходимые для формирования четкого, правильного произношения всех звуков: «Окошко», «Заборчик», «Улыбка», «Трубочка», «Лопатка», «Часики», «Слоник пьет», «Шарик». Второй комплекс предназначен для постановки и автоматизации свистящих звуков (с), (з), (ц). При их произнесении кончик языка находится за нижними зубами, губы растянуты в улыбке, достаточно сильно воздушная струя идет посередине языка: «Чистим зубы», «Горка», «Киска сердится», «Загнать мяч в ворота». Третий комплекс направлен на постановку и автоматизацию шипящих звуков (ш), (ж), (щ), (ч). При их произнесении широкий язык поднимается к альвеолам за верхними зубами, боковые края плотно прилегают к верхним коренным зубам, теплая воздушная струя идет посередине языка: «Чашечка», «Лодочка», «Грибок», «Гармошка», «Вкусное варенье». Четвертый комплекс предназначен для постановки и автоматизации звуков (л), (л′). При их произнесении кончик языка поднимается вверх и прижимается к основанию верхних зубов: «Поймаем мышку», «Пароход гудит», «Качели». Пятый комплекс предназначен для постановки и автоматизации звуков (р), (р′). При их произнесении язык поднят вверх за зубы, его кончик вибрирует в проходящей сильной воздушной струе: «Маляр», «Лошадка», «Грибок», «Барабанщик». |