Памятка для родителей «Леворукие дети»

0
0
Материал опубликован 4 March 2018 в группе

Памятка для родителей.

«Леворукие дети».


 Надо ли переучивать левшу?

С природными особенностями человека шутить нельзя.  Рукость  (т.е. преимущественная  активность правой или левой руки) является одним из важнейших нейробиологических свойств, весьма индивидуализированных. Её нельзя изменять по своему усмотрению, так как любое вмешательство, тем более в самом раннем возрасте, приводит к непредсказуемым последствиям, которые могут проявиться не сразу, а через несколько лет. И бороться с ними будет очень сложно не только специалистам, но, главное самому ребёнку. Не надо стараться подогнать его под общеизвестные правила: пусть он делает всё той рукой, какой ему удобнее, в крайнем случае при рисовании, в игре давайте ему карандаши, игрушки в обе руки, развивая и правую и левую. Вопросы переучивания решаются только со специалистами в более позднем возрасте.

 Как у них со здоровьем?

Праворукие люди большинство действий осуществляют автоматически. Леворукие, приспосабливаясь, «всё пропускают через голову». Последствия мы и наблюдаем у левшей, в том числе и в детском возрасте: частые эмоциональные срывы, склонность к неврозоподобным проявлениям.  Поэтому дети-левши требуют постоянного контроля за их здоровьем (в том числе за гормональным и иммунным статусом). Необходимо тщательное наблюдение за левшами с точки зрения появления у них аллергий, тиков, энуреза, страхов и бессонницы, эндокринных отклонений и особенностей полового созревания.

Как справляются со своими особенностями дети-левши? Как им помочь?

Дети-левши в процессе развития привлекают максимум внешних, произвольных средств для овладения теми операциями, которые у правшей, как известно, формируются естественно, независимо от их произвольного желания, просто по определённым психологическим законам. Ребёнок-левша как бы всякий раз изобретает способ построения и овладения миром правшей. Воспитывая левшу, следует максимально автоматизировать извне как можно больше операций, используемых им в повседневной жизни. Так, не надо сердиться и ждать, когда ребёнок сам научится (просто глядя на вас) пользоваться ложкой, иголкой, ножницами, кисточкой, завязывать шнурки и т. п. Лучше сразу взять его руки в свои и несколько раз вместе повторить нужное движение. Гуляя по лесу с вашим маленьким левшой, хорошо бы дать ему понюхать, потрогать, если можно – пожевать различные травы, цветы, грибы, кору деревьев. А уж потом объяснить, опираясь на возникшие у него чувственные впечатления, что общего и какая разница между этими растениями.

Леворуким нелегко даётся всё, что связано с необходимостью быстрого переключения с одного процесса на другой. Внешне это проявляется в характерных «застреваниях» в начале любого вида деятельности, в том числе речевого высказывания. В постоянных поисках слов  в спонтанной речи, тенденцией к замене нужных слов близкими им по значению. У детей-левшей часто наблюдается сравнительно поздний дебют самостоятельной речи, и в дальнейшем она недостаточно развёрнута, замедлена, скупа, встречаются моменты неправильного построения предложения, падежных соответствий. Вместе с тем, ребёнок практически всегда полностью сохраняет контроль за речью, понимает, что говорит неправильно, стремится исправить ошибки. Создаётся твёрдое убеждение, что внутренняя речь его намного богаче и ярче внешней.

У детей-левшей очень слабые динамические компоненты движений. Особенно недоступны для них ситуации, в которых необходимы сопряжённые действия обеих рук (особенно если эти действия не синхронны). Нельзя торопить ребёнка, если он не может делать сразу несколько дел, например, что-то писать и слушать вас. Он может сосредоточиться лишь на чём-то одном. Стремясь оказать помощь маленьким левшам, старайтесь им как можно больше давать упражнений, в которых были бы задействованы обе руки или ноги (например, рисовать двумя руками).

Научитесь вместе с ребёнком чётко выговаривать сложные слова и скороговорки. Важно, чтобы он как можно больше слышал красивую и правильную речь. Повторял её, глядя в зеркало – видел, ощущал, слушал и слышал себя. Подберите такие игры, которые вынуждали бы его подбирать однозначно нужные слова. Вообще желательно, чтобы разговаривая с ребёнком, вы перестали понимать его с полуслова. Он должен рассказывать вам то, что хочет, без «мам, ну ты поняла…». Если во время приготовления обеда он рядом, расскажите ему: «Для того, чтобы сварить макароны, мы должны…., первое…, второе…., третье….. А если мы положим макароны в холодную воду…» - здесь можно провести наглядный пример.

Важно:

Леворукость является одним из важнейших нейробиологических свойств организма. Её нельзя изменять по своему усмотрению.

Учить ребёнка вырабатывать алгоритмы действий   (5 шагов) в учебных и жизненных ситуациях, максимально их автоматизировать.

Нельзя использовать приём «посмотри и сделай так». Описание должно быть простым, кратким, точным, показать, как сделать, выполнить их руками.  Ваша задача – буквально заставить тело ребёнка запомнить ту или иную операцию, взаиморасположение в каждом случае его пальцев рук, ног, туловища, головы.

Не рекомендовано раннее начало обучения.


Составитель:

Учитель-логопед, педагог-психолог МБОУ «СОШ № 32» Вершинина Л. А. 

2016-2017 уч. г.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.